Работа с микротекстом
тест по русскому языку (11 класс) по теме

Федосеева Валентина Владимировна

Работа с микротекстами при подготовке к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_mikrotekstami_pri_podgotovke_k_ege.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Готовимся к ЕГЭ. Работа с микротекстами.

Микротекст 2. Прочитайте предложения и выполните задания 1-4.

А. Древние американские культуры во многих областях, например в отдельных разделах математики, опережали современные им цивилизации Старого Света.

Б. Но это, разумеется, не дает права утверждать, что отдельные суда финикийцев, римлян, индийцев не могли случайно заплывать к берегам Америки.

В. Это говорит о том, что длительных культурных контактов между Старым и Новым  Светом не существовало.

Г. С другой стороны, индейцы не умели плавить железо, не знали колеса, плуга, пороха

1.

В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст

1) А Б Г В, 2) А В Б Г,  3) А Г В Б,   4) А Г Б В

2. Укажите предложение, в котором одна из частей является безличным предложением

1) А,  2) Б,  3) В, 4) Г

3. Укажите верную характеристику предложения Б

1. сложноподчиненное

2. сложносочиненное

3. сложное с бессоюзной и союзной связью

4. сложное с сочинением и подчинением

4. (!)В каких предложениях существительное в форме родительного падежа употреблено при переходном глаголе

1) А, Б,  2) Б, В, Г,  3) Б, Г   4) В,Г

Микротекст 3.  Прочитайте предложения и выполните задания 1-4.

А. Слово же неизгладимое имеет строгие ограничения в возможности сочетаться с другими словами и употребляться практически только с существительным впечатление

Б. Особую группу фразеологизмов представляют фразеологические сочетания-соединения слов, одно из которых несвободно в своем употреблении.

В. Между тем только одно из них – впечатление – может свободно употребляться в речи  и входить в разные словосочетания.

Г. Выражение неизгладимое впечатление, например, состоит из двух слов, и каждое из них имеет свое особое лексическое значение.

1.

В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст

1) Г, А,  Б, В  2) Б, А, Г, В  3) Г, В, А, Б   4) Б, Г, В, А

2. Какое слово или сочетание слов является подлежащим в одном из предложений

1) соединения (предложение Б),

 2) одно из которых (предложение Б),

3) впечатление (предложение В),

 4) лексическое значение (предложение Г)

3. Какая характеристика соответствует предложению Б

1). сложное бессоюзное

2). сложное с союзной (подчинительной) и бессоюзной связью

3).  сложноподчиненное

4). сложное с подчинительной и сочинительной связью

4. В каком предложении есть краткое прилагательное

1) А,  2) Б,  3) В,  4) Г

Микротекст 4.  Прочитайте предложения и выполните задания 1-4.

A.        Чтобы избежать давления бояр, Юрий Долгорукий основал княжеский стол в Суздале.

Б. Ростовское боярство всегда было сильным и честолюбивым.

B.        И позже, несмотря на богатство и силу знати, Ростов никогда не был столицей княжества, а потому пребывал в постоянной оппозиции.

Г. С древнейших времен, говоря о Ростове (а впервые он был упомянут в летописи в 862 году), добавляли - Великий.

1.        В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?

1)Г,Б,А,В        2) Б, В, А, Г       3)В,А,Б,Г     4) Г, В, А, Б

2. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой одного из предложений?

  1. основал княжеский стол
  2. боярство было
  3. Ростов не был
  4. добавляли

3.Укажите верную характеристику предложения В.

  1. сложноподчиненное
  2. сложное с сочинением и подчинением
  3. простое с однородными сказуемыми и обособленным обстоятельством

4)        сложное с тремя грамматическими основами

4.        Укажите правильную характеристику слова ВПЕРВЫЕ из предложения Г.

  1. числительное
  2. производный предлог
  3. относительное прилагательное
  4. наречие

Микротекст 5.  Прочитайте предложения и выполните задания 1-4.

A.        Рассказать о том, что происходит на стадионе, действитель
но, не так уж сложно.

Б. Спортивный репортаж...

B.        Кажется, что же тут сложного - говори и говори себе!

Г. Но нужно уметь отобрать всё самое главное из того, что происходит на твоих глазах, нужно помочь тысячам любителей спорта, сидящим у радиоприемников, "увидеть" футбольное поле.

1.        В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?

