Методическая разработка урока развития речи "Подготовка к написанию сжатого изложения"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Глушкова Галина Викторовна

Методическая разработка урока развития речи "Подготовка к написанию сжатого изложения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Балашиха

«Средняя общеобразовательная школа №19»

143900, Московская область, город Балашиха, микрорайон Салтыковка, Мирской проезд, дом 12.

Телефон: (495) 600 0719. Факс: (495) 988 1436. Email: school_19@list.ru.

Методическая разработка открытого урока

по русскому языку

Обучение сжатому изложению по тексту"Сказки"

Учитель русского языка и литературы

Глушкова Г.В.

Обучение сжатому изложению по тексту"Сказки"

(Слайд 1)

Цели:

  • повторить алгоритм написания сжатого изложения;
  • продолжить работу по формированию навыков анализа текста научного стиля, выделения в тексте тезисов и аргументов;
  • подготовить учащихся к написанию сжатого изложения ;
  • развивать творческие возможности учащихся;
  • Способствовать нравственному становлению личности. ( Слайд № 2)

Оборудование

  • Толковый словарь С. И. Ожегова.

  • Опорные таблицы:  « Стили речи», «Типы речи».

  • распечатанный экземпляр исходного текста у каждого ученика

  • Памятка «Способы сжатия текста»,

  • Презентация к уроку (у автора)

Тип урока: урок развития речи.

Ход урока

1. Вступительная беседа с классом.

- Если бы я сейчас сказала, что на сегодняшнем уроке вы будете писать изложение, кто воспринял бы эту новость с радостью? Почему?
-Вам приходилось писать и изложения, и сочинения. Чем же они отличаются друг от друга?
-А зачем в школе учатся писать изложения и сочинения?
2. Проверка домашнего задания. ( дома учащиеся должны были повторить способы компрессии текста и по вариантам выполнить задания).

I вариант способ сжатия – обобщение.(Слайд 2)

Дан исходный текст.Жители поселка проводят свой досуг по-разному. Кто-то прочитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков – спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.

После сжатия.Жители поселка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.

II вариант способ сжатия – исключение.(Слайд 3)

До сжатия.Он знал разные языки: немецкий, французский,итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нем русского.

После сжатия.Он знал разные языки: никто не мог распознать в нем русского

До сжатия.У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.

После сжатия.У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.

 3. Слово учителя.

-На уроке мы будем готовиться к написанию сжатого изложения.  Как вы понимаете этот термин?
(сжать текст – это значить сократить его, но при этом сохранить основную мысль, идею автора в каждом абзаце, т.е. убрать все лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное, отказаться от подробностей.)

- Чем отличается подробное изложение от сжатого? (задача сжатого изложения – кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения).

-Верно, сокращать будем те фрагменты, которые не несут особой смысловой нагрузки.

4. Чтение учителем текста"Сказки" из учебника Т.И. Баклановой, Н.М.Сокольниковой "Мировая художественная культура" 5 класс.

СКАЗКИ.

Сказки любят все — от мала до велика. «Что за прелесть эти сказки!» - говорилА.С. Пушкин. Долгими вечерами он слушал свою няню Арину Радионовну. Хорошо известно, что поэт любил собирать и записывать народные сказки. Они  вдохновляли его, как и других русских поэтов,  на создание собственных сказочных произведений. А сколько русских художников, композиторов, режиссеров отразили народные сказки в своих творениях!

В чём же их особенная притягательная сила? Может быть,  в том,что всё в них не так или не совсем так, как в обычной жизни: звери и птицы и растения говорят человеческими голосами и совершают чудеса,человек приобретает сверхъестественные способности и силу, побеждает чудовищ, оживает из мёртвых, превращается в животных и птиц, легко и быстро преодолевает большие расстояния и препятствия? Или в том, что во всех сказках добро побеждает зло, щедро вознаграждаются трудолюбие, терпение, справедливость, смелость и честность, а жадные, завистливые да ленивые получают по заслугам?

Конечно,  важно и то и другое. Но самое главное, что сказки-это наши мудрые учителя. Они исподволь учат уму- разуму, подсказывают, как правильно поступать в различных ситуациях.  не случайно говорится: «Сказка- ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Каждому возрасту предназначались  свои,  доступные для понимания сказки. Младшим детям чаще всего рассказывали сказки про животных, а более  старшим-  волшебные (про Жар-птицу, Ивана- царевича,  Василису Прекрасную и многих других чудесных героев и красавиц, на которых подрастающие мальчики и девочки мечтали быть похожими).

