программа элективного курса "Комплексный анализ текста"
рабочая программа по русскому языку (11 класс) по теме
Программа элективного курса для обучающихся 11 класса, рассчитана на 34 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа элективного курса по русскому языку.10- 11 класс | 40.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Оборонинская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено: Утверждаю:
Зам. директора по УВР Директор школы
_________О.А. Пруцакова _________ В.А.Шевченко
«31» августа 2013 г. Приказ № ____ от
«02» сентября 2013 г.
Учебно-тематическая программа
элективного курса
по теме
«Комплексный анализ текста»
на 2013-2014 учебный год
По предмету: русский язык
Учитель: Черномырдина В.С.
Класс: 11Б
Количество часов: 34
Всего 34, в неделю 1 час
День занятий: вторник
Время проведения: 6 урок (13:15 – 14:10)
Пояснительная записка
Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Власенков А.И. Введение элективного курса, как вариативной части учебного плана общеобразовательного учреждения, обусловлено тем, что часть 3 (С) ЕГЭ составляет примерно 1/3 от общего количества баллов, набранных учеником на экзамене, и существенно влияет на общее количество баллов, необходимое для поступления в вуз. Главные принципы, на которых строится курс,- научность, системность, доступность. Это позволит учащихся максимально успешно овладеть ключевыми языковыми и речевыми компетенциями. Актуальность курса заключается в расширении знаний по русскому языку с целью успешной сдачи ЕГЭ.
Цель элективного курса:
1. Помочь ученикам максимально подготовиться к выполнению задания С ЕГЭ.
Задачи элективного курса:
1. Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе)
2. Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время
навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.
3. Способствовать развитию письменной речи.
4. Подготовить учащихся к выполнению задания ЕГЭ.
5. Совершенствовать и развивать умения строить письменное высказывание в
жанре рецензии или эссе.
6. Формировать и развитие навыков грамотного и свободного владения
письменной речью.
7 . Совершенствовать и развить умения читать и понимать общее содержание
текстов разных функциональных стилей.
8. Формировать развитие умения находить изобразительные средства языка и
объяснять их роль в тексте.
6. Совершенствовать и развитие умения передавать в письменной форме свое,
индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем,
свои оценки фактов и явлений.
Программно-методическое сопровождение:
Учебник «Русский язык» в 10-11 классах А. И. Власенкова. Разделы «Текст и его строение», «Стили речи».
Г. Т. Егораева. «Русский язык», выполнение задания части С.
Учебно-тренировочные и контрольно-измерительные материалы к ЕГЭ.
Общая характеристика элективного курса
Программа элективного курса состоит из 2-х разделов.
Первый раздел «Разноаспектный анализ текста». В данном разделе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.
Второй раздел «Сочинение – рассуждение». Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
Количество часов
Программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю
Форма организации учебного процесса
Освоение курса предполагает следующую типологию уроков:
- уроки-лекции;
- уроки применения знаний на практике;
- уроки навыков (тренировочные);
- уроки комплексного применения знаний.
Технология организации учебного процесса
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися.
Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и структурой ЕГЭ.
Механизмы формирования ключевых компетенций
Преобладают групповые и индивидуальные формы работы. Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов в жанре рецензии, эссе);
- самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли);
- работа в группах;
- индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и структурой ЕГЭ.
Формы итогового контроля и критерии их оценки
Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:
текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
промежуточный (проводится в форме теста в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов);
итоговый (в конце курса) проводится в форме теста в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов;
Особенность программы: элективный курс оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % - «зачёт», менее 50 % - «незачёт»).
Планируемые результаты
Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики и написание творческой работы по данной проблематике, что предполагает последний вид испытаний ЕГЭ.
^
^ Содержание программы
РАЗДЕЛ I
Разноаспектный анализ текста. (9часов)
Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста.
Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.
Тема 2. Лингвистический анализ текста. (8 часов)
Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.
Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.
Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.
Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.
Лексически – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.
Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.
^ РАЗДЕЛ II
Сочинение-рассуждение на основе текста. (4 часов)
Тема 1. Анализ текста (4 часа)
Содержание исходного текста.
Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе.
Тема 2. Композиция и языковое оформление сочинения. ( 12 часов)
Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.
Авторская позиция.
Комментарий проблемы.
Основная часть сочинения.
Аргументы к сочинению
Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения.
Тренировочные сочинения.
^ Практические работы:
- написание сочинений-рассуждений;
- редактирование.
Основные термины и понятия
Стили речи: публицистический, художественный, научный, разговорный.
Типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, метафора, сравнение, аллегория.
^ Лексические средства: антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуально-авторские неологизмы, синонимы, контекстные синонимы, синтаксические синонимы, стилистические синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, оценочная лексика, перифраза, пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет.
^ Синтаксические средства: авторская пунктуация, анафора, антитеза, риторические фигуры, градация, инверсия, композиционный стык, многосоюзие, парцелляция, повтор, присоединительные конструкции, синтаксический параллелизм, эпифора.
Литература для учителя
Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл.общеобразоват. учреждений/ А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. 9-е изд. М.,2004.
Долинина Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на едином государственном экзамене. – М.: Айрис - пресс, 2007.
Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3(С): учебно-методическое пособие. – 7-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь: Для учащихся средней школы. – 41 –е изд. М.; Просвещение, 1990-224 с.
Словарь литературоведческих терминов. М.,1987.
Цыбулько И.П. и др. Русский язык: методические рекомендации по оцениванию заданий с развернутым ответом. Ч 1. М.: Издательство РУДН, 2005.
