Методика развития речи
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Методика развития речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_razvitiya_rechi.docx42.96 КБ

Предварительный просмотр:

«Русский язык. Методика преподавания русского языка»

Тема: «Методика развития речи студентов при изучении

 орфографии»

Методика развития речи студентов при изучении орфографии.

План

I. Одно из актуальнейших задач методики обучения орфографии -развитие речи студентов.

II. Развитие речи учащихся при помощи изучения орфографии.

        1. Сущность - орфографического упражнения.

        2. Творческие упражнения.

        З. Комплексные упражнения.

III. Орфографически-речевое развитие учащихся - условие успешного обучения русскому языку в целом.

        Владение орфографически грамотным письмом сегодня рассматривается как показатель речевого развития студентов, поэтому работа по развитию речи студентов в процессе изучения орфографических тем - одна из актуальных задач методики обучения орфографии «Поскольку успехи в овладении правописанием зависят от оеречевого развития учащихся, необходимо на каждом уроке сочетать грамматические задачи с элементами речевой деятельности. Таким образом, развитие орфографической грамотности возможно только в результате
целенаправленного, согласованного развития всех видов речевой деятельности (чтение, аудирования, говорения и письмо). Это нашло отражение в современных стандартах по русскому языку, в ряде программ, в учебниках, некоторых учебных и методических пособиях. Из курса грамматико-орфографической направленности «Русский язык» с начала 90-х гг. ХХ в превратился в курс с ярко выраженной речевой направленностью. Чисто орфографические приоритеты “исчезают”, становятся другими, а именно - направленными на формирование согласованного единства орфографически-речевых умений и навыков, необходимых для становления грамотного письма в практике.
        Между тем нередко приходится слышать: орфографические правила (а именно они составляют основу курса орфографии) так трудны, что при изучении орфографических тем на работу по развитию речи не остается времени. Это глубочайшее заблуждение основанное на неправильном понимании соотношения работы по усвоению языковой сути орфографических правил (фонетической, лексической, грамматической, семантической) и по развитию речи студентов. Только связь этих направлений, как показывает опыт, дает возможность овладеть языковой содержательной сущностью орфографических правил и опираться на нее в ходе письма, обеспечивая тем самым единство языка и мышления, единство теория и практики, знания и навыков.
        Обучение орфографии вневременной школе - это систематическая планомерная работа по:

 
а) усвоению орфографических понятий, призванному обеспечить прочное формирование навыков грамотного письма;

б) усвоению норм правописания на основе выявления и систематизации того языкового содержания, которое составляет базисную сущность каждого орфографического правила;

в) решению словарного запаса студентов;

 
г) обогащению грамматического строя речи;


д) совершенствованию всех видов речевой деятельности (чтения, слушания, говорения и письма) в их единстве и взаимосвязи.

 
Усвоение прописных и речевых умений и навыков достигается разнообразными упражнениями, постепенно усложняющимися от этапа к этапу и последовательно опирающимися на виды речевой деятельности и её типы - рецептивную, репродуктивную, продуктивную, что отражает градацию правописных и речевых умений и навыков: от работы с образцом (рецептивной деятельности) - к самостоятельной работе по анализу и синтезу орфографических написаний в готовой речевой модели (тексте) (репродуктивной деятельности) и, наконец, к творческой работе (продуктивной деятельности). Такое расположение материала обеспечивает осознанное изучение, закрепление и повторение содержательной (языковой) сущности орфографических правил, необходимых для становления грамотного письма, и способствует интенсивному речевому развитию студентов.


Разумовская М.М. Методика обучения орфография в школе: Кн.для учителя —2 —е изд., доп. — М., 1996-
с.53

        Как показывает практика, орфографически-речевое развитие студентов дает свои положительные результаты при использовании системы развивающих упражнений трех типов: сущностно-орфографических, творческих, комплексных.
        Данное деление развивающих упражнений на типы опирается на характер основного задания и является в определенной степени условным, так как каждый названный тип упражнений содержит в себе черты всех трех типов. Поэтому каждое упражнение обязательно включает несколько заданий (при одном ведущем), например (в комплексе) на формирование речемыслительной, а затем - речетворческой деятельности в процессе письма.
               
