Урок по теме: "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Моисеева Татьяна Александровна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok_tekhn_karta.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Моисеева Татьяна Александровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Городецкая СОШ»

Урок русского языка в 7 классе по теме:

«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»

Пояснительная записка.

Урок проводился в 7 классе, как часть  подготовки к Государственной итоговой аттестации, к части «С». Класс среднего уровня подготовки, большинство учащихся умеют рассуждать, логически мыслить.

Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе включает несколько типов заданий, одно из которых - написание сжатого изложения. Данный вид письменной работы требует навыков отбора существенной информации, очень краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка передаются в изложении без искажающих изменений; вычленения в тексте основных микротем; обобщения содержания исходного текста. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля, однако выпускник должен использовать авторские ключевые слова и словосочетания.

Как видим, перед выпускником стоит довольно трудная задача.  Поэтому

основная цель урока –научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста.

Вспомогательные цели урока:

  1. Образовательная: научить вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли, уметь находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания ;
  2. Развивающая:  способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти; 
  3. Воспитательная:  формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку, продолжить у учащихся воспитание любви к чтению, к литературе, к книге;

Задачи урока :

  1. Познакомить с приемами развития текста
  2. Научить применять приемы на практике
  3. Повторить особенности публицистического текста
  4. Способствовать воспитанию самостоятельности через возможность проявить свои знания в практической ситуации;
  5. Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свои возможности.

Форма урока: урок изучения нового материала.

Применяемые технологии: технология проблемного обучения, ИКТ.

Оборудование: дидактический материал (текст изложения – 1 экземпляр для каждого учащегося), памятки «Как написать сжатое изложение», «Как проверить написанное», проектор, компьютер, экран.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Определение цели и задач урока.
  3. Погружение в проблему.
  4. Знакомство с текстом.
  5. Работа с теоретическим материалом.
  6. Конкретизация проблемы. Ознакомление с приемами.
  7. Работа над сжатием текста.
  8. Закрепление изученного. Работа в парах.
  9. Обсуждение результатов работы.
  10. Рефлексия.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

1 Организационный

2 мин

Добрый день, дорогие ребята!
Запишите в тетрадях сегодняшнюю дату и тему урока: «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА» (1 слайд)

  Цель нашего урока, чтобы каждый из вас научился воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста, вычленять микротемы и воспроизводить содержание каждой микротемы исходного текста в собственном письменном произведении.(2 слайд)

Подумайте, исходя из темы, какими могут быть задачи нашего урока. (ответы детей)

Действительно, задачей подробного изложения является максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением авторского стиля. Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, последовательность событий, характеры действующих лиц передаются без искажений.

Сразу включаются в рассуждение, выясняют, какие задачи нужно решить, чтобы освоить тему урока.

2 Погружение в проблему.

3 Знакомство с текстом

4 мин

1 мин

Ребята, сформулируйте по данной теме проблемные вопросы.
- Нам предстоит пройти ГИА, которая состоит из 3 частей, первая часть которой содержит задание написать сжатое изложение прослушанного текста. А сегодня мы будем писать сжатое изложение публицистического текста.

(Как написать сжатое изложение? Как правильно сжать текст? Какие приёмы сжатия текста  использовать?)

Вспомним, что такое публицистика? 

(Литература по общественно – политическим вопросам современности)

Назовите характерные стилевые черты публицистики. 

(Воздействие на умы, сердца людей, призывность, убедительность. Авторская позиция)

А какие языковые средства характерны для публицистического стиля?

Вводные слова, антитезы, повторы, восклицательные предложения, предложения побудительного характера.

Какие жанры публицистики вам известны?   

(Статья, репортаж, интервью, заметка)

С одним из таких публицистических текстов  сегодня мы познакомимся на уроке. (3 слайд)

(Приложение 1)

Знакомятся с текстом изложения на карточках. Читает ученик с хорошей дикцией, остальные внимательно слушают и следят по тексту.

Карточки с текстами лежат на столах по 1-му экземпляру на каждого учащегося.

4 Работа с теоретическим материалом

5 мин

По данному тексту вы должны  написать сжатое изложение, а для этого мы поработаем над содержанием текста.

Назовите признаки текста.

  1. Предложения объединены одной темой. Употреблены слова одной тематики (книга, просвещает, слова, записывать, славянская азбука, просветитель Кирилл, на бумаги, прочитанная, накопился опыт, пословица о книге, без чтения книги.)
  2. Текст имеет идею.

  3.Текст можно озаглавить.

Какова идея текста?

Идея текста в том, что книга является вечным источником знаний в разных сферах человеческой жизни.  

Подберём заголовок.

Книга – самое значительное изобретения.

