Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Синонимы.5 класс"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Титова Любовь Алексеевна

Тема: «Синонимы» (раздел «Лексика») (Учебник «Русский язык. 5 класс» под ред. М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и др.)

Тип урока: объяснение нового материала.

Цель урока: формирование представлений о синонимах и синонимии в русском языке, развитие речи учащихся, освоение лексических и грамматических норм русского языка, развитие логического мышления, эстетическое и патриотическое воспитание.

Технологии урока: игровые формы, диалоговый метод, создание проблемной ситуации, эвристическая подача материала, групповая, парная, индивидуальная работа.

Оборудование урока: презентация, раздаточный материал, карточки для ребуса, карточки с заданием для орфографической разминки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass.sinonimy.docx170.58 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе.

Ерохина Л.А., учитель русского языка и литературы, к.ф.н.

Тема: «Синонимы» (раздел «Лексика»)

 (Учебник «Русский язык. 5 класс» под ред. М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и др.)

Тип урока: объяснение нового материала.

Цель урока: формирование представлений о синонимах и синонимии в русском языке, развитие речи учащихся, освоение лексических и грамматических норм русского языка, развитие логического мышления, эстетическое и патриотическое воспитание.

Технологии урока: игровые формы, диалоговый метод, создание проблемной ситуации, эвристическая подача материала, групповая, парная, индивидуальная работа.

Оборудование урока: презентация, раздаточный материал, карточки для ребуса, карточки с заданием для орфографической разминки.

Ход урока (план-схема).

  1. Вступительное слово учителя.

Физ. минутка, выполнение упражнений для концентрации внимания.

Задействованы регулятивные УУД.

  1. Орфографическая разминка.

Повторение словарных слов и орфографических правил, отработка навыков нахождения ошибкоопасных мест в слове и графической работы с орфограммами.

Задействованы познавательные и коммуникативные УУД. Элементы соревновательной технологии.

  1. Определение темы.

Повторение материала по фонетике и грамматике, решение ребуса. Запись темы урока.

Задействованы познавательные, коммуникативные УУД, УУД самодиагностики и самоконтроля. Игровая технология.

  1. Анализ текста. Эвристическая беседа. Индивидуально-групповая работа.

Чтение и анализ текста. Нахождение речевой ошибки. Корректирование текста. Работа с лексическими группами слов. Обсуждение лексических различий. Формулирование определения, что такое синонимы. Сверка вывода с теоретическим материалом учебника.

Задействованы коммуникативные, познавательные УУД. Технология  создания проблемной ситуации.

  1. Распределительная, классификационная работа. Работа в парах.

С опорой на сделанные выводы выполняется работа по группировке слов в зависимости от нюансов лексического значения. Работа выполняется в парах, проверяется в группе. На основании выполненной работы раскрывается материал о группах синонимов в русском языке.

Задействованы коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД. Диалоговый метод.

  1. Работа со словарём синонимов. Работа в группе.

Ознакомление со структурой словаря, правилами его использования. Тренировочное упражнение с использованием словаря синонимов. Групповое выполнение работы.

Задействованы коммуникативные, познавательные, регулятивные, поисковые УУД. Технология создания проблемной ситуации, создание проекта.

  1. Подведение итогов урока. Самодиагностика и самооценивание.

Работа с анкетой по итогам урока. Рефлексия и самооценивание.

Задействованы УУД самодиагностики и самоконтроля. Технология обратной связи.

  1. Домашнее задание. Дифференциация сложности.

Озвучивание дифференцированного домашнего задания.

Задействованы УУД самодиагностики и самоконтроля. Технология дифференцированного обучения.

Технологическая карта урока.

Этап урока

Действия учителя

Действия ученика

УУД

Вводный 

(слайд 1)

Вступительное слово. Постановка целей и задач, озвучивание регламента урока. Озвучивание и проведение упражнений для физ. минутки, упражнений на концентрацию внимания

Слушание. Саморегуляция. Психологическая подготовка. Выполнение разминочных и активизирующих внимание и память упражнений.

УУД регулятив-ные, познавательные.

Орфографическая разминка

(слайд 2)

Постановка задания. Контроль выполнения. Коррекция ошибок. Оценивание работы.

Выполнение задания: комментирование, орфографическая запись, графические обозначения, самоконтроль.

познавательные и коммуника-тивные УУД

Ребус к теме урока

(слайд 3)

Озвучивание задания. Контроль выполнения, корректирование выполнения, озвучивание результата.

Решение ребуса: повторение грамматики и фонетики, работа с исключением лишнего, формулирование темы.

познавательные и коммуника-тивные УУД

Анализ текста.