Слушая сказки, дети, как и в старину, сопереживают героям, стремятся мысленно помочь им в трудную минуту, жалеют слабых и восхищаются подвигами богатырей.

5. Аналитическая беседа по тексту.У каждого ученика есть  экземпляр данного текста, по которому он работает на уроке. (Слайд4)

- Докажите, что это текст. (Перечисляют признаки текста).

- Какова тема текста? О чём текст?

- Ребята, вы любите сказки?

-Назовите свои любимые сказки. За что вы их любите?

- Может быть,  вы назовёте другие произведения искусства, созданные по мотивам сказок, - оперы, балеты, картины, кинофильмы?

- Какова идея текста? В каких словах она выражена? (Сказки любят все).

- Как вы думаете, к какому стилю речи относится данный текст? (К научному)

- Докажите это. (Рассказывается о видах сказок,об их отличительных особенностях).

- Определите тип речи  данного текста. Докажите.

(Тип  речи  данного текста рассуждение, потому что автор текста рассуждает и доказывает, что сказки любят все. Обычно текст рассуждения состоит из трех частей – тезис, доказательства и вывод.
В данном тексте мы ярко видим:
тезис - Сказки любят все. Далее по тексту идут доказательства: 1.Сказки обладают особой притягательной силой; рассуждает,  в чём проявляется эта сила; 2. Сказки - наши  мудрые учителя; 3. Каждому возрасту предназначались свои сказки.
И приходим к выводу о том, что,  слушая сказки, мы  испытываем те чувства, какие переживали дети  и в старину.
- Очень важно правильно определить тип, так как функционально-смысловые типы речи строятся по-разному, рассуждение строится так:
1) основное положение (тезис);
2) доказательства с привлечением аргументов;
3) вывод. )

- При написании изложения надо следить за тем, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений, сохранены важные эпизоды, не обобщались разнородные факты.

6. Словарная работа.(Слайд 5)

- Как вы понимаете следующие слова и выражения? Объясните значение и правописание слов, обращаясь за помощью к Толковому словарю.

Сверхъестественные способности - суперсила.

Исподволь- понемногу, постепенно.

Творение- результат творческой деятельности.

Препятствие - то, что мешает  какому-либо действию.

Ситуация- стечения жизненных обстоятельств .

Сопереживать- переживать вместе с кем-либо, разделять чьи-либо переживания.

Богатырь- художественные образы героев, защищавших русские земли и русский народ от нашествий врагов или от злой нечисти, созданные народным фольклором.

7. Работа над составлением плана. (Слайд 6)

- С какой целью мы обычно составляем план текста?
- Как же нужно составлять план предложенного текста? (читать по абзацам, формулировать основную мысль)Текст разделен на пять абзацев.
- С какой целью это сделано? (Каждый абзац содержит микротему, которая отражает основную тему).
- Определим микротему каждого абзаца и запишем в форме плана.

1. Сказки любят все. Сказки в творчестве А.С. Пушкина.                                                        2. Притягательная сила сказок.3. Сказки - мудрые учителя.4. У каждого возраста свои сказки.5. В современном мире сказки вызывают те же чувства, что и в старину.

8. Работа над сжатием текста. (Слайд 7)- По данному тексту мы должны написать сжатое изложение. Какими способами мы можем сжимать текст?

(Первый способ называется исключение. При исключении мы опускаем с точки зрения основной мысли текста детали и излишние подробности.
Второй способ – обобщение. При обобщении сначала вычленяются единичные факты, затем объединяются специальными языковыми средствами.
Можно заменить группу однородных членов одним словом или словосочетанием.)

- Вспомните, какими приемами мы можем при этом воспользоваться? Обратимся к памятке "Основные приёмы сжатия".

К основным языковым приемам сжатия текста относятся следующие.
1. Замены:
(Слайд 8)
• замена однородных членов обобщающим наименованием;
• замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
• замена предложения или его части указательным местоимением;
• замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
• замена сложноподчиненного предложения предложением простым;
• замена прямой речи косвенной.

2. Исключения: (Слайд 9)
• исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов;
• исключение повторов;
• исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;
• исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно.
3. Слияния:
• образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.

- Обратимся к  памятке и  постараемся  воспользоваться ее советами.
Памятка «Как писать сжатое изложение»
(Слайд 10)
1. Выделите в тексте важные (существенные, необходимые) мысли (микротемы).
2. Найдите среди них главную мысль.
3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
4. Составьте план, озаглавив каждую микротему.
5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?
7. Обдумайте средства связи между частями.
8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.
9. Запишите этот сокращенный, «отжатый» текст на черновике, прочитайте, исправьте ошибки.10. Перепишите отредактированный текст на чистовик.

