Технологическая карта к уроку русского языка в 11 классе
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Веренич Наталья Павловна

Данный урок предполагает ведение профильного обучения русскому языку в старших классах по УМК Богдановой Г.А и Виноградовой Е.М.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_11_klasse_po_teme.docx34.05 КБ

Предварительный просмотр:

               Технологическая карта урока русского языка в 11 «б» классе.

Урок разработала Веренич Н.П. учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 6 г.Бикина.

Тип урока:     формирование «новых» знаний, умений и способов действий         

Вид урока:    комбинированный

     Место и роль урока в изучаемой теме:  раздел: «Сложные предложения»,  урок № 1, в общем количестве уроков планирования № 55 

     Базовый учебник:  Г. А. Богданова, Е.М. Виноградова  Русский язык  11 класс, профильный уровень.

М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012г.

Тема урока: «Место придаточного определительного в составе сложноподчинённого предложения и дополнительные оттенки значения придаточных определительных»

     Цель урока: Обучающиеся научатся определять место придаточного определительного в составе сложноподчинённого предложения, расставлять знаки препинания и составлять схемы предложений с придаточными определительными. Обучающиеся получат возможность производить синонимическую замену там, где это необходимо и возможно, различать способы связи придаточных определительных с главным предложением и дополнительные оттенки значения придаточных определительных;

    Задачи урока: 

1. Организовать актуализацию обучающимися  личностного опыта по систематизации и обобщению придаточных определительных в составе сложно подчинённого предложения;  

          2. Создать условия для:

  • развития критического мышления обучающихся при проведении исследования текста, выявляющего  дополнительные оттенки значения слова в придаточных определительных предложениях;  
  • поиска и отбора необходимой «новой» информации и её анализа при определении оттенков значения в придаточных определительных предложениях;
  • участия в коллективном обсуждении проблемы(сотрудничество), выдвижении собственных гипотез и аргументации своей позиции.

                             

  • обобщения знаний о сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными.  

                                 3.Организовать самодиагностику учащихся по результатам своей деятельности.

                                 4. Способствовать развитию навыка культуры устной и письменной речи.   

 

Планируемые результаты:

  • Личностные – развить навык культуры устной и письменной речи;   совершенствовать опыт познания и самопознания через художественное слово; понимать ценность речевой культуры; уметь выдвигать гипотезы ставить собственные цели урока; критически мыслить; уметь  объективно проводить самооценку; успешно использовать приобретенные знания и умения в интеллектуально-преобразовательной деятельности в рамках изучаемой темы.
  • Метапредметные - владеть умениями самостоятельной работы; уметь работать с учебной информационной статьёй, материалом учебника и другими источниками; выделять причинно-следственные связи при различии союзов и союзных слов; составлять схемы предложений с придаточными определительными; осуществлять самоконтроль и самооценку;
  • Предметные - знать и определять место придаточного определительного в составе сложноподчинённого предложения; расставлять знаки препинания;   производить синонимическую замену там, где это необходимо и возможно; различать способы связи придаточных определительных с главным предложением; использовать дополнительные оттенки значения придаточных определительных.

    Роль учителя: тьютор-координатор, направляющий  познавательную   активность учащихся на формирование «новых»  знаний, умений и способов действий путём самостоятельного освоения материала; оказывающий дозированную помощь ученикам по возникающим вопросам в ходе работы.

  На уроке использовались:

•        дидактическая модель обучения – создание проблемной ситуации,

•        вид деятельности учащихся – овладение основополагающими  синтаксическими понятиями и навыками учебно- исследовательской деятельности,  получение результата при написании сочинения.

•        мотивация урока - личностно – ориентированные  и развивающие образовательные технологии: системно-деятельностный подход, тьюторское сопровождение (учитель-тьютор и ученик-тьютор (спикер) творческой группы), проблемное и интерактивное обучение, коллективный диалог,   исследование, работа с  учебником и статьёй;  

•        здоровьесберегающие  технологии - для снятия  напряжения проводилась смена видов деятельности;

•        компетенции:  

          учебно – познавательная

           -на базовом уровне - учащиеся могут отличать СПП с придаточными определительными, расставлять знаки препинания;  

           -на продвинутом уровне – учащиеся могут отличать союзы от союзных слов и различные оттенки значений;

информационно-коммуникативная – учащиеся вступают в диалоговое общение, отражают в устной и письменной форме результаты своей деятельности;  

         рефлексивная – учащиеся ищут и устраняют причины возникновения трудностей, знают сферу своих интересов и возможностей, владеют навыками само- и взаимоконтроля, умеют работать в группе.

Ресурсы: Учебник русского языка, информационный текст, раздаточный материал в виде карточек. 

Формы работы: индивидуальная, групповая, самостоятельная работа.