I Сущностно-орфографические упражнения.
        Эти упражнения мы назвали так потому, что они прежде всего нацелены на отработку языковой содержательной сущности орфографического правила, которая составляет основу “пошаговости” речемыслительных действий при выборе правильных написаний, а также способствует становлению прочных орфографических умений и навыков в процессе письменной речи.
        Система сущностно-орфографических упражнений в практике обучения составляет основу первых уроков по закреплению каждого вновь изученного орфографического правила .
        Задания к данным упражнениям формируется по принципу - от простого к сложному. Поэтому уже с первых упражнений демонстрируем студентам образцы выполнения. Затем сложность заданий постепенно возрастает, как и степень самостоятельности студентов при выполнении. Таким образом, студенты последовательно и систематично (например на базе 7-10 небольших упражнений данного типа) усваивают способ написания на основе правила.
        Кроме того, благодаря данным упражнениям отрабатывают и другие важнейшие умения: обнаруживать орфограммы; характеризовать их и соотносить с правилами, определять фонетические, лексические, грамматические, семантические признаки, от которых зависит выбор правильного орфографического написания; опираться на правила в затруднительных случаях при письме; производить разбор слов по составу с целью опознавания орфограмм в морфемах; воспринимать орфограммы на слух; классифицировать орфограммы; доказательно (на основе правил) обосновывать выбор написания; списывать недеформированный связанный текст с предварительным анализом (или без него) правописания указанных слов и значимых частей слов и др.
        Формирование данных орфографических умений не сможет совершаться мгновенно, оно требует времени, диктует этапы в развитии процесса обучения. Сначала закладываются лишь основы орфографических умений и навыков, которые требуют дальнейшей тщательной отработки на новом (по сравнению со средним звеном) уровне лексики.
        Название сущностно-орфографических упражнений как раз и состоит в том, чтобы студенты на специально подобранных, заданиях приобретали первоначальные навыки правописания на основе правил, развивали свои речевые умения.
        Названые упражнения могут состоять: а) только из слов; б) из словосочетаний; в) из разрозненных предложений; г) из связного текста. Но все они обязательно должны быть насыщены изучаемым орфографическим материалом. С помощью таких упражнений происходит постепенное становление орфографического навыка, прячем не механическим путем, а путем отработанных, осознанных речемыслительных действий по применению орфографических правил в ходе письма. Активная мыслительная деятельность студента, сознательное применение правил к каждому конкретному случаю написания является обязательным и непременным требованием для выполнения сущностно-орфографических упражнений. Поэтому мы рассматриваем сущностно-орфографические упражнения как процесс зарождения и развития осознанного орфографического знания на основе понимания фактического языкового содержания орфографических правил.
        В работе с сущностно-орфографическими упражнениями большое значение занимает роль преподавателя, направляющая и регулирующая деятельность студентов для достижения конечного результата, т.е. выработки навыка.

