Работа с тестами в 5-6 классах.
статья по русскому языку (5 класс) по теме

Насыбуллина Гульназ Вагисовна

Очень часто на уроках мы используем тесты. Но работа с ними, несмотря на кажущуюся простоту, вызывает затруднения и у учащихся, и у учителя. С какими проблемами сталкивается учитель во время данной работы? Как их можно решить? На эти вопросы я пытаюсь ответить в данной статье. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл magarif.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с тестами в 5-6 классах.

        Тесты очень прочно  вошли в образовательный процесс. Этому способствует  ряд причин. Во-первых, тесты помогают оперативно проверять знания и умения учащихся. Во-вторых, позволяют сэкономить  время на уроке  и при проверке работ. В-третьих, тестовые задания используются в  выпускных экзаменационных работах , поэтому необходимо научить детей работать с ними.  Но   всё ли так просто?

      Работая с учениками  5-6 классов, я столкнулась с рядом проблем  при  использовании тестов на уроках. Оказалось, что  не всегда  тесты позволяют объективно проверить  и оценить знания учеников (способ угадывания ответов, умение  списывать). Кроме того, многие дети не учат правила, а тесты не всегда позволяют увидеть знание или незнание теории .  Передо мной стояли две задачи: тесты должны показать реальные знания учащихся; дети должны не угадывать ответы, а размышлять над ними.  Кроме того, надо было учитывать способности каждого ученика.

Возьмем, к примеру, типичные тестовые задания  по теме "Лексика".

Задание 1. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами:

а) горячий пирожок- жаркий день

б)тёплый чай- холодный вечер

в)иголка ели- иголка для шитья

Задание 2. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами:

а)громадный дом- большой зверь

б)зелёный лук- лук для стрельбы

в)труд к радости- безделье к несчастью

Мои шестиклассники справились с контрольным тестом на "отлично".  Но большинство учеников не знали  ни одного правила по данной теме.  Через несколько уроков я провела повторное , но осложнённое тестирование. Вот вариант моих заданий.

Задание 1. Что такое синоним?  Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами:

а) горячий пирожок- жаркий день

б)тёплый чай- холодный вечер

в)иголка ели- иголка для шитья

Задание 2. Что такое антоним?  Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами:

а)громадный дом- большой зверь

б)зелёный лук- лук для стрельбы

в)труд к радости- безделье к несчастью

К каждому заданию я добавила вопрос по теории. Такой тест позволяет проверить и знание теории, и умение применять её на практике.  Ученик  при выполнении  данной работы сосредоточен: ответ должен соответствовать правилу, которое учащийся  должен вспомнить и правильно сформулировать.  При оценивании  учитываются не только правильные ответы, но и знание теории. Такое тестирование  можно проводить неоднократно, давая ученику шанс  исправить  низкую оценку. Результат такой работы -знание теории и умение применять её.

        Часто на уроках я использую тесты по орфографии. Работу провожу в несколько этапов.  В начале изучения темы тесты  "прорешиваются" на уроке. Например, типичное задание по теме "Правописание гласных в окончаниях существительных" звучит так:

Задание 1. Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква

а) на насып.., у насып.., по насып..

б) у дочер.., к бабушк.., у бабушк..

в) на скатерт.., в погон.., в вагон..

К выполнению теста мы готовимся. Вспоминаем, что правописание гласных в окончаниях существительных зависит от склонения и падежа существительного, заполняем таблицу с "проблемными" падежами. После повторения теории  начинается комментированная работа  - "прорешивание" теста. Цель работы - закрепление теории и умение применять её.

Ученик: "На  насыпи"(насыпь -существительное 3 склонения, в предложном падеже, значит в окончании пишется "и"). Таким образом он проговаривает всю строчку. При этом в  таблицу  с падежными  окончаниями дети заглядывают всё время и сверяют ответы. На этом этапе можно применять разные виды работы, учитывая способности детей. Например, ученики, хорошо понявшие тему, начинают работать самостоятельно, с остальными продолжается коллективная работа. Можно посадить детей попарно: "сильный" ученик - "слабый" ученик.

         Следующий этап  предполагает самостоятельную работу. Тест с похожими заданиями дается в качестве домашнего задания. При этом ученик должен к следующему уроку повторить  теорию . Надо сказать о том, что некоторые ученики плохо знают даже падежные вопросы. Поэтому  напоминаю ученикам о том, что из теоретического материала они должны знать к следующему уроку. Выполнение данного домашнего задания займёт у всех разное время.

       Третий этап - проверка домашнего задания и усвоения  темы. Проверяется домашний тест вслух, ошибки комментируются. После ученики самостоятельно "прорешивают" небольшой тест, который сразу показывает знание учащихся. Такие тесты (на 5-7 минут) можно проводить в течение нескольких уроков. Слабым ученикам можно давать дополнительные тесты на дом, каждый раз указывая на успехи и ошибки.

