Главные вкладки

    «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТРЕНАЖЕРОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ И ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СКОУ VIII ВИДА»
    учебно-методический материал по русскому языку (10 класс) по теме

    Денисенко Наталья Владимировна

    Выступила с авторской разработкой электронных тренажеров по руссскому языку на региональном конкурсе "Ступени мастерства". 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vystuplenie_novoe.doc38.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ВЫСТУПЛЕНИЕ

     «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТРЕНАЖЕРОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ И ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СКОУ VIII ВИДА»

    Добрый день, уважаемые коллеги.

    Слайд 1

    Я работаю учителем родного языка и литературы в 10-11 классах. Когда дети, переходя из среднего звена в старшее, приходят ко мне в класс, я традиционно провожу исследование на выявление оценки коммуникативных и языковых компетенций (то есть уровня сформированности устной и письменной речи).  

    Слайд 2 (клик на цифру 1)

    Старшеклассникам была предложена анкета «Умеете ли вы общаться?», с помощью которой я выяснила, насколько общительны школьники (с их точки зрения), легко ли они адаптируются в окружающей среде, сходятся с людьми, избирательны они в общении или нет, где они себя лучше чувствуют – в узком кругу или в большой компании.  При помощи этой анкеты опосредованно определяется адекватность оценки своих коммуникативных возможностей старшеклассниками.

    Слайд 3

    Из диаграммы видно, что большинство школьников 10 класса адекватно оценивают свои коммуникативные возможности. Однако круг их общения не достаточно  широк, а у некоторых ребят узок; все они неуверенно вступают в общение  с незнакомыми людьми, неуверенно чувствуют себя в новой ситуации. А все потому, что они не понимают, для чего им нужно уметь общаться.  Только двое из пяти обучающихся ответили, что общение нужно для того, чтобы развиваться. Значит, им необходимо развивать свои речевые навыки.

       

    Слайд 4 (клик на цифру 2)

    Все мы знаем, что наивысшим показателем уровня сформированности коммуникативных и языковых умений является диалогическая речь, поэтому школьникам было предложено выполнить второе задание: восстановить диалог (методика «неполного диалога»). Нужно было догадаться, что говорит второй собеседник по репликам первого и наоборот.

    Слайд 5

    Давайте посмотрим на диаграмму. 10% обучающихся не справились с заданием, 45% частично справились и 45% обучающихся справились с поставленной задачей.

    Слайд 6 (клик на цифру 3)

    Третье задание было предложено на запоминание и понимание текста.

    Слайд 7

    Результаты таковы, что только 20% обучающихся имеют достаточный уровень сформированности коммуникативных  умений; 40% обучающихся имеют уровень, приближенный к достаточному; у 40% обучающихся недостаточный уровень сформированности  коммуникативных  умений.

    Слайд 8

    Речевая деятельность формируется во всех ее видах – чтении, говорении, письме. Основная функция письменной речи – это фиксация устной речи. Письмо служит средством коммуникации между людьми, когда непосредственное общение невозможно. Я должна научить детей не только правильно говорить, пополняя активный словарь, излагать свои мысли, но и грамматически  правильно оформлять их на письме. Поэтому я начала работу по созданию электронных тренажеров по русскому языку, направленных на более успешное формирование у обучающихся с ОВЗ орфографической зоркости.

    Слайд 9

    Сделав анализ практических и контрольных работ обучающихся, я увидела, что многие дети не видят орфограмму или не могут подобрать проверочное слово. Некоторые обучающиеся правило знают, орфограмму найти могут, но при письме под диктовку, в самостоятельных творческих работах (сочинениях, изложениях) свои знания и умения не применяют.

    Слайд 10

    Самыми распространенные виды ошибок у моих воспитанников вы видите на экране:

    - парные звонкие и глухие согласные;

    - правописание падежных окончаний имен существительных;

    - не с глаголами;

    - ь на конце глагола 2 лица ед.ч. настоящего времени;

    - безударная гласная в корне, проверяемая  ударением;

    - безударная гласная в корне, непроверяемая  ударением.

