Самоанализ
опыты и эксперименты по русскому языку по теме

В данном документе представлен анализ моей работы с 2009 по 2012 годы. Показаны мои достижения, указаны технологии, методы и приемы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_samoanaliz.docx47.23 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ

профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы     МБОУ СОШ № 5 города Новочеркасска

Царьковлой Ларисы Григорьевны

за межаттестационный период

2009-2012  годы

Общие сведения.

Образование – высшее, Ростовский  государственный педагогический университет, 1995 год

Общий стаж работы – 20 лет.

Стаж работы по специальности – 20 лет.

Стаж работы в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 5 – 18 лет.

Дата назначения на аттестуемую должность 01.09.1994

Основание назначения: приказ по школе № 22-б от 05.09.1994

Наличие квалификационной категории: вторая  категория.

Награды:

 - Почётная грамота Мэра г.Новочеркасска (Постановление №1838 от 03.10.2011г.)

- Благодарственное письмо Мэра города Новочеркасска, 2011 год;

- Диплом участника городского фестиваля педагогических инновационных (методических) идей «Инновационный подход к обучению и воспитанию» (приказ УО № 188 от 20.04.2012г.)

- Благодарственное письмо НОУ ЦДО «Отличник» за организацию конкурса «Родное слово», 2012г.

- Благодарственное письмо ГОУК Новочеркасского музея истории донского казачества (2010г.)

Сегодня, когда происходит смена образовательной парадигмы, предлагаются иные подходы к образованию, иной педагогический менталитет. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, компьютерными средствами обучения, использованием телекоммуникационных сетей глобального масштаба, важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками.

Учитель – рупор образования, который вправе выбирать свои методы и формы работы с детьми, свою педагогическую технологию, каждый педагог обязан работать во благо развития ребёнка.

Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта  направлен на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Стандарт ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.  В связи с этим специфика педагогических целей школы в большей степени должна быть связана с личным развитием детей, чем с их учебными успехами.

Имею знания и умения, превышающие требования стандартов педагогического образования; владею современными методами психолого-педагогической диагностики и применяю их в практической деятельности;   владею базовым компонентом содержания русского языка и литературы; глубоко понимаю концепцию школьного курса русского языка и литературы, его ведущие идеи, структуру содержания, логику построения. Уровень теоретических знаний позволяет мне оценивать действующие программы, исходя из совершенного уровня базовой науки, педагогических принципов; адаптировать программу к конкретному классу, обосновав целесообразность корректив; разрабатывать различные варианты уроков на основе этих программ; осуществлять поиск оптимального отбора содержания учебного материала, его структурирования, распределение учебных часов. Успешно применяю современные педагогические технологии (уровневой дифференциации обучения, личностно-ориентированного обучения, проблемного обучения, использование информационно-компьютерных технологий, реализую в соответствии с данными технологиями активные методы обучения. В своей педагогической работе использую различные формы организации познавательной деятельности учащихся (индивидуальную, парную, групповую, коллективную). Владею мониторингом качества образования по русскому языку и литературе, на своих уроках широко применяю разнообразные формы контроля и оценки знаний учащихся (тестирование, самостоятельная работа, диктант с языковым анализом, творческий диктант, терминологический диктант, сочинение-рассуждение, сочинение-описание, сочинение-повествование, сочинение-отзыв, сочинение-рецензия, эссе, путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк, письмо как эпистолярный жанр, контрольная работа). Для более прочного усвоения знаний, навыков использую различные опорные конспекты, таблицы, схемы, образцы, памятки. Нетрадиционные формы проведения урока стимулируют деятельность учащихся, поэтому я использую уроки: лекция, семинар, дискуссия, путешествие, практикум, деловая игра. На таких занятиях стараюсь создавать условия, которые позволяют всем учащимся реализовывать свои интеллектуальные возможности и раскрыть творческий потенциал. Большое значение придаю самостоятельной работе учащихся. Через  формы внеклассной работы(литературные вечера, литературно-музыкальные гостиные, тематические литературно-музыкальные композиции на школьном и муниципальном уровнях, посвященные Дню Победы, Дню Защитника Отечества, 8 Марта, Дню учителя, Дню освобождения Новочеркасска, Дню матери, встрече Нового года, инсценирование эпизодов из художественных произведений, (басен И. А. Крылова: «Ворона и Лисица», «Квартет», экологическая сказка, уроки внеклассного чтения, экскурсии в музеи города Новочеркасска). Стараюсь прививать любовь к урокам русского языка и литературы, к историческому наследию Родины.