- Перечитаем текст по абзацам, подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться. Подчёркиваем только тезисы, которые передают основное содержание, выделяем курсивом аргументы.  

СКАЗКИ.

Сказки любят все — от мала до велика. «Что за прелесть эти сказки!» - говорил А. С. Пушкин. Долгими вечерами он слушал свою няню Арину Радионовну. Хорошо известно, что поэт любил собирать и записывать народные сказки.Они  вдохновляли его, как и других русских поэтов, на создание собственных сказочных произведений. А сколько русских художников, композиторов, режиссеров отразили народные сказки в своих творениях! (Слайд 11)

В чём же их особенная притягательная сила? Может быть,  в том,что всё в них не так или не совсем так, как в обычной жизни: звери и птицы и растения говорят человеческими голосами исовершают чудеса,  человек приобретаетсверхъестественные способности и силу, побеждает чудовищ, оживает из мёртвых, превращается в животных и птиц, легко и быстро преодолевает большие расстояния и препятствия? Или в том, что во всех сказках добро побеждает зло, щедро(вознаграждаются трудолюбие, терпение, справедливость, смелость и честность, а жадные, завистливые да ленивые получают по заслугам)?(Слайд 12)

Конечно,  важно и то и другое. Но самое главное, что сказки-это наши мудрые учителя. Они исподволь (учат уму- разуму, подсказывают, как правильно поступать в различных ситуациях.  не случайно говорится: «Сказка- ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» ). (Слайд 13)

Каждому возрасту предназначались  свои,  доступные для понимания сказки. Младшим детям чаще всего рассказывали сказки про животных, а более старшим -  волшебные: (про Жар-птицу, Ивана- царевича,  Василису Прекрасную и многих других чудесных героев и красавиц, на которых подрастающие мальчики и девочки мечтали быть похожими. (Слайд 14)

Слушая сказки, дети, как и в старину, сопереживают героям, стремятся мысленно помочь им в трудную минуту, жалеют слабых и восхищаются подвигами богатырей. (Слайд 15)

-  Известно, что характер логической связи между отдельными элементами текста выражают союзы, частицы, вводные слова и  эквивалентные им синтаксические конструкции (слова-конструкторы), которые очень помогут вам создавать текст рассуждение.  Слова эти перед вами на экране.(Слайд 16)

Когда формулируем тезис, можно использовать выражения: я считаю, по-моему,мне кажется, на мой взгляд, он утверждает…

Для введения в текст доказательств, фактов, примеров употребляем такие слова:

во-первых, одна из причин, во-вторых, другая причина, другим доказательством является, в-третьих, кроме того, наконец, самое главное, к примеру, чтобы убедиться…

При формулировке вывода логично использовать слова-конструкторы: такимобразом, вот почему, итак, я пришел к выводу, мы убедились в том, следовательно…

9. Пересказ текста.                                                                                                                   - Передайте, используя слова-конструкторы,  содержание текста, сохранив тезисы.


10. Написание сжатого изложения.- Написать сжатое изложение по данному тексту, используя материалы урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по подготовке к написанию сжатого изложения (ГИА)

Материалы презентации помогут в реализации материалов, опубликованных как разработка урока по развитию речи (написание сжатого изложения в ГИА)...

Методическая разработка урока развития речи по русскому языку по теме "Подготовка и написание сочинения по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка!"

Урок – развития речи в 5 класс способствует развитию творческой мыслительной деятельности обучающихся. Актуальность данной темы заключается в том, что ученики приходят к выводу о необходимости знаний ...

Методическая разработка урока развития речи в 8 классе «Ф.И. ШАЛЯПИН». ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Методическая разработка урока развития речи в 8 классе «Ф.И. ШАЛЯПИН». ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ...

Методическая разработка урока развития речи «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»

Урок развития речи входит в систему урокв по подготовке к государственной аттестации в новой форме. Методическая разработка урока расчитана на учащихся 9 классов, на 2 урока, включает: план урока, кон...

Дидактические материалы для учащихся к урокам по подготовке к написанию сжатого изложения.

Данная работа представляет собой подборку заданий для обучающихся разных классов (с 5 по 9) по  подготовке к важному виду проверки знаний, умений и навыков – сжатому изложению текста....