      Последний этап  - проверочный или контрольный тест по изученной теме. На этом этапе также учитываются способности учащихся. Можно составить тесты с разным уровнем сложности заданий либо просто увеличить и уменьшить число заданий для каждой оценки. На этом этапе дети  только выбирают ответ( обычная работа с тестами).  Но я сразу предупреждаю учеников о том, что они могут получить дополнительную оценку за "прорешивание". Многие ребята выполняют и эту работу,  не отвлекаясь  при этом на подсказки ("прорешивание" требует времени и внимательности).

       Конечно, эта работа занимает много времени. Но, исходя из своего опыта, могут сказать о том, что это эффективная, результативная работа. Если в 5-7 классах систематически  выполнять  её, в старших классах будет легче и ученикам, и учителю. Ученик, научившийся работать в начальной школе и среднем звене , в старших классах покажет неплохие знания по предмету.

Работа с тестами, несмотря на кажущуюся простоту выполнения, вызывает  и у учащихся много затруднений. Остановимся на некоторых из них.

Первая проблема, с которой дети сталкиваются, -это неумение правильно читать задания. (Кстати, эта проблема, если не решить её в  среднем звене, будет и в старших классах при подготовке к сдаче ГИА и ЕГЭ).   Вот типичное задание по теме "Имя прилагательное" ,которое повторяется в нескольких вариантах подряд:

Укажите, в каких случаях  НЕ с прилагательными пишется слитно

1) Он совершил (не)благовидный поступок

2) произошло (не)вероятное событие

3) Он был (не)вежлив, а груб

4) Рассказ был вовсе (не)интересный

Прочитав  одно-два задания, ученик  в других вариантах сразу приступает к решению теста. А вопрос  звучит уже немного иначе:

Укажите, в каких случаях НЕ с прилагательными пишется раздельно

1) Опыт сочли далеко (не)удачным

2)Опыт сочли (не)удачным

3)Погода стояла (не)настная

4)Он оказался (не)робкий, а смелый  

Результат -неверный ответ.  Тему ученик мог знать хорошо (повторяли теорию, разбирали похожие предложения), но неправильно прочитал задание. Данную проблему стараюсь решить следующим образом. Учащийся  чётко прочитывает задание, потом проговаривает его, не заглядывая в тест. Цель ученика - понять и запомнить задание. Кроме того, придерживаюсь ещё одного правила. Если даже вопросы в тестах звучат одинаково, работу ученик должен начать с полного прочтения задания. Это должно стать привычной работой.

Есть ещё один тип вопросов, который ребята "не умеют " читать.  Например, такое задание:

"Укажите слово без окончания". Варианты ответов: 1) стол 2)слева 3)пишешь 4)компьютер .

Следующее задание звучит уже иначе:

"Укажите слова, образованные сложением с соединительной гласной". Варианты ответов:1)плащ-палатка   2)сухофрукты  3)сталевар  4)вечерок.

В первом задании надо найти одно слово, а во втором - не менее двух. Эти задания требуют  также внимательности учащихся и умения правильно читать вопросы.

Вторая проблема - объёмные вопросы. Такие задания часто встречаются в типовых экзаменационных вариантах для подготовки к сдаче ГИА (9 класс).Рассмотрим типичное задание:

" В каком слове правописание НН определяется правилом: "В прилагательном, образованном при помощи суффикса  -н- от существительного, основа которого оканчивается на -н , пишется НН"? Варианты ответов: 1) немедленно   2) деревянный   3)длинный   4) родственница.

Очень часто при выполнении данного задания ученики, даже сильные, терялись. Я не могла понять причину проблемы: задание-то несложное.  Всё разрешилось, когда дети стали проговаривать вопрос (первая проблема, о которой говорилось выше). Оказалось, что не все ученики могут выделять основное в  вопросе, поэтому теряются при виде объёмного задания. К решению данной проблемы мы подошли просто: стали выделять в вопросе ключевые слова, то есть сократили его. Ребята очень быстро   стали самостоятельно справляться с данными заданиями. Вот  вариант изменённого задания:

" В каком слове правописание НН определяется правилом: "В прилагательном, образованном при помощи суффикса  -н- от существительного, основа которого оканчивается на -н , пишется НН"? Варианты ответов: 1) немедленно   2) деревянный   3)длинный   4) родственница.

После выделения ключевых слов исключаются варианты: 1) немедленно (не прилагательное, а наречие), 4)родственница (не прилагательное, а существительное).  Ученик работает только с двумя словами.  Вот примерное рассуждение ученика:" Прилагательное "деревянный" образовано от существительного "дерево", основа которого не оканчивается на -н. Прилагательное "длинный " образовано от существительного "длина",основа которого оканчивается на -н. Значит, правильный ответ №3".

Таким образом в типовых экзаменационных вариантах можно работать с заданиями А6, А7, В2,В8,В9.

Из всего вышесказанного можно сделать один вывод: надо развивать в учениках внимательность, умение самостоятельно  думать и работать. Если работать с тестами продуманно, можно добиться определённого результата.