   Цель моей педагогической деятельности – эффективное построение учебного процесса для успешного овладения учащимися  базовым уровнем знаний, соответствующим Государственному стандарту образования по русскому языку и литературе, с учетом  разноуровневой подготовки учащихся, а также  в связи с требованиями современного общества, которое нуждается в грамотных гражданах в широком смысле слова. Понимаю, что успех в обучении зависит от содержания,  методов и организационных форм занятий. Они должны активизировать мыслительную деятельность, воображение ребят, вызывать интерес к предмету в целом. В связи с этим уместно вспомнить слова В. А. Сухомлинского, который утверждал, что «интерес к  учению проявляется тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха». Поэтому стараюсь на уроке создавать ситуацию успеха, особенно для отстающих учеников с учетом их индивидуальных особенностей.

Для достижения цели  ставлю перед  собой следующие педагогические задачи:

- совершенствовать формы организации учебно–воспитательной деятельности;

-использовать в учебно–воспитательном процессе новые педагогические технологии;

- вовлекать каждого ученика в познавательных процесс, раскрывая потенциал творческих способностей и возможностей школьников;  

- формировать  навыки устной и письменной речи учащихся, ориентируясь на реальные задачи, которые предстоит решать ученикам в жизни;

- воспитывать умение правильного, целесообразного употребления языковых средств речи;

- прививать навыки самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов;

- формировать устойчивый интерес к изучаемому предмету через классную и внеклассную работу

В своей деятельности я придерживаюсь и использую следующие современные концепции:

Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий. В разработке данной теории активное участие приняли известные ученые-психологи А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, Н.Ф. Талызина и др. Идея данной теории заключается в том, что умственное развитие, как и усвоение знаний, навыков, умений происходит путем интеориоризации, т.е. поэтапным переходом «материальной» (внешней) деятельности во внутренний умственный план;

Теория проблемно-деятельностного обучения. Данная теория реализует два основополагающих принципа обучения: принцип проблемности и принцип деятельности в обучении. Сущность проблемно-деятельностной теории обучения заключается в том, что в процессе учебных занятий создаются специальные условия, в которых обучающийся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживает и осмысливает учебную проблему, мысленно и практически действует в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов ее решения.

Теория личностно-ориентированного подхода (концепция Н. А. Алексеевой, Е. В, Бондаревской, В. В. Давыдова, М. В. Кларина, С. И. Якиманской, Л. И. Новиковой.)Одним из основных условий построения личностно-ориентированного образовательного пространства является компетентностный подход, который обеспечивает каждому учащемуся возможность удовлетворить свои потребности: возрастные, личностные, образовательные. Отношения между педагогом и учащимися субъект-объектные, то есть педагог управляет процессом, учащиеся выполняют указания. Осуществляется обмен знаниями. Компетенция- это личное достояние учащегося, поэтому наиболее успешное формирование компетенций может происходить только в личностно- ориентированном образовательном процессе на основе личностно-деятельностного подхода. Этот подход означает организацию учебной деятельности в определенном личностном или социальном контексте, создающем положительный эмоционально-мотивационный фон, как считает Е. В.Бондаревская. Данные концепции позволяют подготовить в ходе овладения  знаниями по русскому языку человека умелого, мобильного, владеющего не набором фактов, а способами и технологиями их получения, легко адаптирующегося к различным жизненным  ситуациям, в частности, к итоговой аттестации по русскому языку в технологиях ГИА и ЕГЭ. Суть этого подхода заключается в организации постоянно действующей гибкой обратной связи «Учитель-ученик», предполагающей непрерывный процесс построения личностно-ориентированного пространства, которое направлено на индивидуальную поддержку учащихся и характеризуется такими чертами, как сотрудничество, диалогичность, деятельностно-творческий характер, сотворчество учителя и учащихся. Сформулированные педагогические идеи реализую как в учебной, так и в воспитательной деятельности, опираясь на сотрудничество и взаимодействие.