Г.Н. Приступа отмечал: «... чтобы упражнения были эффективными, они должны выполняться в системе. Важнейшим же звеном системы является их последовательность».
        Обобщим сказанное. Сущностно-орфографические упражнения реализуют с помощью следующей системы: 1) списывание недеформированного связного текста; 2) выборочное письмо; З) объяснение, обновление написанного (на основе краткого логического рассуждения с помощью правил орфографии); 4) классификация орфограмм;
5) поморфемное письмо; б) определение языковых (лингвистических) признаков, от которых зависит выбор
орфографического написания; 7) подбор собственных примеров; 8) составление предложений или словосочетаний с опорой на данное слово; 9) комментированное письмо; 10) словарный диктант; 11) контрольный диктант с грамматико-орфографическим заданием.
        Приведем несколько примеров сущностно-орфографических упражнений:
        Упражнение 1
        Спишите
. В выделенных существительных поставьте ударение, обозначьте основу и окончание. Объясните графически правописание окончаний.
За околицей послышалось блеяние овец и мычание коров. Первой во двор вошла корова Мила, рога калачом. Вслед за коровой вошла телочка Нежка. У Нежки желтая спина, а ноги белые, будто в чулках, во рту она держала букет ландышей. (По
Л. Воронковой).
        Упражнение 2
        Выпишите из предложения слова с пропущенными буквами. Объясните графически их
 выбор. Образец: разыграна, поиграл.
1)Пьеса была раз..грана в открытом театре в саду. (А. Куприн). 2)Потом Басаргин, присев на корточки, долго рылся в книжных полках, пока не раз..скал толстый справочник под названием “Флора России”. (К. Паустовский). З) Сергей Сергеевич с некоторым замешательством по. .грал часовой цепочкой. (И. Тургенев).
4) Листницкий вышел из вагона на каком-то без..мянном полуострове. (М. Шолохов). 5) Чувство без..сходного горя, которое ничем невозможно было уменьшить, охватило Артема. (Г. Марков).
        Упражнение З
        От порядковых числительных образуйте наречие. Запишите получившиеся слова. Образец: девятый - в-девятых.
Первый, второй, четвертый, пятый, шестой.
                                   II. Творческие упражнения.
        Переход к данному типу упражнений в обучении осуществляется постепенно, по мере выработки устойчивого умения использовать способ определения написания на основе правил орфографии. Поэтому наряду с орфографическими заданиями вполне допустимы и задания с элементами творческого письма (например: «Опираясь на данные словосочетания, составьте простое распространенное предложение; устно объясните правописание предлогов со словами»).
        Орфографическая грамотность студентов может быть достигнута не только путем выполнения чисто орфографических упражнений, но и в процессе творческого письма, когда студент излагает свои мысли по какому-либо вопросу. Причем роль и значение творческого письма в овладения орфографической грамотностью по мере удаления от начальной стадии орфографических занятий будет все больше возрастать. “Учить применять орфографические правила к условиям творческого письма
следует постепенно, не ставя перед необходимостью сразу в усложненных условиях иметь дело со всеми многочисленными орфографическими правилами”, - советовал Д.Н. Богоявленский.
        Студенты постепенно приходят к творческому письму, но даже и тогда, когда активизируется их творческие мышление, отработка опоры на фактические правила орфографии в процессе письма не прекращается. Творческие упражнения помогают закрепить уже приобретенные умения и навыка и совершенствовать их на основе речевой деятельности. Творческие упражнения - это такой вид учебной работы, в котором в большой степени заложено личное начало. С помощью творческих упражнений развиваются умения понимать чужой текст, создавать собственные высказывания, правильно строить свою речь в соответствия с нормами и стилями литературного языка. В ходе их выполнения студенты учатся самостоятельно пользоваться изученным языковым материалом при создании свободного письменного высказывания.
        К творческим упражнениям относим следующие виды работ; 1) диктанты творческой группы; 2) работа с разного рода лингвистическими словарями; 3) составление рассказа на лингвистическую тему; 4) сочинения на «свободную» тему в различных функциональных стилях и типах речи с опорой (и без) на данные слова (и словосочетания) или по данному началу;
5) письменные ответы на вопросы лингвистического содержания; 6) обобщение орфографического материала с помощью таблиц; 7) обобщение орфографическою материала в виде плана рассказа на лингвистическую тему; 8) подбор примеров на определенную орфограмму из художественных произведений (или произведений устного народного творчества); 9) выявление орфографических норм как норм культур речи; 10) сравнение и сопоставление смешиваемых написаний; 11) занимательно-орфографические упражнения; 12) письменный пересказ связного текста (полный, сжатый, выборочный); 13) письменные ответы на вопросы нелингвистическою содержания (в форме полного связного высказывания); 14) краткие письменные ответы на вопросы нелингвистического содержания; 15) составление диалога (в письменной форме) на определенную тему в соответствии с нормами речевого этикета и всеми нормами литературного языка.
