Урок игра 8 класс химия. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Соединения химических соединений».
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Цель. Обобщить и систематизировать знания по теме "Соединения химических элементов", подготовиться к контрольной работе.
Задачи.
· Обучающие. Повторить основные понятия темы: оксиды, кислоты, основания, соли, индикаторы; проверить умения составлять формулы оксидов, оснований, кислот и солей, экспериментально распознавать кислоты, щелочи и соли, анализировать и систематизировать вещества по их строению, отвечать на вопросы, делать выводы и обобщать.
· Развивающие. Развивать мышление (анализ, соотнесение, терминология данной темы), долговременную память, интерес к предмету.
Воспитательные. Воспитывать культуру химического эксперимента: соблюдение правил техники безопасности при работе, поведение в кабинете химии, наблюдательность за веществами в быту, умение безопасного обращения с ними
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_8_klass_obobshchenie_temy.doc | 157 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок игра
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Соединения химических соединений».
Цель. Обобщить и систематизировать знания по теме "Соединения химических элементов", подготовиться к контрольной работе.
Задачи.
- Обучающие. Повторить основные понятия темы: оксиды, кислоты, основания, соли, индикаторы; проверить умения составлять формулы оксидов, оснований, кислот и солей, экспериментально распознавать кислоты, щелочи и соли, анализировать и систематизировать вещества по их строению, отвечать на вопросы, делать выводы и обобщать.
- Развивающие. Развивать мышление (анализ, соотнесение, терминология данной темы), долговременную память, интерес к предмету.
- Воспитательные. Воспитывать культуру химического эксперимента: соблюдение правил техники безопасности при работе, поведение в кабинете химии, наблюдательность за веществами в быту, умение безопасного обращения с ними.
Тип урока: урок-игра.
Урок рассчитан на 40 мин.
План
1. Организационный момент (правила игры) (2 мин).
2. Конкурс 1 "Найди родственников" (3 мин, 2 балла).
3. Конкурс 2 "Третий лишний" (2 мин, 4 балла).
4. Конкурс 3 "Экспертиза" (3 мин, 2 балла + 1).
5. Конкурс 4 "Тестирование" (5 мин, 5 баллов).
6. Конкурс 5 "Крестики-нолики" (3 мин, 4 балла).
7. Конкурс 6 "Установите соответствие" (2 мин, 4 балла).
8. Конкурс 7 "Знание терминов" (5 мин, 5 баллов).
9. Конкурс 8 "Раздели смесь веществ" (5 мин, 5 баллов).
10. Итоги конкурсов (сумма баллов каждой команды, максимально 26 (31) баллов).
11. Итоги урока (объявление оценок) (2 мин).
12. Домашнее задание (2 мин).
ХОД УРОКА
Организационный момент
Учащиеся заранее распределяются по командам (если в классе всего 14 человек, то получается 2 команды по 7 человек), выбирают капитана каждой команды. Команда № 1 - "Атом", команда № 2 - "Молекула".
Учитель объясняет правила игры.
Правила игры
1. После каждого этапа учитель подводит итоги конкурса и выставляет баллы каждой команде.
2. Капитан команды назначает своих участников ответственными по каждому конкурсу.
3. Если кто-либо в команде в течение всей игры не принимает в ней участия, то со всей команды снимаются баллы.
Конкурс 1 "Найди родственников"
Командам выдаются карточки с формулами веществ.
За 1 мин команде "Атом" необходимо выбрать из предложенного перечня веществ все оксиды и кислоты, а команде "Молекула" - все основания и соли и записать их в таблицу.
Таблица 1 Классификация веществ
Оксиды | Кислоты | Основания | Соли |
|
|
|
|
|
|
|
|
Максимальная оценка за конкурс - 4 балла (1 балл за правильное распределение и название веществ, еще 1 - за участие всей команды).
Карточка команды "Атом" - Nа2SО3, Н2SО4, СгО3, НNO3, МgО, NaNО3, КОН.
