Карта инновационной деятельности учителя
материал по русскому языку по теме

Ковалёва Елена Евгеньевна

представление собственного педагогического опыта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационная карта инновационного педагогического опыта

I. Общие сведения 

Ф.И.О. автора опыта

 

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом 

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала 

Стаж работы в должности 

Ковалёва Елена Евгеньевна

МОУ « Лицей №7» г.о. Саранск

Учитель русского языка и литературы

18 лет

  

II. Сущностные характеристики опыта 

1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

 Пути повышения мотивации школьников в овладении русским языком.

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

 Создание условий для развития личности ученика и успешного его обучения.  Переход к ФГОС требует не только передачу, воспроизведение накопленных знаний и умений, но и постоянное адаптирование к изменениям в образовательном пространстве, ориентацию на запросы современного рынка труда, умения ориентироваться в потоке неконтролируемой информации, использование информационных технологий.

3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, информационно -  коммуникационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

 Внедрение новых технологий: коммуникативно-информационных, дискуссионных, личностно – ориентированных. Организация сотворчества с целью проявления и развития творческих способностей ученика.  Использование в  работе личностно-ориентированного обучения, проектные методы обучения, здоровьесберегающие и информационно-коммуникационные технологии, которые способствуют раскрытию творческого потенциала, обеспечивают развитие и саморазвитие личности школьника. Наибольшую ценность имеют работы исследовательского характера, проводимые  с учащимися, как на уроках, так и во внеурочной работе, способствующие формированию аналитических навыков, умения работать с первоисточниками. Использование здоровьесберегающей технологии, целью которой является укрепление и развитие физического и психического здоровья учащихся,  на уроках создается благоприятный психологический фон, условия для самовыражения. Все это позволяет повышать не только качество знаний учащихся и их интерес к предмету, но и развивать индивидуальные способности школьников.

4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

  Переход от установки «формирование» к установке «саморазвитие», создание у учеников положительной мотивации к самостоятельной деятельности.                                                                                 Трудоемкость ИПО раскрывается через построение системы работы. Данная методика может быть эффективна при наличии в ОУ заинтересованных педагогов. Преимущества – развитие познавательной активности школьников, мотивации к учению.

5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

 Для успешной реализации необходимо выполнение следующих условий: мотивация учителя на данный вид деятельности; создание ситуации успеха для каждого ученика; педагогика сотрудничества.

Ковалёва Е.Е. – педагог первой квалификационной категории                                                                                                        

6.Результат изменений

  •     Учащиеся  - победители и лауреаты Российского  конкурса «Интеллект -экспресс» в номинации « Конкурс по русскому языку    «Зебра», в номинации по литературе « Книголюб».                                                 

    Призёры муниципальных олимпиад по русскому языку и литературе.

В целом повышается уровень знаний учащихся, а также интерес к обучению;                                                                                                          резко возрастает уровень наглядности;                                                      заметен рост производительности труда учителя и учеников;                                                         побуждается интерес учащихся к созданию проектной деятельности, увеличивается количество учащихся, принимающих участие в конкурсах разного уровня.

7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

  1. «Притяжательные прилагательные», ЭОР, 2012г.

2.«Имя прилагательное как часть речи», 2014г.

3. «Методическая проблема: «Пути  повышения   мотивации школьников в овладении русским языком», 2014г. 4.

4. Размещение материалов на Интернет – сайте:

 http://nsportal.ru/uchitel-kovalyova-elena-evgenevna

III. Описание инновационного опыта учителя 

            Методическая проблема, над которой я  работаю: «Пути  повышения мотивации школьников в овладении русским языком».