1)А,Г,Б,В

  1. В, А, Б, Г
  2. Б, А, Г, В
  3. Б, В, А, Г

2.        Какое слово или сочетание слов является подлежащим в предложении Г?

  1. что
  2. помочь увидеть
  3. самое главное
  4. всё

3.        Какая характеристика соответствует предложению Г?

  1. сложное бессоюзное
  2. сложное с сочинительной и подчинительной связью
  3. сложноподчинённое
  4. сложное с бессоюзной и союзной (подчинительной) связью

4.        Какой частью речи является слово ЧТО в предложениях А и В?

  1. в обоих случаях - местоимением
  2. в обоих случаях - союзом
  3. в предложении А - союзом, в предложении В - местоимением
  4. в предложении А - местоимением, в предложении В – союзом

Микротекст 6. Прочитайте предложения и выполните задания   1-4.

A.        Для языков первобытной поры характерно существование групповых подъязыков - мужских, женских, а также юношеских и девичьих.

Б. Это объясняется тем, что биологические различия людей по полу определяли тогда общественное разделение труда в значительно большей мере, чем в последующей истории человечества.

B.        С течением времени социальные функции мужчины и женщины всё больше сближались, однако и сейчас некоторые различия между мужской и женской речью (помимо тембра голоса) сохраняются.

Г. Не случайно специалисты, изучающие местные говоры, особенно их синтаксис, стремятся наблюдать именно речь женщин.

1.        Укажите место, которое должна занимать выпущенная
из текста фраза:

Женская речь, например, более консервативна, чем мужская.

  1. между А и Б
  2. между Б и В
  3. между В и Г
  4. после Г

2.        Какое слово или сочетание слов служит грамматической основой в одном из предложений?

  1. характерно (предложение А)
  2. объясняется (предложение Б)
  3. не случайно (предложение Г)
  4. специалисты стремятся наблюдать (предложение Г)

3. Какие виды сложного предложения встречаются в тексте?

  1. сложноподчинённое и сложносочинённое
  2. только сложноподчинённое
  3. только сложносочинённое
  4. сложное бессоюзное, сложноподчинённое и сложносочинённое

4. Укажите правильную характеристику слова ИМЕННО (предложение Г).

  1. наречие, 2) краткое прилагательное, 3)частица,  4)союз

Микротекст 7.  Прочитайте предложения и выполните задания   1-4

А. Для первобытнообщинной поры характерны множественность и дробность языков, принадлежавших к одной языковой семье, и отсутствие чётких границ между языками.

Б. На сравнительно небольших пространствах сосуществовало множество родственных языков и диалектов, которые быстро изменялись.

В. Такой языковой ландшафт - диффузный и дробный - застал в 70-80-х годах XIX века Н.Н. Миклухо-Маклай в Новой Гвинее.

Г. И если количество живых языков в мире, по оценкам одних учёных, сейчас равно 2000, а по мнению других - 6000, это объясняется именно тем, что в подобных регионах невозможно чётко разграничить близкородственные языки и диалекты.

1. Укажите место, которое должна занимать выпущенная из текста фраза:

Близкая к этому картина наблюдается в современной Африке, Австралии, Океании.

  1. между А и Б
  2. между Б и В
  3. между В и Г
  4. после Г

2.        Какое(-ие) из указанных предложений является(-ются) односоставным(-и) или включает(-ют) в себя односоставное предложение?

1)АиБ        2) Б        3)БиГ        4) Г

3.        Какая характеристика соответствует предложению Б?

  1. сложноподчинённое
  2. сложносочинённое
  3. сложное с бессоюзной и союзной (подчинительной) связью
  4. сложное с бессоюзной и союзной (сочинительной) связью

4.        Укажите правильную характеристику слова РАВНО (предложение Г).

  1. Наречие,  2) краткое прилагательное  3) частица  4) сравнительный союз

Микротекст 8. Прочитайте предложения и выполните задания   1-5.

(1)... (2)Это объясняется особенностями строения их атомов. (3)В реальных условиях эти газы совершенно неспособны соединяться с другими элементами и входить в состав минералов и горных пород, и потому они не могут задерживаться в них. (4)Более того, они постоянно рассеиваются, улетучиваясь из атмосферы Земли в космическое пространство. (5)Лишь аргон имеет своеобразный источник пополнения: он постоянно образуется из калия благодаря распаду одного из его изотопов. (6)... содержание аргона в атмосфере в сто раз больше, чем всех остальных инертных газов вместе взятых.

Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

  1. Углекислый газ - конечный продукт минерализации - выделяется из почвы или водоёмов в атмосферу.
  2. Насыщению атмосферы Земли кислородом и поглощению углекислого газа способствовала жизнедеятельность растений.
  3. Вода, видимо, сыграла важную роль в формировании атмосферы Земли, поглотив значительное количество углекислого газа.
  4. Инертные газы с большим трудом вступают в химические взаимодействия.

2.        Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?

  1. Однако 2)Поэтому 3)Например  4)Потому что

3.        Какие слова являются грамматической основой в четвёртом (4) предложении текста?

  1. они постоянно рассеиваются  2) они рассеиваются, улетучиваясь

3)атмосферы рассеиваются  4) они рассеиваются

4.        Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.

  1. Простое, 2) сложносочинённое,  3) сложноподчинённое  4) сложное бессоюзное

5.        Укажите предложение, в котором есть производный предлог.

1)5        2)2        3)3        4)4

Микротекст 9. Прочитайте предложения и выполните задания   1-4.

(1)... (2)Он вдвое меньше Земли по диаметру. (З)Его орбита имеет форму эллипса, расстояние между двумя центрами которого значительно. (4)Поэтому когда происходит противостояние Марса вблизи афелия - самой далёкой от Солнца точки его орбиты, по яркости эта планета не выделяется среди других звёзд. (5)Когда же Марс находится в противостоянии вблизи перигелия - ближайшей к Солнцу точке орбиты, он сияет на небе, уступая по яркости только Венере. (6)... такие противостояния называются великими, в это время наблюдения этой планеты с Земли особенно благоприятны.

1.        Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

  1. В системе движения планет Марс занимает промежуточное положение между Землёй и Луной.
  2. Только Уран и Венера вращаются вокруг своей оси не в ту сторону, в которую вращаются все остальные планеты.
  3. Основная масса вещества, движущегося вокруг Солнца, содержится в девяти больших планетах.
  4. Юпитер - самая крупная планета Солнечной системы.

2.        Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом (6) предложении текста?

  1. Напротив,  2)В то же время  3)Именно  4)Тем не менее

.        Какие слова являются грамматической основой в третьем
(3) предложении текста?

  1. его орбита имеет форму
  2. расстояние между двумя центрами
  3. расстояние которого значительно
  4. расстояние значительно

4.        Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

  1. сложное бессоюзное
  2. сложноподчинённое
  3. сложное с союзной (подчинительной) и бессоюзной связью
  4. сложносочинённое

5. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ВБЛИЗИ  из четвёртого (4) предложения текста.

  1. союз
  2. предлог
  3. частица
  4. наречие

6. Укажите значение слова ТОЧКА в четвёртом (4) предложении.

  1. место положения в пространстве
  2. степень соответствия чему-либо
  3. след от прикосновения
  4. крайний предел чего-либо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок (математика + русский язык) по теме "Подготовка к ЕГЭ: работа с микротекстом на примере алгебраических задач"

Цель урока: применение интеграции в учебном процессе как способа развития аналитических и творческих способностей.Цели урока:Образовательная: обобщение и систематизация ЗУН учащихся по темам «Ре...

Презентация к уроку в 8 классе по развитию речи. Микротема. Микротекст.

Презентация к уроку в 8 классе по развитию речи. Микротема. Микротекст....

Работа с микротекстом. Подготовка к ЕГЭ

Работа с микротекстом. Подготовка к ЕГЭ. фрагмент урока....

Работа с микротекстом

Работа с микротекстами при подготовке к ЕГЭ...

Комплекс заданий к микротекстам для начального этапа обучения чтению.

Предлагается комплекс заданий к микротекстам для начального этапа обучения, когда один и тот же языковый материал используется в различных текстах и отрабатывается...

Бинарный урок (математика + русский язык) Тема: «Подготовка к ОГЭ: работа с микротекстом на примере математических задач»

Бинарный урок (математика + русский язык) Тема: «Подготовка к ОГЭ: работа с микротекстом на примере математических  задач» Этот урок поможет систематизировать и обобщить знания по подготовке к ЕГ...

Приемы работы с микротекстами на уроках литературы

В данной методической разработке рассматриваются приемы работы с микротекстами на уроках литературы, приводятся примеры использования данных педагогических средств на разных этапах урока....