Карточка команды "Молекула" - Мg(ОН)2, Н2SО4, ZnС12, НNO3, МgО, NаNO3, КОН.
Конкурс 2 "Третий лишний"
За 1 мин необходимо найти на каждой строке лишнюю формулу вещества и объяснить, почему именно эта формула лишняя.
Задание команде "Атом". Найти лишнюю формулу, вычеркнуть ее и назвать класс веществ:
1) Н20, К2SO4, SO2 -. . .;
2) ВаSО4, НС1, СuС12 -. . .;
3) NaОН, СuО, Сu(ОН)2 - . . .;
4) Н2SО3, НС1, КNO3 -. . ..
Задание команде "Молекула". Найти лишнюю формулу, вычеркнуть ее и назвать класс веществ:
1) Н2SO3, LiNO3, Н2SO4 -. . .;
2) NаОН, Ва(ОН)2, Н2S - . . . ; .
3) Nа2СO3, Р2O5, МgO -. . .;
4)А1РО4, СuSО4, Zn(ОН)2 - . . ..
Конкурс 3 "Экспертиза"
Каждой команде выдается по три пробирки с веществами: NаОН, НС1, NаС1 (можно выдать приборы для работы в парах). За 1 мин, используя растворы индикаторов метилоранжа и фенолфталеина, необходимо распознать, в какой пробирке находится каждое вещество, и объяснить почему. Максимальная оценка за конкурс - 2 балла. Учитель после ответа команд сам определяет, про какой из выданных индикаторов более подробно расскажет каждая команда.
Дополнительное задание (1 мин).
Если вы правильно определите, в какой среде индикаторы, которые приведены в таблице 2, имеют такую окраску, то сумма ответов будет численно равна порядковому номеру элемента натрия.
Таблица 2
Окраска индикаторов | Среда | |
кислая | щелочная | |
Лакмус - красный | 1 | 2 |
Фенолфталеин - малиновый | 3 | 4 |
Метилоранж - желтый | 5 | 6 |
Ответ: 1.4.6
После выполнения эксперимента представители команд читают стихи про фенолфталеин и метилоранж.
Фенолфталеин
Попасть в кислоту - есть ли горше удача?
Но он перетерпит без вздохов, без плача.
Зато в щелочах у фенолфталеина
Начнется не жизнь, а сплошная малина.
Метилоранж
От щелочи я желт, как в лихорадке,
Краснею от кислот, как от стыда.
Но бросаюсь в воду без оглядки,
И здесь уж не заест меня среда.
Конкурс 4 "Тестирование"
На это задание отводится 5 минут. Каждый из участников команды по очереди подходит к доске и выбирает правильный ответ, помечая его кружком. Последним идет капитан, проверяя все ответы. Готовы? Начали!
Вопросы для команды "Атом"
1. В каком соединении марганец проявляет наибольшую степень окисления?
а) МnО; б) МnO2; в) К2МnО4; г) КМnО4.
2. Какая из следующих формул соответствует оксиду азота(II)?
а) NO; б) NO2; в) N2О; г) N2О3.
3. Выберите формулу сероводородной кислоты.
а) Н2S; б) Н2SO3; в) Н2SО4; г) Н2SiO3
4. Какое из этих оснований при попадании на кожу человека вызывает образование язв?
а) Са(ОН)2; б) А1(ОН)3; в) LiОН; г) NаОН.
5. Какая из этих солей практически не растворяется в воде?
а) Fе(NO3)2; б) РЬС12; в) ВаSО4; г) NаС1.
Вопросы для команды "Молекула"
1. Какая степень окисления хлора в хлорной кислоте НС1О4?
а)+2; б)-1; в)+3; г)+7.
2. Данный оксид составляет 80% массы клетки и выполняет в ней чрезвычайно важные функции.
а) Н2О; б) СО2; в) СаО; г)Nа2О.
