Методика алгоритмизации материала на уроках русского языка в контексте подготовки к ЕГЭ и ГИА
методическая разработка по русскому языку по теме

Куликова Ольга Николаевна

Статья в методическом сборнике

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon algoritimizatsiya_obucheniya.zip100.42 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОИСК

Учитель русского языка и литературы

МОАУ СОШ №6

МО г. Горячий Ключ

Куликова Ольга Николаевна

Алгоритмизация обучения русскому языку

в контексте подготовки к государственной итоговой аттестации

       Любой обучающий процесс состоит из ряда умственных операций. Многие из них учащимися не осознаются, а иногда о них просто не подозревают. Поэтому для эффективности обучения учителю необходимо эти операции выявить и специально им обучать. Этот процесс и называется алгоритмизацией обучения. В Энциклопедическом словаре написано: «Алгоритм – способ (программа) решения интеллектуальных задач, точно предписывающий, как и в какой последовательности получить результат, однозначно определяемый исходными данными».

      Нельзя решить грамматическую, математическую, физическую, вообще любую интеллектуальную задачу, не совершив ряда интеллектуальных операций. Очень часто, учащиеся, которые хорошо помнят все правила, делают ошибки именно потому, что не знают, как эти правила применять, не знают соответствующих методов действий и рассуждений.  Не зная общих методов решения грамматических задач, учащиеся не могут дать полного ответа на вопрос, что и в какой последовательности надо делать, чтобы распознать данное грамматическое явление (например, является ли данное предложение сложносочиненным или сложноподчиненным). Таким образом, алгоритмом обучения называют такое логическое построение, которое служит практическим руководством для выработки навыков или формирования понятий. Работа с алгоритмами по русскому языку способствует умственному развитию учащихся, ибо она требует постоянного анализа и синтеза, сопоставлений и противопоставлений, обобщения и конкретизации, рассуждений и доказательств. Задача работы с алгоритмом – предупредить ошибку на начальном этапе работы по теме и не допускать повторения ее.

     Существует немало методик использования алгоритмов в обучении. Я использую наиболее приемлемую трёхэтапную методику.

  1. Подготовительный этап 

подготовка базы для работы с новым материалом, актуализация навыков, на которых основано применение алгоритма, формирование нового навыка. Учащиеся должны быть подготовлены к выполнению всех элементарных операций алгоритма. Время, отведенное на эту работу, зависит от уровня подготовленности учащихся. Без этого этапа упражнения по алгоритму могут привести к закреплению ошибок.

  1. Основной этап:

а) начинается с момента объяснения правила. Класс должен активно участвовать в составлении и записи алгоритма. Учитель проводит беседу, в результате которой на доске появляется запись алгоритма. Она облегчает понимание и усвоение алгоритма.

б) далее по схеме разбираются 2-3 примера.

в) раздаются карточки с алгоритмами или работа ведется по общей таблице. Содержание перечитывается одним учеником. Затем выполняются тренировочные упражнения (сначала - коллективно, затем - самостоятельно). Необходима жесткая фиксация умственных действий (например, в форме описания пошаговых действий).

г) развернутое комментирование (карточки закрываются)

д) дети стараются не использовать карточки и комментарии (но при необходимости пользуются). Тренировочный материал на этом этапе: упражнения учебника, специально подобранные слова и тексты, запись под диктовку и самостоятельно из учебника (словосочетания, предложения или выборочные слова).

        3. Этап сокращения операций.

На этом этапе происходит процесс автоматизации навыка: некоторые операции совершаются параллельно, некоторые - интуитивным путем, без напряжения памяти. Процесс свертывания происходит неодновременно и разными путями у разных учащихся. Своевременному свертыванию алгоритма способствуют сокращенные комментарии и образцы.

        Алгоритмизация действий эффективна в применении при системной поэтапной подготовке к государственной итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ. Так, наиболее трудными для выполнения являются задания КИМов ГИА и ЕГЭ  на определение грамматической основы предложения. В 9 классе совместными усилиями появляется обобщающий алгоритм действий, а с 5 по 9  класса отрабатываются вспомогательные алгоритмы, для решения данной синтаксической задачи. В 5 классе при изучении темы «Грамматическая основа предложения» на подготовительном этапе усваиваются теоретические сведения о признаках и, самое главное, функциях главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. В процессе основного этапа вырабатывается следующий алгоритм действий для решения поставленной синтаксической  задачи:

