Главные вкладки

    Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 10 класса по теме "Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях"
    методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

     

    Урок разработан для учащихся 10 класса (чебник под редакцией А.И. Власенкова). Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи слов в словосочетаниях (решение заданий ЕГЭ); совершенствовать речевую компетентность учеников.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

            Тема урока: «Синтаксис и культура речи. Словосочетание.  Типы связи слов в словосочетаниях».

            Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи слов в словосочетаниях (решение заданий ЕГЭ); совершенствовать речевую компетентность учеников.

            Ход урока.

    Вступительное слово учителя.

    Цель занятий по русскому языку - закрепить и углубить лингвистические знания, научиться применять их на практике, подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ. На уроках мы повторяем пройденное, закрепляем и углубляем знания обо всех уровнях языка. В тестах ЕГЭ большое внимание уделяется теории языка. Начнём повторение с синтаксиса. Тема сегодняшнего урока звучит так:

    Синтаксис и культура речи. Словосочетание.

    Типы связи слов в словосочетаниях.

    Запись темы урока в тетради.

    - Определите цели нашего урока, исходя из темы.

    Вспомним, что изучает синтаксис.

    Ответ ученика.

    -Синтаксис изучает словосочетание и предложение.

    2. Теоретический материал по теме «Типы связи слов в словосочетаниях» (мультимедийная презентация. Слайды 1-4).

     

    3. Закрепление и систематизация знаний учащихся по теме урока.

            Примечание: (на столах у учащихся лежит раздаточный материал: правило-подсказка, задания, образец выполнения заданий).

    Учащийся комментирует свой ответ по образцу, данному учителем.

    Задание № 1:

    1. определите тип связи слов в данных словосочетаниях:

    в соседней комнате (согласование), ответил резко (примыкание), хлынет потоками (управление), театральный занавес (согласование), внезапно замаячившего (примыкание), украдкой зевая (примыкание), мое сердце (согласование), глубоко несчастлив (примыкание), связанный словом (управление), помогать отцу (управление), очень нежно (примыкание), морской берег (согласование), перельется через край (управление).

            Образец ответа № 1:

              словосочетание всей истории.

    1. Главное слово истории (от него можно задать вопрос какой? (всей); это вопрос согласования. 
    2. Зависимое слово – местоимение.
    3. Оба слова склоняются: всеми историями

    Следовательно, тип связи – согласование.

            Образец ответа № 2:

              словосочетание пришедшее из галактик

    1. Есть предлог – это управление.
    2. Зависимое слово – существительное; его форма не изменяется, даже если изменяется форма главного слова: пришедшим из галактик, пришедшему из галактик.

    Образец ответа № 3:

    словосочетание наполняясь одновременно

    1. Зависимое слово – наречие, следовательно, это примыкание.

    Задание № 2

    1. Выберите из данных примеров только словосочетания.

    Последний звонок, около дома, решать задачу, действовать решительно, бегущая строка, подключение к сети, кто следующий, очень хорошо, скоро зима, читать лёжа, бороться и искать.

    - Почему не являются словосочетаниями некоторые примеры?

    Ответ ученика. Около дома - это существительное с предлогом, кто следующий, скоро зима- это предложения, состоящие только из грамматической основы, бороться и искать- это однородные члены.

    - Делаем вывод, что не все слова образуют словосочетания.

    НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ:

    1) сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой;

    2) сочетание слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака;

    3) подлежащее и сказуемое: Наступила ночь;

    4) составные словоформы: будет писать, более прочный;

    5) ряды однородных членов: молоко и хлеб, найти и прочитать.

    Задание № 3:

    1. Прочитайте текст и решите задание ЕГЭ (В 3) (тексты с заданиями распечатаны)

    .

    (1) Странники не понимали, откуда появился этот всадник. (2) Конь, на котором он скакал, издалека казался просто огромным. (3) Куда, в какие края спешил русский богатырь? (4) 0 каких бедах прознал и стремительно помчался на выручку? (5) 0 чем думал он сейчас? (6) Мирная жизнь, пашня, пахнущая теплым хлебом, старики - родители и молодая жена-красавица — всё осталось где-то в прошлом. (7) Да и не к лицу добру молодцу дома отсиживаться, коли беда нагрянула, о какой раньше не слышали.

