Правописание гласных в корне
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Беликова Елена Николаевна

Тематический словарный диктант

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskiy_slovarnyy_diktant.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический словарный диктант

Правописание гласных  в корнях слов.

Тренировка памяти;  смелый новатор; даровитый писатель;  удивительное приключение;  быстрое возрождение, секрет очарования, создавать условия, пример для подражания, обнажить сущность; наслаждаться пением;  светлые воспоминания; изменение обстановки; опубликовать решение; принять заверения;  обязательное правило;  сильное сопротивление; неувядаемая слава; поглощать пищу; задрожать от холода;  большое сожаление;  родина зовет;  красивая долина;  увидеть издалека;   оказался на свободе; бродил по траве;  качались под ногами; кленовый листок; тепличное растение; оцененное богатство;  смятение овладело им; рассекать волны; остановиться у реки;  хорошее лекарство; примириться со злом; освежающий запах; небо предвещало дождь.

Задания: 1)укажите, к какому правилу правописания безударных гласных в корне отнесёте эти слова, подберите проверочное слово;

                  2) составьте рассказ  на тему «Путешествие», используя данные словосочетания.

 Правописание гласных в корнях слов.

Развивать физическую силу, развеваемый ветром плащ, уплотнить рабочий день, уплатить штраф, увидать своими глазами, увядать в бездействии, обижать отказом, обежать кругом, выпеченный хлеб, выпяченные книги, вспахано под озимь, бросить шапку оземь, народное просвещение, написать посвящение, подражать пению скворца, подрожать от страха, сократить расстояние, укротить нрав, нравственная чистота, честолюбивые замыслы, скрепить подписью, скрипеть зубами, расколоть щипчиками, раскалить докрасна, щипать ус, щепать дранку, содрогнуться всем телом, раздражаться по пустякам, прожевал кусок, проживал по соседству, поласкать кошку, полоскать бельё,  залезать в огород, зализать рану, разредить частые всходы, разрядить ружьё, свила гнездо, свела  по лестнице, умалять значение, умолять о помощи, примеряла платье, примиряла  друзей, мотор заклинил, не  кляните судьбу, стачать шов, сточить шероховатости, старожил нашего города, сторожил склад, вытесненный из толпы, вытисненный на книге,  вышколить ребенка, вышкалить сосуд, спишите упражнение, спешите на работу, посидеть на скамейке, посидеть от горя.

Задания: 1) от чего зависит правописание гласных в конях данных слов, подберите проверочные слова;

                 2) на основе данных слов составьте словарный диктант с противопоставлением, построив свои словосочетания.

Правописание гласных в корнях слов.

Бакалея,  гора, стакан, связист, касательная, изложение, заварка, мольба, склонение, трава, балкон, запах, паркет, вагон, светильник, загорелый, фонарь, фокус, молва, примерки, собака, сапог, возрастной, керосин, промокашка,  озарение, пловец, растирание, пекарь, тротуар, лесничий, дальний, вентилятор, ветреный, предполагать, топор, создавать, уплотнять, рассказывать, гармония, просвещение.

Задания: 1) в каких случаях написание гласных совпадает с произношением, в каких случаях выбор гласных определяется орфографическими правилами;

                2) проверьте своё умение опознавать орфограммы, запишите данные слова по образцу.

Образец.

Гласная корня

устанавливается

        на слух

чередующаяся

проверяемая ударением

не проверяется правилами

зимний

гордый

загорелый

стелить

проверяются

степной

дельфин

комета

Правописание гласных в корнях слов.

Ласковый, обаяние, горение, наклоняться, канонада, кастрюля, смятение, наслаждение, шинель, запирать, пировать, выращивать, косточка, травка, зелёный, лесник, корова, граница, палатка, площадь, чистота, аромат, бетон, часовой, герой, глотать, десант, домкрат, компот, мольба, каморка, караван, травы (мн.ч.), нрав, коклюш, колбаса, скалы (мн.ч.), колесо, горный, загар, светлый, строгость, вокзал, прикосновение, кочан, ладонь, мораль, пальто, мирный, портрет, собака, ватрушка, возраст, стадион, тренер, ярмарка, кефир, девиз, приложение, расплата, комета, долина, соловей, преподаватель, сладкий, жалеть, заварка, спешить, уплатить, остановить, коврижка.

Задания: 1) выпишите слова, в которых гласная корня пишется так, как произносится;

                2) выпишите слова, в которых написание гласной корня объясняется правилом, объясните правописание, подберите проверочные слова, выделите корень;

                3) выпишите слова, в которых написание гласных не проверяются правилами, поставьте в них ударение;

                 4) выберите 10-12 слов на одну  тему, напишите с ними сочинение-миниатюру (тема по выбору учащегося).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа "Правописание гласных в корне слова"

Работа предназначена для учащихся 6 - 7 класса...

Правописание гласных в корне слова. I вариант

Данный тест можно использовать при подготовке к ГИА по русскому языку в 9 классе....

Правописание гласных в корне слова. II вариант

Данный тест можно использовать при подготовке к ГИА по русскому языку в 9 классе....

Правописание гласных в корне слова. III вариант

Данный тест можно использовать при подготовке к ГИА по русскому языку в 9 классе....

Правописание гласных в корне слова. IV вариант

Данный тест можно использовать при подготовке к ГИА по русскому языку в 9 классе....

Учебные карточки по теме "Правописание гласных в корне слова"

Карточки предназначены для организации работы в парах постоянного и сменного состава на уроках русского языка. В 7 классе можно таким образом блоком повторить сложные для учащихся темы. Можно провести...

Открытый урок по русскому языку для учащихся 11 класса школы I вида (неслышащие дети). «Повторим орфографию. Правописание гласных в корне слова».

Данный урок разработан по технологии модульного обучения и адаптирован для неслышащих учащихся. В изменённом виде может быть использован при обучении учащихся 9 класса ООУ....