программа элективного курса "Комплексный анализ текста"
рабочая программа по русскому языку (11 класс) по теме

Программа элективного курса для обучающихся 11 класса,  рассчитана на 34 часа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Оборонинская средняя общеобразовательная школа»

              Рассмотрено:                                                      Утверждаю:

                                                                         

                 Зам. директора по УВР                                                  Директор школы

               _________О.А. Пруцакова                                                _________ В.А.Шевченко

 

                             «31» августа 2013 г.                                              Приказ № ____ от                                                                                                                            
                                                                                                           
«02» сентября 2013 г. 

Учебно-тематическая программа

элективного курса

по теме

«Комплексный анализ текста»

на 2013-2014 учебный год

   

По предмету:   русский язык

Учитель: Черномырдина В.С.

Класс: 11Б

Количество часов:  34

Всего 34, в неделю  1 час

День занятий:  вторник

Время проведения: 6 урок (13:15 – 14:10)

   


Пояснительная записка

Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на   34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Власенков А.И.  Введение элективного курса, как вариативной части учебного плана общеобразовательного учреждения, обусловлено тем, что часть 3 (С) ЕГЭ составляет примерно 1/3 от общего количества баллов, набранных учеником на экзамене, и существенно влияет на общее количество баллов, необходимое для поступления в вуз. Главные принципы, на которых строится курс,- научность, системность, доступность. Это позволит учащихся максимально успешно овладеть ключевыми языковыми и речевыми компетенциями. Актуальность курса заключается в расширении знаний по русскому языку с целью успешной сдачи ЕГЭ.

Цель элективного курса:

1. Помочь ученикам максимально подготовиться к выполнению задания С ЕГЭ.
Задачи элективного курса: 

               1. Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе)

              2.  Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время    
                  навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.

              3.  Способствовать развитию письменной речи.

              4.  Подготовить учащихся к выполнению задания ЕГЭ.

        5. Совершенствовать и развивать  умения строить письменное высказывание в    
           жанре рецензии или эссе.

       6. Формировать и развитие навыков грамотного и свободного владения    
          письменной речью.

      7 . Совершенствовать  и развить умения читать и понимать общее содержание    
          текстов разных функциональных стилей.

      8. Формировать  развитие умения находить изобразительные средства языка и
          объяснять их роль в тексте.

      6. Совершенствовать  и развитие умения передавать в письменной форме свое,  
         индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем,
         свои оценки фактов и явлений.




                   Программно-методическое сопровождение: 


  1. Учебник «Русский язык» в 10-11 классах А. И. Власенкова. Разделы «Текст и его строение», «Стили речи».

  2. Г. Т. Егораева. «Русский язык», выполнение задания части С.

  3. Учебно-тренировочные и контрольно-измерительные материалы к ЕГЭ.

Общая характеристика элективного курса
Программа элективного курса состоит из 2-х разделов.

Первый раздел «Разноаспектный анализ текста». В данном разделе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.

Второй раздел «Сочинение – рассуждение». Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.



Количество часов

Программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю

Форма организации учебного процесса

Освоение курса предполагает следующую типологию уроков:

- уроки-лекции;
- уроки применения знаний на практике;
- уроки навыков (тренировочные);
- уроки комплексного применения знаний.


 Технология организации учебного процесса 

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися.

Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и структурой ЕГЭ.

Механизмы формирования ключевых компетенций
Преобладают групповые и индивидуальные формы работы. Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов в жанре рецензии, эссе);
- самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли);
- работа в группах;
- индивидуальная работа.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и структурой ЕГЭ.

 Формы итогового контроля и критерии их оценки

Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях: 

текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
          промежуточный (проводится в форме теста в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов);
            итоговый (в конце курса) проводится в форме теста в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов;


Особенность программы: элективный курс оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % - «зачёт», менее 50 % - «незачёт»).

                              Планируемые результаты
Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики и написание творческой работы по данной проблематике, что предполагает последний вид испытаний ЕГЭ.

^  


^ Содержание программы

РАЗДЕЛ I

Разноаспектный анализ текста. (9часов)

Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. 

Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.


Тема 2. Лингвистический анализ текста. (8 часов)

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.

Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.

Лексически – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.


^ РАЗДЕЛ II

Сочинение-рассуждение на основе текста. (4 часов)

Тема 1. Анализ текста (4 часа)

Содержание исходного текста.

Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе.

Тема 2. Композиция и языковое оформление сочинения. ( 12 часов)

Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.

Авторская позиция.

Комментарий проблемы.



