Методическая разработка урока в 9 классе«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ»
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Самолетникова Людмила Николаевна

Подготовка к написанию сжатого изложения -9 кл. ОГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_napisaniyu_szhatogo_izlozheniya_9_kl.docx31.68 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока в 9 классе

«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ»

Учитель русского языка и литературы: Самолетникова Людмила Николаевна

Цель урока:  научить писать сжатое изложение

Задачи урока: 

•        Образовательная: сформировать навыки, необходимые для написания сжатого изложения, научить понимать устную речь, воспроизводить её в письменной форме, пользуясь приемами компрессии текста, закрепить умение определять тему, идею текста, микротемы;

•        Развивающая: содействовать развитию внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся; развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать; развивать умение наблюдать лингвистический материал, самостоятельно находить нужную информацию.

•        Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с текстом

Тип урока: практикум 

Используемые учебники и учебные пособия: 

  1. Н.А.Шапиро, А.В.Волкова, Е.В.Кузнецова, Е.Ю.Шувалова. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013.
  2.  Е.В.Бурцева. Работа с текстом при обучении сжатому изложению. Вестник ТГПУ. 2011 Выпуск 4 (106)
  3. Русский язык.9-й класс. Подготовка к ГИА -2011: учебно-методическое пособие/под ред. Н.А. Сениной.- Ростов- на- Дону: Легион –М., 2010

Методы и приемы обучения: практические, проблемные, частично-поисковые, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, самостоятельная работа учащихся, устный опрос.

Используемое оборудование: 

компьютер, проектор, интерактивная доска.

Используемые ЭОР: 

мультимедийная презентация.

Ход урока

I. Организационный этап.

Приветствие учащихся.

Учащиеся открывают тетради и записывают в тетради число, классная работа.

II. Определение темы , цели урока .

На  интерактивной доске  лингвистические термины:

тема

основная мысль 

микротема

абзац

компрессия

1.Задание:

1)прочитайте термины и определите, с какой единицей языка мы будем работать сегодня на уроке (текст);

2)повторяем:

-Что такое текст?( Текст – группа предложений, объединённых  в  одно  целое  темой  и  основной мыслью. Предложения в  тексте  связаны  по  смыслу  и  грамматически).

-Что такое тема? ( Тема – то, о чём говорится в тексте)

-Что такое основная мысль? ( Основная мысль передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого).

-Что мы называем микротемой? ( Микротема –  часть одной общей темы.)

-Что называется абзацем? ( Абзац-это предложения, составляющие часть текста, которые группируются вокруг микротемы)

3)назовите к слову «компрессия» синоним (сжатие).

-Итак,чем мы будем заниматься на уроке?(Мы будем учиться сжимать текст, т.е.  готовиться к написанию сжатого изложения).

- Какова цель сжатого изложения? ( Цель сжатого изложения передать содержание  кратко, но сохранить то, что особенно важно для раскрытия главной мысли).

-Какие приемы сжатия текста вы знаете?

(1. Исключение подробностей  (необходимо сначала выделить главное, а затем убрать  второстепенную информацию, повторы, уточняющие, поясняющие, вводные конструкции)

2. Обобщение (обобщение  сходных эпизодов, явлений, действий – вычленение единичных фактов, замена их языковыми средствами обобщенной передачи)

III. Знакомство с этапами работы над текстом.

Этапы

Учебная деятельность

  1. Прочитать текст, определить его тему (о чем он?)

Как определить тему?

Тема определяется различными способами:

- по началу текста;

- по ключевым словам;

- по ключевым эпизодам;

- по заглавию текста

  1. Определить главную мысль, идею (чему учит? зачем автор его написал?)

Что помогает сформулировать идею?

Общая тональность звучания текста; настроение, которое вызывает прочтение текста; отношение автора к событиям, героям; авторская позиция.

  1. Озаглавить, отметить изоб-разительно-выразительные средства.

  1. Определить структуру текста (композиционные части текста)

Композиция текста – построение текста (в повество-вании–это завязка, развитие действия, кульминация, развязка; в рассуждении-тезис, доказательства, вывод).

Тезис–положение, сформулированное как предложение, в котором сжато выражена основная мысль.

Нужно из нескольких предложений составить одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно.

Формулирование тезиса - один из приемов сжатия текста

  1. Членение текста на микротемы

Определить количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего и пронумеруйте их.

Определить, какие части можно исключить, объединить. Почему?

Определите микротему каждого абзаца (Микротема – это тема фрагмента текста, его части).