    (8) Все эти мысли долго не давали покоя богомольцам, которые взглядом проводили удальца и помолились за его удачу.

    (9) А в монастыре, куда они пришли, увидели открытые ворота и переглянулись: что-то случилось.

    1. Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

    2. Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

    3. Укажите тип связи в словосочетании (НА) КОТОРОМ СКАКАЛ (2 предложение).

    4. Из предложения 2 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

    5. Из предложения 3 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

    6. Укажите тип связи в словосочетании (В) КАКИЕ КРАЛ (3 предложение).

    7. Из предложения 4 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

    8. Укажите тип связи в словосочетании ПОМЧАЛСЯ НА ВЫРУЧКУ (4 предложение).

    9. Из предложения 4 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

    10. Из предложения 5 выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

    Ответы: 1. Откуда появился; 2. Этот всадник; 3. Управление;

    4. Издалека казался; 5. Куда спешил; 6. Согласование; 7. (о) каких бедах;

    8. Управление; 9.  Стремительно помчался; 10. О чем думал

    Примечание: правильные ответы проецируются на интерактивную доску через мультимедийный проектор. Учащиеся осуществляют самопроверку.

    4. Слово учителя.

    В работе над текстом часто приходится сталкиваться с вопросами управления - выбором нужной падежной формой и подходящего предлога. Действительно, перед нами встаёт вопрос, как правильнее сказать: предостеречь от кого? (чего?) или предостеречь против кого? (чего?). В чем смысловое различие между сочетаниями удостоить чего? – удостоить чем?

            Управление – вид подчинительной связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенном падеже. Например, глагол тормозить требует после себя Винительного падежа, а глагол препятствовать – Дательного.

            Пример: плохая погода тормозила (что?) продвижение отряда вперед.

                                плохая погода препятствовала (чему?) продвижению отряда вперед.

                    Рассмотрим трудные случаи управления слов в словосочетании (использование мультимедийной презентации, слайд 4-5).

    1. Анализ таблицы «Трудные случаи управления» 

        (раздаточный материал. Теория.).

    Задание № 4. 

    Дополните до словосочетаний. Определите способ связи.

    Заплатить…..- оплатить….

            Заплатить (за что?) за проезд в автобусе – оплатить  (что?) проезд в автобусе.

            Полон……- наполнен…..

            Полон (чего?) впечатлений – наполнен (чем ?) фруктами.

            Вера……..- уверенность…….

            Вера (во что?) в успех – уверенность (в чем?) в своих силах .

            Упрекать…….- попрекать……

            Упрекать (в чем?) в бесконечности – попрекать (чем?) куском

            Беспокоиться…….- тревожиться…..

            Беспокоиться (о чем? о ком?) о сыне – тревожиться (за что? за кого?) за здоровье сына

            Доволен…..- рад…..

            Доволен (чем?) результатом – рад (чему?) приезду.

    Предостеречь…… - предупредить………..

            Предостеречь (от чего?) от ошибок – предупредить (о чем?) о поездке

            Удивляться…….. – восхищаться………

            Удивляться (чему?) мужеству твоему – восхищаться (чем?) восходом солнца.

    Итак, что нужно знать, чтобы не ошибиться в выборе нужного сочетания слов?

    Ответ ученика.

    1. основные значения падежей и предлогов,
    1. лексическое значение слов.

    5. Тестовая работа по теме: «Типы связи слов в словосочетаниях» (по вариантам)

    6.Подведение итогов урока:

    Какой материал, повторенный сегодня на уроке, по-прежнему вызывает трудности?

    7. Домашнее задание:

    -Дополните до словосочетаний, определите типы связи слов в словосочетании.

    - •        Обидеться… - обида …….;

    •        образоваться … - образован………;

    •        обосновываться… - обоснование………;

    •        наполнить… - наполнять……;

    •        уверенность…… - увериться….

    - решение тестовых заданий ( подготовка к ЕГЭ ) . Вариант 1-6 задание В3

    -повторить теоретический материал по теме: «Простое осложнённое предложение. Односоставное предложение».