Основная часть сочинения.

Аргументы  к сочинению

Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения.

Тренировочные сочинения.

^ Практические работы: 

  1. написание сочинений-рассуждений;
  2. редактирование.




Основные термины и понятия

Стили речи: публицистический, художественный, научный, разговорный.

Типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, метафора, сравнение, аллегория.

^ Лексические средства: антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуально-авторские неологизмы, синонимы, контекстные синонимы, синтаксические синонимы, стилистические синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, оценочная лексика, перифраза, пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет.

^ Синтаксические средства: авторская пунктуация, анафора, антитеза, риторические фигуры, градация, инверсия, композиционный стык, многосоюзие, парцелляция, повтор, присоединительные конструкции, синтаксический параллелизм, эпифора.

Литература для учителя


  1. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл.общеобразоват. учреждений/ А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. 9-е изд. М.,2004.

  2. Долинина Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на едином государственном экзамене. – М.: Айрис - пресс, 2007.

  3. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3(С): учебно-методическое пособие. – 7-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.

  4. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь: Для учащихся средней школы. – 41 –е изд. М.; Просвещение, 1990-224 с.

  5. Словарь литературоведческих терминов. М.,1987.

  6. Цыбулько И.П. и др. Русский язык: методические рекомендации по оцениванию заданий с развернутым ответом. Ч 1. М.: Издательство РУДН, 2005.



Литература для учащихся:


  1. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл.общеобразоват. учреждений/ А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. 9-е изд. М.,2004.

  2. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3(С): учебно-методическое пособие. – 7-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.

  3. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2005;

  4. Единый государственный экзамен, 2007: Русский язык. – М.: Просвещение, 2004.

  5. Мамона Т.И. ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие.- М.: Издательство «Экзамен», 2010.- 117с.

  6. Бисеров А.Ю. ЕГЭ - 2010. Русский язык: тематические тренировочные задания",- М.: Издательство «ЭКСМО», 2010.


                        Требования к уровню подготовки  обучающихся

В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать: 


основные понятия, необходимые для создания текста и его анализа;


определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;


виды текста;


определение понятий «вступление» и «заключение»;


что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;


Обучающиеся должны уметь:


указывать средства связи между частями текста;


определить тему и основную мысль текста;


определить тип и стиль речи;


использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста;


понимать и интерпретировать содержание исходного текста;


анализировать форму исходного текста;


находить характерные для исходного текста языковые средства;


создавать связное высказывание;


излагать последовательно собственные мысли;


использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.


оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.








                                                                                                            приложение
^ Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема занятия

Виды контроля

Дата план

Дата факт

Примечание

Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста  (9 часов)


Текст

Тема и основная мысль текста

Конспект лекции


Средства связи между частями текста Способы связи предложений в тексте

Практическая работа.

Анализ текста


Выделение микротем в тексте

Практическая работа


Лексические средства организации текста

Конспект


Морфологические средства организации текста

Практикум

Анализ текста


Синтаксические средства организации текста

Фронтальный опрос


Стили речи

Практикум

Анализ текста


Типы речи

Практикум

Анализ текста


Контрольная работа 1

К/ работа


 Тема 2. Лингвистический анализ текста (8 часов)


Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение

Фронтальный опрос


Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение

Практическая работа


Многозначные слова. Переносное значение слова. 

Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм

Практическая работа

Конспект


Синонимы. Контекстные синонимы Антонимы. Контекстные антонимы

Практикум

Анализ текста


Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс. Звукопись

Практикум

Анализ текста


Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метафора, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы

Практикум

Анализ текста


Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции

Тестирование


Промежуточная контрольная работа 2

Комплексный анализ текста


 Тема 3. Анализ текста. ( 4 часа)


Содержание исходного текста

Анализ текста

Редактирование


Тексты функционального стиля. Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей

Практическая работа


Рецензия

Эссе

Письменная работа


Промежуточная контрольная работа 3

Комплексный анализ текста


 Тема 4. Композиция и языковое оформление сочинения. (13 часов)


Выступление к сочинению


Практическая работа.  Редактирование

Освоение приёмов логического разворачивания основной мысли (тезиса)

Практикум

Комментарий к сочинению.  Виды комментариев

Практикум

Практикум

Определение авторской позиции

Практикум



Изложение собственного мнения.   Аргументы

Практическая работа

Виды аргументов

Лекция


Заключительная часть сочинения

Практическая работа

Смысловые и грамматические связи предложений.