Руководствуюсь принципами, ориентированными на достижение положительного результата:
• становление индивидуального личностного образа, развитие творческого потенциала, самобытности личности ребенка;
• социализация, то есть вхождение ребенка в социум, в жизнь общества, освоение в этой связи различных способов жизнедеятельности, формирование собственных жизненных принципов, осуществление жизненного самоопределения;
• культурная идентификация, то есть обретение ребенком чувства принадлежности к определенной культуре, усвоение ее ценностей, укоренение в культуре и приобретение черт человека культуры;
• духовно – нравственное саморазвитие личности, то есть овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы нравственных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др.), способности делать выбор между добром и злом, измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение).

Главным в своей деятельности считаю личность ребенка, своё предназначение вижу в помощи  при решении его жизненных проблем, личностному росту, достижению успехов в учении, общественной и личной жизни, сохранении здоровья (психологического, физиологического) и индивидуальности.

В связи с этим выдвигаю гипотезу: все дети индивидуальны, приходят в школу с определенным набором способностей, наделенные от природы суммой задатков. Если правильно выстроить работу с ребенком в урочной и внеурочной деятельности, то раскроются именно положительные задатки, способности, склонности, что будет способствовать самоутверждению ученика как личности, а это в свою очередь создаст условия для положительной адаптации и социализации ребенка в жизни, в социуме.

Осуществление учебного процесса в современных условиях требует от учителя широкого кругозора в области философии образования, уверенного владения современными педагогическими концепциями и технологиями, развитых дидактических умений, технологической культуры, рефлексивных и прогностических способностей, навыков работы с информационно-компьютерной техникой. Поэтому особое место в моей деятельности как учителя занимает повышение профессионального мастерства.      Прошла курсы повышения и переподготовки работников образования по программе «Русский язык и литература», (ИПК и ПРО, 2009 год, 144 часа); курсы повышения квалификации в Негосударственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Институт информационных технологий «АйТи» по программе «Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по русскому языку и литературе»( 2011 год, 108 часов)

Важным направлением своей педагогической деятельности я считаю как изучение опыта работы коллег, так и обобщение собственного.

Активно транслирую собственный опыт для коллег в области повышения качества образования и воспитания обучающихся:

В 2009 году выступала на августовской городской конференции учителей русского языка и литературы по теме: «Текстцентрический подход на уроках русского языка».

В 2010 году на семинаре заместителей директоров по воспитательной работе школ города провела открытое внеклассное мероприятие по теме: «Литературно-музыкальная композиция «Семейный альманах военных лет».

В 2010, 2011 годах выступала на заседаниях педагогического совета школы по следующим темам:

  • «Воспитательная система класса, как совокупность компонентов развития личности и коллектива»(протокол №3 от 15.01.2010);
  • «Организация работы по выявлению и развитию одарённости детей» (протокол № 4 от 12.03.2010);
  • Воспитательная система «Стань человеком» ( протокол №2 от 30.12.2011)

В 2010 и 2012 годах выступала на заседаниях школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по следующим темам:

  • «Итоговая аттестация в 9 классах.ГИА» (протокол №3 от 29. 01.2010г.)
  • «Самообразование учителей русского языка и литературы» (протокол №4 от 01.2012г.)

