Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему : «Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий».
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_7_klasse_na_temu.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему : « Склонение причастий и правописание  гласных в падежных  окончаниях  причастий».

Цели деятельности педагога:  познакомить  со склонением причастий;  способствовать  формированию умения  определять условия выбора гласных в окончаниях  причастий и прилагательных.

Тип урока: комбинированный урок

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать  о склонении  полных  причастий в единственном и множественном числе, об условиях выбора  гласных в падежных окончаниях  причастий; уметь согласовывать причастия с существительными, образовывать указанные формы причастий, правильно писать гласные в падежных окончаниях  причастий, графически обозначать условия выбора правильных  написаний.

Метапредметные: умение определять  понятия,  создавать обощения, устанавливать аналогии, классифицировать , самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное и по аналогии) и делать выводы.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению с учётом устойчивых познавательных интересов, на основе уважительного отношения к труду, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к русскому языку как ценности русского народа.

Методы и формы обучения: проблемный метод; деятельностно- практический метод; индивидуальная,  групповая, фронтальная.

Оборудование: интерактивная доска(экран), компьютер, мультимедийный проектор

Демонстрационный материал: мультимедийный ряд: презентация  по теме урока, выполненная  учителем или группой подготовленных  учащихся.

Основные понятия: гласные  в падежных окончаниях причастий

        Организационная структура урока.

  1. Проверка домашнего задания( во время проверки  домашнего задания ряд уч-ся работают по карточкам с дифференцированным уровнем подхода):

        Карточка № 1.

Запишите словосочетания в форме  родительного, дательного , творительного и предложного падежей.  Обозначьте изучаемые  орфограммы.

Предполагавшийся поход,  строящееся здание, трепещущая рыба,  дремлющий старик, лающая собака.

        Карточка № 2.

Перепишите, согласуя  причастия с нужными по смыслу  словами. Составьте  два предложения  с любыми двумя  словосочетаниями. Выполните  синтаксический разбор одного из них.

От (нависший) деревьев; вид (увядающий) сад; на ( ревущий) море; вдоль ( живлённая) реки; рассказывать о 9 разыгравшийся) метели; ( строящийся) здания; наблюдать за ( скачущий) всадником;  в ( застывающий) воздухе;  смотреть на ( нарисованная) картину;  сварить ( протёртый) овощи;  любоваться ( журчащий) ручьём; отдёрнуть ( занесённый) руку.

        Карточка № 3.

Перепишите.  Расставьте  пропущенные буквы в окончаниях  причастий.

Просклоняйте любые два словосочетания.

Улыбающ…ся ребёнка; о наступивш… лете;  цветущ… яблоня; в зеленеющ… лесу;  мчащ…ся река;  у потухш… костра;  в  застывающ… воздухе;  к расстроен… человеку; за ближайш… огородами;  за летящ… стрелой;  заросш… дорожка4 на посветлевш… небе; в клокочущ… лаве; с провален… крыши;  не закончен… работа.

        Карточка № 4.

Подберите  прилагательные и причастия  к данным существительным:

 Рыба, собака, яблоко. Определите их общие признаки.

        Карточка № 5.

Образуйте от данных глаголов причастия, определите общие признаки  причастий и глаголов.

Увлекается, владеет, колешь, спешишь, расстилается.

  1. Синтаксическая пятиминутка( произвести синтаксический разбор предложения).

Ребята умоляли  отпустить их на всю ночь на рыбалку, и мать скрипя сердце  согласилась.

- Выпишите из предложения фразеологизм, объясните его значение.

3. Физкультминутка:

Раз- подняться, потянуться.                  На четыре- руки шире,

Два- нагнуться, разогнуться,        Будто пух  в руках, не гири!

Три- в ладоши три хлопка,        Пять- руками помахать,

Головою три кивка.         Шесть -  на место тихо сесть.

4.Объяснение нового материала.

Уч-ся наблюдают  объяснение на доске, читают параграф учебника и делают вывод о склонении причастий, конспектируют новые знания. Перед уч-ся ставится проблема:

- От чего  зависит склонение причастий?

- Как определяется склонение причастий?

- Что помогает определить  склонение причастий?

Уч-ся знакомятся с графическим объяснением данной орфограммы.

5. Закрепление нового материала.

1.  Просклоняйте  данные словосочетания.

Тающий снег, расстилавшийся туман.

  1. Запись с объяснением  окончаний причастий и прилагательных,  орфограммы в корне ( указать у причастий и прилагательных падеж, число, род):

Пропадающие вдали голоса; отчётливо раздаваться в посветлевшем  воздухе; развевающиеся на ветру знамёна.  Извивающаяся на лугу синяя лента реки4 порхающая с ветки на ветку птичка;  по усыпанной пожелтевшими листьями  аллее;  видневшийся сквозь ограду сад;  блистающие искорки  на серебристом инее;  блеснуть на потемневшем горизонте;  шепчущего камыша; в разбушевавшейся  метели; разгоревшегося костра.

  1. Запись под диктовку ( найти прилагательные и причастия, графически объснить выбор гласной в их окончаниях):

Поздняя осень  наступает вскоре после осени золотой. Какое-то  время после пышного шумного листопада лес стоит унылый, притихший, опустошённый.

6.Рефлексия учебного  материала (итог урока).

- Что нового узнали  на уроке?

- Как определяется склонение причастий?

- Что помогает определить склонение причастий

7. Выставление оценок с комментариями.

8. Домашнее задание( комментированное).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»

Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через  организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: "Антонимы"

Конспект урока русского языка в соответствии с ФГОС....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

конспект урока по русскому языку 7 класс по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот".

 Конспект урока русского языка по учебнику М.Т.Баранова. Урок закрепления сведений по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот и знаки препинания при нём"...

Конспект урока по русскому языку 9 класс на тему " Сложное предложение"

Представлен коспект по русскому языку на тему "Сложное предложение" для 9 класса...