Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс.
методическая разработка по теме
Методическая разработка (конспект урока) по русскому языку 3 класс по программе VII вида.
Конспект урока.
Русский язык.
Тема урока: Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака.
Класс: 3Б (по программе VII вида)
Цель: обобщение и закрепление знаний по теме: «Разделительный твердый знак».
Задачи:
Личностные:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- умение оценивать свою работу на уроке;
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- использование знаково-символических средств представления информации.
Предметные результаты
- совершенствование умения применять на практике теоретический материал по теме;
-отработка навыка орфографической зоркости: списывание, письмо под диктовку, письмо по памяти;
- активизация словарного запаса;
- развитие языкового анализа и синтеза;
- формирование умения самостоятельной работы, с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся.
План урока
- Организационный момент.
2. Чистописание.
3. Словарная работа.
4. Работа по теме урока.
5. Физкультминутка.
6. Самостоятельная работа.
7. Подведение итогов урока.
8. Домашнее задание.
Части урока (краткое содержание деятельности учителя) |
(краткое содержание деятельности учащихся) |
Учитель проверяет посадку учеников, помогает закрепить ноги, одевает утяжелители на руки тому, кому даны рекомендации ортопедом. - Садимся за парты, проверяем посадку: ноги стоят прямо на полу, руки – на парте перед собой, спины прямые.
|
Учащиеся садятся за парты, проверяют свою посадку. |
- По традиции начнем урок с минутки чистописания, а для начала разогреем руки. Для чего будем разогревать руки? Выполним гимнастику для рук. - Пальчики здороваются; - 10 раз сжимаем в кулачки разжимаем руки; - встряхнули руки вниз; - катаем карандаш в ладонях; - встряхнули руки вниз.
Работаем в прописях. - Открываем прописи, нужная страница заложена «Алфавитом». - Найдите сегодняшнее число, как узнать, какое задание надо выполнить? -Правильно, приступайте к работе.
* У каждого ученика разные прописи или задания разного уровня сложности. Нижняя строка дополнительно утолщена учителем.
Оформление классной работы. - Открываем тетради для классных работ. - Найдите последнюю строку последней письменной работы. Что надо сделать дальше? - Какое сегодня число? Диктуй число и месяц по слогам – все записывают под твою диктовку. - Дальше оформляем работу как? - Запишите самостоятельно. Посмотрите на экран, проверим правильность оформления работы и грамотность. Слайд 1.
*Ученику, у которого с трудом формируется графомоторный навык, и он письменные работы выполняет на компьютере, а частично в тетради: обводит дату и слова : классная работа по карандашу, вставляя пропущенные буквы ( 28 .нв.р. кла..ная р.б.т.) Ученику, который не успевает выполнить полный объем работы в силу своего диагноза, выполняет оформление тетради частично: число пишет полностью сам, а в слова : классная работа- вставляет пропущенные буквы. |
- Чтобы они были послушными, чтобы удобно было держать ручку и писать. Учащиеся выполняют гимнастику для рук.
Учащиеся открывают прописи, «Алфавит» (образец письменного алфавита) ставят на подставку. - Нужная строка помечена галочкой.
- Надо отступить вниз 2 строки, на третьей посередине рабочей строки поставить точку. - 28 января. - Ученик диктует дату. - На следующей строке, в начале рабочей строки поставим точку. Запишем слова: Классная работа. |
Слайд 2.
Посмотрите на экран, какая работа у нас впереди? - Запишите на следующей строке слово: словарть.
- Посмотрите внимательно на экран. - Прочитайте слова, которые написаны. - Кто заметил особенность? - На какие три группы можно разделить слова? - По каким признакам можно разделить слова? - Назовите группы цветов. - Почему одна группа слов коричных слов, другая зеленых, третья красных? Чтобы ответить на этот вопрос, что надо сделать? - Прочитайте слова красной группы. - Что общего между словами красной группы? - Еще есть слова с «ъ»? - Прочитайте слова коричневой группы. - Что можете сказать про эту группу? - какая группа осталась? - Прочитайте слова зеленой группы. - Что общего между этими словами? - Правильно, разделительный твердый знак. - Кто может сделать вывод по теме урока? - Какую группу оставим: красную, зеленую или коричневую? - Почему?
Слайд 3.
Учитель читает вслух слова, а учащиеся шепотом их повторяют. - Старайтесь запомнить слова, их будем записывать по памяти. - Закройте глаза и еще раз проговорите слова. Учитель «кликает» по слайду – слова исчезают, но слайд не меняется. - Запишите слова в тетрадь по памяти.
