урок русского языка в 9 классе по теме "подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Кобякова Галина Александровна

Данныйконспект урока содержит понятный алгоритм действий по написанию сжатого изложения. Так же в конспект добавлены две разработанные памятки в помощь учителю и обучающающемуся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_9_klasse_po_teme.docx8.72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9 классе по теме: «Подготовка к написанию сжатого изложения в ОГЭ».

Цели урока:

  • Научить вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли, уметь находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
  • Подготовить обучающихся к написанию сжатого изложения публицистического стиля.
  • Продолжить воспитание любви к чтению, к литературе, к книге.

Оборудование : текст изложения в аудиозаписи, памятки для обучающихся «Как написать сжатое изложение», «Как проверить написанное».

Ход урока.

  • На уроке мы будем готовиться к написанию изложения. Сжатого изложения. Вспомните, в чем особенность такого вида изложения?

(при сжатом изложении отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, оставляя только самое главное, существенное).

Действительно, задачей подробного изложения является максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением авторкого стиля. Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, последовательность событий, характеры действующих лиц передаются без искажений.

(постановка целей урока. Повторение лексического значения терминов, которые будут встречаться на протяжении всего урока).

Цель нашего урока, чтобы каждый из вас научился воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста, вычленять микротемы и воспроизводить содержание каждой микротемы исходного текста в собственном произведении.

Что такое микротема?

(Микротема – это фрагмент текста, его части. Сумма микротем передает основное содержание текста).

  • Знакомство с текстом.

Текст слушаете внимательно, воспринимаете его как целое, выделяя главное и второстепенное в содержании, усваиваете сюжетную линию и в конечномсчете получаете эмоциональный настрой, который и поможет написать сжатое изложение.

Текст.

Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Ученые из разных стран единодушно решили, что это – книга. Не телефон, не самолет, не атомный реактор, не космический корабль, а именно книга. Потому что появление самолета и космического корабля, овладение электрической и атомной энергией и еще многое и многое другое стало возможно именно благодаря изобретению книги.

И сегодня, несмотря на появление компьютера и развитие электронных средств коммуникации, книга не утратила своего первостепенного значения. Она по-прежнему остается самым надежным и стабильным носителем и хранителем информации, которому не нужна никакая внешняя энергия. А потому книга пока самый долговечный аккумулятор знаний. Она, как и в древние времена, служит главному: из поколения в поколение просвещает людей, то есть делает их светлее, ведет к добру.

Многие думают, что изучать можно и устно. Конечно, можно. Только произносить слова, не записывая их, все равно что писать вилами на воде. Так сказал один из создателей славянской азбуки, просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закрепленное на бумаге, очень скоро стирается, уходит из памяти, вытесненное другими словами и впечатлениями. Да и можно ли положиться на его достоверность? Слово же услышанное, а затем еще и прочитанное надолго сохраняется в памяти человека.

Люди всегда  стремились не просто сохранить свои наблюдения и знания, но и обобщить их. И именно в книгах накопился опыт десятков поколений – все то, что мы называем мудростью. Недаром наши предки говорили: «Ум без книг как птица без крыльев». И означает это одно: как птица без крыльев не может взлететь, так и ум ограничен и скован без чтения книг.

(по материалам энциклопедии. 248 слов.)

По данному тексту вы должны написать сжатое изложение, а для этого мы поработаем над содержанием текста.

Анализ текста.

Назовите признаки текста.

(предложения объединены одной темой. Употреблены слова одной тематики (книга, просвещает, слова, записывать, славянская азбука, просветитель Кирилл и т.д.) текст имеет идею (книга является главным источником знаний в разных сферах человеческой жизни). Текст можно озаглавить (книга – самое значительное изобретение.) )

Текст разделен на четыре абзаца. С какой целью это сделано?

(каждый абзац содержит микротему, которая отражает основную тему).

Определим микротему каждого абзаца и запишем ее в форме плана.

(план текста.

Благодаря книге стали возможны многие изобретения.

Книга самый надежный и долговечный аккумулятор знаний.

Прочитанное слово долго находится в памяти.

Ум ограничен и скован без чтения книг).

Определите тип данного текста, докажите.

(тип данного текста рассуждение, потому что автор текста рассуждает и доказывает, что книга является самым значительным за всю историю человечества изобретением. Обычно текст рассуждения состоит из трех частей: тезис, доказательства, вывод.)