Эвристическая беседа

(слайд 4)

Озвучивание задание, сопровождение выполнения, проведение беседы, контроль за выполнением, помощь в формулировании выводов.

Анализ текста, корректирование текста, формулирование выводов, контрольное чтение материала учебника.

познавательные и коммуника-тивные УУД

Распределительная работа. Работа в парах.

(слайд 5)

Постановка задания, сопровождение и контроль выполнения, сообщение нового теоретического материала.

Распределение словесного материала по группам, анализ оттенков лексического значение, эмоционально-экспрессивного, стилистического фона слов, изучающее слушание.

коммуника-тивные, познавательные, регулятив-ные УУД.

Работа со словарем синонимов

(слайд 6)

Слово о словаре синонимов, контроль чтения, концентрация внимания учащихся, сопровождение выполнения творческого задания.

Выполнение творческого задания с использованием статей из словаря синонимов, формулирование выводов о художественном потенциале синонимов в русском языке.

коммуника-тивные, познавательные, регулятивные, поисковые УУД.

Подведение итогов урока.

(слайд 7)

Проведение анкетирования, анализ работы класса на уроке, выставление индивидуальных оценок.

Саморегуляция и самооценивание в ходе ответов на вопросы анкеты

УУД самодиагностики и самоконтроля

Домашнее задание

(слайд 8)

Озвучивание дифференцированного домашнего задания, комментарий к выполнению.

Контрольное слушание, выбор задания для самостоятельной работы.

УУД самодиагностики и самоконтроля

Конспект урока.

  1. Вступительное слово учителя:

Сегодня мы продолжим своё знакомство с чудесами лексики русского языка, совершим немало интересных открытий и попробуем прикоснуться к прекрасному.

Но прежде нужно подготовить себя к уроку, активизировать нашу память, внимание, создать благоприятный настрой.

Выполним для этого простые упражнения.

 «Росток». Уверенно встать на всю стопу, сделать глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх, потянуться как можно выше, не отрывая пятки от пола, вернуться в исходное положение. Повторить три раза. (Повышение активности организма)

 «Гибкая шея». И.п.: сидя или стоя. 1. руки – за голову; локти развести широко, голову наклонить назад; 2. – локти вперед; 3 – 4 – руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед. Темп медленный. Повторить  3 раза. (Улучшение мозгового кровообращения)

 «Скажи, какой цвет»  Задача – назвать цвет, которым написано слово. (Развитие концентрации внимания)

«Найди верный путь» Нужно проследить зрительно путь от каждой цифры к букве и записать результат. (Развитие концентрации внимания)

(Ключ к заданию: 1-А; 2-В; 3-Г; 4-Б)

Теперь, когда мы получили положительный заряд энергии и сконцентрировали своё внимание, приступим к основной части урока.

  1. Орфографическая разминка

Активизируем наши орфографические навыки. Нам нужно трое желающих посоревноваться в грамотности.

На доске вы видите несколько карточек, на каждой из которых записано словосочетание. В словах пропущены буквы и стоят скобки на месте орфограмм. Наша задача - верно записать эти словосочетания, объяснить правописание и графически обозначить орфограммы.

Материал для карточек

к…тат…ся на в…л…с…педе      

играть в в…(л/лл)ейбол  

 уча…ствовать в орг…низации праз…нества

и(л/лл)юстрация к новому р…ману Дины (Р/р)убиной

ол…мп…ада по ру(с/сс)кому языку

ст…ринный подсвеч…ник

Ключ к заданию:

Оценим работу наших знатоков орфографии…

(Учащиеся оценивают работу у доски, обосновывают выставляемую оценку: наличие ошибок, правильность объяснения, корректность обозначений)

  1. Ребус к теме урока

Сегодня нам предстоит познакомиться ещё с одним лексическим явлением в русском языке. Его название зашифровано в ребусе.

5

с

1

а

3

к

6

т

11

н

6

ж

1

т

 1

е

4

р

5

н

9

в

12

л

8

и

3

а

2

у

8

и

12

л

7

о

2

ч

3

г

7

м

Нам пригодятся не все буквы. Чтобы убрать лишние, ответим на вопросы по повторению фонетики и грамматики.

  1. Сколько слогов в слове «мечтаю»? (3)
  2. Сколько гласных звуков в слове  «сомнение»? (4)
  3. Сколько звуков в слове «улыбается»? (9)
  4. Сколько падежных форм есть у слова «любовь»? (если учесть, что данное существительное не имеет формы множественного числа) (6)
  5. Сколько падежных форм у слова «пальто»? (1)
  6. Сколько падежных форм у слова «жемчужина»? (12)
  7. Сколько значений у слова  «изумрудный»? (2)

(Учащийся, дающий правильный ответ, убирает из таблицы буквы, отмеченные числом из ответа)

Ключ к таблице

5

с

11

н

 

5

н

8

и

8

и

7

о

3

7

м

Ответ: СИНОНИМ

Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Синонимы в русском языке».

