Лингвистическая эстафета по русскому языку и культуре речи
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Светлана Николаевна Скворцова

Лингвистическая эстафета по русскому языку и культуре речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lingvisticheskaya_estafeta.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЭСТАФЕТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

Цель игры:

  1. Воспитание у учащихся бережного, внимательного отношения к слову.
  2. Развитие интереса к осознанному изучению русской словесности.
  3. Воспитание чувства уважения к родному языку.
  4. Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся и логического мышления.

СТАНЦИЯ 1. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

Задание 1.

Замените словосочетания одним словом с приставкой.

 Очень некрасивый, уродливый

 Лишённый смысла

  Находящийся за пределами школы.

 Никогда не умирающий. (

  Расположенный у берега, вдоль берега.

 Не дающий результата, напрасный.

  Относящийся ко времени перед восходом солнца.

  Не имеющий определённой формы.

Задание 2

Подберите к предложенному слову  синоним (или близкое по значению слово)  другого грамматического рода.

 «Удача» мужского рода.

«Фотография» мужского рода.

«Окно» мужского рода.

«Болезнь» мужского рода.

«Картина» мужского рода.

«Эпидемия» мужского рода.

«Обоняние» мужского рода.

«Кокетство» мужского рода.

«Аксиома» мужского рода.

«Резина» мужского рода.

«Распечатка» мужского рода.

«Прищепка» мужского рода.

«Двойка», «пара» мужского рода.

«Лыжа» мужского рода.

«Болезнь» мужского рода.

«Сплетня» мужского рода.

«Туловище» мужского рода.

«Ткань» мужского рода.

«Село» мужского рода.

«Кочка» мужского рода.

«Колонна» мужского рода.

«Бахча» мужского рода.

«Успех» женского рода.

«Дом» женского рода.

«Лес» женского рода.

«Стол» женского рода.

«Кино» женского рода.

«Веник» женского рода.

«Село» женского рода.

«Автомобиль» женского рода.

«Мороз» женского рода.

«Затор» (дорожный) женского рода.

«Санаторий» женского рода.

«Кредит» женского рода.

«Калорифер» женского рода.

«Диван» женского рода.

«Безделье» женского рода.

«Фантик» женского рода.

«Мираж» женского рода.

«Спор» женского рода.

«Суп» женского рода.

«Окоп» женского рода.

«Ухаб» женского рода.

«Бутон» женского рода.

«Кремль» женского рода.

«Обязательство», «ручательство» женского рода.

«Дом» среднего рода.

 «Картина» среднего рода.

«Скульптура» среднего рода.

«Аркан» среднего рода.

«Макушка» среднего рода.

«Жаргон» среднего рода.

«Страна» среднего рода.

«Огонь» среднего рода.

«Лимонад» среднего рода.

«Веер» среднего рода.

«Туча» среднего рода.

 «Мармелад» среднего рода.

 «Кровать» («постель») среднего рода.

«Клякса» среднего рода.

«Суп» среднего рода.

«Глаз» среднего рода.

«Век» среднего рода.

«Ребёнок» среднего рода.

«Вокал» среднего рода.

Станция  «Морфология»

№ 1

Найдите «лишнее» слово. (кто быстрее)

1. Носок, мозоль, георгин, помидор.

2. Тюль, бюллетень, гроздь, рояль.

3. Магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь.

4. Озимь, цитадель, фланель, панцирь.

5. Ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки.

6. Брюки, хлопоты, дверцы, вилы.

7. Дебри, прения, игры, шахматы.

№ 3

 Исправьте грамматические ошибки, допущенные при составлении предложений.

 Вдали показалась стая уток и зайцев.

У щенка на макушке весело торчали ушки и хвостик.

Он стоял и лязгал глазами.

 Зимой многие животные бросаются в спячку.

 Она владеет несколькью европейскими языками.

 Вода в этой части залива чистая, а дикие пляжи не замусорены отдыхающими.

Мы обо многом поговорили.

Я не верю в эликсир от бессмертия.

№ 4

Составьте сочетания  типа «прилагательное + существительное».

___________    ТУННЕЛЬ                      БРА

___________    СИРЕНЬ                         КАНИФОЛЬ

___________    ТЮЛЬ                             ПЕНАЛЬТИ

___________    КОФЕ                               БАНДЕРОЛЬ

___________    ШАМПУНЬ                      ВУАЛЬ

___________    МОЗОЛЬ                         ФЛАМИНГО

Станция  «Лексика»

№ 1

Найдите к каждому фразеологическому обороту левой колонки противоположное из правой.