 Были проведены открытые уроки согласно плану работы школьного методического объединения учителей русского языка и литературы:

  • «Семья в жизни и творчестве Л.Н.Толстого» (апрель 2010)
  • «Подготовка к сочинению по картине Г.Мясоедова «Косцы» (октябрь 2010)
  • «Проблема чести и долга в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…» ( октябрь 2011)
  • «Что с нами происходит?» (Раздумья по страницам повести В.Распутина «Последний поклон» (апрель 2012)

    С 2010 года являюсь членом комиссии по проверке работ при прохождении государственной (итоговой) аттестации в форме ГИА-9 с участием ТЭК, в 2012 году – член комиссии по проверке олимпиадных работ по литературе.

  Имею публикацию в электронных ресурсах сети Интернет на сайте «Электронные образовательные ресурсы» (http: //wiki.inteach.ru), где размещена разработка урока  с использованием ЭОР и ЦОР урок по теме: «Образ Ивана Грозного в I части поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

       С целью личностно-профессионального роста целенаправленно занимаюсь самообразованием: изучаю методическую литературу: «Анализ лирики в старших классах: 10-11 классы\ И. Е. Каплан.- Издательство «Экзамен», 2005, Каганович С. Л. «Технология обучения анализу поэтического текста»: Методическое пособие для учителей-словесников, предметный журнал «Русский язык в школе», «Литература в школе», газеты: (приложение к газете «Первое сентября», «Российскую газету»), литературу по психологии, педагогике, использую в работе интернт- ресурсы. При подготовке учащихся к итоговой аттестации использую следующие учебные пособия: «Контрольно – измерительные материалы. Русский язык. 9 класс. Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2009; « Государственная итоговая аттестация. Русский язык ГИА 2012», И.П.Цыбулько, Национальное образование, 2011; 2013; «Русский язык ГИА 9 2013» И.П.Васильевых, М. «Экзамен», 2013; ЕГЭ -2013, Русский язык, А.Ю.Бисеров, М., Астрель; учебно-методический комплекс «Русский язык. Подготовка к ЕГЖЭ», Н.А.Сенина, Ростов-на-Дону, Легион,2012; ЕГЭ 2013, И.П.Цыбулько, М., Национальное образование, 2012.

Знакомство с опытом работы коллег в школах города позволяет мне постоянно повышать свой профессиональный уровень, использовать в своей работе гуманистические общеобразовательные технологии, ориентированные на развитие личности ребенка. Работаю над темой самообразования: « Формирование у обучающихся компетенций связного изложения мыслей в устной и письменной речи».

  Результаты моей  профессиональной деятельности: стабильные результаты освоения обучающимися образовательных программ по русскому языку и литературе на 2 и 3 ступени: русский язык : обученность – 100%, качество знаний от 35% до 58%; по литературе: обученность - 100%, качество знаний –от 45% до 78%; успешная сдача учащимися 9-х и 11-х классов государственной (итоговой) аттестации в форме ГИА и ЕГЭ. Результаты ЕГЭ в 2011 году превышают муниципальный и региональный уровни (средний балл по школе – 63,2( Костяева А. – 90 баллов; Кокоткина В. – 87 баллов; Ермоленко А. -81балл); по г. Новочеркасску – 61,7, по Ростовской области – 60,0). Призовые места обучаемых: Панфилова Юлия - призёр VIII городского фестиваля- конкурса литературного творчества «Взлёт» (диплом 3 степени приказ по УО № 255 от 27.04.2011г.);  Попова Дарья – призёр областного фестиваля детского творчества «Мир начинается с детства» в номинации «Художественное слово» ( приказ по УО № 177 от 10.04.2012г.); Шаталина Марина – 2 место в городе во Всероссийском конкурсе «Родное слово», Филина Виктория – 3 место в городе во Всероссийской игре-конкурсе «Русский медвежонок»

       Стандарты второго поколения подчеркивают, что учитель не только и не столько передает знания ученику, но самое главное - учит, как и где получить эти знания, то есть дает в руки механизмы их получения. Мало дать информацию ученику, надо помочь выработать навыки учебного труда, научить проявлять самостоятельность в процессе получения знаний и их дальнейшем претворении в жизни.