3. Какая из этих кислот содержится в желудочном соке?
а) НС1; б) НF; в) НВг; г) HI.
4. Формула гидроксида, который соответствует оксиду меди(I), - это:
а) Сг(ОН)3; б) Сu(ОН)2; в) Са(ОН)2; г) СuОН.
5. Какое из этих, названий не соответствует веществу, формула которого СаСО3?
а) Мел; б) мрамор; в) галенит; г) известняк.
Ответы (для обеих команд); 1. г; 2, а; 3. а; 4. г; 5. в.
Конкурс 5 "Крестики-нолики"
Командам выдаются карточки с заданиями. Поиграйте в "крестики-нолики".
Найдите выигрышный путь. Выигрышный путь составляют формулы: а) оксидов; б) оснований; в) кислот; г) солей.
Время проведения конкурса - 2 мин.
а) | ||
СаО | NаОН | СаС12 |
НСl | СО2 | Nа2O |
Fе(ОН)3 | Н2SO3 | Н2О |
б) | ||
КОН | Р2O5 | K2O |
Ва(ОН)2 | Н2 | Zn(ОН)2 |
Fе(ОН)3 | Nа3РO4 | ZnС12 |
в) | ||
NaС1 | НС1 | СO2 |
Zn(ОН)2 | Н2SO4 | K2O |
Н2СO3 | Н3РO4 | Fе2(SO4)3 |
г) | ||
СuSО4 | ZnCl2 | К2СО3 |
SiO2 | MgCl2 | СО |
Н2СО3 | Н2O | LiOH |
Оценка конкурса - 4 балла.
Конкурс 6 "Установите соответствие"
Для формул приведенных ниже солей запишите формулы гидроксидов, которыми они образованы. На конкурс отводится 2 мин.
Задание для капитана команды "Атом".
Nа2SO4 - ::::::
К2SiO3 -::::::..
Ca3(PO4)2 -:::::.
Ва(NO3)2 - :::::..
Задание для капитана команды "Молекула".
FеС12 - :::::..
ZnSO4 - ::::::
АgNО3 - :::::.
Fe2(SO4)3 -::::..
Оценка конкурса - по 4 балла.
Конкурс 7 "Знание терминов"
Каждому члену команды выдается тест на проверку терминов с учетом уровня подготовки (табл. 3-4). Время на выполнение любого уровня (А, В) - 3 мин.
УРОВЕНЬ А
Задание. Во втором столбце табл. 3 записаны химические понятия, в третьем - толкования этих понятий. Среди них есть истинные толкования и ложные. В четвертом столбце напротив каждого толкования надо написать одну букву: И - если это истинное толкование, Л - если это ложное толкование. Колонка "+/-" - для подсчета верных ответов.
Если вы набрали 12- 13 "+", то оценка "5",
11 - 10 "+" - оценка "4",
9 - 8 "+" - оценка "3".
Если у вас от 8 и меньше "+", то повторите тему и выполните тест еще раз.
