Урок "Авторская пунктуация" 11 класс русский язык.
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Федорова Елена Алексеевна

Урок может быть использован на занятиях русским языком в 11 классе при изучении раздела "Синтаксис".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка Тема : Авторская пунктуация Учитель : Федорова Елена Алексеевна Класс : 11 А

Слайд 2

Цели урока : - расширить представления учащихся об особенностях реализации правил пунктуации в индивидуально – авторском тексте ; - развитие навыков создания монологического высказывания на лингвистическую тему ; - реализовать подготовку к ЕГЭ ( Часть Б ) .

Слайд 3

Прошу , не глядите!- Взгляд. ( Вот-вот уже хлынут градом! Ну как их загнать назад В глаза?! )- Говорю, не надо глядеть!!! Почему возможно сочетание вопросительного и восклицательного знака? Звук… Ну как будто бы кто-то просто …Ну… плачет вблизи?.. Каковы сочетательные возможности многоточия ?

Слайд 4

Хотите, - я сорву повязку? Я вам открою новый путь? «Нет,- лучше расскажите сказку Про что-нибудь…» Какова функция кавычек?

Слайд 5

План : 1)определение термина «авторская пунктуация» ; 2)узкое и широкое понимание термина ; 3)знаки препинания , наиболее часто использующиеся в экспрессивно - стилистической функции .

Слайд 6

К. Бальмонт М. Цветаева

Слайд 7

Под занавесом дождя От глаз равнодушных кроясь, - О завтра мое! - тебя Выглядываю - как поезд Выглядывает бомбист С еще -сотрясеньем взрыва В руке... (Не одних убийств Бежим, зарываясь в гриву Дождя!) Не расправы страх, Не... - Но облака! но звоны! То Завтра на всех парах Проносится вдоль перрона Пропавшего... Бог! Благой! Бог! И в дымовую опушь -- Как об стену... (Под ногой Подножка - или ни ног уж, Ни рук?) Верстовая снасть Столба... Фонари из бреда... О нет, не любовь, не страсть, Ты поезд, которым еду В Бессмертье... М.Цветаева - Побег

Слайд 8

Заводь спит. Молчит вода зеркальная. Только там, где дремлют камыши, Чья-то песня слышится, печальная, Как последний вздох души . Это плачет лебедь умирающий, Он с своим прошедшим говорит, А на небе вечер догорающий И горит и не горит. И когда блеснули звезды дальние, И когда туман вставал в глуши, Лебедь пел все тише, все печальнее, И шептались камыши. К.Д. Бальмонт - Лебедь

Слайд 9

Заводь спит. Молчит вода зеркальная. Только там, где дремлют камыши, Чья-то песня слышится, печальная, Как последний вздох души . Это плачет лебедь умирающий, Он с своим прошедшим говорит, А на небе вечер догорающий И горит и не горит. И когда блеснули звезды дальние, И когда туман вставал в глуши, Лебедь пел все тише, все печальнее, И шептались камыши. К.Д. Бальмонт - Лебедь Под занавесом дождя От глаз равнодушных кроясь, - О завтра мое! - тебя Выглядываю - как поезд Выглядывает бомбист С еще -сотрясеньем взрыва В руке... (Не одних убийств Бежим, зарываясь в гриву Дождя!) Не расправы страх, Не... - Но облака! но звоны! То Завтра на всех парах Проносится вдоль перрона Пропавшего... Бог! Благой! Бог! И в дымовую опушь -- Как об стену... (Под ногой Подножка - или ни ног уж, Ни рук?) Верстовая снасть Столба... Фонари из бреда... О нет, не любовь, не страсть, Ты поезд, которым еду В Бессмертье... М.Цветаева - Побег

Слайд 10

Итоги : 1)В каком стиле встречается авторская пунктуация? 2)Какова роль авторской пунктуации?

Слайд 11

Молчат гробницы, мумии и кости,— Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный — речь. И.Бунин - Слово

Слайд 12

Синтакси с есть графическое обозначение интонации, которая есть акустическое обозначение семантических ( значимых ) оттенков фразы, а нюансы смысла и возможно на письме передать лишь индивидуальной, каждый раз со своей собственной задачей, пунктуацией. М.Веллер «Не ножик, Не Сережи Не Довлатова».

Слайд 13

Дифференцированное домашнее задание. Проанализировать по предложенному плану стихи поэтессы М.Цветаевой.



Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Тема: Авторская пунктуация

Класс: 11

Учитель: Фёдорова Е.А.

УМК: Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин Русский язык 10-11 класс М. 2006

Профиль: общеобразовательный

Раздел: синтаксис и пунктуация

Тип урока: интегрированный с урока литературы 20в.

