Технологии урока
материал по русскому языку на тему

Метленко Екатерина Викторовна

Игры на уроке русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_9.docx47.8 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на уроках русского языка

Выбор образовательных технологий  делаю в зависимости от того, какие цели ставлю перед собой и учениками. Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые продвинут учеников в развитии относительно самих себя, помогут быть успешным, повысят самооценку.

        Одной из  используемых мною технологий является игровая технология. « Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»,- сказал В.А. Сухомлинский.  Трудно представить себе работу учителя без игры. Игровые педагогические технологии – это обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических  игр, выступающих как средство активации учебной деятельности.

Цель использования игровой технологии:

  • преодоление трудностей в усвоении учебного материала;
  • снятие психологического и эмоционального напряжения;
  • повышение интереса к изучаемой теме.

  Игра – это специфический вид природосообразной структуры человеческой деятельности.

Роль и место игровой деятельности в обучении

Младший школьный возраст 1-5 класс:

Игра – труд – общение - познание

Средний школьный возраст 6-9 класс:

Труд – игра – общение - познание

Старший школьный возраст 10-11 класс:

Общение – труд -  познание - игра

Формы игровой деятельности

  • индивидуальная
  • парная
  • групповая
  • коллективная

Использование игры в педагогической деятельности

Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми в школе, различают: учебно-ролевые (сюжетно-ролевые) и дидактические игры.

Отличительной особенностью ролевых игр является то, что ученики вместе с учителем становятся исполнителями определенных ролей. Ролевые игры развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании.

Дидактические игры специально создаются  в учебно-воспитательных целях, являются познавательными и развивающими.

В своей  практике  использую словесные игры, уроки-путешествия, КВН, уроки-викторины,  лингвистические кроссворды, лингвистическое лото и т.д.).

 Игры  использую не только на основных занятиях по русскому языку, но и в качестве нетрадиционной формы итогового контроля при закреплении, обобщении отдельных учебных тем, того или иного школьного раздела науки о языке, во внеклассной работе, а также в качестве олимпиадных заданий по русскому языку.

Предлагаю несколько игр по разным разделам русского языка, которые успешно использую в своей работе:

К разделам «Фонетика» и «Графика».

Расшифруйте анаграммы. Если какое- либо слово от перестановки в нем букв образует другое слово, имеющее иной смысл, то эти слова называют анаграммами ( греч. «ана»- пере, «грамма»- буква): «липа»- «пила».

Условие: Участники игры, разделившись на команды, могут загадывать друг другу анаграммы, назначая или штрафы проигравшим, или очки выигравшим. Командный, состязательный элемент игры усилит осваиваемую школьниками словесно – игровую ситуацию.

Задание: Придумайте новые слова, состоящие из этих же букв в другом порядке: атлас (салат), акт (так), адрес (среда), рад (дар), армия (Мария, мир), автор (товар, отвар, вор), образ ( бор, роза, раб), слово ( волос, вол ), чувство ( ус, вот).

Методические цели и задачи: - Развивать находчивость, смекалку, логику у учащихся; - развитие речи учащихся; - сплочение коллектива; развитие коллективизма у учащихся; - воспитания у учащихся чувства языка

 Игра в неполные слова.

Условие: Учитель записывает на доске столбик букв, ставя вместо согласных точки. Дети отгадывают слова только по данным гласным. Игра проводится устно или письменно, по группам или как соревнование отдельных ребят. Часто бывает два или три возможных ответа.

Задание: Сделайте неполные слова полными. Примерные ответы: комната, вокзал, доклад, телевизор.

Методические цели и задачи: - развитие у учащихся эрудиции, смекалки, находчивости, мышления; - развитие речи учащихся; - воспитание у учащихся любви к русскому языку;

К разделу «Морфология». 

Эстафета восторга ( к теме «Глаголы и их роль в нашей речи» )

Задание: Используя данные глаголы , обозначающие чувства (любить, радоваться, восхищаться, восторгаться, наслаждаться, обожать), составьте словосочетания или предложения.

Условие: Для выполнения этого игрового задания школьники делятся на две команды и рассаживаются по рядам друг за другом. Ведущий дает членам команд, сидящим первыми, карточки с записанными на них глаголами чувства. Выполнив задания, члены команд передают карточки сидящим сзади. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее (выразительнее) составит словосочетания и предложения.

Методические цели и задачи: - дети знакомятся с глаголами, выражающими чувства;

- знакомятся с синонимами, синонимическим рядом; учатся различать оттенки синонимов;

- обогащение словарного запаса учащихся;

- развитие речи учащихся;

- развитие чувства коллективизма у учащихся;

- воспитание у учащихся чувства языка.

К разделу «Синтаксис».

Угадай подлежащее! ( к теме «Главные члены предложения. Подлежащее». ) Задание: Ведущий предлагает загадки, в которых даны сказуемые, но нет подлежащего. Дети отгадывают каждую загадку и вставляют отгадку- слово- подлежащее- в текст загадки. 1.Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. ( Дерево ) 2.По земле ходит, неба не видит, ничего не болит, а все стонет. ( Свинья ) 3.Крыльями машет, а улететь не может. ( Ветряная мельница ) 4.Летом вырастают, а осенью опадают. ( Листья ) 5.Не лает, не кусает, а в дом не пускает. ( Замок ) 6.Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает. ( Ухват )

Условие: Дети должны соблюдать очередность, не выкрикивать, т.к. ответ не будет засчитан.

