Разработка урока "Степени сравнения имен прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Ижмухаметова Венера Вакильевна

 

Сценарий медиаурока с компьютером на уроке русского языка в 6 классе на тему «Степени сравнения имен прилагательных»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon разработка урока49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Строкинская средняя общеобразовательная школа»

Сценарий медиаурока с компьютером на уроке русского языка

в 6 классе

на тему «Степени сравнения имен прилагательных»

        Разработала учитель русского языка и литературы

МКОУ «Строкинская СОШ»

Ижмухаметова Венера Вакильевна

 Строкино

2013

Урок русского языка в 6 классе

Степени сравнения имен прилагательных

Цели:

1.сформировать понятие о прилагательных в форме сравнительной и превосходной степени;

2.развивать внимание, образно-логическое мышление посредством наблюдения за явлениями и их признаками;

3. воспитывать бережное отношение к живой природе, эстетическое восприятие природы.

Оборудование урока: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Тип урока: комбинированный.

Время урока: 45 минут.

Методы работы:

Методы организации и осуществления УПД:

– словесные (рассказ, беседа); наглядные (презентация); эвристический; практический.

Методы контроля и самоконтроля УПД:

-индивидуальный опрос; фронтальный опрос;

Методы стимулирования и мотивации:

–задания занимательного характера; поощрение.

Ход урока:

I.Организационный момент.(1 мин)

II.Повторение изученного (5 мин):

  1. Проверка домашнего задания
  2. Фронтальная работа:

- имя прилагательное обозначает……..

- прилагательные относятся к трем разрядам………

     3. Языковая разминка (слайд):

Секвойя Калифорнийская—самое высокое хвойное вечнозеленое дерево, ее длина достигает более 100 м при диаметре 8,5 м.

-устно найдите имена прилагательные и определите их разряд.

III.Изучение нового материала:

  1. Введение в тему (3 мин).

Учитель читает лингвистическую сказку «Степени сравнения» Феликса Кривина.

Превосходная степень, конечно, превосходит Сравнительную и не скрывает своего превосходства. Одно дело, если это дерево ВЫШЕ того, а другое — если оно САМОЕ ВЫСОКОЕ, ВЫСОЧАЙШЕЕ дерево. И сравнивать тут нечего, потому что это дерево выше всех.

Разумеется, деревьев.

Потому что Превосходная степень выбирает для сравнения только себе подобных, общается только с себе подобными. САМЫЙ ТВЕРДЫЙ металл — только среди металлов (алмазы уже не считаются). КРАСИВЕЙШИЙ пейзаж — только среди пейзажей (не вздумайте сравнивать его с красивой внешностью или красивым поступком).

Превосходная степень признает только своих, и превосходство ее — над своими.

Довольно скучный удел. Прямо-таки СКУЧНЕЙШИЙ (опять же — среди уделов).

Сравнительная степень живет веселей, у нее широкий круг общения. Дерево может быть ВЫШЕ куста и не считает это для себя унизительным. Оно может быть выше дома или столба. А студент может быть УМНЕЕ профессора (тогда как САМЫЙ УМНЫЙ студент — САМЫЙ УМНЫЙ только среди студентов).

Видимо, настоящее превосходство познается не в узком кругу своих, а в более широком общении.

Да так и жить интересней. С этим себя сравнишь, с тем себя сравнишь — и сам станешь ВЫШЕ, УМНЕЕ, КРАСИВЕЕ.

А когда ты самый красивый — в узком кругу и самый умный — в узком кругу… Рано или поздно наверняка обнаружится, что самое высокое дерево ниже не слишком высокого дома…

Исходя из темы сказки, учащиеся формулируют тему урока и записывают в тетради. (слайд)

2. Открытие новых знаний (5 мин)

Учитель на слайде демонстрирует изображения черемухи, березы и секвойи (слайд).

- Сравните растения по высоте (высокий-выше-высочайший (самый высокий))

- Запишем эти слова

- Какое прилагательное показывает, что признак проявляется в большей степени, чем в другом? (выше)

- Какое прилагательное обозначает самую высокую степень проявления признака? (высочайший (самый высокий))

- Где признак предмета сравнивается с другим? (высокий-выше)

- Как бы вы назвали эту степень? (сравнительная)

- как назвать вторую степень, по которой мы понимаем, что она превосходит всех? (превосходная) (слайд)

  1. Первичное закрепление знаний (5 мин)

Задание 1. Сравните по ширине ключ, ручей, реку.

