Урок технологии- урок творчества.
материал по технологии на тему

Пинигина Светлана Александровна

Обобщение опыта по теме "Урок технологии- урок творчества"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx29.73 КБ

Предварительный просмотр:

Урок технологии- урок творчества.

Учитель технологии МОУ ИРМО «Хомутовская СОШ 

 Пинигина Светлана Александровна

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок

                                                        (В.А. Сухомлинский)

Уроки технологии--это уроки жизни. Этот школьный предмет дает девочкам необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни. Проблема сегодняшнего времени заключается в том, что родители не могут не только передать свои жизненно-необходимые умения и знания, у них не хватает даже времени для общения со своим ребёнком. В этом ключе предмет технология становится просто необходимым.

Да и дети современного общества значительно отличаются от тех, которые были несколько лет назад. Социум диктует своё:

  • резко возросла информированность детей;
  • современные дети относительно мало читают;
  • плохо сформированы элементы поведения;
  • недостаточно сформированы мотивация и разноуровневые типы мышления;
  • ограниченность общения со сверстниками.

И всё это накладывает огромный отпечаток, в первую очередь на ребёнка. Имея, много информации ребёнок должен уметь работать с ней, самостоятельно добывать знания, на основе их делать соответствующие выводы, наблюдая, проводя опыты, ведя учебный диалог. Поэтому в современном обществе учитель становится личностью, обучающей способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний, личностью, открытой к диалогу, готовой делиться своим опытом и принимать опыт других людей. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является применение активных форм познания (наблюдение, опыты, учебный диалог) и создание условий для развития рефлексии.

 На мой взгляд, технологическое образование детей в современной школе позволяет и даёт ещё большее развитие таланта у детей, большее разнообразие в реализации своих идей и возможностей, раскрытия своих творческих способностей, уважения к себе и окружающим, самостоятельности, способности оценивать себя и своё место в обществе, классе, семье, уважать и самоутверждаться (конечно же, в лучших смыслах этого слова) основываясь на своих знаниях, опытах, талантах и наблюдениях.

Большинство учителей со мной согласятся, что уроки технологии-это уроки творчества. Ведь с каким из педагогов в школе и на каком предмете, можно свободно поговорить о моде или сервировки стола, о «интересных» штучках из Интернета, сделанных своими руками? Можно много перечислять всего, но за всем этим стоит ТВОРЧЕСТВО. Поэтому ребята отвечая на вопросы: как оформить стол или дом? как сшить себе элегантную вещь? как создать эксклюзивный и красивый подарок на день рождение или другой праздник своими руками? и т.д. сталкиваются постоянно с этим понятием, работают над ним.  Кроме всего, эту КРАСОТУ они создают своими руками, используя все возможности своих талантов, поисков и решений.

Сейчас я хочу вас познакомить с творческими достижениями ребят нашей школы.

Основой технологического воспитания в школе остаётся проект.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, за создание творческого продукта.

Например, проекты выполняются по следующим разделам: «Воскресный завтрак для всей семьи», «Создание изделий из текстильных волокон», «Интерьер» и т.д.

Например, для 5 класса это проект кухни-столовой. Если одни девочки рисовали и делали эскизы кухни, то одна из учениц, создала объёмную комнату из обычной коробки и весь интерьер создала при помощи пластилина. Такие мизерные стульчики, шкафчики, ковры, идеальных форм и размеров!

В 8 классе девочки по этому разделу, но теме «Дом в котором я живу» делали макет комнаты жилой комнаты- это была гостиная, создавали эскизы жилых комнат или вид из окна их будущей квартиры.

Уроки кулинарии тоже считаю творческими, изучая теоретический материал по темам «Бутерброды», «Блюда из круп, бобовых, макаронных изделий», «Блюда из овощей и фруктов»,

«Блюда из яиц», «Этикет за столом»  девочки включаются в творческую деятельность по созданию технологических карт для приготовления соответствующих блюд, сказки (например, «Русский блинчик», «Сказка о макаронах», «Оладушки», «Сказка о фруктах»), рассказы («Смешной рассказ о еде», «Этикет или нет» и т.д.) и т.п. Кроме, этого ребята всё оформляют в виде книги или книжки-малышки. Зачастую знакомя друг друга со своими литературными произведениями, девочки снимают некоторые проблемы общения, боязни, что является хорошей рефлексией на уроке.

По всем темам раздела девочки с интересом создают кроссворды, ребусы, даже разрабатывают настольные игры. Для примера, я принесла вам показать игру по уходу за одеждой.