  • Найди в предложении действие (слово, отвечающее на вопрос глагола или вопросы: Что сделан? Что сделана? (о, ы)?). Обращаем внимание учащихся на то, что в вопросе должны быть или суффиксы: ТЬ, Л или окончания ЕТ(ИТ), ЮТ(УТ) и никаких иных !!!
  • Нашёл. Ищи именно тот предмет, который это действие совершает Обращаем внимание учащихся на то, что грамматические признаки (род, число) у сказуемого и подлежащего должны совпадать!!! Это помогает избежать ошибок  при наличии прямого беспредложного дополнения.
  • Не нашёл. Действие в предложение всегда можно подставить, используя глагол БЫТЬ. Подставляй этот глагол, например, в прошедшем времени туда, куда он наиболее подходит по смыслу. То слово, перед которым легко можно расположить глагол БЫТЬ и есть сказуемое. Можно предложить найти в предложении зависимое слово к глаголу БЫТЬ – это слово и будет являться сказуемым.

Далее выполняем шаг второй.

  • Нашёл. Обязательно вычлени всю грамматическую основу (произнеси её отдельно от всего предложения)
  • Сделал. Выясни, не искажена ли основная информация предложения.
  • Искажена. Ищи то слово, которое это искажение исключает. Оно тоже будет входить в состав сказуемого (Составное глагольное, именное сказуемое)

Дети получают карточку с базовым алгоритмом

При закреплении материала целесообразно уже в 5 классе использовать некоторые задания КИМов ГИА (задание В3, В6). На третьем этапе выводятся основные вопросы, на которые может отвечать сказуемое: Что делать? Каков? Что это такое? Что сделан?

      Работа по алгоритму эффективна только в том случае, если все шаги проговариваются учащимися на этапе развёрнутого комментирования. Для улучшения усвоения модели алгоритма существуют специальные приемы:

1) выполнить дома упражнения по алгоритму и постараться запомнить последовательность операций;

2) письмо с использованием алгоритма без схемы,

     Алгоритм действий по определению грамматической основы предложения является базовым. В 6 классе в базовом алгоритме понятие сказуемое наполняется краткими формами прилагательного, в 7 классе краткими формами причастия, категорией состояния. В 8 классе всё облекается в термины (составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое, глагол-связка, именная часть, односоставное предложение). В конечном итоге к концу 8 класса мы получаем обобщающий алгоритм выполнения задания В3 ГИА:

  1. Найди в предложении действие, выраженное глаголом
  2. Если ты нашёл инфинитив, ищи рядом вспомогательный глагол (значение начала, продолжения, окончания, желаемости, возможности и.т. п.  действия) и соответственно наоборот (составное глагольное сказуемое)
  3. Если ты нашёл глагол быть, попробуй заменить его на слово НАХОДИТЬСЯ. Замена невозможна – это глагол-связка. Ищи именную часть (зависимое слово к глаголу БЫТЬ)
  4. Если в предложении отсутствует глагол, ищи краткие формы (прилагательное и причастие)
  5. Ищи подлежащее (предмет, который выполняет данное действие)
  6. Если нет и кратких форм, ищи слова категории состояния, а также слова: НЕТ, НЕЛЬЗЯ, МОЖНО, ВОЗМОЖНО, ДОСТАТОЧНО и др (рядом с ними может стоять инфинитив, он тоже входит в состав сказуемого). Это безличное предложение. В нём НЕ МОЖЕТ БЫТЬ подлежащего

     При изучении темы «Корни с чередованием» на подготовительном этапе заучиваются ВСЕ корни с чередованием по алгоритму:

1. Вспомни алфавит

2. Запиши корни в алфавитном порядке в столбик

3. Запиши рядом с корнем его лексическое значение одним словом

4. Запиши рядом с лексическим значением условия написания гласной в этом корне

5. Скопируй свою запись 4 раза

6. Попробуй всё повторить устно, не глядя в написанное

Далее составляется алгоритм проверки написания безударной гласной в корне слова:

  1. Определи, в какой части слова находиться гласная
  2. В корне. Определи, является ли он корнем с чередованием (есть ли корни чередованием, начинающиеся на эту букву?)
  3. Является. Вспоминай условия написания гласной в данном корне (Е/И – суффикс -А-, О/А – ударение, или последующая согласная, или лексическое значение)
  4. Не является. Попробуй подобрать проверочное слово (подбери однокоренное слово или измени слово)
  5. Подобрать нельзя. Вспоминай написание или обращайся к словарю.