Текст разделен на четыре абзаца.

- С какой целью это сделано?

Каждый абзац содержит микротему, которая отражает основную тему.

Определим микротему каждого абзаца и запишем в форме плана.

Составьте план текста.

Самостоятельно составляют план текста.

  1. Благодаря книге стали возможны многие изобретения.
  2. Книга самый надежный и долговечный аккумулятор знаний.
  3. Прочитанное слово надолго сохраняется в памяти.
  4. Ум ограничен и скован без чтения книг.  

Определите тип данного текста. Докажите.

Очень важно правильно определить тип, так как функционально-смысловые типы речи строятся по-разному, рассуждение строится так:

  1. основное положение (тезис);
  2. доказательства с привлечением аргументов;
  3. вывод.

При написании изложения надо следить за тем, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений, сохранены важные эпизоды, не обобщались разнородные факты.

Определите стиль данного текста.

Тип данного текста рассуждение, потому что автор текста рассуждает и доказывает, что книга является самым значительным за всю историю человечества изобретением. Обычно текст рассуждения состоит из трех частей – тезис, доказательства и вывод.

В данном тексте мы ярко видим:

тезис - Ученые из разных стран единодушно решили, что самым значительным изобретением является книга. Далее по тексту идут доказательства: 1.книга по-прежнему самый надежный и долговечный аккумулятор знаний. 2. Прочитанное слово надолго сохраняется в памяти. 3. Ум ограничен и скован без чтения книг.  

и вывод - именно в книгах накопился опыт десятков поколений – всё то, что мы называем мудростью, ум ограничен и скован без чтения книг.

По данному тексту мы должны написать сжатое изложение.

А что значит сжать текст? 

Рассуждение. Заслушиваются 2-3 человека. (Сжать текст – это значит сократить его, но при этом сохранить основную мысль, идею автора в каждом абзаце, т.е. убрать всё лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное, отказаться от подробностей.)

Чем отличается подробное изложение от сжатого изложения?

Обсуждение.

(Задача подробного изложения – максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив композиционные и языковые особенности.)

Задача сжатого изложения – кратко, в обобщённой форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения.

5 Конкретизация проблемы

4 мин

Как вы думаете, каким образом можно сжать текст, сделать его меньше, не утратив, однако, его смысла, идеи?

Познакомимся со способами и приёмами сжатия текста. (4 слайд)

К     основным языковым приемам сжатия текста относятся :

    1.Обобщение частной информации: (ПЕРЕВОД  ЧАСТНОГО  В  ОБЩЕЕ, СВЁРТЫВАНИЕ ИСХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ ЗА СЧЁТ ОБОБЩЕНИЯ)                                                                            

  • замена однородных членов обобщающим наименованием;
  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

замена предложения или его части указательным местоимением;

  • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
  • замена сложноподчиненного предложения предложением простым;
  • замена прямой речи косвенной.

                                                         

2.Исключение второстепенной информации :

  • исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов;
  • исключение повторов;
  • исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;
  • исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно.

Рассуждаем вместе.

Исключение подробностей обычно называют сразу.

6 Работа над сжатием текста Работа в парах и группах.

12мин

Итак,мы будем сжимать текст способом исключения.

Вспомните, какими приемами мы можем при этом воспользоваться?

При исключении мы опускаем с точки зрения основной мысли текста детали и излишние подробности.

Познакомьтесь с инструкцией написания сжатого изложения.  (5 слайд)  (приложение 2)

Знакомятся самостоятельно

Карточки с инструкциями по написанию сжатого изложения.

А теперь будем работать непосредственно над сжатием текста. Он есть на каждой парте.

Чтение текста вслух.

Обязательно сначала прочитают про себя, потом читает ученик с хорошей дикцией. Рассуждаем- какое впечатление производит текст?

Оценка текста.

Все ли вам понятно?

Уточнение непонятного, ответы на возникшие вопросы.

На ваших столах текст, инструкция «Как писать сжатое изложение», чистые листы бумаги, маркеры. Будем работать в паре. Первая колонка по парам работает с 1,2 абзацем, вторая- с третьим, третья- с четвертым Разделите лист на 2 части. На одной записывайте ключевые слова или выражения, основную мысль. На другой -  ваш вариант сокращённого текста.

Работа в парах.

Маркеры для того, чтоб зачеркивать ненужный материал.

7 Закрепление изученного. Обсуждение результатов работы.

12 мин

Ну что ж, давайте посмотрим, что получилось.

(6 слайд)

Учащиеся по парам зачитывают получившийся текст абзаца, остальные вносят дополнения, исправления.

Параллельно ученики редактируют текст на листочках, который есть у каждого.

Обязательно указывается прием сжатия, которым пользовалась пара.

