разработки уроков по русскому языку в 5 и 6 классах
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Драченина Светлана Владимировна

Разработки уроков "ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ" , "УСТАРЕВШИЕ   СЛОВА" в 5 классе

"ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ" в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_11_1_chetvert.doc50 КБ
Microsoft Office document icon urok_24_1_chetvert.doc51.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_42-43_1_chetvert.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс_5_                

№ урока_11_(I четверть)

Дата__________г.

Тема: ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ.

Цели:         1) повторить правила постановки тире между подлежащим и сказуемым; правила   постановки знаков препинания при однородных членах и обобщающем слове при однородных членах.

2) совершенствовать умение применять данные пунктуационные правила.

ХОД УРОКА:

  1. Орг. момент  
  2. Лексико-грамматическая работа.

 Адмирал –   высшее звание командного состава военно-морских сил. (Адмирал Ушаков)

  1. Синтаксический разбор предложения.

Адмирал Ушаков верно и преданно служил своей Родине.

  1. Повторение изученного.

 РАБОТА С ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ КАРТАМИ

- Выполнение задания 8.

Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания. Выделите подлежащее и сказуемое, надпишите, какими частями речи они выражены.

  1. Площадь моей квартиры пятьдесят квадратных метров.
  2. Жить Родине служить.
  3. Превосходная должность быть на земле человеком.
  4. Человек вот правда!
  5. Ташкент город хлебный.
  6. Жизнь прожить не поле перейти.
  7. Пятью пять двадцать пять.
  8. Москва столица России.
  9. Безумство храбрых вот мудрость жизни.
  10. Наша задача хорошо учиться.

- Когда в предложении между подлежащим и сказуемым мы поставим тире? (при отсутствии глагола)

 - Расскажите о выделении на письме однородных членов.

- Выполнение задания 9 (технологической карты)

1в – выписать предложения с однородными сказуемыми; 2 в. – предложения с однородными подлежащими.

Выпишите сначала номера предложений с однородными подлежащими, затем с однородными сказуемыми. Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы. Нарисуйте схемы предложений.

  1. Зеленеет поёт блестит звенит и веселится всё живое.
  2. Пели в молодой листве кукушки и скворцы.
  3. Поспевают грибы ягоды.
  4. Надуваются разбухают почки осин.
  5. Осенью цветы лета погаснут померкнут и исчезнут.
  6. Снуют шелестят стеклянными крыльями стрекозы.
  7. Бежит струится маленький серебренный ручей.
  8. За дождём не видно и не слышно было моря.
  9. Лилии розы и пионы склонили свои головки от сильного ветра.
  10. Однажды Лебедь Рак да Щука везти с поклажей воз взялись.

- Что такое обобщающее слово? Какие знаки ставятся в предложениях при обобщающих словах?

- Выполнение задания 10 (по вариантам: 1 столбик – первый вариант; 2 столбик – второй вариант)

Подберите обобщающие слова к каждой группе слов, запишите, правильно ставя знаки препинания. Если обобщающее слово стоит  перед однородными членами, ставится двоеточие, если после однородных членов – тире.

Образец: Посуда: чашки, чайник, блюдца. Платье, халат, брюки, кофта – одежда.

  1. Мяч, юла, кукла,  котёнок ………………………      4. Кресло, диван, стол, стул, шкаф………………………..
  2. Ландыш, подснежник, фиалка, роза…………          5. Яблоки, груши, персики, абрикосы……………………..

Дуб, клён, ясень, вяз, осина, берёза……………     6. Огурцы, помидоры, перец, капуста…………………….

- Выполнение задания 11. Выписать только предложения с обобщающим словом, начертить схемы предложения.

Расставьте знаки препинания. Начертите схемы предложений с обобщающим словом при однородных членах.