    Некоторыми учёными высказывается опасение, что обучение алгоритмам может привести к стандартизации мышления, к подавлению творческих сил детей. Но ведь надо воспитывать не только творческое мышление. Огромное место в обучении занимает выработка различных автоматизированных действий — навыков. Эти навыки — необходимый компонент творческого процесса, без них он просто невозможен. Обучение алгоритмам не сводится к заучиванию их. Оно предполагает и самостоятельное открытие, построение и формирование алгоритмов, а это есть творческий процесс.

       А потому эффективна алгоритмизация и при написании сочинения. В 5 классе при обучении написанию сочинения (практически любого). Отрабатывается алгоритм, регламентирующий структуру сочинения: вступление, основная часть, заключение. На этом этапе усваиваются понятия: микротема, абзацное членение текста, логическая связь, которые используются и при обучении написанию изложения. Базовые алгоритмы составляются по отдельным частям (микротемам) сочинения. Начинаем со вступления.

  1. Прочти внимательно тему сочинения.
  2. Найди главное (ключевое) слово в формулировке темы
  3. Задай вопрос к теме сочинения, используя ключевое слово

Вариант: Вспомни какую-нибудь цитату (из стихотворения, песни, пословицу) по данной теме

  1. Это первое предложение вступления
  2. Сформулируй предположительный ответ на этот вопрос (использование вводных слов: я думаю, мне кажется, я уверен, и т.п)

Вариант: Назови автора приведённого высказывания или его источник

  1. Сформулируй переходное предложение к основной части

Тема: сочинение-описание по картине Летний сад осенью. Вступление:

«Любите ли вы осень? Мне кажется, это время года нравится многим людям. Наверное, и художник Иванов любит эту прекрасную пору года. Именно осень изображена на его картине «Летний сад осенью»

Вариант: «Унылая пора, очей очарованье…» Эти слова из стихотворения А.С. Пушкина посвящены осени. Поэт очень любил эту «унылую пору». Мне кажется, и художник Иванов не равнодушен к ней. Именно осень изображена на его картине «Летний сад осенью».

В 6 – 7 классе уже при написании сочинения – рассуждения используем исходные тексты (литературные произведения программы или эпизоды из них) и отрабатываем понятие аргументы,  в 8 классе алгоритмы построения и оформления аргументов.

        В основной школе алгоритмы очень помогают при отработке тем, проверяемых на ГИА и ЕГЭ. В 5 – 7 классах требуется пошаговое повторение вслух всех необходимых действий без этапа свёртывания, так как очень часто основные теоретические сведения детьми забываются, и процесс решения задачи сводится к угадыванию правильного ответа. При пошаговом исполнении действий и многократном проговаривании их вслух отрабатываются необходимые регулятивные умения и способствуют автоматическому запоминанию без монотонного заучивания. Начиная с 6 класса в качестве повторения и закрепления знаний по орфографии, фонетике эффективно использование реальных заданий КИМов ГИА и даже некоторых заданий КИМов ЕГЭ. Необходимо осуществление строгого контроля за временем выполнения тех или иных заданий. Это создаёт атмосферу погружения и психологически помогает детям уже в 6 классе понять, что экзаменационные задания не представляют из себя ничего невыполнимого, а вполне по силам, потому что каждое задание легко прорешивается при пошаговом выполнении действий. К концу 8 класса уже не только в качестве повторения, но и в рамках контроля знаний применяются реальные КИМы ГИА задания А1 – В6. К концу 8 класса учащиеся уже владеют алгоритмами выполнения практически всех заданий ГИА, кроме синтаксиса сложного предложения. Настаёт время, когда необходимо масштабное обобщение пройденного по курсу и здесь уже очень помогают так называемые «накопительные» папки, которые формируются учащимися в конце 8 класса и используются на всём протяжении 9 класса как вспомогательный материал для подготовки к ГИА. Папка представляет собой обобщённые алгоритмы выполнения всех заданий КИМа и содержат необходимый теоретический материал (корни с чередованием, суффиксы причастий, группы союзов, группы вводных слов и конструкций и т.д) Необходимо наличие папок на каждом уроке, так как учащиеся без напоминания учителем самостоятельно выбирают нужную информацию в папке. Соответственно уже в 10 класс дети приходят с этой папкой, в которую по мере прохождения материала вкладываются обобщающие алгоритмы выполнения заданий ЕГЭ и обобщенный теоретический материал. Не только не запрещается пользоваться папкой даже на уроках контроля, а это является необходимым условием работы. Систематическое обращение к данному виду пособия приводит к автоматическому запоминания шагов выполнения заданий.  На протяжении нескольких лет работу по составлению алгоритмов я проделывала сама, полагаясь на своё чутьё и собственной понимание проблемы. Сейчас появились прекрасные пособия Г.Т. Егораевой «Сборник заданий и методических рекомендаций» и А.Г.Нарушевича «Тематические тренинги для подготовки к ЕГЭ», которые только подтвердили, что я на верном пути. Так как эти пособия как раз и представляют из себя алгоритмизацию действий при выполнении заданий ЕГЭ и содержат сжатый необходимый теоретический материал по каждому из задании КИМа. Теперь я, конечно, использую и эти пособия, которые оказывают и мне, и учащимся неоценимую помощь.