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

    Таблица

    СХОДНЫЙ с чем-либо

    сходный с прежним

    ИДЕНТИЧНЫЙ чему-либо идентичный прежнему

    ОБИЖЕН чем-либо

    обижен упреками

    ОБИДЕТЬСЯ на что-либо

    обиделся на эти слова

    ОБРАДОВАН чем-либо

    обрадован встречей

    ОБРАДОВАТЬСЯ чему-либо обрадовался встрече

    УДЕЛЯТЬ ВНИМАНИЕ чему-либо уделять внимание каждому

    ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ на

    что-либо

    обращать внимание на мелочи

    БАЗИРОВАТЬСЯ на чем-либо базироваться на фактах

    ОПИРАТЬСЯ на что-либо

    опираться на факты

    РЕЦЕНЗИЯ на что-либо

    рецензия на книгу

    ОТЗЫВ о чем-либо

    отзыв о книге

    ПРЕИМУЩЕСТВО перед чем-либо (кем-либо)

    преимущество перед другими

    ПРЕВОСХОДСТВО над чем-либо (кем-либо)

    превосходство над другими

    ПРЕДУПРЕДИТЬ о чем-либо предупредить об опасности

    ПРЕДОСТЕРЕЧЬ от чего-либо предостеречь от опасности

    ТОРМОЗИТЬ что-либо

    тормозить развитие        

    ПРЕПЯТСТВОВАТЬ чему-либо препятствовать развитию

    ОТЛИЧАТЬ что от чего

    отличать плохое от хорошего

    РАЗЛИЧАТЬ что и что

    различать плохое и хорошее

    РАССЕРЖЕН чем-либо

    рассержен шуткой

    РАССЕРДИТЬСЯ на что-либо рассердиться на шутку

    ВЕРА во что-либо

    вера в победу

    УВЕРЕННОСТЬ в чем-либо уверенность в победе

    УДИВЛЕН чем-либо

    удивлен успехами

    УДИВЛЯТЬСЯ чему-либо удивляться успехам

    ОПЛАТИТЬ что-либо

    оплатить проезд

    УПЛАТИТЬ за что-либо

    уплатить за проезд

            

            

            

    ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

    Задание № 1:

    1. определите тип связи слов в данных словосочетаниях:

    в соседней комнате (согласование), ответил резко (примыкание), хлынет потоками (управление), театральный занавес (согласование), внезапно замаячившего (примыкание), украдкой зевая (примыкание), мое сердце (согласование), глубоко несчастлив (примыкание), связанный словом (управление), помогать отцу (управление), очень нежно (примыкание), морской берег (согласование), перельется через край (управление).

            Образец ответа № 1:

              словосочетание всей истории.

    1. Главное слово истории (от него можно задать вопрос какой? (всей); это вопрос согласования. 
    2. Зависимое слово – местоимение.
    3. Оба слова склоняются: всеми историями

    Следовательно, тип связи – согласование.

            Образец ответа № 2:

              словосочетание пришедшее из галактик

    1. Есть предлог – это управление.
    2. Зависимое слово – существительное; его форма не изменяется, даже если изменяется форма главного слова: пришедшим из галактик, пришедшему из галактик.

    Образец ответа № 3:

    словосочетание наполняясь одновременно

    1. Зависимое слово – наречие, следовательно, это примыкание.

    Задание № 2

    1. Выберите из данных примеров только словосочетания.

    Последний звонок, около дома, решать задачу, действовать решительно, бегущая строка, подключение к сети, кто следующий, очень хорошо, скоро зима, читать лёжа, бороться и искать.

    Задание № 3:

    1. Прочитайте текст и решите задание ЕГЭ (В 3) (тексты с заданиями распечатаны)

    (1) Странники не понимали, откуда появился этот всадник. (2) Конь, на котором он скакал, издалека казался просто огромным. (3) Куда, в какие края спешил русский богатырь? (4) 0 каких бедах прознал и стремительно помчался на выручку? (5) 0 чем думал он сейчас? (6) Мирная жизнь, пашня, пахнущая теплым хлебом, старики - родители и молодая жена-красавица — всё осталось где-то в прошлом. (7) Да и не к лицу добру молодцу дома отсиживаться, коли беда нагрянула, о какой раньше не слышали.