В данном тексте мы ярко видим:

Тезис – ученые из разных стран единодушно решили, что самым значительным изобретением является книга. Доказательства: 1. Книга по-прежнему самый надежный и долговечный аккумулятор знаний. 2. Прочитанное слово надолго сохраняется в памяти. 3. Ум ограничен без чтения книг.

Вывод: именно в книгах накопился опыт десятков поколений – все то, что мы называем мудростью.

При написании изложения надо следить за тем, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений, сохранены важные эпизоды, не обобщались разнородные факты.

Определите стиль данного текста.

(стиль публицистический. Он воздействует на читатель и знакомит с определенной информацией. Затрагивает актуальные вопросы современности, которые представляют интерес для общества. Автор текста призывает людей больше читать.)

Обратите внимание на лексику публицистического стиля. Слова громоздкие, тяжеловесные.

Работа над сжатием текста.

Какими способами мы можем сжимать текст?

(к основным языковым приемам сжатия текста относятся:

  • Обобщение частной информации (перевод частного в общее, свертывание исходной информации за счет обобщения)
  • Замена однородных членов обобщающим выражением
  • Замена предложения или его части указательным местоимением
  • Замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением
  • Замена сложноподчиненного предложения предложением простым
  • замена прямой речи косвенной
  • исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов
  • исключение повторов
  • исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение
  • исключение предложений, имеющих описания или рассуждения, поданных слишком широко или полно)

Ознакомтесь с памяткой и постарайтесь воспользоваться ее советами.

Перечитаем текст по абзацам, подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

Хочу предупредить вас и напомнить о логических ошибках:

  • сближение относительно далеких мыслей в одном предложении
  • отсутствие последовательности в мыслях; бессвязностьи нарушение порядка предложений
  • использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла, бессвязности
  • неудачная концовка (дублирование вывода).

Самостоятельная работа.

(примерный результат:

Какое изобретение стало значительным за историю человечества? Ученые решили, что это - книга. Потому что достижения стали возможны благодаря книге.

Сегодня книга не утратила значения. Она остается хранителем информации. Поэтому книга - аккумулятор знаний. Онапросвещает людей.

Многие думают, что изучать можно устно. Можно. Но услышанное, не закрепленное на бумаге слово уходит из памяти, а прочитанное сохраняется в памяти.

Люди стремились обобщить знания. В книгах накопился опыт поколений. Наши предки говорили: "" Ум без книги как бескрылая птица). Это означает: птица без крыльев взлететь не может, а ум ограничен без прочтения книг. (90 слов)).

Проверьте написанное, используя памятку и критерии оценивания.

памятка "как писать сжатое изложение"

Выделите в тексте важные (существенные, необходимые) мысли (микротемы).

Найдите среди них главную мысль.

Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.

Составьте план, озаглавьте каждую микротему.

Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста.

Обдумайте средства связи между частями.

Переведите отобранную информацию на "свой" язык

памятка "Как проверить написанное?"

  1. после написания текста на черновик, прочитайте его как минимум 3 раза.
  2. первый раз читайте с целью проверки содержания.

ответь на вопросы:

  • передано ли основное содержание исходного текста?
  • нет ли повтора мысли или пропуска важной информации?
  • можно ли написанный текст назвать кратким изложением исходного?
  • все ли микротемы исходного текста отражены в изложении?

    3. второй раз читайте с целью корректировки текста.

ответь на вопросы:

  • можно ли этоот текст назвать связным?
  • правильно ли выделены обзацы?
  • нет ли грамматических ошибок?
  • нет ли речевых ошибок?
  • выразительна ли речь?

    4. третий раз читай с целью проверки орфографической пунктационной грамотности. Используй словарь!

    5. после переписывания текста на чистовик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»     разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса     ...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Урок- подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Цели урока: формировать навыки работы с различными приемами сжатия текста; формировать умение выделять в тексте микротемы,о...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Методическая разработка урока по теме   "Подготовка к написанию сжатого изложения с использованием элементов технологии критического мышления"....

Конспект урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ"

Цель урока-сформировать у учащихся знания и умения по сжатию исходного текста....

Урок русского языка в 8 классе по теме: «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ- 9»

Цели урока: способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельностинаучиться вычленять главную и второстепенную информацию в текстесокращать текст разными способами пр...

Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме"Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ" (с применением современных технологий)

Данная разработка предназначена для подготовки учащихся 8 класса к предстоящему экзамену по русскому языку ОГЭ, а именно, сжатому изложению. На данном уроке были использованы современные средства, мет...