Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме"Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ" (с применением современных технологий)
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Гончарова Наталья Николаевна

Данная разработка предназначена для подготовки учащихся 8 класса к предстоящему экзамену по русскому языку ОГЭ, а именно, сжатому изложению. На данном уроке были использованы современные средства, методы и приемы,что позволяет ученикам быстрее  и легче подготовиться к данному виду работы. Урок был проведен для районного МО учителей русского языка и литературы на базе МКОУ Веселовская СОШ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                      Урок русского языка в 8 классе по теме:

             «Подготовка к написанию сжатого изложения

                         в экзаменационной работе ОГЭ»

               (с применением современных технологий)

                                                                         Гончарова Наталья Николаевна,

                                                                                     учитель русского языка и литературы

                                                                                           МКОУ Веселовская СОШ      

                                                                                           Краснозерского района

                                                                                           Новосибирской области              

Цели:

  1. Обучающая: обучение приемам компрессии исходного текста, используя различные приемы.
  2. Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной, умения анализировать и делать выводы; выделять главное; определять количество микротем текста.
  3. Воспитательная: воспитание осознания значимости развития в своем характере воли, как средства человека управлять собой и умения преодолевать трудности, препятствия.

Тип урока- урок развития речи.

Методы и приемы: элементы технологии критического мышления: прием «Знаю, хочу узнать, узнал» (таблица Д. Огле), прием «Верные и неверные утверждения», интеллект-карта, прием «Ромашка Блума», кластер, прием ИНСЕРТ, синквейн, работа по анализу текста.

Формы работы:

     - фронтальная,

     - в паре,

     - индивидуальная,

     -групповая.

Методы обучения:

     - репродуктивный,

     -частично- поисковый.

Оборудование: проектор, аудиозапись текста «Легенда о Геракле и Ификле», раздаточный материал: таблицы, тексты.

                                                      Ход урока

  1. Организационный момент.

   -Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем подготовку  к экзамену по русскому языку, который вам предстоит сдавать в будущем году. Экзамен состоит из трёх частей. На выполнение первой  части задания - написания сжатого изложения по прослушанному тексту - отводится 85 минут. Объём изложения должен составлять не менее 70 слов.

 Сегодня мы  повторим уже известные сведения об этом виде работы, потренируемся в выполнении упражнений, которые  помогут вам хорошо написать экзаменационное изложение. А для того, чтобы его хорошо написать, нужно тренироваться много, значит, для этого нужна сила воли.

   Сила воли- способность осуществить свои желания, достигнуть намеченной цели, умение управлять собой, умение преодолевать трудности.

            Стихотворение Анатолия Болутенко «Достижение успеха»

- Как вы думаете, какие знания, умения и навыки проверяются при написании подробного изложения? (умение запоминать и грамотно воспроизводить предложенный текст)

- Как вы думаете, какие навыки потребуются, чтобы написать сжатое изложение? (навыки логически мыслить и анализировать текст)

- Что значит сжать текст? (значит, сократить его).

Сжатое изложение - краткая передача содержания текста, отбор существенной информации при условии, что основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка передаются в изложении без искажающих изменений; вычленения в тексте основных микротем; обобщения содержания исходного текста.

- Таким образом, становится понятным, что это универсальные навыки, которые потребуются в дальнейшем любому ученику. Действительно, сжатое изложение помогает формировать учебные умения: анализировать информацию, отсеивать второстепенное, понимать логику текста.

Для того, чтобы этого достичь, нужны не только знания, но и сила воли, способность осуществить желаемое, умение преодолевать трудности.

  1. Мотивация учебной деятельности.

- Выберите из предложенных целей те, с которых вы начинаете урок- повторение, обоснуйте свой выбор.

1) хорошо подготовиться к сжатому изложению;

2) весело провести время;

3) быть грамотным;

4) пообщаться с друзьями;

5) улучшить свои знания;

6) знать язык так, чтобы не было стыдно;

7) запомнить (найти) интересные моменты урока;

8) учиться выделять главную и второстепенную информацию.

  1. Постановка целей и задач урока.

     4. Работа по теме урока.

1 этап «Теоретический»

  1. Прием «Верные и неверные утверждения»

                 Утверждения

           «+» / «-«

1

Текст –это единица синтаксиса, высказывание, которое состоит из ряда предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных между собой по смыслу и грамматически.

2

Текст делится на абзацы

3

Микротема- это главное в абзаце

4

Текст служит для общения, обмена мыслями, чувствами

5

Текст выполняет коммуникативную функцию

6

Признаки текста: содержит основную мысль, смысловую цельность, принадлежит какому- либо стилю, типу речи, может иметь заголовок

7

Изложение может быть полное и сжатое

8

Способы сокращения текста6 обобщение, уменьшение

  1. Прием таблица Д. Огле «Знаю, хочу узнать, узнал» (по теме «Основные приемы сжатия текста)

Цель: проверить, обобщить знания по теме.

                                 (заполнение 1 и 2 столбика)

                   Знаю

              Хочу узнать

1.Что такое текст

1.Способы сжатия текста

2.Микротема- это главное в абзаце

2.Как научиться правильно сжимать текст?

3.Текст делится на абзацы

3.Что такое главная информация, а что- второстепенная? И т.д.

4.Сжать текст- значит сократить его, убрать второстепенную информацию.

5.Есть специальные способы сократить текст

6.Сжатое изложение писать на экзамене и т. д.