 Методические цели и задачи:

- знакомство учащихся с главными членами предложения;

- знакомство с подлежащим;

- развитие у учащихся смекалки, находчивости; - воспитание у учащихся чувства языка.

 Придумать небылицу за 10 минут.

 Задание: Учитель пишет какую- либо фразу ( или несколько ), затем загибает листок, чтобы не было видно написанного, и передает ученику. Теперь на чистом месте ученик пишет свою фразу. Тоже загибает листок и отдает его другому.

Условие: Писать разрешается все, что угодно, но есть одна тонкость, которую нужно помнить: все эти фразы должны отвечать ( по порядку ) на такие вопросы:

Кто это был ( или была )?

Как выглядел (-а)?

Куда пошел (шла)?

Кого встретил (-а)?

Что ему (ей) сказал (-а)?

Что он (она) ответил (-а)?

Что ему (ей) сделали?

Какова была его (её) реакция?

Чем вся история закончилась?

Вывод или мораль.

Когда записан ответ на последний вопрос, листок весь разворачивается и с выражением читается получившаяся небылица. Данная речевая игра может проводиться и как соревнование между девочками и мальчиками, (между рядами класса).

Методические цели и задачи: - развитие у учащихся чувства коллективизма;

- развитие воображения, мышления, находчивости;

- воспитание у учащихся любви к русскому языку.

 Лингвистические игры – упражнения к теме

 «Лексическое значение слова. Толковые словари».

Задание: Угадать о чем идет речь.

Условие: Каждая команда получает одинаковое задание. Кто быстрее догадается о чем идет речь, поднимает руку и отвечает. Выкрики не зачитываются.

О каком слове идет речь?

Самое достойное слово, на котором «мир стоит», которое «сверкает ярче солнца», «в огне не горит», «в воде не тонет», «суда не боится», «с ложью не дружит», «всегда живет с хорошими людьми». (Правда)

Найдите друзей и врагов слова «Правда». Какие слова вы будите подбирать? (Синонимы, однокоренные слова – это «друзья», а антонимы – «враги»). Делаем такую запись: Правда

Синонимы Антонимы Родственные слова

истина неправда правдивый

справедливость ложь правдиво враньё правдолюб правдоискатель

Методические цели и задачи:

- развитие у учащихся мышления, логики, воображения;

- воспитание у учащихся чувства языка, любви к русскому языку.

Игра словами для гимнастики ума. Загадки – шутки.

Загадки – шутки – особая разновидность загадок. Они отличаются от обычных загадок тем, что не подсказывают ответ, не подводят к тому, а, наоборот, заставляют нашу мысль работать в ложном направлении. Смысл в таких загадках – в ловушке или в ИГРЕ СЛОВ. Они остроумны, поражают неожиданностью вопроса. Отгадать загадку – шутку очень сложно. Но это и необязательно. Дети удовлетворяются ответом, который получает от своего учителя, зато потом сами будут охотно предлагать эти загадки своим друзьям, одноклассникам и радоваться возможности сообщить подходящий ответ. Не следует предлагать ребятам больше одной – двух загадок – шуток в один раз. Приведенные ниже загадки – шутки учитель может использовать в качестве игровых, конкурсных, олимпиадных заданий на уроках русского языка, а также во внеклассной, кружковой работе во время лингвистических игр – состязаний в случае спорных ситуаций между командами.

- Когда мальчика называют женским именем? (Когда он долго спит – Соня).

- Когда козе минет семь лет, что будет дальше? (Пойдет восьмой).

- Из какой посуды ничего нельзя есть? (Из пустой).

- Когда руки бывают тремя местоимениями? (Когда они вы – мы – ты).

- На что похожа половина яблока? (На другую половину).

- Чем кончается как день, так и ночь? (Мягким знаком)

Результаты использования игровой технологии:

  • формирование таких качеств личности как терпение, настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к познавательной  деятельности;
  • создание положительного психологического климата в классе для развития творческой  личности учащихся;
  • повышение уровня коммуникативных навыков учащихся.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемная технология. Урок в 8 классе "Строение и работа сердца"

Комбинированый урок с применением проблемной технологии....

Игровые технологии. Урок-путешествие

Урок-игра "Путешествие на корабле". 2-3 класс...

Знатоки технологии. Урок-игра.

Форма проведения: урок-играЦель урока: закрепить знания, умения и навыки полученные на уроках технологии....

Современные педагогические технологии урока: основы активизации деятельности учащихся. И. И. Соколова, учитель технологии ГБОУ лицей № 82

Современные педагогические технологии урока: основа активизации деятельности учащихся И.И. Соколова, учитель технологии ГБОУ лицей № 82 Петроградского района Санкт-Петербурга Учит...

Урок технологии- урок творчества.

Обобщение опыта по теме "Урок технологии- урок творчества"...

Урок технологии- урок творчества.

Обобщение опыта по теме "Урок технологии- урок творчества"...

Уроки технологии- уроки творчества

Отчет по теме самообразования учителя технологии....