Таблица 3 Тест "Знание тезауруса". Уровень А
№ п/п | Понятие | Варианты толкования понятия | И Л | +/- |
1 | Основания | Вещества, образованные частицами Н и ОН |
|
|
Вещества, образованные атомами металла и группами ОН |
|
| ||
2 | Кислоты | Вещества, образованные атомами водорода, способными замещаться на атомы металла, и кислотными остатками |
|
|
Вещества, образованные атомами металла и кислотными остатками |
|
| ||
3 | Щелочи | Растворимые в воде основания |
|
|
Нерастворимые в воде вещества |
|
| ||
4 | Соли | Вещества, образованные атомами металла и кислотными остатками |
|
|
Вещества, образованные атомами водорода, способными замещаться на атомы металла, и кислотными остатками |
|
| ||
5 | Оксиды | Вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород |
|
|
Вещества, в состав которых входит кислород |
|
| ||
6 | Индикаторы | Вещества, которые под действием щелочей и кислот меняют свой цвет |
|
|
Вещества, которые под действием щелочей меняю свой цвет |
|
|
Ключ к уровню А
№ п/п | Понятие | Варианты толкования понятия | И Л | +/- |
1 | Основания | Вещества, образованные частицами Н и ОН | л |
|
Вещества, образованные атомами металла и группами ОН | и |
| ||
2 | Кислоты | Вещества, образованные атомами водорода, способными замещаться на атомы металла, и кислотными остатками | и |
|
Вещества, образованные атомами металла и кислотными остатками | л |
| ||
3 | Щелочи | Растворимые в воде основания | и |
|
Нерастворимые в воде вещества | л |
| ||
4 | Соли | Вещества, образованные атомами металла и кислотными остатками | и |
|
Вещества, образованные атомами водорода, способными замещаться на атомы металла, и кислотными остатками | л |
| ||
5 | Оксиды | Вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород | и |
|
Вещества, в состав которых входит кислород | л |
| ||
6 | Индикаторы | Вещества, которые под действием щелочей и кислот меняют свой цвет | и |
|
Вещества, которые под действием щелочей меняют свой цвет | л |
|
УРОВЕНЬ В
Задание. Во втором столбце табл. 2 записаны химические понятия, в третьем - толкования этих понятий. Среди них есть истинные толкования и ложные. В четвертом столбце напротив каждого толкования надо написать одну букву: И - если это истинное толкование, Л - если это ложное толкование. Колонка "+/-" для подсчета верных ответов.
Если вы набрали 16-15 "+", то оценка "5",
14 - 13 "+" - оценка "4",
12 - 11 "+"-оценка "3".
Если у вас от 10 и меньше "+", то повторите тему и выполните тест еще раз.
Таблица 4 Тест "Знание тезауруса". Уровень В
№' п/п | Понятие | Варианты толкования понятия | И Л | +/- |
1 | Кислотные оксиды | Оксиды, которым соответствуют кислоты |
|
|
Оксиды, которым соответствуют основания |
|
| ||
2 | Кислоты | Вещества, образованные частицами Н и ОН |
|
|
Вещества, образованные атомами водорода, способными замещаться на атомы металла, и кислотными остатками |
|
| ||
3 | Индикаторы | Вещества, которые под действием кислот меняют свой цвет |
|
|
Вещества, которые под действием щелочей и кислот меняют свой Цвет |
|
| ||
4 | Летучие кислоты | Кислоты, которые при 20 °С находятся только в газообразном агрегатном состоянии |
|
|
Кислоты, которые при 20 °С могут быть как в газообразном, так и в жидком состоянии |
|
| ||
5 | Основания | Вещества, образованные частицами Н и ОН |
|
|
Вещества, образованные атомами металла и группами ОН |
|
| ||
6 | Основные оксиды | Оксиды, которым соответствуют основания |
|
|
Оксиды, которым соответствуют кислоты |
|
| ||
7 | Кислые соли | Соли, в состав которых входят атомы металла и водорода, соединенные с кислотными остатками |
|
|
Соли, в состав которых входят атомы металла, соединенные с кислотными остатками |
|
| ||
8 | Щелочи | Растворимые в воде основания |
|
|
Нерастворимые в воде основания |
|
|
Ключ к уровню В
№ п/п | Понятие | Варианты толкования понятия | И Л | +/- |
1 | Кислотные оксиды | Оксиды, которым соответствуют кислоты | и |
|
Оксиды, которым соответствуют основания | л |
| ||
2 | Кислоты | Вещества, образованные частицами Н и ОН | л |
|
Вещества, образованные атомами водорода, способными замещаться на атомы металла, и кислотными остатками | и |
| ||
3 | Индикаторы | Вещества, которые под действием кислот меняют свой цвет | л |
|
Вещества, которые под действием щелочей и кислот меняют свой цвет | и |
| ||
4 | Летучие кислоты | Кислоты, которые при 20 °С находятся только в газообразном .агрегатном состоянии | л |
|
Кислоты, которые при 20 °С могут быть как в газообразном, так и в жидком состоянии | и |
| ||
5 | Основания | Вещества, образованные частицами Н и ОН | л |
|
Вещества, образованные атомами металла и группами ОН | и |
| ||
6 | Основные оксиды | Оксиды, которым соответствуют основания | и |
|
Оксиды, которым соответствуют кислоты | л |
| ||
7 | Кислые соли | Соли, в состав которых входят атомы металла и водорода, соединенные с кислотными остатками | и |
|
Соли, в состав которых входят атомы металла, соединенные с кислотными остатками | л |
| ||
8 | Щелочи | Растворимые в воде основания | и |
|
Нерастворимые в воде основания | л |
|
Учащиеся разбиваются по парам, им даются ключи, по которым они проверяют друг друга и выставляют оценки.