  1. Всюду росли цветы на клумбах на газонах в палисаднике на балконах домов.
  2. На крышах на дорожках в парке на деревьях везде лежал снег.
  3. Дождь начал идти потихоньку и покрыл мелкими капельками тротуары машины дома.
  4. В поле в лесу в роще звенели птичьи голоса.
  5. Сухой лист крутился на ветке опадал трепетал в воздухе.
  6. Солнце осветило всю дорогу перекрёсток дома улицу.
  7. Лучи солнца осветили сначала верхушки деревьев потом кустарники  а затем росинки на траве.
  8. На траве на паутинках  на листочках  на былинках  блестела роса.
  9. Соловьи ласточки малиновки уже давно свили гнёзда.
  10. Вечером либо катались на лодках либо читали книгу либо играли в волейбол.

- Выполнение задания 12. По вариантам. Каждому варианту своё задание.

Расставьте знаки препинания и начертите схемы предложений.

  1. В человеке должно быть всё прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли.
  2. Твоя живая тишина твои лихие непогоды твои леса твои луга всё мило мне.
  3. Что-то слышится родной в долгих песнях ямщика то разгулье удалое то сердечная тоска.
  1. Графический диктант.
  1. Высоко в небе кружат жаворонки, скворцы и ястребы.        На закрытой доске –
  2. На улице запахло дождём.                                                        схемы
  3. У реки, на лугах, в поле – везде слышно кукование кукушки.
  4. Зачем ты приходил ко мне?
  5. Если поезд опоздает, мы не успеем вовремя.

Домашнее задание:

Повторить тему «Сложные предложения», «Сочинительные и подчинительные союзы», упр.33, стр. 14.



Предварительный просмотр:

Класс_5_                

№ урока_24_(I четверть)

Дата__________г.

Тема: УСТАРЕВШИЕ   СЛОВА

Цели:         1) познакомить с причинами выхода из общего употребления   слов в русском языке;

2) сформировать умение пользоваться словарём для определения устаревших слов, правильно использовать из в речи.

ХОД УРОКА:

  1. Орг. момент  
  2. Объявление темы урока.

И царица налетела

На Чернавку: «Как ты смела

Обмануть меня?  И в чём?»

Та призналась ей во всём:

Так и так. Царица злая,

Ей рогаткой угрожая,

Положила иль не жить,

Иль царевну погубить.

 - О какой рогатке идёт речь? Рогатка, которой мальчишки стреляют по воробьям? Этой рогаткой угрожала царица злая?

- Нет, рогаткой в старину называли ошейник с длинными остриями, который надевали на шею заключённым, колодникам.

- Что же произошло со словом? Оно исчезло из нашего повседневного обихода в таком значении.

- Какие же слова стареют и почему?

- Как вы понимаете тему нашего урока?

- Подберите однокоренные слова к слову устаревший   (старый, старина, старинный).

- Какие вещи мы называем старинными, старыми?

- Работа с технологической картой (задание 1)

Устаревшие слова (слова, вышедшие из употребления).

историзмы

названия исчезнувших предметов, явлений, понятий (гусар, гувернёр, кольчуга, жандарм)

(нет синонима в современном русском языке)

архаизмы

названия существующих в настоящее время предметов или явлений, по каким-то причинам вытесненные другими словами, принадлежащими к активному словарному запасу (комедиант – актёр, перси – грудь, глаголить – говорить, ведать – знать)

(есть современный синоним)

        - Слова, вышедшие из употребления, в толковых словарях имеют помету устар.

  1. Закрепление  изученного.

- Распределите слова на две группы: историзмы, архаизмы:

На доске:

Гошпиталь, цесаревич, опричник, перси, рыбарь, большевик, треуголка, нощь, младой, брег, кольчуга,  посему.

- Работа с учебником и технологическими картами.

- стр. 38 – 39 прочитать самостоятельно статью учебника.

- стр. 39, упр. 84 (устно)

- задание 2. из технологической карты

Задание 2. 

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Укажите устаревшие слова.

Алешка шел рядом с с_нями в которых с_дели трое холопов в военных к_лпаках и кафтанах с высок_ми в_ротниками. Это были работники Василия Волкова. На кол_чуги денег у боярина (не)хватило:  одел их в кафтаны. Их обг_няло много дворян и боярских детей в кол_чугах и латах и весь уе_д  с_езжался на площ_дь. 