        Например:
        Упражнение 1
        Определять с помощью любого толкового словаря русского языка значение слов день и дворец. Скажите, в каком случае данные существительные - имена собственные, а в каком - нарицательные. Запишите примеры.
        Упражнение 2
        Предложите своим одногрупникам принять участие в беседе на тему «Значения приставок пре- и при-», составьте вопросы для беседы. Каким типом речи вы воспользовались и почему?
        Упражнение З
        В ХIХ веке предлог вослед употреблялся лишь в поэтической и возвышенной книжной речи. Например: «Задумчиво безмолвный хан душой вослед ему стремятся». (А. Пушкин). Существует ли слово вослед в современном русском литературном языке? Употребляется ли оно в обычной речи? Назовите синонимичные ему производные предлоги.
                            III. Комплексные упражнения.
        Комплексные упражнения - это упражнения с таким характером заданий, когда внимание студентов сосредоточивается сразу на двух группах орфограмм: 1) на написаниях, регулируемых правилами (правилонаправленных написаниях); 2) на написаниях, не регулируемых правилами, а также на словах, которые пишутся с прописной буквы. Такие упражнения способствуют систематизации знаний, обеспечивают преемственность в обучении и дают возможность повторять ранее изученные орфограммы на новом (по сравнению с предыдущем этапом обучения) уровне лексики. Кроме того, все комплексные упражнения имеют коммуникативную направленность, что способствует развитию связной речи студентов. В основу упражнений с комплексными заданиями были положены следующие методические принципы: 1) принцип органического единства ранее изученного материала с вновь изучаемым (что дает студентам возможность отработать до навыков уже имеющиеся знания и умения и освоить под руководством преподавателя новое); 2) принцип систематического сосредоточения в поле зрения студентов определенной группы орфограмм (когда внимание сосредотачивается сразу на 3-5 орфограммах); 3) принцип формирования коммуникативных умений и навыков.
        Упражнения с комплексными заданиями формируют «определенные языковые умения. навыки, сравнения и оценки фактов языка, воспитывают орфографическую зоркость, развивают чувства языка, способствуют общему развитию учащихся» (ММ, Разумовская).
        Данные упражнения полезно использовать на каждом уроке как в начале занятия (в виде «орфографических пятиминуток»), так и в конце (на этапе закрепления изученного). Кроме того, в конце учебного года, когда программный материал практически изучен, студенты могут выполнять целую серию (из 2
5-30) упражнений комплексного характера, тем самым повторяя и закрепляя за год орфографический материал. Таким образом, в конце учебного года упражнения с комплексными заданиями составят главное содержание учебной работы на этапе подготовки студентов к экзамену.
        Тексты для комплексных упражнений целесообразно использовать связные недеформированные (без пропусков букв), воспитывающие у студентов понимания художественного текста как явления искусства родного слова.
        Обращение на уровне русского языка к «безукоризненным образцам», каким являются отрывки из произведений художественной литературы - одно из средств создания развивающей личность речевой среды, о чем писала Л.П. Федоренко: «Развивающий потенциал среды тогда оптимален, когда обеспечены учебные средства, дальнейшее образование в области поэтики. Это учебные средства активизируют и развитие высших эмоций, обеспечивают полноценное развитие личности ученика».
        Для комплексных упражнений можно использовать тексты из научно-популярной литературы, расширяющие кругозор студентов об окружающем мире, об отечественной истории и культуре. «Нельзя допустить, чтобы язык, особенно - родной язык, язык отцов - «отечественный» (Ф.И. Буслаев), изучался всего лишь как «информационное средство»: такая опасность - составляющая общего тяготения к бездуховности».
        Приведем примеры комплексных упражнений:
        Упражнение 1
        Прочитайте текст. Найдите в нем изобразительно-выразительные средства языка. Какова их
 роль в тексте? Устно объясните правописание имени собственного. Выпишите слова с орфограммой в корне: а) проверяемая безударная гласная; б) непроверяемая безударная гласная. Обозначьте орфограммы, выделив морфему.
        Что можно увидеть в Мещерском крае? Цветущие луга, сосновые боры, лесные озера, стога, пахнущие сухим и теплым сеном. Сено в стогах держит тепло всю зиму. Мне приходилось ночевать в стогах, когда трава покрывается инеем, как солью... А над лугами шел холодный дождь, и ветер налетал косыми ударами. (По К. Паустовскому).
