Открытый урок по русскому языку для учащихся 11 класса школы I вида (неслышащие дети). «Повторим орфографию. Правописание гласных в корне слова».
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Бородина Алла Ивановна

Данный урок разработан по технологии модульного обучения и адаптирован для неслышащих учащихся. В изменённом виде может быть использован при обучении учащихся 9 класса ООУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povtorim_orfografiyu_11_kl.docx301.33 КБ

Предварительный просмотр:

          Государственное казённое образовательное учреждение Ростовской области

специальное     (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников    

с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная  

                                школа – интернат I  вида. г.Каменск – Шахтинский.

        Открытый урок

     по русскому языку                                    

  для учащихся 11 класса  школы- интерната I  вида                    

 «Повторим орфографию.    

     Правописание гласных

          в корне слова».

                                    Автор – составитель:

            учитель русского языка и литературы  

                          БОРОДИНА А.И.

                                                   

                                                         г. Каменск-Шахтинский

                                                                           2012-2013 уч.г.

     Урок  русского языка в 11 классе школы неслышащих.

Тема: Повторим орфографию. Правописание гласных в корне  слова.

Цель. Повторить орфограммы, связанные с написанием гласных в корне  слова.

Задачи урока:

* организовать деятельность учащихся по обобщению знаний по орфографии, полученных  в 7-10 классах;

* вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся;

* развивать у учащихся потребность  в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды работы.

Тип урока: урок-повторение.

Форма урока: модульный урок.

Оборудование: 

1) презентация: слайд-модули;

2) персональные учётные карточки;

3) речевые карточки;

4) сигнальные карточки;

5) индивидуальные карточки.

                                                    Ход урока.

  1. Организационный момент.
  1. Определение готовности к уроку.
  2. Установка учителя на урок. Объявление темы, определение цели урока.
  3. Запись темы урока в тетради.
  1. Модуль 1. Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.  

          Какие это звуки? (на карточке: а, о, у, и, ы, э)

          Прочитайте слова: вóдный, лúст, мóст, дéрево, трáвка.

          Какие гласные есть в этих словах? (гласные ударные, гласные безударные)

          Какие гласные не надо проверять? Почему?

       * Назови слова с картинки.

         

В..дá                              

лúстья, л..ствá  

р..кá

бéрег

тр..вá

мóст

д..рéвья

лéстница

  Какие гласные пишутся на месте пропуска?  Как проверить?

Вывод 1. В корне слова может писаться безударная гласная, проверяемая ударением. Подбираю проверочное слово.

        Задание 1. Запишите слова с картинки, проверьте гласную в корне  слова.

        Образец записи: вода (вóдный).

  1. Модуль 2. Непроверяемые гласные в корне слова.

В некоторых из данных слов допущены ошибки. Определите по словарю, в каких.

            Аккомпанимент,  папулярный, асфальт, битон, депутат, презедент.

Задание 2. Запишите слова верно. Определите их значение.

Вывод 2. В корне слова может писаться безударная гласная, непроверяемая ударением. Проверяю по орфографическому словарю.

  1. Физминутка. Зарядка в парах.
  1. Поднимитесь со стульев.
  2. Положи правую руку на левое плечо соседа.
  3. Убери правую руку с левого плеча соседа.
  4. Наклони голову вправо.
  5. Наклони голову влево.
  6. Выровняй осанку.
  1. Модуль 3.  Чередующиеся  гласные в корне слова.

Что такое чередование? ( замена одной буквы другой)

           В корнях глаголов из физминутки были такие гласные.

Поднимитесь – поднять

Положите – полагать

Уберите – убирать

Наклони – кланяться

Выровняй – равный

Задание 3. Запишите слова, проверьте по опорной карточке. Предл..жение, Р..стов, зар..сли, покл..нился, ур..внение, выч..тать, соб..ру, пор..вну, выт..рать, зал..жить, ум..реть, пром..чить, пл..вец, запл..вать.

Как писать слова с чередующейся гласной в корне слова?

Вывод 3. Слова с чередующейся гласной в корне слова надо писать по правилу.

  1. Словарный диктант с самопроверкой.

В..дяной цв..ток,  распол..жились на тр..ве,  выр..сли в л..су,  покл..нились г..роям,  посм..трели п..пулярный фильм,  выб..рать  аккомпан..мент.

VII.  Итоги урока.

  1. Общие выводы по теме.

Какие гласные могут быть в корне слова?

Как проверить безударную гласную, проверяемую ударением?

Как узнать написание безударной гласной, не проверяемой ударением? Как писать чередующиеся гласные в корне слова?

  1. Проверка контрольных листов. Выставление оценок.
  2. Домашнее задание. Составит словарный диктант из 6-8 слов с разным написанием безударной гласной в корне слова.

Контрольная карточка.

            Модуль 1.

            Модуль 2.

            Модуль 3.

                                                    Как проверять

                                                         Примеры.

Опорная карточка «Правописание корней с чередованием гласной»

Корни с чередованием

примеры

правило

-лаг-  -  -лож-        

 -кос-  -  -кас-

прилагать - приложить

коснуться - касание

в корне а, если после корня а                        

-бер-  -  -бир-

 -пер-  -  -пир-

-дер-  -  -дир-

-тер-  -  -тир-

-жег-  -  -жиг-                

-мер-  -  -мир-              

 -стел-  -  -стил-                  

 -блест-  -  -блист-

 -чет-  -  -чит-        

изберу - избирать

запер - запирать

отдеру - отдирать

вытер - вытирать

выжег - выжигал

замер-замирать                 расстелю - расстилать

заблестели - блистал

вычет - вычитать

в корне и, если после корня а

жа – жим

 ня – ним

ча – чин

 мя – мин        

кля – клин

сжать – сжимать

снять - снимать

начать - начинать.