При изучении темы «Приготовление обеда в походных условиях» девочки создавали буклеты «Правила поведения в походе»

Интересна ребятам и «Аппликация». Ребята подбирают цветовую гамму, цвета, рисунок ткани, вначале на бумаге, а затем работают над аппликацией с текстильным изделием. Например, прихватки, используя лоскутное шитьё. Эта работа интересна и для создания эскизов изделий, например, платьев, изготовления альбомов с видами тканей.

Творческий подход осуществляется и по таким разделам, как «Создание изделий из текстильных волокон», которые включают в себя разработку и создание творческих эскизов изделий, подбор ткани для изделий.

По моему мнению, все работы получаются очень интересными и необычными. Каждый ребенок старается сделать своё изделие, не похожее на другие. Эти вещи сразу настраивают на добродушный и веселый лад - ведь улыбка никогда не помешает.

 «Художественная обработка материалов» включает в себя и вышивку, учащимся представляется возможность выбирать материал, с которым они будут работать (нитки, бисер, ленты). Дети знакомятся с историей вышивки, национальными особенностями вышивок.

 Теоретическая часть этого раздела проходит насыщенно, творчески. Дети принимают активное участие. Собирают различные сведения о вышивке, народных промыслах. Готовят доклады, составляют кроссворды, пишут мини-сочинения по плану.

Вышивка - труд кропотливый, но увлекательный и интересный. Такая работа развивает не просто воображение, а творческую фантазию, художественный вкус, внимание. Вырабатывает в детях усидчивость, аккуратность, терпение. С овладением необходимых навыков приходит и ловкость в работе.

Целью этого раздела является приобщение учащихся к народной культуре ее национальному своеобразию. Изучение вышесказанного дает возможность воспитывать у школьников уважение к традиционному укладу жизни, быту, обычаям наших предков, стремление сохранить то ценное, что живет в памяти народа.

Воспитывать в детях потребность к созданию красивых вещей - дело важное. Если их приучать к этому с раннего возраста, то впоследствии, став взрослыми, они всегда будут стремиться к красоте.

Возможность творить - сильный стимул для проявления инициативы, старания и прилежания, а получаемый результат приносит, как правило, чувство радости и удовлетворения.

На этих уроках дети не только приобретают знания и умения, но и обогащаются духовно. Народное творчество несет большой импульс добра и тепла, воспитывает любовь и внимание к близким.

Уроки по разделам «Создание изделий из текстильных волокон» включают в себя создание творческих эскизов изделий, подбор ткани изделий.

                                                              Заключение

Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в школьном возрасте, особенно на уроках технологии, потому что технология- это огромное безграничное поле, каждый сантиметр которого пригоден для взращивания ТВОРЧЕСТВА! Красота, творчество и талант- одни из главных составляющих технологии!

Список используемой литературы:

Обобщение опыта работы по теме «Развитие творчества у учащихся на уроках технологии» учителя технологии МБОУ СОШ  7 Касьяновой Елены Сергеевны.

Развитие творческих способностей на уроках технологии Арлашкина Лариса Григорьевна, учитель технологии

Выступление на РМО для учителей технологии «Формирование творческой личности на уроках технологии» Прокопенко Л.Г. учитель технологии МКОУ СОШ  1 г.Ипатово Ставропольского края

Байбородова Л.В. Серебрянников Л.Н. Обучение технологии в средней школе. Методическое пособие.- М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОСС.

Каневец О.Ф Технология: Тетрадь для учащихся 5,6,7, классов- Саратов.

Касьянов В.П. Дизайн. От идеи до патента. Методическое пособие.

Лопанова Е.В, Рабочих Т.Б. Личностно - деятельностные технологии обучения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода. Урок исследования (урок творчества)».

«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода.Урок исследования (урок творчества)»....

Технология проектной деятельности. Интегрированный урок технологии и изобразительного искусства."Декоративно-прикладное творчество. Декупаж."

Формирование экологического сознания и экологической культуры через создание творческих работ, в которых используется вторичное сырье в рамках изучения раздела декоративно-прикладное творчество и худо...

Урок технологии- урок творчества.

Обобщение опыта по теме "Урок технологии- урок творчества"...

Тип урока: урок-исследование (урок творчества). презентация

žЯ, … Гульвира Владимировна, … учитель русского языка и литературы … МБОУ Чербинской СОШ … села Черби, пришла в ваш … класс, чтобы провести … урок  литер...

Уроки технологии- уроки творчества

Отчет по теме самообразования учителя технологии....