    В чем актуальность проблемы? Воспитание речевой культуры учащихся – одна из основных задач, стоящих перед школой.  В настоящее время очень  важным является повышение эффективности урока русского языка как основной формы обучения и воспитания учащихся.
   В системе образования предмет “Русский язык” занимает центральное место. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка, формирует его понятийный  аппарат, развивает абстрактное мышление, память и воображение.
  Известно, что грамотным ученик становится только в результате многократных упражнений в письме и систематического повторения теоретических сведений. Этому способствуют разнообразные формы работы на уроке: орфографические зарядки,  словарные диктанты по изученным темам ,диктанты « Проверь себя».   Используя перечисленные виды заданий,  большое внимание уделяю работе по исправлению ошибок во всех  формах  деятельности учащихся: домашних и классных, контрольных и творческих работах. Стараюсь в своей педагогической практике разнообразить формы обучения, находить оптимальные методы и приемы.
 Поскольку традиционные способы обучения не всегда в состоянии обеспечить усвоение материала всеми учащимися, возникает необходимость умелой организации учебной деятельности на уроках. Чтобы создать условия для формирования этой деятельности, необходимо сформировать познавательную мотивацию.  Считаю, что
положительно изменить многое в отношении детей к учению может творческий подход учителя  к подготовке и проведению уроков.
Для того, чтобы поддерживать в течение урока внимание детей, организовываю активную  мыслительную деятельность учащихся.
Провожу уроки разных  типов в соответствии с целями и задачами:
1.уроки изучения нового материала;
2. урок обобщения и систематизации знаний;
3. урок проверки знаний, умений и навыков.
4.уроки-лекции;  уроки-беседы;
5.уроки-практикумы;  уроки-диалоги;
6. уроки-зачеты;
7. уроки-игры;
8. интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях.

Каждый тип урока имеет свою мотивацию, время, место и форму проведения, соотносится с содержанием, уровнем сложности изучаемого материала, реализуется в особой атмосфере взаимопонимания и доверия.

    Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к русскому языку, но и  развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов.

Такие занятия позволяют шире вводить элементы занимательности, что повышает интерес к предмету. Нетрадиционные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности.
   Ребята с большим интересом принимаются за самостоятельные творческие поиски (создают презентации, творческие проекты). Они с удовольствием участвуют в школьных и городских олимпиадах, в конкурсе чтецов. С каждым годом увеличивается количество участников международной игры-конкурса “Русский медвежонок - языкознание для всех”. Ребята активно принимают участие в предметных олимпиадах, в заочных конкурсах по русскому языку и литературе.   Положительные результаты подтверждают необходимость использования нетрадиционных форм на уроках русского языка. Нетрадиционные уроки вызывают у учащихся интерес, учат общаться друг с другом. Кроме того, они способствуют формированию мотивации учения и познавательной деятельности, повышают активность учащихся, повышают общий уровень культуры.

IY. Экспертное заключение 

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений

        Областной, региональный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта инновационного опыта учителя 2010-2011 учебный год

В основу метода проектов положена идея, составляющая сущность проекта, его направленность на результат, который может быть получен путем решения практически или теоретически значимой проблемы. Чтобы д...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ ШКОЛЫ №32 г. САРАНСКА ЖУРАВЛЕВОЙ ЛЮДМИЛЫ ВИКТОРОВНЫ

Тема инновационного педагогического опыта: интеграция биологии с другими предметами , с использованием ИКТ...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ ШКОЛЫ №32 г. САРАНСКА

Тема инновационного педагогического опыта  :интеграция уроков биологии с другими предметами , с использованием ИКТ....

Карта инновационного опыта учителей Школы передового педагогического опыта МБОУ СОШ №1 п. Степное Советского района Саратовской области

Карта инновационного (передового) педагогического опыта учителей участников группы Школа передового педагогического опыта по итогам работы в 2011-2012 учебном году....

Инновационная деятельность учителей географии, направленная на работу с одаренными детьми. Обзор интернет-конкурсов для учащихся и учителей"

В данной презентации описаны основные виды деятельности учителя по работе с детьми по повышению интереса к предмету, а также дан краткий обзор интернет- конкурсов для учителей географии, учащихся с ук...

Карта инновационной деятельности учителя физической культуры.

Карта инновационной деятельности при прохождении аттестации учителей физической культуры....

Информационная карта инновационной деятельности учителя

Тема инновации (нововведения) - "Применение ИКТ – технологий  в образовательном процессе". Комплекс задач, обеспечивающих достижение цели инновации (нововведения) -...