       Нельзя не сказать и об использовании сети Интернет. Очень эффективно использование электронной почты: рассылаются задания повышенной сложности. Проверяются лишь те, ответы в которых содержится расширенное комментирование по алгоритму. Очень помогает сборник заданий по части Б. «Практикум по русскому языку. Часть 2(В)» Авторы Назарова Т.Н. Скрипка Е.Н. Помимо контроля знаний электронная почта используется и для рассылки различной справочной литературы (словари, учебники, пособия). При наличии объёмной базы заданий и справочной литературы в электронном виде, есть возможность рассылать задания, практически не тратя времени на их нарезку.

     Электронные рассылки очень помогают при подготовительной работе к написанию сочинения по исходному тексту. Рассылается по пять исходных текстов со схожей проблематикой (например, природа и человек). Требуется, следуя алгоритму работы над сочинением, классифицировать проблемы по данным текстам, выявляя их схожесть и различия в формулировках:

  • проблема сохранения природы;
  • проблема воздействия природы на человека;
  • проблема активного использования природных ресурсов;
  • проблема изучения природных явлений.

Это помогает учащимся понять, что при схожести тематики текстов в них можно увидеть различные по содержанию проблемы. Для отработки навыков аргументации рассылаются несколько небольших по объёму публицистических текстов. Предлагается из ряда проблем выбрать ту, значимость которой  можно было бы аргументировать, используя данные тексты. Далее, следуя алгоритму работы над сочинением, формулируется проблема и аргументы.

        Но наиболее эффективным показал себя так называемый онлайн-час: индивидуальные консультации в режиме реального времени с использованием скайпа для всех желающих учащихся. Три раза в неделю 60 минут нахожусь на связи с теми, кто хочет получить разъяснения по тем или иным заданиям КИМа. При этом требуется наличие перед собой алгоритма и пошагового его выполнения. На уроках, как правило, для такой индивидуальной работы не хватает времени. Для чёткой организации в онлайн-режиме и работы с использованием сети, конечно, необходима предварительная подготовительная работа: наладка взаимной связи, подготовка необходимого технического обеспечения (доступ к сети, наличие почтового ящика, скайпа, загрузка необходимого программного обеспечения) и чёткое расписание обмена информацией. Возможно это звучит формально, но и этот вид работы отрабатывает определённый алгоритм    в поведенческих реакциях учащихся: в определённый день и час необходимо включить компьютер, открыть почтовый ящик, снять полученное задание, положить перед собой папку и , пользуясь имеющимся в нём материалом,  прорешать присланное учителем, задать интересующий вопрос  и так далее. Если не сделать этого сегодня и сейчас, возможно что-то будет упущено.

       Обращение к алгоритмам в методике обучения русскому языку не является случайным, неожиданным. Эта методика позволяет школьникам учиться в результате действия, и в каждый данный момент практически точно знать, что и как делать. Основными моментами в работе с опорой на алгоритмы могут быть

  • подготовительные упражнения,
  • тренировка в пооперационном применении алгоритма;
  • самостоятельная работа учащихся по применению алгоритма;
  • рекомендации и упражнения, способствующие сокращению алгоритма вплоть до одного опорного слова.

Применение алгоритмов способствуют умственному развитию и формированию логического мышления школьников.

       

Литература

1. Алгазина Н.Н. и др. Обучение орфографии с применением ЭВМ: методика и опыт  РЯШ 2005 N6 С.34-37.

