Главные вкладки

    Конспект урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ"
    план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

    Цель урока-сформировать у учащихся знания и умения по сжатию исходного текста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_9_klasse.doc55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка в 9 классе.

    Тема: «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ»

    Оборудование к уроку: компьютер, проектор, раздаточный материал с текстом изложения, памятки по написанию сжатого изложения.

    Цели урока:

    1. Формирование знаний и умений сжимать текст;

    2. Развитие навыков грамотного письма при самостоятельной работе;

    3. Совершенствование универсальных учебных действий с текстом: находить нужную информацию.

    Задачи урока: тренинг разнообразных логических операций с текстом:

    • выделение главной и второстепенной информацию;
    • сжатие текста разными способами;
    • запись связного и логически верного сжатого текста, который не искажает содержание и не нарушает логики исходного.

    ХОД УРОКА

    1.Орг. момент.

    2.Погружение в тему урока.

    -  Что  такое сжатое изложение.

    - Какими способами мы можем сжать текст? ( слайд 1)

    ИСКЛЮЧЕНИЕ

    подробностей и деталей

    ОБОБЩЕНИЕ

    конкретных,

    единичных явлений

    УПРОЩЕНИЕ синтаксических структур

     -  исключение повторов слов или словосочетаний

     -  исключение одного или нескольких из синонимов

     -  исключение уточняющих и поясняющих конструкций

     -  исключение фрагмента предложения, некоторых однородных членов предложения;

     -  исключение одного или нескольких предложений

     -  исключение предложений с описаниями и рассуждениями

      -  замена однородных членов  

     обобщающим наименованием

      -  замена предложения или

    его части определительным

    или отрицательным  

    местоимением с обобщающим

    значением

     

     -  слияние нескольких предложений в одно

     -  замена предложения или его части указательным местоимением

     -  замена сложноподчиненного предложения простым

     -  замена фрагмента предложения синонимичным выражением

    Формирование целей и задач урока (формулируют учащиеся).

    - Какие цели и задачи предстоит нам решить в течение урока?

    3. Работа по основной теме урока

    - Прочитайте формулировку задания 1 ОГЭ.

    Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

    Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

    Объем изложения – не менее 70 слов.

    Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

    - Ещё раз рассмотрим критерии оценивания изложения. ( слайд 2)

    4. Оформляем страницу в рабочей тетради. (слайд 3)

    -  Определим самое важное, что необходимо для написания качественного сжатого изложения:

    1) Точно передать ОСНОВНОЕ содержание прослушанного текста.

    2) Отразить все важные для его восприятия микротемы.

    3) Написать грамотно изложение без нарушений абзацного членения текста.

    4) Выдержать нормированное количество слов – не менее 70.

    -  Но самое главное - это понять тему, идею текста. Давайте вспомним основные   сведения  о тексте: (слайд 4)

    - Что такое текст?

    Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи.

    - Что такое тема текста?

    Тема – то, о чём говорится в тексте.

    - Что такое идея текста?

    Идея  -  передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого.

       Мы отвечаем себе  на вопросы: «Зачем автор написал этот текст?», «Какую мысль хотел выразить?»

    -Что такое микротема?

    Микротема –  часть одной общей темы.

    Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста, которые называются абзацем

    5. Чтение и анализ текста ( слайд 5)

    Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.

    Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.

    Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.

    6.Беседа по тексту.

    - О чём этот текст?

    - Сколько в нем  абзацев ? Помните, что количество микротем (узких тем) часто (но не всегда) совпадает с количеством абзацев.

    - 3 абзаца – 3 микротемы в данном тексте.

    - Сформулируйте и запишите на  ваших листочках  тезисы каждой микротемы, 

    подчеркните самые важные, ключевые слова (каждый ученик работает самостоятельно).    

    В итоге должны появиться  примерно следующие записи:

    ( слайд 6)

    1 абзац – Жестокая школа войны.

    2 абзац – «Душевный опыт» военного детства.

    3 абзац – Память о войне должна жить.

     - Подчеркните в тексте слова, предложения, смысловые части, которые могут быть убраны без ущерба для содержания.

    7. Работа с текстом

    Редактируем 1 абзац:

    Исключаем одно из прилагательных в 1 предложении. Исключаем одно из однородных обстоятельств места во втором предложении и обобщаем однородные подлежащие. Упрощаем третье предложение и получаем:

    Жестокую школу войны дети проходили в мёрзлых окопах с оружием в руках вместо тетрадей. У них ещё не было жизненного опыта, чтобы по-настоящему оценить то, чему не придаёшь значения в мирной жизни. ( слайд 7)

     Редактируем 2 абзац:

    Упрощаем: из трёх предложений составляем одно, осложнённое обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. «Лучезарный и чистый мир» заменили на «чистоту мира»:

    Война наполнила их душевный опыт, заставив не только плакать от ненависти, но и радоваться журавлиному клину, с нежностью хранить тепло уходящей юности, сберечь в себе чистоту мира, веру и надежду, стать добрее и в то же время непримиримее к несправедливости. ( слайд 8)

    Редактируем 3 абзац:

    Исключаем последнее предложение абзаца как повторяющее мысль первого:

    Война стала историей, но о ней надо помнить, ведь главные участники истории – Люди и Время. ( слайд 9)

    - В оставшемся тексте замените повторы местоимениями, синонимами. Не забывайте про согласование членов предложения между собой и о средствах связи в предложениях.

    - Подсчитайте количество слов в получившемся тексте, проверьте на наличие грамматических ошибок в нём.

    - Перепишите полученный текст в тетрадь.

    8. Итог урока

    -  А теперь вспомним все этапы работы над текстом и составим вместе алгоритм.

    1. Определяем тему и формулируем основную мысль.
    2. Определяем структуру текста.
    3. Выделяем микротемы (узкие темы текста).
    4. Отбираем в каждой микротеме основную и второстепенную  информацию. Подчеркиваем  основную информацию.
    5. Записываем тезисы каждой микротемы ( то есть утверждения, содержащие ключевые слова). Составляем опорный конспект или план.
    6. Исключаем подробности, детали, обобщаем конкретные детали и упрощаем синтаксические конструкции.
    7. Объединяем микротемы «связочными словами».
    8. Проверяем, передана ли авторская идея без искажений, сохранилась ли последовательность, логика повествования.

    9.  Домашнее задание.

    Каждому ученику раздаются листы с текстом и задания к нему.

    Задания по типу ГИА


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

    «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»     разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса     ...

    Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

    Урок- подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Цели урока: формировать навыки работы с различными приемами сжатия текста; формировать умение выделять в тексте микротемы,о...

    Методическая разработка урока в 9 классе «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».

    Урок вошел в систему уроков по развитию речи и подготовке к ГИА по русскому языку в 9 классе. Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе включает несколько типов задан...

    Конспект урока русского языка в 8 классе "Обучение сжатому изложению"

    Тип урока: урок развития речи. Цели: Продолжить подготовку обучающихся к написанию часть С1 ОГЭ по русскому языку; обобщить знания о способах сжатия текста; развивать правильную монологическую и диало...

    Конспект урока русского языка для 7 класса Тема: "Сжатое изложение по очерку К.Г. Паустовского "Обыкновенная земля"

    На данном уроке педагог учит  формировать умение отбирать языковые средства в соответствии со стилем, основной мыслью высказывания, учит приемам сжатия текста и  редактировать написанное, ...

    Методическая разработка урока в 9 классе « Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ»

    Тип урока: урок общеметодической направленности.Форма работы: урок-практикум с использованием презентации.Методы и приемы обучения: практические, проблемные, частично-поисковые, репродуктивные, о...