ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
материал по русскому языку на тему

Пащенко Оксана Сергеевна

Применение  технологии РКМЧП позволяет ученику развивать навыки работы с текстами любого типа, так как в ней приоритетная роль отводится тексту: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, сочиняют. Технология развития критического мышления является универсальной, надпредметной, поэтому использоваться может на любом уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pashchenko_o.s._statya_v_metodicheskiy_zhurnal.doc244 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

" СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  №  2 "

п.г.т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МАТЕРИАЛЫ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Пащенко Оксана Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

п.г.т. Уренгой,

2014 г.

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

В каком случае учитель хочет использовать на своих уроках новые методы, приемы, пытается иначе, чем обычно, организовать учебную деятельность? Вариантов много. Тут и осознанное стремление отойти от привычных схем, и желание к саморазвитию, и любопытство перед неизведанным. Познакомившись с проектом национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», кто-то скажет, что это все уже давно известно, описано в классических педагогических трудах. Другие скептически покачают головой, мол, в условиях нашей традиционной классно-урочной системы вряд ли получится реализовать все идеи проекта. Третьи попробуют пойти к первоисточникам теории. Но есть и те, кто достаточно гибко прореагирует на новые запросы общества, сохранив при этом накопленный положительный опыт.

 «Менять педагогические ориентиры – это самое трудное и самое необходимое, что приходится делать сегодня», –  заметил В.А. Караковский.

Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Вот ключевые вопросы образовательной инициативы «Наша новая школа».

Сегодня общество информационных технологий или, как его называют, постиндустриальное общество в отличие от индустриального общества конца XIX - середины ХХ века гораздо в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Отсюда современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и прежде всего перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
  • самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие  проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены;  
  • грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);
  • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
  • самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
  • творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т. е. выпускник должен быть конкурентоспособным        

Какие же условия для этого необходимы? Прежде всего – возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого осознания где, каким и образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Мы должны сменить приоритеты с усвоения готовых знаний в ходе классных занятий на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого ученика с учётом его особенностей и возможностей.  А переход этот  требует обновления учебно-методических комплектов и методов обучения.

Проблема «как обучать» становится сегодня всё более актуальной. Обновляющейся школе нужны эффективные методы, приёмы, техники обучения, такие, которые помогут решать современные задачи – обеспечивать личностную ориентацию обучения, информатизацию учебного процесса, компетентностный подход, профильное обучение. Сегодня методы и формы обучения поражают своим разнообразием.

 В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций.

Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа).

Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:

а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);

б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

Наиболее современной является классификация методов на пассивные, активные и интерактивные. Критерий их разделения – уровень коммуникации, взаимодействия участников учебного процесса. Разделение довольно условно, т.к. на практике они чаще всего переплетаются, но возможен и акцент на один из методов.

Пассивные стратегии или методы линейного взаимодействия:

одностороннее, линейное взаимодействие;

учитель - центральная фигура, он источник информации; он распределяет время, работу; много контролирует;

ученик - пассивный объект воздействия; класс - масса; нет активного творчества учащихся, нет алгоритма взаимодействия друг с другом; нет инициативы учащихся, самостоятельности.

Активные стратегии или методы кругового воздействия. Характер взаимоотношений изменяется, хотя учитель и остается центральной фигурой:

учитель источник информации, эксперт;

ученик уже не пассивный слушатель, он задает вопросы, предлагает собственные идеи, решения, т.е. он уже становится субъектом учебной деятельности; темы, проблемы формулируются в ходе совместного обсуждения; нет жесткой структуры занятия, т.к. учитель готов действовать по ситуации.

Интерактивные стратегии или методы кругового взаимодействия. Роль преподавателя резко изменяется: он перестает быть центральной фигурой и главным источником информации; его роль- определить общее направление работы, создать условия для инициативы учащихся; он консультант, помощник при серьезных затруднениях;

учащийся - полноправный участник учебного процесса, он ведет исследование, поиск самостоятельно или во взаимодействии с другими учащимися; источниками информации для учащихся являются книги, словари, сборники, ИКТ.