(Учащиеся записывают тему)

Попробуем разобраться, что же такое «синонимы».

  1. Анализ текста. Эвристическая беседа.

Перед нами текст. Прочитаем его и посмотрим, какие ошибки допустили его составители.

Прошлым летом мы с классом ходили в поход в ближайший лес. Он встретил нас приветливо и радостно. В лесу было прохладно и дышалось легко. На душе было легко и радостно. Радость наполняла наши сердца. Общение с природой подарило нам хороший и радостный отдых.

Вопросы для беседы по тексту:

  • Какие слова в тексте повторяются?
  • Оправдан ли этот повтор? Или из-за него теряется художественное достоинство, стройность текста?
  • Как можно избежать этих неоправданных повторов? Чем можно заменить повторяющиеся слова?

Запишем повторяющиеся слова (учащиеся записывают слова в столбик на доске и в тетради); определим части речи этих слов, подберем варианты замен. Используем для этого слова для справок. Что у этих слов одинаково, а что отличается?

Образец записи:

В лесу (сущ.): в роще, в дубраве, среди деревьев.

Радость (сущ.): счастье, веселье, отрада.

Радостный (прил.): веселый, увлекательный, интересный.

Радостно (к.с.): хорошо, весело.

Легко (к.с.): просто, свободно.

Исправим и запишем текст с учётом подобранных замен.

Прошлым летом мы с классом ходили в поход в ближайший лес. Он встретил нас приветливо и радостно. В роще было прохладно и дышалось свободно. На душе было легко и весело. Отрада наполняла наши сердца. Общение с природой подарило нам хороший и увлекательный отдых.

Слова, которые помогли нам исправить неоправданные повторы, называются синонимами. Давайте попробуем сформулировать на основании наших наблюдений определение термина «синоним».

(Учащиеся обязательно должны отметить, что синонимы – это слова одной части речи, по-разному обозначающие одно и то же: пишутся и звучат по-разному, но имеют сходное лексическое значение)

Сверим наше определение с теорией из нашего учебника. Откроем с.144 и прочитаем материал параграфа 68.

(Учащиеся читают материал, подтверждают правильность сделанных выводов)

  1. Распределительная, классификационная работа. Работа в парах.

Ученые давно заметили, что синонимы в русском языке очень многочисленны и разнообразны. Они есть у слов разных частей речи и имеют самое разнообразное назначение. Одни из них имеют лишь стилистические различия, другие сильнее отдалены по оттенкам лексического значения, третьи дополнительно выражают отношение, эмоциональную оценку. В зависимости от этих различий выделяют несколько типов синонимов. Попробуем и мы вслед за учёными определить эти разновидности синонимов русского языка.

На каждой парте есть конверты со словами и заготовки табличек. Поработайте в паре, распределите слова в графы таблицы. (В каждом конверте 6 словосочетаний)

Ключ к заданию.

Одинаковы по смыслу, но имеют разную сферу употребления

Отличаются оттенками смысла, эмоциональной оценкой, отношением говорящего, стилистическими приметами

Сближаются по смыслу только в контексте, в словаре синонимов не отражены

бегемот – гиппопотам

языкознание – лингвистика

обществознание-граждановедение

креативный-творческий

орфография – правописание

сторожить-стеречь

жена-супруга

родина-отечество

бежать-мчаться

лицо-лик

маленький-крохотный

быстро-стремительно

горящий-пылающий

красота-великолепие

ужас-страх

сочинять-придумывать

хорошее отношение-доброжелательное отношение

богатый внутренний мир – большой внутренний мир

милое поведение – вежливое поведение

гордый вид-храбрый вид

хриплый голос – грубый голос

тяжелое чувство – злое чувство

пустынная местность – неприветливая местность

душная атмосфера-гнетущая атмосфера

Абсолютные синонимы

Относительные синонимы

Контекстуальные синонимы

Итак, синонимы, у которых нет различий в смысле и стилистических особенностях, мы будем называть абсолютными.

Синонимы с отличиями в оттенках лексического смысла, стилистическими особенностями, разницей в эмоциональной окраске – относительными.

Синонимы, сближающиеся только в рамках одного контекста, - контекстуальными. 

  1. Работа со словарем синонимов.

Расширить представления о синонимии русского языка позволяет специализированный словарь – словарь синонимов русского языка.