        Упражнение 2
        Спишите. Устно объясните написание слов с большой буквы. Почему глагол
жемчужиться в одном предложении пишется с мягким знаком, а в другом - без мягкого знака? Разберите по составу прилагательное самовлюбленный и существительное искусство. Назовите в них все орфограммы. С помощью любого толкового словаря русского языка объясните значение слова кокошник.
        На Руси с давних времен был широко распространен жемчуг речной. В бассейне Онежского озера и Заонежья, на Волге, около Ярославля, в притоках Амура добывали его искатели. Крупный, круглый, ровный жемчуг называли скатным. В русском языке существовал глагол жемчужиться. «Она жемчужится», - так говорили о самовлюбленной спесивой девушке. В ХVI-ХVII веке в России было распространено искусство расшивать жемчугом кокошники.(Из журнала «Русская речь»).
        Упражнение З
        Прочтите. Выпишите из текста сложные слова и объясните графически их правописание. Почему в слове издавна на конце пишется буква а? Устно объясните, что обозначают слова, написанные с большой буквы. Расскажите, какой вид народного творчества близок вам и почему.
                       Славный город Великий Устюг.
Городом-музеем или городом-заповедником называют этот небольшой старинный северный город, что раскин улся на берегу реки Сухоны. Издавна славится он своей архитектурой, белокаменными храмами, монастырями да красивыми купеческими особняками, а еще - и это, пожалуй, самое главное -своими мастерами, которые преуспели во всех видах народного искусства: в резьбе по дереву и в художественной обработке металла, в керамике и в ткачестве, в вышивки и в кружевоплетении...
        Все, что производят эти чудо-мастера, и не перечислить! Лучшие их
 творения показывают на выставках в других городах России и за рубежом.         Особый восторг у посетителей выставок вызывают нарядные ларцы, чаши, кубки, ювелирные украшения из золота и серебра, покрытые эмалью. Эмаль раньше называлась финифтью, ее знала еще Древняя Русь, но и сегодняшние мастера любят этот вид искусства за красочность, цветовую гамму, за то, что изделие с годами не тускнеет, а сохраняет первоначальную свежесть. (Из «Детской деловой газеты»).
        Система развивающих упражнений трех типов (сущностно-орфографические упражнения, творческие упражнения, комплексные упражнения) подчинена задаче активизации как коммуникативных, так и внутренних функций языка, а именно: формированию внутренней речи; эстетической функции письменного (и устного) выражения своих (и чужих) чувств в форме связного целостного высказывания в соответствия с определенным функционально-смысловым и стилевым типом речи и всеми нормами литературного языка; когнитивной функций, творческой.
        Аксиоматичная для сегодняшнего обучения русскому языку идея: студенты должны уметь «правильно воспроизводить чужой текст и создавать свой» была высказала Н,А. Пленкивым еще в 1974 году.
        Одновременное овладение орфографическими и речевыми умениями и навыками на основе развития всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи, как показывает практика, становится условием успешного обучения русскому языку в целом, так как способствует становлению сознательной, творческой активности и самостоятельности студентов при руководящей роли преподавателя в процессе понимания родного языка как формы выражения национальной культуры.
        Именно орфографически-речевое развитие студентов, осуществляемое от урока к уроку, способствует решению проблемы осознания студентами содержательной (языковой) сущности каждого правила орфографии, «пошаговости» способа орфографического действия при выборе правильного написания в ходе письма, необходимости знания основных орфографических и речевых понятий, ограниченного единства в формировании правописания и речевых умений и навыков, что позволяет совершенствовать такие качества речи, как орфографическая правильность (соответствие нормам правописания), чистота, логичность, выразительность, богатство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика развития речи на уроках русского языка

формы и методы развития речи на уроках...

Применение методики В.Ф.Шаталова на уроках литературы и развития речи

В статье рассказывается об использовании методики В.Ф.Шаталова на уроках литературы и развития речи....

Основположники методики развития речи

К. Д. Ушинский называл родной язык «удивительным педагогом». «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на ...

Освоение методики развития речи на уроках русского языка в коррекционной школе V вида

Освоение методики развития речи  на уроках русского языка в коррекционной школе V вида...

Современная авторская методика по развитию речи "Пишем сочинение вместе"

Современная авторская методика по развитию речи "Пишем сочинение вместе"Методика разработана  Минераловой И.Г., доктором филологических наук,  профессором  кафедры русской ...

Методика развития речи

Доклад. Методика развития речи....