процесс обучения во многом идет через проживание опыта.

  В сжатом виде эту классификацию можно представить в таком виде:

                            Скажи мне -  и я забуду;

                            Покажи мне – и я запомню;

                            Дай сделать – и я пойму;

                            Я  над вами.

                            Я вместе с вами.

                            Я рядом с вами.

Сравнение пассивных и активных подходов к обучению и восприятию информации показывает, что при преимущественно пассивной подаче материала обучаемые сохраняют в памяти:

10% того, что читают;

20% того, что слышат;

30% того, что видят;

50% того, что слышат и видят.

В то же время при активном восприятии информации учащиеся удерживают в памяти:

80% того, что говорили сами;

90% того, что делали сами.

Таким образом, активные методы обучения не только улучшают запоминание информационного материала, но и способствуют его реализации в повседневной жизни

Каждый из вас обладает своим педагогическим опытом. Назову лишь некоторые приёмы как формы реализации этих методов: пассивные, активные, интерактивные, лекция, дискуссия, дебаты, опрос «мозговой штурм, ролевые игры, эвристическая беседа, деловые игры, работа с документами, проектная деятельность, работа с видео и аудио материалом, моделирование ИКТ.

И если бы я  предложила вам разделить эти приёмы на пассивные, активные и интерактивные, вы легко это сделали бы, каждый высказал своё мнение и в процессе обсуждения родилась бы истина. А приём, который мы бы использовали, называется «Мозговой штурм» и относится к активным.

Появление методов активного обучения связано со стремлением преподавателей активизировать познавательную деятельность обучающихся или способствовать её повышению. Непременным условием успешности учителя является владение современными образовательными технологиями и внедрение их в свою практику. Это личностно ориентированное развивающее обучение, проектное обучение, технология развития критического мышления, игровые технологии. Каждая технология предлагает свой набор разнообразных методов и приёмов обучения.

Жизненно востребованными умениями в современном мире являются умения, связанные с информационной обработкой текста. Формированию комплекса этих умений на основе работы с текстом необходимо уделять серьёзное внимание, используя и методы внутрипредметной интеграции, и современные технологии. Обучение свёртыванию и развёртыванию информации небольшого объёма (конспектированию, реферированию, составлению планов и отзывов, подготовке докладов и пр.) должно стать постоянным видом работы в основной школе.

Применение  технологии РКМЧП позволяет ученику развивать навыки работы с текстами любого типа, так как в ней приоритетная роль отводится тексту: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, сочиняют. Технология развития критического мышления является универсальной, надпредметной, поэтому использоваться может на любом уроке.

 Хочу остановиться только на некоторых приёмах данной технологии.

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует от ученика вдумчивости и богатого понятийного запаса.

Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Вот, например, синквейн, написанный на уроке информатики:

                                         Компьютер

                                         Полезный и вредный,

                                        Рисует, считает, играет.

                                         ПК – друг человека,

                                         Железо!

Обычно рекомендуется использовать синквейн на стадии рефлексии. Однако опыт показывает, что есть и другие возможности.

На уроке математики, перед объяснением новой темы, учащимся предлагается определить тему следующего синквейна, то есть угадать слово, стоящее в первой строке:

* * *

бесконечная, числовая,

можно складывать, сравнивать.

Отмечены положительные и отрицательные числа.

Шкала.

Учащиеся 6-го класса, уже знакомые с понятием числового луча, могут обобщить свои знания и сформулировать тему: «Числовая прямая».

На уроке  истории учитель использует синквейн на стадии Осмысления содержания. После лекции о Колумбе учащиеся пытаются определить его место в истории и ответить на вопрос: «Каким был Колумб?» Ответив на этот вопрос для себя, учащиеся объединяются в группы – в соответствии со своим (положительным или отрицательным) мнением о Колумбе. Каждая группа получает от учителя синквейн, который противоречит их мнению.

Колумб,

Лживый, бездушный,

Командовал, торговал, обогащался.

Делал все для достижения цели.

Авантюрист.

 

Колумб,

Смелый, настойчивый,

Открывал, торговал, обогащал.

Воссоединил мир и потряс человечество.

