Урок-игра « Эта удивительная страна-Лингвистика!» (урок – закрепление, обобщение и систематизация знаний.)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Метелёва Елена Леонтьевна

Цели  урока:

1.Закрепить, обобщить, систематизировать знания учащихся, полученные в 5 классе.

2.Развивать логическое и образное мышление учащихся,  исследовательские и творческие навыки, формировать чувство коллективизма и взаимопомощи.

3.Воспитывать интерес к изучению русского языка и  бережное отношение к нему.

На уроке учащимя предстоит совершить  увлекательное путешествие в страну Лингвистика, где они смогут посетить такие станции, как "Орфоэпическая", "Орфографическая", "Лексикология", "синтаксическая", "Творческая"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-puteshestvie_5_klass.rar1009.38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра  « Эта удивительная  страна-Лингвистика!»

(урок – закрепление, обобщение и систематизация знаний.)

Цели  урока:

1.Закрепить, обобщить, систематизировать знания учащихся, полученные в 5 классе.

2.Развивать логическое и образное мышление учащихся,  исследовательские и творческие навыки, формировать чувство коллективизма и взаимопомощи.

3.Воспитывать интерес к изучению русского языка и  бережное отношение к нему.

Задача :

Деятельностный подход к обучению по теме : «Лексикология»

Оборудование:  компьютер,  ребусы,   схема маршрута, иллюстрации, тестовые здания.                                           

                                                      Содержание урока.

   1 Вступительное слово учителя. (Слайд 1)

- Здравствуйте, дети.  Я рада приветствовать вас на уроке! Многие воспринимают русский язык только как школьный предмет. Наверное, некоторым он кажется немного скучным, трудным, требующим много внимания и времени. Но это  совсем не так. И чтобы доказать это я приглашаю вас отправиться в путешествие.

 Обратите внимание на тему урока. Какое ключевое слово заявлено в теме?  

 ( удивительная )

- Мы с вами должны  разобраться, что же это за удивительная страна Лингвистика. Чтобы  путешествие было безопасным  нам необходимо знать разделы лингвистики, уметь правильно расставлять ударения в словах, знаки препинания в предложениях, правильно вставлять пропущенные буквы, грамотно подбирать  к словам синонимы, антонимы и фразеологизмы.

- Откройте тетради – это будет наш путевой дневник, запишите число, классная работа.

- Итак,  отправляемся в путешествие. За каждый правильный ответ вы получите жетон, у кого их окажется больше,  тот получит медаль и даже орден.

- Для каждого путешествия продумывается (составляется) маршрут, у нас это будут станции, а право выбора предоставляется туристам.

- В бюро путешествий случились неполадки : произошёл сбой компьютера : рассыпались буквы, помогите мне их собрать, а когда мы  соберём слова , то узнаем,  на каких станциях, страны Лингвистики побываем.

1 задание.  (Слайд 2)

«Рассыпались буквы»

Страна - стикаЛингви

Станции- 1.тическая Теоре

                 2 .эпическаяОрфо

                  3.граОрфофическая

                  4.сикологияЛек

                   5. ческая Творч

                   6. ксическаяСинта, ционнаяПунктуа

Итак, какую страну мы посетим? Через какие станции проедем? (Слайд 3)

- Запишите в тетрадь: 1ряд одно  понятие из раздела «Орфография», 2 ряд - из раздела «Лексика», 3 ряд – из раздела «Пунктуация».                   ( проверка)

- Я вижу, мы готовы. Можно отправляться.

А вот и  1 станция

«ОРФОЭПИЧЕСКАЯ»

-Удивительные люди живут на  ней. В чём их необычность? Как они произносят слова? (Правильно)

- На этой станции мы постараемся найти общий язык с жителями .

Перед вами карточки. Расставьте  ударение, произнесите правильно слова.

- Что объединяет эти слова?

- Подчеркните слова, которые имеют двойственное ударение.

 Добавьте ещё по одному слову в каждый ряд.

1.Компас, азимут,         свежий.

2 Маршрут, разжечь,       диковинный.

3.Творог, кулинария,             напоит.

- В русском языке ударение может падать на разные слоги. (во французском языке- на последний слог, а польском – на предпоследний)

2станция                                                                                              «ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ»

- Рядом живут близкие родственники жителей орфоэпической станции. В чём заключается их родство? (Общий корень: орфо—правильно, произношу и пишу; графо - пишу, эпос - речь)

- Народ  этой станции живёт в быстром темпе. Мы с вами должны этот темп тоже соблюдать. Раскрою секрет: в фамилиях или именах жителей встречается удвоенная согласная. Мы должны  узнать некоторые из них.

«Удвоенные согласные”.

Замените следующие словосочетания одним словом, обратите внимание на правописание  этих слов. Все ответы будем записывать в тетрадь.

-Все угаданные слова будем проговаривать по слогам и записывать в маршрутный лист. (Слайды 5, 6, 7, 8)

  • Товарищ по работе. (Коллега)
  • Спортивный бег(кросс)
  • Сотрудник газеты, журнала. (Корреспондент.)
  • Рисунки в журнале, газете, книге. (Иллюстрации.)

