методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса "Алфавит"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Методическая разработка урока русского языка с подробным алгоритмом действий учителя. Кроме основного учебного материала содержится материал о самой "молодой"  букве русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1____5_.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Графика.

Алфавит и его использование.

Тема урока:              Графика как раздел лингвистики. Алфавит.

        Цели урока: формировать представление о графике как разделе лингвистики,         изучающем соотношение между звуками и буквами;

        закреплять знание русского алфавита и умение им пользоваться в работе со          словарём.

Оборудование: учебник, карточки для оформления доски, алфавит, толковый словарь.

ХОД УРОКА

I Организационный момент.

II Основной этап урока

1. Опрос.

А) - Что изучает лингвистика?

- Что изучает фонетика?

- Что изучает орфоэпия?

Б)Прочитай фразу!

[сп`иш`ит`и   д`элът`   дабръ]

        

2. Чтение эпиграфа с. 25

«Письмо – необходимое дополнение языка,

сильнейший рычаг знания»

- С чем сравнивает автор письмо?

                                                                   Я.К.Грот

- Что такое рычаг? («устройство, имеющее точку опоры и служащее для уравновешивания большей силы при помощи малой», «средство, которым можно возбудить деятельность., привести в движение что-нибудь»)

- Как вы понимаете «дополнение языка»?

2. СИНТАКСИЧЕСКАЯ ПЯТИМИНУТКА.

-  Выпишите грамматическую основу предложе ния, начертите его схему.

(Заранее выписать на доске.)

По России мчит осень,

Пожелтели  /жёлтый/  деревья /дерево/,

Лишь стоят /стоя/ у опушки

В платьях бархатных ели.

- Назовите слово, в котором есть только звон кие согласные (звуки).

- Найдите слова с безударными гласными, выпишите их, объясните орфограмму.

3. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

А) Послушайте загадку   и скажите, о какой семье идет речь, о чем мы сегодня будем говорить?

Нас 33,

Нас 33,

Нас целая семья,

Веселых, дружных, озорных,

От а до я.

 - А для чего нужны буквы?  (чтобы записать свои мысли, то, что хочешь сказать)

- Правильно. А раздел лингвистики , который изучает правила обозначения звуков речи буквами  называется – ГРАФИКОЙ.

Б) Работа с учебником

- Кто знает, как зародилась письменность.

- Чтение статьи учебника с.25.

ФИЗМИНУТКА

В) Беседа

- Как складывался русский алфавит?

- Кто такие Кирилл и Мефодий?

- Рассмотрим как назывались раньше буквы.

УПР. 66- сравнить старый и новый алфавит. В чём разница?

Г)  - Что такое алфавит? Запишите в тетрадях.

- Буквы, расположенные в определенной пос ледовательности, составляют алфавит, или азбуку.

- Чем отличается алфавит от азбуки? Слово алфавит состоит из названия двух первых букв греческого алфавита — альфа и вита, а слово азбука — из двух первых букв старого русского алфавита — аз и буки.

-  Сегодня мы не только научимся правильно называть буквы русского алфавита, но и узнаем, как им пользоваться.

33 родных сестрички,

Писаных красавицы,

На одной живут страничке,

А повсюду славятся.

К нам они сейчас спешат,

Славные сестрицы,

Очень просят всех ребят

С ними подружиться.

(Заранее выписать на доске.)

- Ребята, вы когда-нибудь задумывались, почему пользуясь словарями с огромным количеством слов,  мы так быстро находим то, что нам необходимо?  

Д). ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

- Дома вы повторяли алфавит, а теперь я попрошу прочитать его по памяти.

(Чтение алфавита по памяти (2—3 ученика).

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ  ТЕМЫ.

-  А теперь подумайте: где еще требуется зна ние алфавита? Зачем нужно знать алфавит?

- Посмотрим, как вы умеете пользоваться ал фавитом

. - Что делать, если в слове совпадают первые буквы?

 В каком порядке вы их напишете?

Распределите города по алфавиту. (Заранее вы писать на доске.)

Один ученик выходит к доске, остальные пи шут в тетрадях.