Задание 2. Сравните следующие предметы, составьте предложение и запишите (слайд).

Например, Слон больше бегемота.

Озеро – море, акула – кит, пассажирский – реактивный, сантиметр-метр.

4. Расширение знаний о материале (слайд) (15 мин).

- Рассмотрите схему «Образование форм сравнительной и превосходной степени имен прилагательных». Сделайте вывод о способе образования простой и составной степени.

Запишите схему в тетради.

Задание: от данных прилагательных образуйте прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени и запишите в качестве примеров к схеме.

Красивый, умный.

Слайд.

Задание: Выполните синтаксический разбор предложений. Сделайте вывод о синтаксической роли прилагательных в сравнительной и превосходной степени.

Секвойя намного выше березы. Но красивейшие деревья растут в березовых рощах. Русское дерево нам ближе и роднее.

Вывод: простая сравнительная степень прилагательных всегда является сказуемым, превосходная степень является определением.

5.Творческое задание (слайд)(10 мин) .

Напишите творческий диктант по картине В.Янова «Русская зима», используя слова для справок в сравнительной или превосходной степени. Использование своих слов разрешается.

Настала зима. Дни становятся _____ и _____. Небо ___ и ____. _____ снег ложится на землю и укутывает все в ____ одеяло. Под ___ льдом до весны дремлет речка. ____березы спят, объятые ___ сном. От ____ холода их ветви покрылись голубым инеем. ____ место сейчас – это жарко натопленная печка…

     Слова для справок: уютный, теплый, сильный, короткий, морозный, низкий, белый, красивый, мягкий.

Проверка задания.

IV.Итог урока (1 мин).

-Что нового узнали на уроке?

-Чему научились на уроке?

Домашнее задание (слайд):

  1. связное сообщение о сравнительной и превосходной степени
  2. выписать из художественной литературы 5 предложений  с прилагательными в сравнительной и превосходной степени сравнения.

Список использованной литературы:

1. Ашевская Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся. // Русский язык в школе. – 2001. - № 6. – С. 21-25.

2. Красновский Л.З. Подготовка к сочинениям на основе театральных впечатлений. // Русский язык в школе. – 2004. - № 4. – С. 28-32.

3. Новлянская З. О способностях к литературному творчеству: критерии, истоки, принципы развития. // Искусство в школе. – 1996. - № 4. – С. 35-40.

4. 5. Творческая работа на уроках русского языка. Нестандартные задания, рекомендации, уроки. Авт. – сост. Н.М.Сулицкая и др. – Волгоград: Учитель, 2011. – 190 с.

6. Уроки литературы: организация контроля и творческая работа: тесты, изложения, творческие задания, литературные диктанты, викторины, ребусы. 5-11 классы. Авт. –сост. Н.Ю.Кадашникова, л.М.Савина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 254 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока в 6 классе "Степени сравнения имен прилагательных. Прилагательные в сравнительной степени"

Основная цель урока - дать понятие о сравнительной степени имён прилагательных; актуализировать знания о морфологических признаках имен прилагательных. Урок проводится с применением презентации и карт...

Презентация к уроку "Степени сравнения имен прилагательных. Прилагательные в сравнительной степени"

Цель презентации - на наглядном примере показать, как образуются прилагательные в простой и составной форме сравнительной степени....

Разработка открытого урока с технологической картой на тему "Степени сравнения имен прилагательных"

Урок проводился 22 января 2015 года  для обучающихся 6 класса в рамках окружного семинара «Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на стандарты ...

Контрольная работа по английскому языку (Кауфман, раздел 2) по темам «Степени сравнения имен прилагательных, абсолютная форма притяжательных местоимений, сравнение прилагательных с помощью союзов as…as, not as….as.

Контрольная работа по английскому языку (Кауфман, раздел 2) по темам«Степени сравнения имен прилагательных, абсолютная форма притяжательных местоимений, сравнение прилагательных с помощью союзов as…a...

Проверочная работа по теме "Имя прилагательное. Степени сравнения имен прилагательных"

На этапе закрепления, применения и обобщения знаний и умений можно использовать тестовые задания. Такие задания в форме индивидуальных карточек удобны, так  как составлены в соответствии со школь...

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных....

разработка открытого урока по теме "Степени сравнения имен прилагательных"

Составитель: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №8 г.Кызыла Донгак Сайлык Юрьевна (первая квалификационная категория).Дата: 23.01.2023Тема урока: СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ Ц...