Сжато изложить каждую часть, опуская второстепенную информацию.

  1. Моделирование сжатого изложения

Подумать, как связать части между собой.

Использовать лексические (повтор, однокоренные слова, синонимы) и лексико – грамматические средства соединения частей текста.

  1. Перечитать написанное изложение.

-Познакомьтесь с памяткой и постарайтесь воспользоваться ее советами.

Памятка « Как работать над сжатым изложением»

  1. Прочитать текст, определить его тему и идею.
  2. Выделить в тексте важные (существенные) мысли (микротемы).
  3. Составить план, озаглавив каждую микротему.
  4. В каждой части текста отметить главное.
  5. Отметить то, что можно объединить.
  6. Изложить сжато каждую часть. Подобрать обобщающие слова и предложения.
  7. Подумать, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться?
  8. Обдумать средства связи между частями.
  9. Перечитать написанное изложение. Все ли в нем будет понятно тому, кому оно адресовано.

IV. Практическая работа

Перед вами на партах лежат листы с текстом (без разделения на абзацы) и с таблицей, которую вы будете заполнять по мере выполнения заданий.

1.Задание. Определите тему и основную мысль данного текста.

Ребята слушают текст на диске

Что такое нравственность? Это система правил поведения личности, 
прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а 
что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других 
людей пользуется этой системой правил. В основу этой системы входят 
ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как 
правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, 
благосостояние и другие. 
В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для 
себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в 
поведении, и определяется, какими будут поступки человека – 
нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность – это всегда 
выбор, самостоятельный выбор человека. 
Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить 
нравственное поведение человека? Только совесть. Совесть, которая 
проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это та 
единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение 
человека. 
                                                                                                                           (По А. Никонову)

-Тема и основная мысль текста(обсуждение).

2.Задание.Внимательно прочитайте текст и разделите его на абзацы-работа «в парах» (обсуждение).

3.Работаем с таблицей- работа «в парах» (обсуждение).

1.Задание.

-Подчеркните ключевые слова в первом абзаце, сформулируйте микротему, сжато перескажите  текст первого абзаца. Какие способы сжатия вы использовали?

-Подчеркните ключевые слова во втором абзаце, сформулируйте микротему, сжато перескажите  текст второго абзаца. Какие способы сжатия вы использовали?

-Подчеркните ключевые слова в третьем абзаце, сформулируйте микротему, сжато перескажите  текст третьего абзаца. Какие способы сжатия вы использовали?

МИКРОТЕМЫ

Что такое нравственность? Это система правил поведения личности, 
прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а 
что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других 
людей пользуется этой системой правил. В основу этой системы входят 
ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как 
правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, 
благосостояние и другие. 

  

Нравственность –  это система правил поведения личности,  в основе которой находятся значимые для
человека ценности.

В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для 
себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в 
поведении, и определяется, какими будут поступки человека – 
нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность – это всегда 
выбор, самостоятельный выбор человека. 

  

Нравственность –  это всегда самостоятельный   выбор человека,  и от этого выбора зависит,  каким будет поступок – нравственным или безнравственным. 

Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить 
нравственное поведение человека? Только совесть. Совесть, которая 
проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это та 
единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение 
человека. 
                                           (По А. Никонову)

  

Совесть,  проявляющаяся в чувстве вины за безнравственный поступок, – единственная сила, обеспечивающая нравственное поведение человека  
человека.

4.Задание.Сжато перескажите весь текст.

Нравственность – это система правил поведения личности. Она отвечает на вопросы, что хорошо, а что плохо. В основу этой системы входят   ценности, которые человек считает для себя наиболее важными.
      От того, какие именно ценности человек выбирает, зависит, будут его поступки  нравственными или же безнравственными. Поэтому нравственность - это всегда самостоятельный выбор каждого из нас.
          Единственная сила, которая влияет на этот выбор и может обеспечить нравственное поведение человека, - это совесть,  проявляющаяся в чувстве вины за безнравственный поступок. (74 слова)

V.Рефлексия

-Достигли мы цели урока?

-Оцените ваши умения:

  • справлюсь самостоятельно
  • справлюсь с помощью
  • не справлюсь

VI.Домашнее задание: повторить теоретический материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»     разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса     ...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Урок- подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Цели урока: формировать навыки работы с различными приемами сжатия текста; формировать умение выделять в тексте микротемы,о...

Методическая разработка урока развития речи "Подготовка к написанию сжатого изложения"

Методическая разработка урока развития речи "Подготовка к написанию сжатого изложения"...