(Архангельск,  Астрахань, Волгоград , Москва, Мурманск, Рига, Саратов)

Выполните еще одно задание: распределите по алфавиту названия рек.

  Даугава, Десна,  Днепр,  Днестр, Дон, Дунай.

Игра «Дежурная буква»

        - У нас сегодня дежурная буква — а, она стоит на первом месте. Кто напишет больше слов за 2 минуты?

- Как вы думаете: все ли буквы русского ал фавита появились одновременно? А если нет, то какая буква самая молодая?  

 

Игра «Шифровальщик»

Прочитайте и запишите зашифрованные слова. (Заранее выписать на доске.)

 4,  18,  1, 22, 10, 12,1

9, 3, 21, 12, 10

2, 21, 12, 3, 29

22, 16, 15, 6, 20, 10, 12, 1

1, 13, 22, 1, 3, 10, 20

Ответы:   графика, звуки, буквы, фонетика, алфавит.

  1. ИТОГ  УРОКА.

— Что вы сегодня узнали на уроке?

V. Домашнее задание.

 С.25-26, упр. 67, 68

        

        Буква ё — самая молодая в русском алфавите. Известен ее создатель, у нее есть «день рожде ния», и в 2009 г. ей исполняется  212  лет. В 1797 г. писатель и историк Николай Михайлович Карам зин издал второй том стихов «Аониды», в котором впервые использовал букву ё. До этого для обозначения ударного [о] после мягких со гласных использовали диграф , введенный в 1735 г., например, слезы, всю. А еще раньше, в древнерусском языке, звук [о] после мягких со гласных вообще не употреблялся. Вместо мёд, слезы, нёс, Пётр произносили мед, слезы, нес, Петр с [э]. В XVIII и в начале XIX в. такое произношение было свойственно высокому стилю. Вот, напри мер, рифмы Гаврилы Романовича Державина: те чет — нет, пчелку — стрелку, в издевку — девку, от весел — был весел. Вспомним стихотворение А.С. -Пушкина «Анчар»:

В пустыне чахлой и скупой,

 На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит — один во всей вселенной.

        У буквы ё особое положение в русском письме. Она и есть, и ее как бы нет. Действительно, ее встретишь не в любом тексте. Она обязательна лишь в специальной литературе, например, в учебниках по русскому языку для младших школьников и для иностранцев, изучающих русский язык, в спра вочных изданиях, а также в собственных именах, которые без буквы ё нельзя правильно прочесть (например, название реки Олёкмы или французс кого города Байё). В то же время слова, начинаю щиеся с буквы ё, в словарях даются обычно вместе со словами на букву е: ёлку нужно искать среди слов на букву е. В обычном тексте любое написа ние с ё может быть заменено написанием е, поэто му в правилах часто используют обозначение ё(е).

Языкознание. Русский язык.

Энциклопедия для детей. М.:

«Аванта+», 1998

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе

Представлена методическая разработка урока для обучающихся общеобразовательных школ в 5 классе...

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-»

Тема "Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-" достаточно сложная для шестиклассников. Затруднение вызывает определение значения ПРИ- и ПРЕ-, выделение нескольких групп, в которых:1) приставки П...

Методическая разработка урока по русскому языку в 11-ом классе. Тема: «Управление при словах, близких по значению»

Помогает преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми или синтаксическими оттенками. Совершенствует речевые умения учащихся и умение строить свои выска...

Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе.

Урок подготовки к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. 9-й класс....

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс.

Методическая разработка (конспект урока) по русскому языку 3 класс по программе VII вида.Конспект урока.Русский язык. Тема урока:  Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Урок развития речи.Письмо.5 класс"

Уроки по развитию речи в пятом классе дают широкие возможности совмещения освоения учебного программного материала с привлечением дополнительного материала (в том числе со здоровьесберегающей тематико...

Методическая разработка урока по русскому языку Происхождение и употребление лексики современного русского языка

Методическая разработка урока по русскому языку предназначена для проведения занятия у студентов первого курса, обучающихся специальностям СПО при повторении раздела «Лексика и фразеология&raqu...