    На эти виды ошибок я разработала  электронные тренажеры.

    Но из-за ограниченности во времени я подробнее расскажу только о работе на тренажере «Упражнения в нахождении безударной гласной в корне слова и подборе проверочных слов».

    Если у кого – то из вас появится желание, после выступления я могу поделиться своими разработками.

    Итак, тренажер «Упражнения в нахождении безударной гласной в корне слова и подборе проверочных слов».

    Слайд 11

    Работа с тренажером (упражнения  8, 7, 6, 5, 4) Упражнения на этот вид орфограммы мною подобраны и представлены во всем своем разнообразии. Это …перечисляю виды упражнений.

    Давайте посмотрим, как ребята с удовольствием выполняют работу на одном из электронных  тренажеров.  Слайд 12 ВИДЕО

    Слайд 13

    Таким образом,  электронные тренажеры дают свои положительные результаты

    потому, что:

    • работа с ними ведется систематически;
    • используются разнообразные  виды упражнений, нацеленных на усвоение и закрепление орфограмм;
    •  происходит максимальная  для данной категории детей активность в процессе их самостоятельной деятельности по осознанию ошибочных написаний (от умения обучающихся ставить и решать орфографические задачи).

    Слайд 14

    А также они дают возможность:

    • повышать активность обучающихся в процессе обучения предмету;
    • автоматизировать навыки;
    • создавать положительную мотивацию к деятельности обучающегося;
    • обеспечивать ситуацию успеха;
    • активизировать мыслительную деятельность;
    • осваивать обучающимися обязательный уровень ЗУН;
    • развивать навыки самоконтроля;
    • доводить задание до конца;
    • выполнять разные по уровню сложности задания (индивидуализация  процесса обучения).

    В течение урока использую тренажеры на всех этапах:

    • при объяснении нового материала;
    • закреплении;
    • повторении;
    • контроле знаний, умений, навыков.

    Слайд 15

    Проведение уроков русского языка с систематическим применением  электронных тренажеров дало свои положительные результаты. Перед вами мониторинг уровня развития коммуникативных и языковых навыков обучающихся 10 класса по русскому языку по картам ИСРР( индивидуального сопровождения развития ребенка) . В диаграмме показаны результаты в сравнении : 2011 – 2012 уч.г. и 2012 – 2013уч.г. Повысился уровень развития обучающихся по лексике и грамматике, значительно повысился уровень развития обучающихся по фонематике и коммуникативной стороне речи.

    Мои воспитанники овладели умением находить и выделять наиболее распространённые орфограммы, подтверждать верное написание слов правилами, подбирать на данные орфограммы примеры, а также выполнять упражнения , направленные на формирование коммуникативного и языкового навыка.

           Слайд 16

    Спасибо за внимание!!!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование интернет ресурсов на уроках английского языка как средства формирования коммуникативной компетенции учащихся.

    Современный ребенок живет в мире электронной культуры и для того чтобы говорить с ним на одном языке учителю необходимо владеть современными методиками и новыми оьразовательными технологиями. Интернет...

    Организация работы с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции

    Формирование коммуникативной компетенции - одна из ключевых задач развития качеств личности. Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры уст...

    Опыт работы на тему: "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся ".

    Русский язык – основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения школьников к её неисчерпаемым богатствам. Приобщение ребёнка к культуре происходит под влиянием того, что он читает, слышит, ...

    "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся "

    Сегодня ни для кого  не секрет, что школа, уделяя большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам в виде тестирования, неоправданно мало учебного времени отвод...

    Педагогические технологии. Сочинение на уроках русского языка как средство формирования коммуникативных компетенций.

    Педагогические технологии. Сочинение на уроках русского языка как средство формирования коммуникативных компетенций....

    Обобщение опыта работы по теме "Комплексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся"

    Обобщён опыт работы учителя русского языка и литературы по теме "Комлексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся".  Информация ...

    "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся"

    Перед школьниками ставятся новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. Поэтому форми...