Конкурс 8 "Раздели смесь веществ"
В этом конкурсе необходимо предложить способ выделения веществ из смеси. Максимальная оценка пять баллов.
Задание для команды "Атом". В смеси находятся железные опилки, порошок оксида меди (II), кристаллы поваренной соли, порошок серы.
Задание для команды "Молекула". В смеси находятся порошок серы, железные опилки, сахар и медные опилки.
Учитель в роли главного судьи подводит итоги конкуров. Он подсчитывает сумму балов каждой команды и выставляет оценки каждому члену команды. (За всякого не принявшего участия в игре учащегося из копилки команды вычитается по 1 баллу).
Список использованной литературы:
1. О.С. Габриелян “Химия 8 класс” ( М.: Дрофа, 2006), учебник для 8 класса.
2. Г.И. Штремплер “Загадки. Игры. Ребусы”. Книга для учащихся (М.: Просвещение, 1993).
3. Г.И. Штремплер “Тесты, вопросы и ответы по химии 8-11 класс”. Книга для учащихся (М.: Просвещение, 1993).
4. Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова “Занимательные задания и эффектные опыты по химии” (М.: Дрофа, 2008)
5. Е.Ефимовский “Ракета и травинка”, истории в стихах ( Ленинград: “Детская литература”, 1984).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок "Обобщение и систематизация знаний по теме "АТомы химических элементов"
После приветствия учитель называет тему урока и сообщает его цели и задачи. Как вы думаете, что сегодня мы будем повторять и обобщать? Поясняет, что цель урока – не только обобщение и систематизация з...
Обобщение и систематизация знаний по теме "Кислородсодержащие органические соединения"
Этот материал может быть применен в 10 классе в курсе "Органическая зимия" для обобщения имеющихся знаний учащихся и как подготовка к контрольной работе....
Урок на тему "Обобщение и систематизация знаний по теме "Атомы химических элементов", 8 класс
Цель урока: создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме «Атомы химических элементов», используя активные методы обучения. ...
Презентация к уроку "Обобщение и систематизация знаний по теме "Атомы химических элементов", 8 класс
Данная презентация содержит задания для обобщения и систематизации знаний восьмиклассников по теме "Атомы химических элементов". а также ключи для самопроверки выполненных упражнений....
Урок игра 8 класс химия. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Соединения химических соединений».
Цель. Обобщить и систематизировать знания по теме "Соединения химических элементов", подготовиться к контрольной работе.Задачи.· Обучающие. Повтори...
Презентация урока химии Обобщение и систематизация знаний по теме "Кислородсодержащие соединения" 10 класс
Данный урок проводится в 10 классе при обобщении и систематизации знаний по теме "Кислородсодержащие соединения"....
Технологическая карта урока химии "Обобщение и систематизация знаний по теме: "Химическая связь" 8 класс
Технологическая карта урока химии "Обобщение и систематизация знаний по теме: "Химическая связь" 8 класс...