Цели урока: расширить представления учащихся об особенностях реализации пунктуационных правил в индивидуально-авторском тексте, развить навыки создания монологического высказывания на лингвистическую тему, развитие устной и письменной речи, творческого мышления, эстетического вкуса, реализации подготовки к ЕГЭ (часть Б)

Задача урока: познакомить учащихся с примерами авторской пунктуации, обогатить лексикон учащихся

Форма организации работы детей: коллективная и индивидуальная, устная и письменная.

Форма организации работы учителя: лекция-рассказ, аналитическая беседа, демонстрация слайдов.

Мультимедийная составляющая урока: презентация PowerPoint. В презентацию включены графические объекты, иллюстрации и музыкальный файл.

Цель использования мультимедийного компонента – создание визуального ряда, систематизация словарного материала, повышение мотивации учащихся к учению.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Учащиеся должны знать: что называется авторской пунктуацией, какова роль авторской пунктуации в тексте.

Учащиеся должны уметь: видеть авторскую пунктуацию в тексте, анализировать пунктуационный рисунок текста.

ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Здравствуйте. Сегодня тема нашего урока «Авторская пунктуация». Мы вспомним правила пунктуации и обратимся к творчеству известных поэтов 20в. М.Цветаевой и К.Бальмонта. В процессе анализа их стихотворений мы и выясним особенности авторской пунктуации.

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Чтобы непосредственно перейти к теме урока, следует вспомнить о сочетании различных знаков, которые встречаются в текстах художественной литературы. Итак, ваша задача: ответить на вопросы.

А) Вопросительные и восклицательные знаки встречаются вместе в том случае, если вопросительное предложение обладает повышенной эмоциональной окраской.

Б) Многоточие ставится в конце предложения, может ставиться в середине, обозначая разрыв цитаты, а также может графически обозначать особенность произнесения фразы, её прерывистость.

В) Кавычки передают прямую речь говорящего и оформляют цитаты.

3. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО

Следующим этапом нашего урока является более детальное ознакомление с терминами авторской пунктуации. Домашним заданием, полученным вами на предыдущем уроке, было предложено познакомиться с этим понятием. На слайде вы можете видеть план рассказа об этой важной части пунктуации.  Попрошу рассказать о ней.

Гёте говорил: «Суха теория, мой друг, но древо жизни пышно зеленеет». Мы сейчас переходим к практической работе. Хочу напомнить, что авторскую пунктуацию мы будем изучать на примере творчестве Цветаевой и Бальмонта.

  1. РЕАЛИЗАЦИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

В качестве домашней работы я просила вас подобрать стихотворения или отрывки стихотворений с примерами авторской пунктуации. Со своей стороны я не могу отказать себе в удовольствии прочитать стихотворение.

Я попрошу сейчас похвастаться своими находками (учащиеся должны зачитать стихотворения).

Делаем вывод, что особая авторская пунктуация встречается во многих произведениях.

  1. ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ

На доске вы видите стихотворение М.Цветаевой (один ученик его читает, звучит музыка). А сейчас прочитаем стихотворение К.Бальмонта.

Как музыка помогла вам понять настроение, которое поэты передают в своих стихах?

Какие знаки авторской пунктуации вы видите?

Как они передают интонацию поэта?

Какие изобразительно-выразительные средства языка можно найти в этих фрагментах? Запишите их (Бальмонт – аллитерация, Цветаева – сравнение, вопросительное предложение).

В чём разница в использовании пунктуации?

Ученики отвечают, что знаки передают «взрывную, нервную интонацию Цветаевой и спокойную, умиротворенную у К.Бальмонта.

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Русские поэта и писатели умели в обыденном, привычном, видеть необыкновенное и прекрасное. Очень важно, чтобы окружающая обстановка побуждала человека к размышлениям, чтобы человек умел удивляться и радоваться жизни. У Гамлета спросили : « Что вы читаете принц?- Слова, слова, слова,- ответил тот».

И мы вспомним еще одного поэта, современника Бальмонта и Цветаевой, И.Бунина.

Люди уходят, слова остаются. В стихах, которые прозвучали сегодня, осталась частица сердца своих поэтов – надломленность Цветаевой, эстетство К.Бальмонта.

А вам вопрос 1) в каком стиле встречается авторская пунктуация? (художественный), 2) какова роль авторской пунктуации? (передача настроения, эмоции).

Подводя черту, обратимся к словам писателя М.Веллера.

  1. ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

В раздаточном материале даны тексты М.Цветаевой. Проанализируйте авторскую пунктуацию, сделайте грамматические задания, включающие подготовку к выполнению задания Б8 в 2-й части ЕГЭ.