1. Лясы точить.                                                    1. Не покладая рук.

2. Держать ухо востро.                                    2. Держать язык за зубами.

3. Сидеть сложа руки.                                         3. Воды в рот набрать.

4. От рук отбился.                                               4. Ворон считать.

5. Кричать во всю Ивановскую.                         5. Своим горбом жить.

6. На чужой шее сидеть.                        6. Держать в ежовых рукавицах.

№ 2

Подбери к старославянизмам современные соответствия (ЧЬЯ КОМАНДА БЫСТРЕЕ).

АГНЕЦ -                                                ЧЕЛО -

УСТА -                                                   ОКО -

ЛАНИТЫ -                                             ПЕРСТ -

ДИВО -                                                   ЛИХО –

ЛЕПОТА -                                              ДЕСНИЦА -

№ 3

Укажите предложения, в которых нет грамматических ошибок (ЧЬЯ КОМАНДА БЫСТРЕЕ).

1. Одеть пальто.                          5. Жгет листву.

2. Надевать пальто.                    6. Ездию каждое лето.

3. Не ложьте на стол.                 7. Лягте поудобнее.

4. Не бежите быстро.                 8. Поехайте туда зимой.

№ 4

Подбери антонимы к многозначным словам (ЧЬЯ КОМАНДА БЫСТРЕЕ).

МЕЛКИЙ (бассейн, дождь)

СВЕЖИЙ (хлеб, журнал)

МЯГКИЙ  (воск, свет)

№ 5

Найдите фразеологизмы – синонимы (ЧЬЯ КОМАНДА БЫСТРЕЕ).

1. Тьма кромешная.

2. Глядеть в оба.

3. Поминай как звали.

4. Держать ухо востро.

5. Ни зги не видно.

6. И след простыл.

№ 6

Вместо точек вставьте названия животных (ЧЬЯ КОМАНДА БЫСТРЕЕ).

Голоден, как … ; изворотлив, как … ; упрям, как … ; надут, как … ; мокрый, как …; нем, как  … ; грязный, как …; колючий, как …

№7

Найдите фразеологизм и подходящее ему выражение. Составьте пары (ЧЬЯ КОМАНДА БЫСТРЕЕ).

1. Много людей в тесном помещении.                        1. Как рыба в воде.

2. Очень быстро бежать.                                      2. Как сельдей в бочке.

3. Рухнуть всем телом.                                           3. Бежать как стрела.

4. Проливной дождь, ливень.                               4. Повалиться как сноп.

5. Непринужденно себя чувствовать.                      5. Льет как из ведра.

6. Быть в постоянных хлопотах.                        6. Сидеть как на иголках.

7. Беспокоиться, волноваться.              7. Вертеться как белка в колесе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый бинарный урок по дисциплине «Русский язык и культура речи» и «Иностранный язык» (английский язык; немецкий язык; французский язык)

Цели  урока: показать своеобразие культур ,особую ментальность;  найти точки соприкосновения для лучшего понимания народов посредством малых фольклорных жанров; раскрыть мудрость, поучающий ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...

Рабочая программа по русскому языку. Внеурочная деятельность. "Русский язык и культура речи". 9 класс.

Рабочая программа. Внеурочная деятельнсть. "Русский язык и культура речи". 9 класс....

Рабочие программы и КИМы по дисциплинам "Русский язык", "Литература", "Русский язык и культура речи", "Отечественная литература", "Родной язык" и "Родная литература" для отделений Дизайн, Живопись, Реставрация, Музыканты и СКД

Рабочие программы содержат в себе тематику изучаемой дисциплины, количество часов, отведенное на данную дисциплину, а также задания для оценивания изучаемой дичциплины....

План-конспект теоретического занятия№8 в форме круглого стола по теме «Орфоэпические нормы русского языка» (курс «Русский язык», «Русский язык и культура речи»)

В условиях перехода на ФГОС формирование языковой и речевой компетентности студентов колледжа невозможно без знания русского языка. Поэтому актуальным методом  в формировании коммуникативной комп...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДЕЛОВОГО РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Роль обучающегося заключается в том, чтобы в процессе СР под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать пробле...

Конспект учебного занятия по теме "Лексическая норма и речевая культура" (учебная дисциплина ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи, 2 курс отделения СПО)

Конспект учебного занятия по дисциплине Русский язык и культура речи разработан по теме "Лексическая норма и речевая культура" для обучающихся 2 курса отделения СПО специальности 21.02.01 Ра...