примять - приминать

проклясть - проклинать

     в корне им, ин, если после корня а

-гор-  -  -гар-

загоре/ть - зага/р

     без ударения – о

-клон-  -  -клан-

наклоне/ние - кла/няться

-зар-  -  -зор-        

заря/ - зо/ри

    без ударения – а

-рос- - -раст- - -ращ-

росла - возраст - наращение

  перед ст, щ - а, перед  с - о

ИСКЛ: росток, отрасль, Ростов, Ростислав, ростовщик.

-скак-  -  -скоч-        

скакать - вскочить

в  без ударения  а перед к    ИСКЛ: скачок, скачу, скачите.

-ровн-  -  -равн-

Ровнять(дорожки)- равнозначный

о – ровный, гладкий, прямой

а – равный, одинаковый, наравне

 ИСКЛ: равнина, равнение, равняться.

-мок-  -  -мак-            

  промокают (сапоги) - макать (хлеб в молоко)

 о – пропускать, впитывать жидкость, становиться влажным

а – погружать в жидкость

-плов- - -плав- - -плы-         

о – пловец, пловчиха, пловцы

ы – плыть, плывун

а – во всех остальных

случаях

                

Задание 3. Запишите слова, проверьте по опорной карточке. 

Предл..жение, Р..стов, зар..сли, покл..нился, ур..внение, выч..тать, соб..ру, пор..вну, выт..рать, зал..жить, ум..реть, пром..чить, пл..вец, запл..вать.

                        

Задание 3. Запишите слова, проверьте по опорной карточке. 

Предл..жение, Р..стов, зар..сли, покл..нился, ур..внение, выч..тать, соб..ру, пор..вну, выт..рать, зал..жить, ум..реть, пром..чить, пл..вец, запл..вать.

                        

Задание 3. Запишите слова, проверьте по опорной карточке. 

Предл..жение, Р..стов, зар..сли, покл..нился, ур..внение, выч..тать, соб..ру, пор..вну, выт..рать, зал..жить, ум..реть, пром..чить, пл..вец, запл..вать.

                        

Задание 3. Запишите слова, проверьте по опорной карточке. 

Предл..жение, Р..стов, зар..сли, покл..нился, ур..внение, выч..тать, соб..ру, пор..вну, выт..рать, зал..жить, ум..реть, пром..чить, пл..вец, запл..вать.

                        

Задание 3. Запишите слова, проверьте по опорной карточке. 

Предл..жение, Р..стов, зар..сли, покл..нился, ур..внение, выч..тать, соб..ру, пор..вну, выт..рать, зал..жить, ум..реть, пром..чить, пл..вец, запл..вать.

                        

Задание 3. Запишите слова, проверьте по опорной карточке. 

Предл..жение, Р..стов, зар..сли, покл..нился, ур..внение, выч..тать, соб..ру, пор..вну, выт..рать, зал..жить, ум..реть, пром..чить, пл..вец, запл..вать.

                        

Задание 3. Запишите слова, проверьте по опорной карточке. 

Предл..жение, Р..стов, зар..сли, покл..нился, ур..внение, выч..тать, соб..ру, пор..вну, выт..рать, зал..жить, ум..реть, пром..чить, пл..вец, запл..вать.

                        

Задание 3. Запишите слова, проверьте по опорной карточке. 

Предл..жение, Р..стов, зар..сли, покл..нился, ур..внение, выч..тать, соб..ру, пор..вну, выт..рать, зал..жить, ум..реть, пром..чить, пл..вец, запл..вать.

                        

Задание 3. Запишите слова, проверьте по опорной карточке. 

Предл..жение, Р..стов, зар..сли, покл..нился, ур..внение, выч..тать, соб..ру, пор..вну, выт..рать, зал..жить, ум..реть, пром..чить, пл..вец, запл..вать.

                        

Задание 3. Запишите слова, проверьте по опорной карточке. 

Предл..жение, Р..стов, зар..сли, покл..нился, ур..внение, выч..тать, соб..ру, пор..вну, выт..рать, зал..жить, ум..реть, пром..чить, пл..вец, запл..вать.

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 10 класса по теме "Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях"

Урок разработан для учащихся 10 класса (чебник под редакцией А.И. Власенкова). Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи ...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему "Правописание гласных в корне слова"

Наглядность — один из основных педагогических принципов, согласно которому учебный материал лучше воспринимается учащимися на конкретных примерах. Применение различных средств нагл...

Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных в корнях слов" в 5 классе

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Правописание гласных в корнях слов" в рамках проведения регионального семинара учителей русского языка и литературы...

Материал для работы в группах к открытому уроку по русскому языку "Правописание гласных в корнях слов" в 5 классе

Материал для работы в группах к открытому уроку по русскому языку "Правописание гласных в корнях слов" в 5 классе в рамках проведения регионального семинара учителей русского языка и литературы...

Открытый урок по русскому языку для учащихся 5-6-ых классов "Путешествие в мир словарей"

Открытый урок, посвященный творчеству В. И. Даля. В игровой форме ребята узнают о разнообразии словарей русского языка. История сопровождает ребят на протяжении всего урока, во время которого ребята в...

Презентация к уроку по русскому языку по теме "Правописание гласных в корне слова" для обучающихся 10 класса

Презентация к уроку по русскому языку по теме "Правописание гласных в корне слова" для обучающихся 10 класса...