Многое зависит от умения педагога выбирать оптимальные методы и приёмы, определять их место в изучении предмета, правильно строить систему уроков.

Часто задаю себе вопрос: «Как сделать, чтобы уроки  русского языка и литературы были высокоэффективными, активизировали ребенка, способствовали раскрытию творческих способностей его, оставляли след в душе ученика?» Нахожу ответ в практике использования педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Это проблемное обучение, коммуникативные и игровые технологии. Считаю их средством преодоления укоренившегося стереотипа урока, изменения привычных способов общения, демократизации отношений между преподавателем и учеником.

Главное на современном уроке – постановка ученика в позицию субъекта деятельности, добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного поиска, реализация всех его творческих возможностей, полноценное общение с учителем и товарищами. По-моему, решение этой задачи невозможно без изменения стиля взаимоотношений учителя и учащихся.

«Принцип активности ребенка в процессе обучения» был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, то есть применяемой педагогической технологии.

     Основным условием обеспечения результативности учебного процесса, на мой взгляд, является сформированность положительной мотивации в учебной деятельности ребенка. Поэтому особое внимание я уделяю изучению и решению этой проблемы. Основываясь на рекомендациях ведущих педагогов, придерживаюсь определенного алгоритма, включающего несколько относительно самостоятельных, но обязательных организационно-педагогических действий. К ним относятся:

1. Определение и уточнение целей обучения.

2. Изучение исходного уровня мотивации.

3.Определение ведущих мотивов учебной деятельности.

4.Диагностика индивидуальных особенностей мотивации.

5. Анализ динамики мотивации и ее причин.

6. Формирование положительных мотивов обучения.

7.Оценка достигнутых результатов и планирование последующей коррекционной деятельности.

Сформированная положительная мотивация на обучение способствует формированию у учащихся стремления к продуктивной учебно-познавательной деятельности.

Опыт работы с детьми  показывает, как важно уделять значительное внимание  благоприятной психологической обстановке урока, позволяющей раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, сформировать учебно-познавательную и коммуникативную компетенции. В ходе занятий и во внеурочной деятельности я демонстрирую ученику свою открытость для общения, стараюсь подтвердить то «ощущение» знаний, которое он высказывает, побуждаю ученика играть активную роль и быть уверенным в себе. Когда дети активно участвуют в разговоре, выдвигают свои собственные предложения, я стараюсь избегать категоричных суждений, утверждений и двусмысленных вопросов, задавать наводящие и перспективные вопросы, обеспечивать обратную связь.

Задачи достижения  высокой успеваемости и заинтересованности предметом каждым учеником решаю на основе личностно – ориентированного подхода с учётом индивидуальных особенностей учащихся. Обращу внимание, что речь идёт о помощи ребёнку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нём изначально. Использование  личностно – ориентированного  подхода в  обучении позволяет мне:

- создать оптимальные условия для развития ребёнка с учётом сохранения и укрепления его физического и психического здоровья;

- формировать у учащихся умения и навыки рациональной организации учебного труда.

Организация работы на уроках  русского языка и литературы

Основные цели:

  • обеспечить прочное и сознательное освоение учащимися системой знаний и умений по русскому языку и литературе, добиваться не зазубривания, а понимания; воспитывать математическую строгость;
  • формирование навыков самостоятельной работы (в том числе исследовательской деятельности),  устойчивого интереса к предмету;
  • подготовка учащихся к практическому применению полученных знаний на других уроках и в жизни (участие в олимпиадах, поступление в ВУЗ)
  • научить объективно оценивать свои и чужие достижения, проявлять инициативу, воспитывать уважение к чужому мнению, выявлять недостатки, обращаясь к решению, а не к человеку как к личности.