-  

- Задание 5 из технологической карты (устно)

Задание 5. Устаревшие слова используются в текстах преимуществен но на историческую тему. Например, Алексей Константинович Толстой их употреблял в романе «Князь Серебряный» для воссоздания духа Московской Руси (в тексте они обозначены *).

«Дом боярина* Дружины Андреевича Морозова,  на берегу  Москвы-реки,   отличался   особенною   красотою. Дубовые брёвна были на подбор круглы и ровны. Дом возвышался в три жилья*, не считая светлицы*. На широком дворе стояли службы, кладовые, голубятня и летняя опочивальня* боярина. Ко двору примыкали с одной стороны домовая каменная церковь, а с другой — сад, окружённый частоколом*. Словом, дом выстроен был на славу!»

Словарик к тексту:
Боярин
 — крупный землевладелец, представитель высшего слоя феодалов в Древней Руси и московском государстве.
Жильё — этаж.
Светлица — небольшая светлая комната в верхней части дома.
Опочивальня — спальня во дворце, в боярских хоромах.
Частокол — забор, изгородь из кольев, вбитых в землю часто, близко друг к другу.

-  Какую роль играют устаревшие слова в художественной литературе? Когда современные авторы используют в своих произведениях устаревшие слова? Составьте связный ответ на поставленные вопросы.

(Делается вывод о том, что устаревшие слова играют в художественном тексте двоякую роль: с одной стороны, они позволяют нам, современным читателям, почувствовать себя в той исторической обстановке, которую изображает автор, увидеть реалии далекого времени, достоверность героев; с другой – устаревшая лексика делает художественный текст экспрессивным, эмоционально насыщенным, торжественным.)

- Задание 4 (дома)

Задание 4.  Раньше слово гимназия имело значение «общеобразовательное среднее учебное заведение в царской России и в некоторых зарубежных странах». Лицеем называлось «привилегированное мужское среднее или высшее учебное заведение в царской России». Определите современное значение этих слов.

- Задание 3. (письменно)

Задание 3.  Подберите к данным устаревшим словам современные.

Ваятель, вопрошать, ратник, отколе, сирый, смута, брадобрей, водомёт.

Д л я  с п р а в о к: спрашивать, создатель,  воин,  парикмахер, восстание, откуда, одинокий, фонтан.

Домашнее задание:

- выучить конспект.

-  дать лексическое значение устаревших слов: чадо (ребёнок),  шуйца (левая рука), десница (правая рука), ошую (слева), одесную (справа): ланиты – (щёки); перси (грудь), зело (очень),  выя (шея); уста (рот); перст (палец); рамена (плечи); очи (глаза)

- учить слова в рамочках до стр. 45.

- задание 4 из технологической карты.



Предварительный просмотр:

Класс_6_                

№ урока_42-43_(I четверть)

Дата__________г.

Тема: ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Цели:    1) познакомить с основными способами образования    слов в русском языке;

2) сформировать умение определять способ образования слов.

ХОД УРОКА:

  1. Орг. момент  
  1. Синтаксический разбор предложения.

          Февраль – наследник января, венец холодной поры, морозотрескучий и колючеметельный месяц.4

        В нём звенит первая робкая капель, вытягиваются длинные хрустальные сосульки, стекленеют южные склоны сугробов.

        Февраль – предчувствие весны, последний месяц зимы, кривые и широкие дороги.

- произведите синтаксический разбор первого предложения. Начертите схемы 2 и 3 предложений.

 III. Объяснение новой темы.

  • Выпишите слова наследник, последний, морозотрескучий, колючеметельный, предчувствие

- Как образованы данные слова? (Мороз + трескучий, метель + колючая, наследник – последний, от слова след и пр.)

- За счёт чего пополняются в русском языке слова? (за счёт образования новых слов)

Основные способы образования слов в русском языке.

Морфологический способ                                                        Неморфологический способ

  1. Приставочный                                                1) Переход одной части речи в другую.