Какими приемами сжатия текста вы воспользовались?

1.замена однородных членов обобщающим наименованием;

2.замена фрагмента предложения синонимичным выражением

3. исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;

4. исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно.

8 Рефлексия

3 мин

О чём мы говорили сегодня на уроке?

Чувствуете ли вы. что овладели приемами сжатия текста?

Какой из приемов вам показался наиболее доступным?

 Каким приёмом сжатия текста вы воспользовались?

 Выставление оценок за урок.

Отвечают, что приемы усвоили. Наиболее доступный прием- исключение подробностей, им пользовалось большинство учащихся во время самостоятельной работы.

Оценка своей работы каждого учащегося

Листки для каждого учащегося с Ф. И.

9 Домашнее задание:

Продумать средства связи между частями и написать сжатое изложение по тексту. (7 слайд)

Раздаются памятки «Как проверить написанное»

Список использованной литературы:

1. Н.А.Шапиро,А.В.Волкова,Е.В Кузнецова,Е.Ю.Шувалова. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика: лекции 1-4.- М.:Педагогический университет «Первое сентября»,2013.- 60.

2. И.П.Цибулько,В.Н.Александров,Л.И.Пучкова,Т.В.Соловьева.Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в  новой форме. Русский язык.2011/ФИПИ. – М.:»Интеллект-Центр»,2011.

Приложение1  

Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Ученые из разных стран единодушно решили, что это – книга. Не телефон, не самолет, не атомный реактор, не космический корабль, а именно книга. Потому что появление самолета и космического корабля, овладение электрической и атомной энергией и еще многое и многое другое стало возможно именно благодаря изобретению книги.

           И сегодня, несмотря на появление компьютера и развитие электронных средств коммуникации, книга не утратила своего первостепенного значения. Она по-прежнему остается самым надежным и стабильным носителем и хранителем информации, которому не нужна никакая внешняя энергия. А потому книга пока и самый долговечный аккумулятор знаний. Она, как и в древние времена, служит главному: из поколения в поколение просвещает людей, то есть делает их светлее, ведет к добру.

           Многие думают, что изучать можно и устно. Конечно, можно. Только произносить слова, не записывая их, все равно что писать вилами на воде. Так сказал один из создателей славянской азбуки, просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закрепленное на бумаге, очень скоро стирается, уходит из памяти, вытесненное другими словами и впечатлениями. Да и  можно ли положиться на его достоверность? Слово же услышанное, а затем еще и прочитанное надолго сохраняется в памяти человека.

           Люди всегда стремились не просто сохранить свои наблюдения и знания, но и обобщить их. И именно в книгах накопился опыт десятков поколений – всё то, что мы называем мудростью. Недаром наши предки говорили: «Ум без книг как птица без крыльев». И означает это одно: как птица без крыльев взлететь не может, так и ум ограничен и скован без чтения книг.

                                                  (По материалам энциклопедии) (248 слов)

Приложение 2

Инструкция «Как писать сжатое изложение»

  1. Выделите в тексте важные, необходимые мысли.
  2. Найдите среди них главную мысль.
  3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
  4. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
  5. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?
  6. Обдумайте средства связи между частями.
  7. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.
  8. Запишите получившийся вариант текста.

Приложение 3

                                        ПАМЯТКА

                 Как проверить написанное

1.После написания текста на черновик, прочитай его как минимум 3 раза.

2.Первый раз читай с целью проверки содержания.

Ответь на вопросы:

  • Передано ли основное содержание исходного текста?
  • Нет ли повтора мысли или пропуска важной информации?
  • Можно ли написанный текст назвать кратким изложением исходного?
  • Все ли микротемы исходного текста отражены в изложении?

3.Второй раз читай с целью корректировки текста.

Ответь на вопросы:

*Можно ли текст назвать связным?

*Правильно ли выделены абзацы?

*Нет ли грамматических ошибок?

*Нет ли речевых ошибок?

*Выразительна ли речь?

4.Третий раз читай с целью проверки орфографической пунктуационной грамотности. Используй словарь!

5.После переписывания текста на чистовик  проверь чистовой вариант.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Методическая разработка урока по теме   "Подготовка к написанию сжатого изложения с использованием элементов технологии критического мышления"....

Методическая разработка урока развития речи «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»

Урок развития речи входит в систему урокв по подготовке к государственной аттестации в новой форме. Методическая разработка урока расчитана на учащихся 9 классов, на 2 урока, включает: план урока, кон...

урок русского языка в 9 классе по теме "подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ"

Данныйконспект урока содержит понятный алгоритм действий по написанию сжатого изложения. Так же в конспект добавлены две разработанные памятки в помощь учителю и обучающающемуся....