2. Алгазина Н.Н. Методика изучения орфографических правил. - М 1982 С.4.

3. Баранов М. Применение графической наглядности в процессе

обучения орфографии: начинающему учителю РЯШ 2001 N2. - С.35-41.

4. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем Воронеж, 1977.

5. Жиленко А.Г. Использование алгоритмов при изучении орфографии  РЯШ 2002 N5 С.53-55.

6. Заморзаева Е.М. Поэтапная обработка орфографических навыков на основе алгоритмов. Обучение в восьмилетней школе. - М 1977 С.55-71.

                                                                                                         ПРИЛОЖЕНИЕ

ГИА

Задание А4

  1. Помни:
  2. Законы русской фонетики

- на конце слова звонкий согласный оглушается (бог/бох)

- перед мягким согласным твёрдый смягчается (песня – с мягкий, поэтому н тоже мягкий)

- перед звонким согласным глухой согласный озвончается (сбегать – б – звонкий, поэтому з(с )тоже звонкий

- перед глухими согласными звонкий оглушается (книжка/книшка)

- глухие твёрдые согласные могут сливаться в один звук ( купаться/купаца, сшить- шшить)

- в некоторых сочетаниях согласные выпадают, то есть не произносятся (солнце/сонце, лестница/лесница)

 3.     Все гласные звуки произносятся так же, как и пишутся ТОЛЬКО под ударением. Без ударения они

              произносятся по – другому (снег – снига, сапог- сапага)

  1.  Гласные Е,Ё,Ю,Я дают два звука только:

- после Ь и Ъ (въюга, объявление)

- после гласного звука (пою, поел)

- в абсолютном начале слова (юла, ель)

В остальных случаях они смягчают предыдущий согласный и произносятся как Э,О,У,А (плен, люстра, полёт, мясо)

  1. Запомни: всегда (непарные) мягкие звуки – Й, Ч, Щ

                   всегда (непарные) твёрдые -  Ж, Ш ,Ц

                   всегда (непарные) звонкие – Л, М, Н, Р, Й

                   всегда (непарные) глухие  - Х, Ц, Ч, Щ

ЕГЭ

Алгоритм выполнения задания А20

При выполнении этого задания нужно сделать следующее:

  1. Найди грамматическую основу.
  2. Определи простое предложение или сложное
  3. Исключи два варианта ответа (либо о простом, либо о сложном)
  4. Если предложение сложное, то запятая не ставится только в одном! случае:

В начале предложения должен быть общий для двух простых второстепенный член. Чаще всего, это обстоятельство места или времени

Ранним утром в саду пели соловьи и летали бабочки.

Сравни:

Громко пели соловьи, и летали бабочки

В первом случае общий второстепенный член РАННИМ УТРОМ В САДУ – это обстоятельство места и времени. Его легко можно подставить и в начало второго простого предложения:

Ранним утром в саду летали соловьи и ранним утром саду летали бабочки.

Поэтому в этом случае запятая не нужна.

Во втором случае такого общего второстепенного члена нет, значит, запятая обязательно нужна

Рассуждаем:

Ищем действие: Первое - СТОЯЛ, задаём вопрос ЧТО? КЛЁН

                                Второе действие- РОНЯЛ, задаём вопрос ЧТО? КЛЁН

Итак, действия, а значит,  сказуемых – ДВА, а подлежащее – ОДНО, которое относится к обоим сказуемым.  Значит, предложение простое.

           Исключаем 1и3 варианты ответов.

Два однородных сказуемых в этом предложении связаны одним союзом И.  Запятая между этими сказуемыми НЕ НУЖНА.

Правильный ответ 2

Алгоритм выполнения задания В1

Обрати внимание на формулировку задания.

Если в задании требуется определить способ образования слова, ПОМНИ: не может быть приставочно-суффиксального способа!!!

  1. Приставочный способ:

От слова нужно отбросить приставку. Если остаётся нормальное полноценное слово, это приставочный способ образования.

  1. Суффиксальный способ

Этим способом образовываются наречия, отглагольные существительные.

От слова нужно отбросить суффикс и постараться определить исходное слово без этого суффикса. Например, ОТДАЧА. В этом слове корень ДА, значит суффикс Ч. Отбросим суффикс, получится ОТДА-. Самое подходящее исходное слово ОТДАТЬ. ТЬ - это суффикс инфинитива, он в словообразовании не участвует. Значит это суффиксальный способ.