Задачи:

  • обеспечить качественное усвоение предложенного программой базового материала, отработать основные умения и навыки в рамках программы;
  • подготовить необходимую  базу  знаний по предмету для дальнейшего самостоятельного применения на уроках истории,  географии, биологии,  музыки, иностранного языка   и в практической деятельности;
  • научить четко и  грамотно говорить, строить логические цепочки, обобщать, делать выводы, оценивать полученные результаты;
  • научить  получать необходимую информацию из справочной литературы самостоятельно;

Большое внимание уделяю развитию речевой культуры учащихся, пониманию лингвистических и литературоведческих терминов.  Стараюсь развивать навыки монологической речи. Ведь ни для кого не секрет, что  в последнее время существует проблема, связанная с тенденцией снижения речевого развития, что состояние речи современных школьников не вполне удовлетворяет возрастающим потребностям устного и письменного общения.  Сегодня  для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему слову, потому что оно, по мнению П. А. Флоренского, является своего рода амфибией, способной связывать мир внешний с миром внутренним.  Именно слово психические процессы делает понятными, объединяя их с существующей действительностью. Несомненно, работа над умением «чувствовать слово»- процесс  длительный и кропотливый, требующий определенной организации, системы, методической смекалки и выдумки, практического опыта.

     Успех в обучении и воспитании зависит от содержания, методов и организационных форм занятий.  Они должны активизировать мыслительную деятельность, воображение ребят, вызывать интерес к предмету и учению в целом. В связи с этим уместно вспомнить слова В. А. Сухомлинского, который  утверждал, что «интерес к учению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».

Как показывает опыт, разбудить интерес к урокам русского языка и литературы помогают  разнообразные формы  работы  как на уроке, так и во внеурочное время. Внеклассные мероприятия дают дополнительное время и раскрывают возможности развития устной речи. Они способствуют углублению и расширению приобретенных на уроках знаний, тем самым помогая учащимся усваивать программный материал, расширять кругозор, воспитывать языковое чутье и повышать общую языковую культуру. Наиболее эффективными внеклассными мероприятиями по предмету, на мой взгляд, являются: литературная гостиная,  тематические экскурсии в  музеи города Новочеркасска и Ростовской области с последующим обсуждением этих  мероприятий, написание отзывов и рецензий, выпуск литературных газет, участие в предметной неделе по русскому языку и литературе, участие в предметных олимпиадах, диспутах, конференциях.

  Уроки внеклассного чтения по литературе  также способствуют обогащению речи учащихся, развивают самостоятельность и творческие способности ребят,  интерес к предмету, воспитывают  бережное отношение к слову, к богатствам языка. Например, в 2011- 2012 году я проводила в 7-б классе интересный урок по «Песне о царе Иване Васильевиче, молодом опричнике и удалом купце Калашникове» М.Ю.Лермонтова , целью которого было формирование анализирующего наблюдения у учащихся, обеспечивающего необходимую конкретно - образную основу для развития эмоциональной и выразительной речи учащихся на основе чувственного опыта. Кроме того, урок имел большое воспитательное значение, воспитывались нравственные качества доброты, милосердия. В конце изучения данного произведения был проведён  конкурс презентаций. (Конспект урока прилагается). Со своим классом (ныне 8-б класс) приняли активное участие в мероприятиях посвящённых 200-летию Царскосельского лицея. Преимуществом данного мероприятия  с точки зрения развития речевой культуры  учащихся является то, что все ребята класса были привлечены к подготовке праздника. Им пришлось провести большую работу, чтобы окунуться в эпоху А. С. Пушкина. Начали мы с посещения Пушкинского музея при Пищевом колледже. После этого ребята написали отзывы о проведенной экскурсии. Затем они разделились на группы, чтобы провести небольшое исследование о нравах и быте этой эпохи. Они находили материал в литературных источниках  об одежде, о прическах девушек - дворянок, о музыке, которая звучала на вечерах и балах. В итоге  учащиеся класса не только приобщались к  духовному наследию великого русского поэта А.С. Пушкина, но и, работая с различными   литературными источниками, развивали речевую культуру, расширяли знания по литературе о жизни и творчестве А. С. Пушкина и его друзьях - лицеистах, ставших  впоследствии видными государственными  деятелями.