    (8) Все эти мысли долго не давали покоя богомольцам, которые взглядом проводили удальца и помолились за его удачу.

    (9) А в монастыре, куда они пришли, увидели открытые ворота и переглянулись: что-то случилось.

    1. Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

    2. Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

    3. Укажите тип связи в словосочетании (НА) КОТОРОМ СКАКАЛ (2 предложение).

    4. Из предложения 2 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

    5. Из предложения 3 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

    6. Укажите тип связи в словосочетании (В) КАКИЕ КРАЛ (3 предложение).

    7. Из предложения 4 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

    8. Укажите тип связи в словосочетании ПОМЧАЛСЯ НА ВЫРУЧКУ (4 предложение).

    9. Из предложения 4 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

    10. Из предложения 5 выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

    Задание № 4. 

    Дополните до словосочетаний. Определите способ связи.

    Заплатить…..- оплатить….

            Полон……- наполнен…..

            Вера……..- уверенность…….

            Упрекать…….- попрекать……

            Беспокоиться…….- тревожиться…..

            Доволен…..- рад…..

            Предостеречь…… - предупредить………..

            Удивляться…….. – восхищаться………


    тестовая работа по теме: «Типы связи слов в словосочетаниях»

    вариант 1

    1. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?

    1) В соседней комнате, погруженный во тьму, в какую-то сторону;

    2) под шелковым покрывалом, с распахнутой дверью, не дожидаясь возвращения;

    3) первый снег, из всего сказанного, под белыми березами;

    4) в новой шапке, все общество, чувство ненависти.

    2. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?

    1) Серебристый голос, собачьей шерсти, внезапно замолчавшего;

    2) коричневый забор, всей улицы, улыбающегося лица;

    3) через всю реку, по светлым коридорам, его ответ;

    4) веселую компанию, моей книги, скользнул по окнам.

    3. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?

    1) Мерным шагом, какой-нибудь день, сделан из железа;

    2) янтарные бусы, дежурной улыбкой, окруженный забором;

    3) за тонированными стеклами, песцовой шубы, упругие мышцы;

    4) яркой искрой, известные фермеры, ее ресницы.

    4. В каком ряду все словосочетания со связью управление?

    1) Сижу за столом, вижу их, этот номер;

    2) вспоминает что-то, тянется к красоте, в этот момент;

    3) развернув ребром,  непонятный для него,  открытую ладонь;

    4) напоминает брата, изображения пирамид, подносит кружку.

    5. В каком ряду все словосочетания со связью управление?

    1) Ищет что-нибудь, никому не известное, хвалит покупки;

    2) передает новость, вспоминал сон, в рыночном павильоне;

    3) казалось нам, выражением лица, испанская шаль;

    4) перельется через край, фонтанами брызг, театральный занавес.

    6. Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование.

    И эту поступь миллионов ног должна сегодня чувствовать планета.

    7. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

    Веч ром ребята шумно и увлеченно что-то сочиняли.

    8. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

    Я помню, как величественные горы по-весеннему зеленели у подножий.

    9. Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование.

    Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на гору, потому что была уже осень и гололедица.

    10. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

    Меня удивляет эта готовность задушить в себе ложный стыд, голос светской чести и оскорбленного самолюбия.




    ответы:


    1

    2

    3

    4

    5








    6. _________________________________________________________________



    7. ________________________________________________________________



    8. _________________________________________________________________



    9. _________________________________________________________________



    10. ________________________________________________________________


    тестовая работа по теме: «Типы связи слов в словосочетаниях»

    вариант 2

    1. В каком ряду все словосочетания со связью управление?

    1) Хлынет потоками, постоял на крыльце, долго молчал;

    2) с зарослей бузины, капала из крана, прищурил глаза;

    3) поражен красотой, вглядывался в небо, в этот час;

    4) вышедшие из леса, не замечал этого, новые методы.

    2. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

    1) Тотчас остановиться, тихо подошел, стать к окну;

    2)  авно забытый, когда-то нашел, на это место;

    3) украдкой зевая, никогда не возражал, стояли нахмурившись;

    4) стремиться туда, тихо летали, помнил их.