 

  1. Обобщение знаний. Интеллект- карта «Способы сокращения текста»

(выступление ученицы, информация на слайде)

2 этап «Практический»

  1. - Переходим к практической части урока. Для работы предлагаю вам прослушать «Легенду о Геракле и Ификле».

Прежде чем обраться к тексту, который нам предстоит «сжать», давайте вспомним, что обозначает слово «легенда».

Словарная работа. Легенда- поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии.

-Все мы знаем о Геракле, но немногие знают, что у него был брат Ификл. Об этих братьях рассказывается в тексте.

-Определите существенные, важные мысли этого текста (слушают и составляют план).

Прослушивание аудиозаписи текста для сжатого изложения (1 раз).

  1. Вопросы на понимание текста.
  1. Простой: Кто герои прослушанной вами легенды?
  2. Объясняющий: Почему «несмотря на то, что братья с детства были очень похожи, выросли они разными?
  3. Уточняющий: Правильно ли я поняла, что нужно с детства учиться одерживать ежедневные победы над трудностями, над самим собой?
  4. Оценочный: Чем отличаются братья? Как вы к ним относитесь?
  5. Практический: Где в обычной жизни можно одержать победу над трудностями?
  6. Творческий: Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в легенде, если Ификл начнет работать над собой?

3) Вопросы на умение выделять в тексте главное.

-Итак, назовите важные, существенные мысли (Хотя братья были близнецами, но выросли разными. Геракл преодолевал препятствия, и Ификл уклонялся. Надо с детства учиться преодолевать трудности, воспитывать волю.)

- Определите главную мысль текста. (Надо с детства учиться преодолевать трудности, воспитывать волю.)

-Подумайте, какие приемы вы можете использовать для сжатия текста?

   -исключение подробностей

   -исключение прямой речи или перевод ее в косвенную

-Сколько микротем в тексте?

                                       Кластер

 Легенда о Геракле и     Ификле           Ификле             (1)

Ранним утром

             (2)

Препятствие на дороге- лужа

          (3)

Яблоко

      (4)  

«скорее одолеем дорогу» (5)

             

Воля- умение управлять собой (6)

 

 -Сколько абзацев будет в вашем тексте? (6)

-Не забываем, что расположение предложений внутри абзаца подчиняется схеме: зачин, развитие действия, концовка.

Самое главное предложение обычно помещается в начале или в конце абзаца.

-Чему учит это текст?

(Воля- это средство человека управлять собой и преодолевать препятствия, а лень- это слабость безвольных людей)

- Правильно. Так, М. В. Ломоносов, благодаря крепкой воле и стремлению к учению стал из обычного деревенского мальчика блестящим ученым, основоположником многих теорий, замечательным химиком и великолепным поэтом. И все это началось с воли и силы личности.

Или Суворов.  Ни одного поражения не потерпел. А в детстве говорили, что он слишком слаб и никогда не сможет стать военным. И он закалялся, старался и только благодаря силе воли стал величайшим полководцем, и исполнил свою мечту, и достиг цели.

И вот получается, что закон о воле и лени- это, с моей точки зрения, один из «общемировых законов». Гласит он о том, что прославиться и стать истинным человеком, мудрым и целеустремленным, может только сильный человек, имеющий силу воли, старательный и трудолюбивый. А если будешь лениться, ничего не получится, кроме временных облегчений и легкости нелепой жизни, без цели.

 3 этап. Творческий.

          Составление плана.

  1. Разные братья- близнецы.
  2. Действия братьев ранним утром.
  3. Преодоление препятствий на дороге.
  4. Яблоко в руках Геракла.
  5. «Скорее одолеем дорогу».
  6. Воля- умение управлять собой.

               Орфографическая зоркость

Л…генда, выр…сли, ра (н, нн) им, пр…пятствия, ле (с,з) ть, предл…гает, …делать, пр…вал, (в)перед, (в)начале, обыкнове (н,нн) ый, пр…од…левать.

Работа в группах. Осмысление предстоящей работы. Работа по сжатию текста (в паре).

Обсуждение вариантов (пересказ).  

                                              Синквейн

                                               Геракл

                               Сильный, выносливый

                           Думает, решает, преодолевает

                       Одерживал победы над трудностями

                                          Настоящий герой

Второе прослушивание текста

Написание изложения.

5. Итог урока. Возвращение к таблице «Знаю, хочу узнать, узнал». Заполнение графы «узнал»

6. Рефлексия. 1) Чувствуете ли вы, что овладели приемами сжатия текста?

                    2)Какой из приемов вам показался более доступным?

                    3) Каким приемом сжатия вы воспользовались?

7. Домашнее задание.  Написать сочинение- рассуждение 15.3 по прочитанному тексту «Что такое сила воли?» (тексты изложения с урока раздаются детям для работы над сочинением)

                    Спасибо вам за интересную работу на уроке!

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Методическая разработка урока по теме   "Подготовка к написанию сжатого изложения с использованием элементов технологии критического мышления"....

урок русского языка в 9 классе по теме "подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ"

Данныйконспект урока содержит понятный алгоритм действий по написанию сжатого изложения. Так же в конспект добавлены две разработанные памятки в помощь учителю и обучающающемуся....

Урок русского языка в 8 классе по теме: «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ- 9»

Цели урока: способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельностинаучиться вычленять главную и второстепенную информацию в текстесокращать текст разными способами пр...