(сотоварищ, сверхскоростной, перечитать)                        (купил мороженное – мороженное

  1. Суффиксальный                                                мясо; уютная столовая – столовая (банщик, летний, советовать)                                ложка        
  2. Приставочно-суффиксальный

(без- + дар +-н-(ый)       бездарный

под-+окон+-ник      окно

под-+снеж+-ник       под снегом)

  1. Бессуффиксный

Таким способом в русском языке образуется

 немало имён существительных. В этом случае

 к исходной, то есть производящей, основе

суффикс не добавляется, а наоборот, гласный

суффикс глагола вместе с –ть отбрасывается:

насыпать       насыпь; загорать       загар.

При этом надо рассуждать так: загар – то то,

 что получилось в результате действия

 «загорать»; насыпь – это то, что получилось

в результате действия «насыпать»

        Этим же способом сущ-ые образуются

 от имён прилагательных: глубокий          глубь:

гладкий        гладь;

Обратите внимание, что в основе прилагательного,

от которого образуется сущ-ое, может не быть суф-са:

дикий      дичь; тихий   тишь; сухой      сушь

При бессуффиксном способе образовании, как правило,

наблюдается явление чередования согласных в корне:

 к//ч, х//ш и др.

        Запомните! Таким способом образуются только

 имена существительные.

  1. Сложение слов, основ (светотень; плащ-палатка)

- аббревиация (образование существительного на базе

 сочетания слов, основы которых входят в состав

 производной основы в усечённом виде)

(профком     профсоюзный комитет,

ОРТ      Общественное российское телевидение)

  1. Закрепление изученного.
  1. Определите способ образования слов, записывая

Развесёлый (прист.) бездонный (прист.-суффикс.), сенокосилка (сложение основ), сейчас (сложение основ), ФСБ (аббревиация), сушь (бессуффиксный), безбилетник (приставочно-суффикс.), предгрозовой (приставоч.), удар (бессуффиксн). просека (бессуффикс.), утомление, предсказывать (прист.-суффикс.), глупыш (суффикс.), вредитель (суффикс.), подводный (пирстав.), водный (суффикс.)

  1. Заполните примерами таблицу.

На доске:

Слабость, МГУ, предгрозовой, израсходовать, холодноватый, опустошить, подснежник, удар, юрфак, ширь, хлебозавод, разбежаться, просека, подполковник, нахлебник, заборчик, отказ, тёмно-синий, силач, переувлажнить, дичь, беззаботный, пустынный, спецназ, забежать.

приставочный

суффиксальный

пристав.-суффикс.

сложение

бессуффиксный

предгрозовой

слабость,

опустошить

МГУ

удар,

израсходовать

холодноватый

подснежник

юрфак

ширь,

подполковник

заборчик

разбежаться

хлебозавод

просека

переувлажнить

силач

нахлебник

тёмно-синий

отказ

забежать

пустынный

беззаботный

спецназ

дичь,

  1. Работа с учебником.

- упр. 123,  упр. 125,          

Домашнее задание:

Выучить конспект,  §24, 26, упр. 127, 128

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Способы словообразования в русском языке" (разработка урока по русскому языку в 10 классе)

"Способы словообразоваяния в русском языке" (разработка урока по расскому языку в 10 классе)...

Разработка урока по русскому языку в 6 классе. Тема урока: "Неопределенные местоимения"

Урок русского языка в 6 классе с применением технологии проблемного обучения.Тема: Неопределённые местоимения. Тип урока:   изучение нового материала и первичное закрепление знаний.Цели...

Разработка урока по русскому языку в 10 классе на тему: «Фразеология. Словари русского языка и лингвистические справочники; их применение»

Тема  урока: Фразеология. Словари русского языка и лингвистические справочники; их  применение.Цели урока:совершенствовать умения обучающихся выделять фразеологизмы в тексте, подбирать синон...

Разработка урока по русскому языку в 5 классе.Тема урока: "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика. Орфография. Культура речи"

Цели:Обучающая: обобщить знания обучающихся по изученному материалу раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи», привести в систему и проверить степень освоенности всех тем.Развивающая:...