Учитель «кликает» мышкой по слайду 3, слова появляются на экране. - Проверьте правильность написания слов. - У кого нет ошибок, на полях поставьте рядом с этой работой + - Выделим в словах корень. Учитель под диктовку ученика выписывает слова на доску и выделяет в них корень. - Теперь подумайте, какая часть основы слова не выделена? - Выделим приставку в словах.
- Кто заметил, что еще объединяет эти слова в группу, кроме разделительного твердого знака? - Посмотрите еще раз на слова, вспомните правило, которое помогает написать их правильно.
- Проверим себя. Слайд 4.
* Правило выучено учащимися на предыдущих уроках. |
- Словарная работа. Учащиеся оформляют письменную работу.
Коньки, подъезд, пальто, приезд, выезд, отъезд, заезд, съезд. - Слова написаны разными цветами. - На слова красным, зеленым и коричневым цветами написанные. Зеленая, коричневая и красная группы.
- Надо прочитать слова внимательно и сравнить их. - Коньки, пальто. - В словах красной группы встретился мягкий знак, разделительный мягкий знак.
- Приезд, выезд, заезд. - В этих словах не встретились ъ или ь знаки. - Подъезд, отъезд, съезд. - В этих словах разделительный твердый знак. - Тема урока: разделительный твердый знак. - Оставим слова, написанные зеленым цветом.
Учащиеся проговаривают слова, с целью их запомнить.
Учащиеся все записывают слова в тетрадь по памяти.
Учащиеся проверяют свою работу.
Ученик читает слово и называет корень. Учащиеся работают вместе с учителем.
- Приставка. Учащиеся выделяют приставки.
- Это однокоренные слова.
- Разделительный твердый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласный звук, перед корнем, который начинается с гласной буквы е, ё, ю, я. |
- Какая тема урока? - Проверим. Посмотрим на экран. Слайд 5. - Запишем тему урока зеленым цветом в тетрадь.
*Ученику, который медленно работает – можно писать тему урока сокращенно по подготовленному учителем образцу в тетради (Раз…….. твер …………. (…)).
- Сейчас мы будем выполнять работу на слух. - Подготовим уши, потрем сначала руки, согреем ладони, теперь потрем уши. - Настроились на работу. Тишина. - На новой рабочей строке, в начале поставили точку. - Я буду диктовать вам слова, если в слове после приставки надо писать разделительный твердый знак – вы пишете только «ъ» (показ на доске), если не надо после приставки писать разделительный твердый знак, то вы ставите «.» (показ на доске). - Приготовились. - Диктую: объяснение, покрывало, съехал, слизать, обижать, съезд, объехал, сжег. - Проверяем. Выдаю вам карточки. - По очереди читаем слово и говорим, надо писать «ъ» или нет.
- У кого нет ошибок в этой работе, поставьте на полях простым карандашом +.
|
- Разделительный твердый знак.
- Записывают тему урока.
- Выполняют действия, диктуемые учителем.
Записывают работу на строке.
Каждый ученик читает по одному слову, все проверяют свою работу. |
«Веселые кисточки». Слайд 6.
Учитель показывает карточку с «веселой кисточкой», которая стоит в определенной статической позе. Учащиеся копируют позу, изображая букву русского алфавита. Получается слово «Твердый знак». |
|
- У вас на партах листы. Посмотрите внимательно. На них три цветовые группы. Красную группу выполняем вместе со мной. Коричневую с подсказкой. А зеленую самостоятельно.
* Ученик, который медленно выполняет работу – делает задание сразу на подготовленном бланке. Первое предложение будет записывать полностью, во втором и третьем задании ему надо расставить порядок слов цифрами над словами и вписать недостающие буквы и слово, раскрывая скобки. 1, 2 предложение составляет с опорой на вопросы. Третье полностью сам. * Ученик, у которого с трудом формируется графомоторный навык, выполняет задание на компьютере – ноутбуке. Все 3 предложения составляет с опорой на вопросы. * Остальные выполняют задание в тетради, 1 предложение составляют с опорой на вопросы, 2 и 3 самостоятельно.
Карточка: Пиро. Оля (с)ела Кто? Что сделала? Что?
За уч.ники парты (с)ели Кто? что сделали? За что?
\белочка пуш.стая спрыгнула (с)ели Какая? Кто? что сделала? С чего?
- Составим предложение. - Объясните написание орфограмм, которые нам встретились.Читаем первую группу. - Кто? что сделала? Что? - съела – как напишите слово? - Почему? - Пирог или к? - Какое правило? - Запишите предложение. - Самостоятельно работаем с оставшимися группами.