Практикум

Соблюдение языковых норм в письменных текстах

Практикум


Тренировочные сочинения

Написание сочинений

Сочинение

Анализ и редактирование текстов

Практикум

Редактирование


Итоговые контрольные работы

Комплексный анализ текста




Контролирующие материалы


1. Практическая работа. ( Приложение №1)

2. Написание сочинения-рассуждения. (Приложение №2)

3. Промежуточная контрольная работа. (Приложение №3)


Приложение №1


Практические задания:


  1. Прочитать текст и определить, к какому стилю и типу речи он относится.

  2. Прочитать текст и определить, в каком предложении заключена основная мысль автора.

  3. Определить, какое утверждение противоречит позиции автора.

  4. Определить, в каком предложении автор использует синонимы (антонимы…).

  5. Найти предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения (указательного местоимения и другие средства связи).

  6. Написать номера тех средств выразительности, которые использованы в указанном абзаце.

  7. Какой из перечисленных тропов используется в указанном предложении.




Приложение №2


Тексты для написания сочинений-рассуждений:

1. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3(С): учебно-методическое пособие. – 7-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.

2. Примерный текст:

Людей всегда мучают разнообразные сожаления — большие и малые, серьёзные и смешные.

Самое сильное сожаление вызывает у нас чрезмерная и ничем не оправданная стремительность времени. Действительно, не успеешь оглянуться, как уже вянет лето — то «невозвратное» лето, которое почти у всех людей связано с воспоминаниями детства.

Не успеешь опомниться, как уже блекнет молодость и тускнеют глаза. А между тем ты ещё не увидел сотой доли того очарования, какое жизнь разбросала вокруг.

Свои сожаления есть у каждого дня, а порой и у каждого часа. Сожаления просыпаются утром, но не всегда засыпают ночью. Наоборот, по ночам они разгораются. И нет такого снотворного, чтобы усыпить их. Наряду с самым сильным сожалением о быстротечности времени есть ещё одно, липкое, как сосновая смола. Это — сожаление о том, что не удалось — да, пожалуй, и не удастся — увидеть весь мир в его ошеломляющем и таинственном разнообразии.

Да что там — весь мир! На знакомство даже со своей страной не хватает ни времени, ни здоровья.

Я перебираю в памяти места, какие видел, и убеждаюсь, что видел мало. Но не так уж страшно, если вспоминать увиденные места не по их количеству, а по их свойствам, по их качеству. Можно, даже сидя всю жизнь на одном клочке, увидеть необыкновенно много. Всё зависит от пытливости и от остроты глаза. Ведь всем известно, что в самой малой капле отражается калейдоскоп света и красок, — вплоть до множества оттенков совершенно разного зелёного цвета в листьях бузины или в листьях черёмухи, липы или ольхи. Кстати, листья ольхи похожи на детские ладони — с их нежной припухлостью между тоненьких жилок.( По К.Г. Паустовскому)


Приложение №3


Тесты для промежуточной контрольной работы:

1. Мамона Т.И. ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие.- М.: Издательство «Экзамен», 2010.- 117с.

2. Бисеров А.Ю. ЕГЭ - 2010. Русский язык: тематические тренировочные задания",- М.: Издательство «ЭКСМО», 2010.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа элективного курса комплексный анализ текста

Материалы элективного курса необходимы при подготовке к ЕГЭ части В. (Задание В8.) - работа над выразительными средствами речи (эпитет, метафра, гипербола, литота. ) , а также  при написании сочи...

Авторская программа элективного курса "Комплексный анализ текста" для 11 класса

Элективный курс «Комплексный анализ текста»  предназначен для  учащихся 11 класса и рассчитан на 17 часов.     В рамках курса осуществляется взаимосвязь теории и практики...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективный курс «Комплексный анализ текста» 9 класс

Программа элективного курса «Комплексный анализ текста» предназначена для учащихся 9 класса, рассчитана на 17 часов. Курс опирается на знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процес...

Программа элективного курса "Комплексный анализ текста"

Предметом курса, адресованного учащимся 10-11 классов, является практика комплексного анализа художественного текста (литературных произведений малой формы, эпизодов, отдельных глав, стихотворений)....

Рабочая программа элективного курса «Комплексный анализ текста»

Рабочая программа элективного курса «Комплексный анализ текста»...

Программа элективного курса «Комплексный анализ текста» 9 класс

Содержание программы рассчитано на учащихся с разными учеб­ными возможностями, т.к. комплексный анализ текста может включать в себя различные по сложности задания. Программа имеет практическую нап...