Необходимое техническое оборудование:  интерактивное оборудование.

                                                   Организационная структура урока

Основные этапы организации учебной деятельности

                

Цель этапа

Содержание педагогического совзаимодействия

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

I.Актуализация субъектного опыта обучающихся

Мотивация к обучению: С помощью поставленной учебной задачи, позволяющей включить обучающихся в совместную деятельность на уроке, чтобы оценить: смысловую значимость союзов и союзных слов; логичность и точность  выражения мысли при использовании разнообразных грамматических форм.    

Создает мотивацию к изучению данной темы. Помогает обозначить проблему в недостаточно полном владении информацией о сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными.  

 

 Слушают учителя

Слушают учителя. Обдумывают сказанное учителем.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Актуализация:

Поднять на «поверхность», стимулировать жизненный опыт обучающихся, необходимый для освоения нового материала

Создает условия для возникновения противоречия в ходе выполнения самостоятельной работы по различению союзов и союзных слов в СПС с придаточными определительными и другими типами придаточных предложений.

Приложение 1-2

На основании знаний фактического материала находят «известное» и «неизвестное».

Аргументируют свои позиции

Активизация мыслительной деятельности.

Целеполагание

Сформулировать тему, цель и задачи урока.

  Подводит обучающихся к формулированию темы урока и собственной цели   каждым.

Обучающиеся сами формулируют тему урока и собственные цели для достижения результатов обучения.

Учатся осмысливать и соотносить поставленную цель  с конечным результатом

Личностное осмысление цели урока

 

2. Получение «новых» знаний и способов действий                                

Моделирование организации учебной деятельности (инструктаж о приемах, формах и методах исследований в группах), 

конструирование нового способа действия (фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта) и применение новых знаний в стандартной ситуации. (обсуждение наработок внутри каждой группы).

Учитель-консультант-координатор действий.

Создает условия для работы в группах на основе сотрудничества. Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Приложение 3

Учатся основам исследовательской деятельности, осуществляют расширенный поиск нужной информации из различных источников, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Уметь устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы её решения.

Осуществляют самоконтроль. Научатся планировать пути достижения целей, выделенных учителем для ориентиров действия в новом учебном материале.

3. Применение новых знаний в нестандартной ситуации        

(творческая работа: индивидуальное составление связного текста по предложенным темам)                

Презентация обучающимися результатов своей деятельности в группах.

Подводит учащихся к осмыслению предоставленных аргументов, содействует умению анализировать, обобщать и выдвигать гипотезы, корректирует знания обучающихся, организует деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний по теме: Различие союзов и союзных слов в СПП с придаточными определительными.

Научатся устанавливать причинно-следственные связи, обобщать понятия, различать союзы и союзные слова и их оттенки.  

Участвуют в обсуждении содержания материала (задают вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества)

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

4.Рефлексия собственной деятельности.                

                        

Провести самодиагностику обучающихся.

Создает условия:

 для рефлексии, через постановку вопроса:

 «Сложна ли эта тема для изучения?» (самодиагностика по результатам деятельности).  

Научатся объективно оценивать важность изучения данной темы.  Получат возможность делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

Научатся владеть основами коммуникативной рефлексии. Получат возможность научиться устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями для принятия полезных совместных решений.

  Получат возможность научиться осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

5. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Определить план мини-макс д/з

Создает мотивацию к выполнению домашнего задания.   Задание: §40

упр.256,

ЕГЭ (тесты, задачи А4, А25,

В6)

     

Научатся выполнять задания к предстоящей тестовой работе, отрабатывать навыки и умения.  

Научатся использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

Научатся прилагать волевые усилия и преодолевать трудности  на пути достижения целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе на тему "Прилагательное как часть речи" учитель русского языка и литературы Малина Е.В.

Подробная технологическая карта крока русского языка в 6 классе на тему "Прилигательное как часть речи" в рамках требований новых ФГОС...

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе по учебнику Е.А.Быстровой

Технологическая карта  составлена  к уроку  русского языка в 5 классе  "Тема, основная мысль и структура текста".В ней  представлены этапы урока и цели, деятельность учителя и...

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" по УМК В.В. Бабайцевой

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" разработана в соответствии с требованиями ФГОС.Тип урока - повторение.Цели урока:-дать предс...

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе. Тема «Морфология. Орфография. Части речи» (1-й урок)

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе по учебнику М.М. Разумовской. Тема "Морфология. Орфография. Части речи" (1-й урок)...

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе. Тема «Морфология. Орфография. Части речи» (2-й урок)

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе по учебнику М.М. Разумовской. Тема «Морфология. Орфография. Части речи» (2-й урок)...

Технологические карты к урокам русского языка 6 класс

Технологические карты 6 класс русский язык...