Проверим себя. Посмотрите на экран.
Слайд 7.
– Читай вторую группу. Какие орфограммы встретились в этой группе? - Как написали слово сели? - Почему? - Проверим предложение - Читай третью группу. - Какие орфограммы встретились? - Как написали – с ели ? - Почему? - Читай получившееся предложение. - если нут ошибок, поставьте рядом с этим заданием на полях знак +.
- Посмотрите внимательно на первое и второе предложение. - Какие слова схожие встретились? - Запишите в тетрадь на новой строке эти слова. Учитель записывает их на доске Доска: съела, сели. - разберем слова по составу. - С чего надо начать разбор? Чем отличаются слова? - меняется ли значение слов? - вот почему надо быть внимательными и грамотными. - Подчеркните во всех предложениях главные члены – подлежащее и сказуемое.
* Ученик, который быстрее всех выполнил задание – работает на компьютере в программе «Семейный наставник». * Самостоятельная работа в учебнике, если достаточно времени до конца урока. Учащиеся открывают учебник на странице 22, находят упражнение 43. Надо записать слова, раскрывая скобки и вставляя где нужно разделительный твердый знак, разделяя слова для переноса.( (об)явление, (по)ход, (с)мастерить, (на)крыльях, (об)учать и т.д.) |
Учащиеся изучают содержание заданий
- Оля съела пирог. - Съела- с разделительным твердым знаком. - Потому что приставка с, корень начинается с гласной е. - Пирог – проверочное слово – пироги, парная согласная на конце слова. - Оля съела пирог. Учащиеся записывают предложение. Учащиеся выполняют работу самостоятельно.
Идет проверка предложений учащимися. Проверяя каждое предложение, учащиеся отмечают на полях, если нет ошибок – знак +.
- съела, сели.
- Часть речи – глагол. - Находим окончание – нулевое. Корень – ел, сел. - Приставка – с. - В слове съела надо писать разделительный твердый знак, а в слове сели – не надо, потому что в этом слове приставки с нет. |
Слайд 8. - Обратимся к учебнику. - Открываем учебник на странице 23. - Находим упражнение 44. - читаем что надо сделать. - Задание всем понятно? - -Запишите задание в дневник, опора на экране. - Назовите тему сегодняшнего урока. - Сформулируйте правило, которое нам помогало на урока выполнять задания. - посчитаем свои плюсы. - У кого все 5 плюсов- поставьте себе на полях карандашом 5. - Обсудим как вы принимали участие в уроке, каждый выскажется сам за себя- как он работал на уроке. - Урок окончен. Готовьтесь к следующему уроку. Все молодцы.
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razdelitelnyy_tverdyy_znak.ppt | 2.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Словарь: коньки , подъезд , пальто , приезд , выезд , отъезд , заезд , съезд .
Подъезд, отъезд, съезд.
Разделительный твердый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласны звук, перед корнем, который начинается с гласной буквы е, ё, ю, я
Разделительный твердый знак (ъ)
Отдохнем Веселые кисточки Твердый знак
Самостоятельная работа Оля съела пирог. Ученики сели за парты. Пушистая белочка спрыгнула с ели.
Домашнее задание. Стр.23 упр.44
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе
Представлена методическая разработка урока для обучающихся общеобразовательных школ в 5 классе...
методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса "Алфавит"
Методическая разработка урока русского языка с подробным алгоритмом действий учителя. Кроме основного учебного материала содержится материал о самой "молодой" букве русского языка....
Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-»
Тема "Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-" достаточно сложная для шестиклассников. Затруднение вызывает определение значения ПРИ- и ПРЕ-, выделение нескольких групп, в которых:1) приставки П...
Методическая разработка урока по русскому языку в 11-ом классе. Тема: «Управление при словах, близких по значению»
Помогает преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми или синтаксическими оттенками. Совершенствует речевые умения учащихся и умение строить свои выска...
Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе.
Урок подготовки к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. 9-й класс....
Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Урок развития речи.Письмо.5 класс"
Уроки по развитию речи в пятом классе дают широкие возможности совмещения освоения учебного программного материала с привлечением дополнительного материала (в том числе со здоровьесберегающей тематико...
Методическая разработка урока по русскому языку в 8 классе на тему: Итоговая контрольная работа (мониторинг) в соответствии с требованиями по ФГОС для учащихся 8 класса
Работа с текстом: выполнение работы по заданиям к тексту (работа с перспективой на сдачу ОГЭ части C в 9 классе)...