Герой.

Читая исторический текст, предложенный учителем, учащиеся должны найти в нем доказательства «чужой» точки зрения. Такое задание позволяет учащимся более внимательно прислушиваться к мнению других людей.

. Подобная работа:

– обогащает словарный запас ученика;

– подготавливает его к краткому пересказу;

– учит формулировать идею произведения (4-я строка синквейна);

– позволяет каждому ученику почувствовать себя (хоть на мгновенье) творцом и философом, т.к. написать синквейн может каждый.

Обсуждение правил групповой работы  помогает достигнуть доверия и взаимопонимания

На уроке природоведения синквейны писали в начале и в конце изучения темы «Солнце». Какие они получились разные! Вначале – совсем простые:

Солнце,

Большое, яркое,

Светит, греет, радует.

Солнце очень горячее тело.

Шар.

В конце получилось вот что:

Солнце,

Раскаленное, газообразное,

Излучает, нагревает, обжигает.

Солнечное излучение несет энергию.

Звезда.

Дети всех возрастов с удовольствием сочиняют синквейны, но к старшим классам синквейны обретают более глубокое содержание. После изучения пьесы М.Горького «На дне» ученица 11 класса составила об одном из героев такой синквейн:

Сатин.

Умный, дерзкий.

Играет, спорит, думает.

Не герой дела, а герой слова.

Правдолюбец.

Еще раз следует подчеркнуть, что синквейны очень полезны в качестве инструмента для синтеза и обобщения сложной информации; средства оценки словарного запаса учащихся; средства творческого самовыражения.

И в заключение – синквейн о синквейне:

Синквейн,

Стройный, лаконичный,

Мыслит, обобщает, собирает.

Помни: краткость – сестра таланта.

Резюме.

Закончить  хочу притчей о Хадже Насреддине.

Пришел однажды Хаджа в свой приход и обратился к прихожанам: «Вы знаете, о чем я буду с вами говорить?» «Нет», - ответили прихожане. «Тогда мне не о чем с вами разговаривать»,- сказал Хаджа и ушел. На следующий день Хаджа снова пришел в приход и обратился к собравшимся: «Вы знаете, о чем я буду с вами говорить?» «Знаем», -ответили прихожане. «Тогда мне не о чем с вами разговаривать», - сказал Хаджа и снова ушел. На третий день пришел Хаджа и обратился к собравшимся: «Вы знаете, о чем я буду с вами говорить?» И ответили прихожане: «Часть людей знает, а часть - нет». «Тогда пусть те, кто знают, расскажут тем, кто не знает», - и ушел.

Право выбора в выборе методик и форм обучения учащихся всегда остается за вами: будете ли вы просто носителями информации или вы создадите такие условия, которые помогут детям самим добывать информацию и приобретать новый опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления, как средства формирования мыслительной деятельности обучающихся на уроках географии

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартны...

"Использование приемов технологии развития критического мышления как средство активизации познавательного интереса учащихся".

В статье описывается современная педагогическая технология развития критического мышления. Представлены примеры использования приемов ТРКМ на уроках МХК и краеведения. Приведена таблица формирования р...

Технология развития критического мышления как средство формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках географии (педагогический проект)

Идея опыта заключается в создании на уроках географии условий, способствующих развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные р...

Статья. Образовательная технология ’’развитие критического мышления’’ как средство повышения уровня знаний учащихся.

Статья содержит:краткую характеристику технологииописание этапов урока в 8 классе ( чистые вещества и смеси), проведённого с применением данной технологии...

Педагогический проект "Технология развития критического мышления как средство формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках географии"

Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разнообразных приёмов...

Приемы технологии развития критического мышления как средство развития мыслительных навыков учащихся на уроках русского языка и литературы

Аннотация: В данной статье рассказывается о приемах технологии критического мышления и возможности их применения на уроках русского языка и литературы. Так же подробно рассматриваются неко...

Использование приёмов технологии развития критического мышления как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках изобразительного искусства

Образование в современном обществе — это общественно организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи знаний и социально значимого опыта, в ходе которого происходит стано...