- А теперь загадки:  (Слайды 9, 10)

1) Он на вокзале есть всегда.  

    К нему приходят поезда                                                

    Двойное  р  содержит он ,

     А называется ..(перрон)                                                   

                                   

  2)  На большие расстояния

       Мчится он без опоздания,

       Пишется в конце два  с 

       Называется …( Экспресс)

( Показ на слайдах. Запись в тетрадь)

- Мне думается, мы произвели  на жителей этой станции хорошее впечатление, и они нам в подарок оставляют ребус, который вы разгадаете на следующем уроке

(Ребус - это загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв, знаков)

                          

    Ответы: история, ботаника, русский, география, рисование, физкультура.

- Давайте проверим: не сбились ли мы с маршрута?

-Мы приблизились к 3 станции .

«Лексикология»

- В русском языке столько слов, что даже учёные не могут посчитать их точно. Все они находятся на станции «Лексикология».

- А как вы думаете , какие народы живут на этой станции? Что изучают? (омонимы, синонимы, антонимы, фразеологизмы и т. д )

- Они для нас подготовили следующее задание. Образуйте группы из 4 человек. У вас на карточках слова. Чем они объединены? (общей темой: качества человека)

* Правдивый - подобрать  антоним------ лживый;

* Смелый - подобрать синоним---------храбрый

* Находить общий язык  (фразеологизм изобразить на карточке)

- В чём особенность вашего рисунка? Что показал художник? (свой вариант)

- Мы приближаемся к двум станциям, которые находятся  совсем рядом,  потому что не могут существовать одна без другой. Это станции

Синтаксическая

И

-Давайте назовём вторую станцию

Пунктуационная

- Жители этой станции очень дружные. Они просят нас помочь правильно расставить и объяснить знаки препинания ( 11 слайд)

Туристическая поездка - это новые люди, новые места и новые песни. Чистая родниковая вода, роса на рассвете, долгий вечерний костёр - всё это делает туристический поход надолго запоминающимся событием. В походе необходимы спортивная выносливость, дисциплинированность, чувство локтя. Свои желания и привычки здесь необходимо подчинить общим.

   Сверяем (Слайд 12)                                                                                 

Конечная станция «Творческая».

-Туристическая  поездка всегда продуктивная деятельность. Мы сегодня сделали так много, что я уверена: сможем самостоятельно создать творческий текст.

- Давайте попробуем свои силы в поэзии и напишем буриме

Буриме - небольшое шутливое стихотворение-экспромт, сочинённое на заданную рифму.

( слайды 13, 14 с рифмами. Музыка № 17)

- Для вас рифма: поход- вперёд, с собой - с едой.

Муравей пошёл в поход

Шаг назад и два вперёд.

Взял котомку он с собой

В ней вода и куль с едой.

Весь наш класс пошёл в поход,

Дружно двигался вперёд.

Взял в дорогу он с собой

Компас и рюкзак с едой.

Чьи работы не успели послушать - услышим на следующем уроке.

Итог урока.

- Вот подходит к концу наше путешествие. Каким  плодотворным оно оказалось! Вы убедились, что Лингвистика - удивительная страна! Какое ключевое слово вы видите? (удивительная)

- Что же в ней необычного, удивительного? ( в ней происходят разные явления:  появляются новые слова, уходят из употребления  устаревшие, ударение  в словах падает на разные слоги, к словам можно подбирать синонимы, антонимы, фразеологизмы и т.д..)

-За активное участие путешественники награждаются медалями.

- Давайте  посмотрим, кто получил наибольшее количество жетонов. Эти ученики будут награждены орденами.

-Мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом. Он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Счастливого вам пути!

Вот и время расставаться.  Жалко очень…Говорю вам от души, что  запомню надолго ваши лица, мне с вами легко было общаться. Вам я желаю  никогда не огорчаться, быть  здоровыми, умными и  хорошо учиться.                                                                    

 Вы все работали прекрасно.

Я вам вручила ордена и медали.

Ни один  поход не обходится без групповой фотографии. Давайте и мы на память сделаем фотоснимок,  чтоб друг друга не забывать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра в 9-м классе: Обобщение и систематизация знаний по теме "Подгруппа кислорода"

Урок  в форме игры направлен на закрепление и повторение основных вопросов темы: кислород и его свойства, сера, её соединения и их сойства. Учащиеся в игровой форме отвечают на вопросы, решают ра...

Урок-игра: Виртуальная экспедиция «В поисках острова Химических сокровищ». Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы»

Данная разработка является разработкой нестандартного урока по химии «Виртуальная экспедиция - в поисках острова Химических сокровищ» в 9 классе. На данном уроке будет осуществляться обобщение и систе...

Урок-игра «Обобщение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация» - 5 класс

В игровой форме обобщается и систематизируется материал по теме "Синтаксис и пунктуация". Задания носят творческий характер, развивают логическое мышление, умение работать в группе. На протяжении урок...

Урок игра 8 класс химия. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Соединения химических соединений».

Цель. Обобщить и систематизировать знания по теме "Соединения химических элементов", подготовиться к контрольной работе.Задачи.·         Обучающие. Повтори...