Литература для учащихся:
Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл.общеобразоват. учреждений/ А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. 9-е изд. М.,2004.
Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3(С): учебно-методическое пособие. – 7-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2005;
Единый государственный экзамен, 2007: Русский язык. – М.: Просвещение, 2004.
Мамона Т.И. ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие.- М.: Издательство «Экзамен», 2010.- 117с.
Бисеров А.Ю. ЕГЭ - 2010. Русский язык: тематические тренировочные задания",- М.: Издательство «ЭКСМО», 2010.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать:
основные понятия, необходимые для создания текста и его анализа;
определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;
виды текста;
определение понятий «вступление» и «заключение»;
что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;
Обучающиеся должны уметь:
указывать средства связи между частями текста;
определить тему и основную мысль текста;
определить тип и стиль речи;
использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста;
понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
анализировать форму исходного текста;
находить характерные для исходного текста языковые средства;
создавать связное высказывание;
излагать последовательно собственные мысли;
использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.
оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.
приложение
^ Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема занятия | Виды контроля | Дата план | Дата факт | Примечание |
Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста (9 часов) | |||||
| Конспект лекции | ||||
| Практическая работа. Анализ текста | ||||
| Практическая работа | ||||
| Конспект | ||||
| Практикум Анализ текста | ||||
| Фронтальный опрос | ||||
| Практикум Анализ текста | ||||
| Практикум Анализ текста | ||||
| К/ работа | ||||
| |||||
| Фронтальный опрос | ||||
| Практическая работа | ||||
| Практическая работа Конспект | ||||
| Практикум Анализ текста | ||||
| Практикум Анализ текста | ||||
| Практикум Анализ текста | ||||
| Тестирование | ||||
| Комплексный анализ текста | ||||
| |||||
| Анализ текста Редактирование | ||||
| Практическая работа | ||||
| Письменная работа | ||||
| Комплексный анализ текста | ||||
| |||||
| Практическая работа. Редактирование | ||||
Освоение приёмов логического разворачивания основной мысли (тезиса) | Практикум | ||||
Комментарий к сочинению. Виды комментариев | Практикум Практикум | ||||
Определение авторской позиции | Практикум | ||||
| Практическая работа | ||||
Виды аргументов | Лекция | ||||
| Практическая работа | ||||
Смысловые и грамматические связи предложений. | Практикум | ||||
Соблюдение языковых норм в письменных текстах | Практикум | ||||
| Сочинение | ||||
Анализ и редактирование текстов | Практикум Редактирование | ||||
| Комплексный анализ текста |
Контролирующие материалы
1. Практическая работа. ( Приложение №1)
2. Написание сочинения-рассуждения. (Приложение №2)
3. Промежуточная контрольная работа. (Приложение №3)
Приложение №1
Практические задания:
Прочитать текст и определить, к какому стилю и типу речи он относится.
Прочитать текст и определить, в каком предложении заключена основная мысль автора.
Определить, какое утверждение противоречит позиции автора.
Определить, в каком предложении автор использует синонимы (антонимы…).
Найти предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения (указательного местоимения и другие средства связи).
Написать номера тех средств выразительности, которые использованы в указанном абзаце.
Какой из перечисленных тропов используется в указанном предложении.
Приложение №2
Тексты для написания сочинений-рассуждений:
1. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3(С): учебно-методическое пособие. – 7-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
2. Примерный текст:
Людей всегда мучают разнообразные сожаления — большие и малые, серьёзные и смешные.
Самое сильное сожаление вызывает у нас чрезмерная и ничем не оправданная стремительность времени. Действительно, не успеешь оглянуться, как уже вянет лето — то «невозвратное» лето, которое почти у всех людей связано с воспоминаниями детства.
Не успеешь опомниться, как уже блекнет молодость и тускнеют глаза. А между тем ты ещё не увидел сотой доли того очарования, какое жизнь разбросала вокруг.
Свои сожаления есть у каждого дня, а порой и у каждого часа. Сожаления просыпаются утром, но не всегда засыпают ночью. Наоборот, по ночам они разгораются. И нет такого снотворного, чтобы усыпить их. Наряду с самым сильным сожалением о быстротечности времени есть ещё одно, липкое, как сосновая смола. Это — сожаление о том, что не удалось — да, пожалуй, и не удастся — увидеть весь мир в его ошеломляющем и таинственном разнообразии.
Да что там — весь мир! На знакомство даже со своей страной не хватает ни времени, ни здоровья.
Я перебираю в памяти места, какие видел, и убеждаюсь, что видел мало. Но не так уж страшно, если вспоминать увиденные места не по их количеству, а по их свойствам, по их качеству. Можно, даже сидя всю жизнь на одном клочке, увидеть необыкновенно много. Всё зависит от пытливости и от остроты глаза. Ведь всем известно, что в самой малой капле отражается калейдоскоп света и красок, — вплоть до множества оттенков совершенно разного зелёного цвета в листьях бузины или в листьях черёмухи, липы или ольхи. Кстати, листья ольхи похожи на детские ладони — с их нежной припухлостью между тоненьких жилок.( По К.Г. Паустовскому)
Приложение №3
Тесты для промежуточной контрольной работы:
1. Мамона Т.И. ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие.- М.: Издательство «Экзамен», 2010.- 117с.
2. Бисеров А.Ю. ЕГЭ - 2010. Русский язык: тематические тренировочные задания",- М.: Издательство «ЭКСМО», 2010.