ПОМНИ: суффиксальным способом образованы ВСЕ слова, в которых есть ОСТЬ,ЕНИ, ОНИ,УНИ и т.п. суффиксы..

  1. Приставочно-суффиксальный способ

      Отбрось от слова приставку – остаётся неполноценное слово. Теперь отбрось суффикс и постарайся найти исходное слово. Не получается ни то, ни другое, это и есть приставочно-суффиксальный способ.

В предложении сначала ищи наречия ( отвечает на вопросы: ГДЕ? КОГДА? ОТКУДА? КАК? ОТКУДА? И подобные) с приставками и суффиксам (СПРАВА, СЛЕВА, ВПЕРЕДИ, ПО-ВЕСЕННЕМУ, ВО-ВТОРЫХ и подобные).

Если нет наречий ищи существительные типа: СОЗВЕЗДИЕ, СОБЕСЕДНИК, СОВРЕМЕННИК

  1. Бессуффиксный способ.

      Этим способом образуются только существительные от ГЛАГОЛОВ или ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

       Добавляй к слову суффиксы инфинитива или окончания прилагательных ЕТЬ, ОТЬ, ИТЬ, ИЙ

.    ПОМНИ: в слове НЕ  ДОЛЖНО БЫТЬ НИКАКОГО СУФФИКСА

Например: ПОИСК – добавим АТЬ получим ПОИСКАТЬ

                   СИНЬ – добавим ИЙ получим СИНИЙ

                   ЕЗДА – добавим ИТЬ, получим ЕЗДИТЬ

  1. Сложение.

  В слове только два корня. НЕТ ни СУФФИКСА,НИ ПРИСТАВКИ!!!

ПАРОХОД – сложение. ПАРОХОДНЫЙ – суффиксальный (суффикс Н)

ПРИМЕРЫ:

НАСТРОЙЩИК – отбросим приставку, получим СТРОЙЩИК. Это НЕ приставочный способ

                                 Отбросим суффикс, получим  НАСТРОЙ ( Й тоже суффикс), скорее всего , исходное слово НАСТРОИТЬ, значит способ СУФФИКСАЛЬНЫЙ

ПРИКОСНОВЕНИЕ _ есть ЕНИ, значит СУФФИКСАЛЬНЫЙ

СОРОДИЧЕМ – отбрасываем приставку, остаётся РОДИЧЕМ (РОДИЧ)- полноценное слово – ПРИСТАВОЧНЫЙ

СОБЛАЗН – отбрасываем приставку, получаем БЛАЗН. Это НЕ приставочный. Суффикса в этом слове нет. Добавим ИТЬ, получим СОБЛАЗНИТЬ. Это БЕССУФФКСНЫЙ способ

ИЗДАЛЕКА – отбрасываем приставку, получаем ДАЛЕКА. Это НЕ приставочный. Отбрасываем суффикс, получаем ИЗДАЛЕК. Мы не можем подобрать исходное слово к этой форме. Отбросим и приставку и суффикс, получим ДАЛЕК, напрашивается исходное слово ДАЛЁКИЙ (ИЙ окончание, оно не участвует в словообразовании) Это приставочно-суффиксальный способ.

НЕБОСКЛОН – нет суффикса, значит сложение

БЛИЗОРУКОСТ Ь – ОСТЬ  есть, значит, суффиксальный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Содержательный аспект текстового материала на уроках русского языка при подготовке к написанию творческого задания ЕГЭ"

Изучение русского языка в школе сводится к усвоению орфографических и пунктуационных правил, запоминанию теоретических положений, сфера практического применения зачастую остаётся неясной для значитель...

Способы формирования метапредметных и предметных компетенций на уроках русского языка в контексте современных образовательных процессов

Одной из ключевых идей модернизации образования в последние годы стала идея формирования компетенций, проявляющихся в умении учащихся интегрировать, переносить и использовать знания в различных жизнен...

СТАТЬЯ Уроки русского языка в контексте ФГОС

Статья содержит современные требования к урокам русского языка...

Статья "Современный урок русского языка в контексте требований ФГОС"

В статье описаны основные этапы урока, принципы подготовки учителя, требования к современному уроку, технологии обучения и особенности системно-деятельного подхода к обучению....

Современный урок русского языка в контексте требований ФГОС.

Основные аспекты построения урока. в статье даны 4 этапа, как правильно построить урок....

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС.

laquo;Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс с...

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС.

laquo;Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс с...