        В своей работе я руководствуюсь принципами научности и доступности. В этом мне помогают удачно выбранные УМК по русскому языку и литературе: по русскому языку в 7, 8,9  классах - учебник под редакцией С. И. Львова, Львовой, в 11 классе - Т. М. Пахновой; по литературе – в 7,8- Г. С. Меркина, в 9 классе - Зинина, Чалмаева, в 11 классе – Журавлева.

       Для разнообразия формы работы я  организую работу в статических парах (вместе работают сидящие за одной партой) и в динамических парах (объединяются в группу сидящие за соседними партами).

 Систему домашних заданий я строю по принципу "минимум - максимум".  Задания-минимум обязательны для всех. Задания - максимум необязательны, рассчитаны на учеников, интересующихся предметом, имеющих к нему склонность.

В своей работе я опираюсь на опыт педагога-новатора, Шаталова Виктора Фёдоровича, а именно любая нежелательная оценка ученика, кроме отметки за контрольную работу может быть исправлена им в оговоренные сроки.

Считаю, что на своих уроках я формирую следующие ключевые компетенции учеников:

  • учебно-познавательные компетенции: приучаю планировать, анализировать, делать самооценку, самостоятельно добывать знания;
  • информационные компетенции:  учу самостоятельно готовить сообщения, проекты с использованием различных источников информации, поиск и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача;
  • коммуникативные компетенции: воспитываю умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, работать в группе, коллективе, отстаивать  свою точку зрения, но при этом уметь  слушать и слышать других сверстников.

Снижение результатов обусловлено возрастными особенностями школьников. Анализируя свою деятельность и выявляя причины слабой успеваемости отдельных учащихся, ставлю перед собой задачу дальнейшего повышения качества знаний, создавая ситуации успеха, повышая самооценку, стимулируя воспитанников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий, без боязни ошибиться и быть раскритикованным. 

На своих уроках я стараюсь создать атмосферу сотрудничества, сотворчества ученика и учителя, формирую у школьников качества, необходимые каждому современному человеку: умение думать, творить, критически осмысливать и оценивать происходящее, отстаивать свои идеи, опираясь на факты, а не на домыслы.

   

В результате своей деятельности  я могу отследить следующий положительный результат.

Выпускники, которых я обучала, поступают в ВУЗы и в дальнейшем успешно их заканчивают.

 

В заключение хотелось бы сказать, что избранные мною педагогические приемы, методы, технологии результативны, целесообразны и  направлены на развитие личности ребенка. Результаты педагогической деятельности подтверждают правильность выбранного когда-то профессионального пути. Главное для меня в работе – ученик со всеми его задатками, потребностями, проблемами. Целью современной школы является формирование личности информационной, то есть способной не только и не столько выполнять свои функции, сколько принимать критические решения и устанавливать новые отношения в быстро меняющейся реальности. От учителя, а значит, от меня, в данных условиях требуется построить педагогический процесс в соответствии с потребностями и целями современного общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ учителя математики.

Цель моей работы повысить уровень математической подготовки выпускников к экзамену и осуществлять педагогическую поддержку индивидуальной траектории ученика. Задачи моей работы формирование математи...

Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом по образованию Ханты-Мансийского района ХМАО.Источник: http://edu.hmrn.ru/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=49&Itemid=87...

Методические рекомендации для написания самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом администрации по народному образованию г.Новоалтайска.Источник: http://kano-nvl.my1.ru/index/0-61...

Форма самоанализа профессиональных достижений педагога

Форма самоанализа профессиональных достижений педагога...

Самоанализ педагогической работы

Метод проектов на уроках культуры родного края и во внеурочной деятельности...

самоанализ педагогической деятельности 2011 г

Муниципальное образовательное учреждениеЧановская средняя общеобразовательная школа №1 Чановского района Новосибирской области...