Нам необходимо познакомиться с его структурой и научиться пользоваться его словарными статьями.

(Чтение памятки по использованию словаря синонимов)

Итак, сгруппируйтесь в команды по шесть человек. Выполним небольшое творческое задание с применением словаря синонимов. Вам даны строки из знаменитых стихотворений, но некоторые слова заменены синонимами. Эти слова выделены жирным шрифтом. Ваша задача, используя словарь, восстановить стихотворение в первоначальном виде.

Ключ к заданию

Искажённый текст

Верный текст

Шли годы.  Бурь порыв неистовый

Развеял прежние грезы,

И я запамятовал твой голос нежный,

Твои небесные черты.

Шли годы.  Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

В глуши, в темноте заточенья

Тянулись бесшумно дни мои

Без идола, без вдохновенья,

Без слез, без существования, без любви.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало возникновенье:

И вот опять показалась ты,

Как непродолжительное виденье,

Как гений невинной красоты.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце пульсирует в упоенье,

И для него ожили вновь

И божество, и энтузиазм,

И жизнь, и плач, и любовь.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

  1. Подведём итог.

Итак, сегодня на уроке мы познакомились с удивительным лексическим явлением русского языка, которое делает нашу речь много богаче, выразительнее и многообразнее. Это слова-синонимы.

Чтобы подвести итог и проконтролировать усвоение темы, ответим на вопросы небольшой анкеты.

(Учащиеся заполняют анкеты, оценивают свою работу на уроке)

Анкета

  1. Я понимаю, что такое синонимы и могу сформулировать определение?

(Да / Имею общее представление/ Понимаю, но не могу сформулировать)

  1. Я умею находить синонимические замены словам, чтобы избежать неоправданных повторов в слове?

(Да, я делаю это легко/ Да, но не во всех случаях/ Для меня это трудно)

  1. Я запомнил и могу перечислить типы синонимов?

(Да/ Нет)

  1. Я понимаю, зачем нужен словарь синонимов и как им пользоваться?

(Да/ Нет)

  1. Свою работу на уроке я оцениваю на: «отлично» – я работал активно, безошибочно, много отвечал устно, выполнил все письменные работы, всё усвоил; «хорошо» – я работал активно, допускал незначительные ошибки, отвечал устно, выполнил письменные работы, усвоил материал хорошо; «удовлетворительно» - я принимал участие в уроке, эпизодически отвечал устно, выполнял письменные работы, усвоил материал; «без оценки» - я недостаточно активно участвовал в уроке.

  1. Дифференцированное домашнее задание.

Для закрепления изученного материала нам необходимо поработать и дома.

Вы можете выбрать один из трёх вариантов домашнего задания.

1 вариант – с. 146 упр.355 (первый уровень сложности)

2 вариант – с. 147 упр. 356 (второй уровень сложности)

3 вариант – с. 147 упр. 357 (третий уровень сложности)

Для составления разработки был использован материал сайтов:

  1. http://litlbetr.ru/ Игры для ума.
  2. http://upgradememory.ru/pg/vnimanie_i_koncentraciya.htm Развитие памяти.
  3. http://www.tutoronline.ru/blog/jan_2012/tipy-sinonimov.aspx Типы синонимов.
  4. http://nsportal.ru/ap/ap/drugoe/kontekstualnye-sinonimy-i-antonimy Матюнина Д. «контекстуальные синонимы и антонимы»
  5. http://slovari.yandex.ru Словарь синонимов и сходных по смыслу выражений.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе

Представлена методическая разработка урока для обучающихся общеобразовательных школ в 5 классе...

методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса "Алфавит"

Методическая разработка урока русского языка с подробным алгоритмом действий учителя. Кроме основного учебного материала содержится материал о самой "молодой"  букве русского языка....

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-»

Тема "Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-" достаточно сложная для шестиклассников. Затруднение вызывает определение значения ПРИ- и ПРЕ-, выделение нескольких групп, в которых:1) приставки П...

Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе.

Урок подготовки к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. 9-й класс....

Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточным времени»

Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классепо теме  «Сложноподчиненные предложения с придаточным времени» Цели: 1.Познакомить ...

Методическая разработка урока по русскому языку в 8 классе

Второй урок по теме "Обособение обстоятельств" . Учащиеся должны закрепить обособление обстоятельств и усвоить, что обстоятелства, выраженные деепричастиями в значении наречия и фразеологизмами, не об...

Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса по учебнику Е.Быстровой по теме: Второстепенные члены предложения. «Нераспространенные и распространенные предложения»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ухманская средняя общеобразовательная школа»Канашского района Чувашской Республики     Методическая разработка уро...