    3. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

    1) Гораздо меньше, искренне полюбил, этой новости;

    2) глубоко несчастлив, однажды решил, мое сердце;

    3) заметно увеличиваясь, постоянно недосыпал, увидев его;

    4) его слова, шел не спеша, очень важно.

    4. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

    1) Собрались вместе, шепотом повторял, читавшего стихи;

    2) проснулся утром, прежде помнили, опять замолчал;

    3) вернулся оттуда, весело прыгал, по старой привычке;

    4) вновь повторил, была там, не глядя на него.

    5.  В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

    1) Пробыла недолго, медленно листать, ожидая встречи;

    2) желание вернуться, заново родившимся, всегда поражала;

    3) сделан по-новому, уже коснулся, перебирая подарки;

    4) цвета хаки, не переставая стучали, утаил на исповеди.

    6. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

    Люси поняла, что нужно искать то, что может спасти.

    7. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

    А однажды даже показалось Алеше, что спина Ковалева мелькнула в толпе.

    8. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

    Вечерами, когда гасли фонари и начинали стрекотать кузнечики, мы мечтали о будущем.

    9. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

    И мы искренне привязались к маленькому хромому утенку.

    10. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

    Кто знает, какая циклопическая сила разрушила древние постройки.




    ответы:


    1

    2

    3

    4

    5








    6. _________________________________________________________________



    7. ________________________________________________________________



    8. _________________________________________________________________



    9. _________________________________________________________________



    10. ________________________________________________________________

    ответы: вариант 1

    1

    2

    3

    4

    5

    3

    2

    3

    4

    1

    6. эту поступь

    7. что-то сочиняли

    8. по-весеннему зеленели

    9. мою тележку

    10. готовность задушить

    ответы: вариант 1

    1

    2

    3

    4

    5

    2

    3

    4

    2

    2

    6. искать то

    7. однажды показалось

    8. мечтали о будущем

    9. привязались к утенку

    10. разрушила постройки

    Оценка Количество правильно выполненных заданий

    5 (отлично)         9 - 10

    4 (хорошо)        7 - 8

    3 (удовлетворительно)        5 - 6

    Домашнее задание:

    Дополните до словосочетаний, определите типы связи слов в словосочетании.

    1. Обидеться… - обида …….;
    2. образоваться … - образован………;
    3. обосновываться… - обоснование………;
    4. наполнить… - наполнять……;
    5. уверенность…… - увериться….


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

    Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

    Методическая разработка открытого урока по русскому языку по теме " Наречие".

    КАКИЕ СЛОВА ЯВЛЯЮТСЯ НАРЕЧИЯМИ.  Цель:повторить, углубить  и обобщить знания по теме «Наречие»Задачи:Образовательные:·        закрепить умения у...

    Методическая разработка открытого урока по русскому языку по программе Т. А. Ладыженской "Ох уж эти служебные части речи!". 7 класс

    Русский язык6 классУчитель: Пиркулова А.Л., учитель русского языка и литературы ГБОУ лицей №533  Красногвардейского районаТема: Глагол. Повторение изученного о глаголе.«Три наклонения»Задач...

    Методическая разработка системы уроков по русскому языку по теме «Имя прилагательное как часть речи» (10 класс)

    Цель моей работы – показать необходимость и возможность усиления практической направленности в преподавании русского языка, вовлечения в процесс преподавания современных телекоммуникационных технологи...

    Открытый урок по русскому языку 5 класс "Самостоятельные и служебные части речи"

    Урок открытия новых знаний. Закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознават...

    Методическая разработка открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему : " Словообразование" ( по ФГОС).

    данная технологическая карта может быть использована учителями русского языка, работающими в классе по ФГОС, в помощь при подготовке к уроку по теме :словообразование, -  в качестве опорного конс...

    Методическая разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Соединительные гласные О и Е в сложных словах".

    Данная методическая разработка предназначена для учителей русского языка, работающих в 6 классах. В соответствии с ФГОС урок ориентирован на самостоятельное открытие новых знаний учащимися под руковод...