урок-зачет по теме "Имя числительное" 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Жигмитова Светлана Борисовна

урок в форме зачета по теме "имя числительное" в 7 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщающий урок «Имя числительное»

Цель урока:  обобщить знания учащихся об имени числительном, совершенствование  и отработка навыков склонения числительных, навыков правописания числительных.

Задачи урока:

  • Обучающие: познакомить с историей происхождения имени числительного; углубить знания об имени числительном.
  • Развивающие: развивать творческую, речевую и мыслительную активность, используя различные формы работы, развивать интерес учащихся с помощью дополнительной информации.
  • Воспитательные: формирование интереса и уважения к родному языку.

ХОД УРОКА

Компьютерная презентация (Приложение 1, слайд 1)

I. Организационный момент

– Ребята, прежде чем начать урок, давайте улыбнёмся друг другу.
Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! Пусть помогут вам ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

II. – Начнём урок с устной разминки

Продолжите предложения

1. Все числительные по значению  делятся на…. (количественные и порядковые)
2. Среди количеств. числительных выделяются…(
целые, дробные, собирательные)
3. Количеств.числительные по составу бывают.. (
простые, сложные и составные)
4. Дробные числительные, кроме слов... составные (
полтора, полтораста)
5. Числитель дроби представляет собой…числительное, знаменатель –… (
количественное, порядковое)

Запишите ответы на вопросы, используя числительные

1. Сколько лет жили старик со старухой в сказке  «О рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина?
2. Сколько богатырей было в сказке «О мёртвой царевне»?
3. Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не поймать?
4. Сколько было мушкетёров в романе А.Дюма?
5. Сколько было месяцев в известной сказке Маршака?
(30 лет и 3 года,7 богатырей,2 зайца,3 мушкетёра, 12 месяцев)

Определите часть речи (слайд  2)

Двойной, двойка, удвоить, пятеро, пятидневный, двадцать пять, шестиклассник, две седьмых, одинокий, два. 

Записать числительные:

1 вариант: с ь на конце   (Приложение 1, слайд 3)
2 вариант: с ь в середине

11, 50, 12, 17, 70, 800, 900, 18, 15, 60.

Склонение дробных числительных (Приложение 1, слайды 4, 5)

Записать словами:

9 5/6 +1/6
7 3/8+5/8

III. Синтаксическая роль имён числительных (Приложение 1, слайды 6, 7).

Подчеркните числительные как члены предложения 

  • Семь и семь – четырнадцать.
  • Семеро ребят отправились в поход.
  • Первый луч солнца разбудил девочку.
  • Солнце всходит на Венере всего два раза в году.
  • Прибавьте к десяти шесть.

– Продолжим наш разговор о числительном. В старину на Руси существовали различные меры длины (учащиеся получили предварительное задание: найти в толковом словаре значение данных слов) (Приложение 1, слайд  8)

Сажень – (2,134 м)
Локоть – (54 см.)
Пядь –  (17,78 см)
Вершок – (4,4 см)
Аршин – (71 см)

Эти устаревшие слова встречаются в произведениях авторов, описывающих определённую историческую эпоху. Например, Пётр Павлович Ершов и его знаменитое произведение «Конёк – горбунок»

Задание: Прочитайте отрывок. Какого роста был конёк и какие у него были уши? (Приложение 1, слайды 9, 10)

– Интересно возникновение слова «миллион», которое хотя и обозначает количество, но относится к существительным. Что же интересного в его происхождении? Оказывается, если бы не знаменитый путешественник Марко Поло, в нашем языке было бы ещё одно необыкновенное числительное, (Приложение 1, слайд 11)

Вставьте вместо точек числительные оба, обе в нужном падеже (слайд 12)

  • На … стенах висели стенды.
  • … братьев взяли в секцию.
  • Взять в руки … конца верёвки.

IV. Тест  с последующей взаимопроверкой (Приложение 1, слайды 13, 14)

V. Творческая работа.

Составьте прогноз погоды на завтрашний день.

VI. Подведение итогов урока. Оценки.

– Ребята, завершая урок, я хочу сказать: мир числительных удивителен! То, что мы с вами узнали на уроке, это лишь его маленькая часть. Я надеюсь, что сегодняшний урок станет началом познания не только мира числительных, но и всего русского языка.

VII. Домашнее задание

– Я вам предлагаю на выбор два задания. Вы должны выбрать то, которое кажется вам наиболее интересным и занимательным:
1. Обратиться к дополнительной литературе. Подготовить сообщение «Вот это числительное!»
2. Написать сказку о происхождении числительного (один, два и т.д.)

VIII. Рефлексия (Приложение 1, слайд 15)

– Мне бы хотелось, чтобы вы поделились со мной своими впечатлениями об уроке. Я предлагаю заполнить таблицы, лежащие перед вами
– Спасибо вам за урок.

Урок-зачет

«Имя числительное»

Цель урока: контроль степени знаний о числительном как части речи,

степени сформированности навыков правописания,  склонения числительных..

форма урока: урок-зачет.

Ход урока

  1. Орг момент. Объявление целей и задач урока
  2. Разминка. Ответьте на вопросы:

1.Сколько лет жили старик со старухой в сказке  «О рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина?
2. Сколько богатырей было в сказке «О мёртвой царевне»?
3. Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не поймать?
4. Сколько было мушкетёров в романе А.Дюма?
5. Сколько было месяцев в известной сказке C. Маршака?

6. Кто придумал слово миллион?

7. назовите русские меры длины (аршин, локоть, пядь, вершок, сажень)

(30 лет и 3 года,7 богатырей,2 зайца,3 мушкетёра, 12 месяцев, Марко Поло)

Сажень – (2,134 м)
Локоть – (54 см.)
Пядь –  (17,78 см)
Вершок – (4,4 см)
Аршин – (71 см)

8. Почему сказка Андерсена называется «Дюймовочка»?

  1. Билеты

Билет №1.

  1. Имя числительное как часть речи. Особенности правописания, склонения
  2. Просклонять числительные 254, 579, 784, семеро, оба, 5/8 яблока в Р.Д.Т.П.п.

Билет №2

  1. Разряды количественных числительных.
  2. Особенности употребления и склонения собирательных числительных
  3. Просклонять числительные 345, 673, 962, обе, девятеро в Р.Д.Т.П.п

Билет №3

  1. Собирательные числительные. Особенности употребления и склонения.
  2. Правописание  количественных числительных от 50 до 80 и от 500 до 900
  3. Просклонять числительные 486, 751, 2973, 658-ой километр, шестеро

Билет №4

  1. Порядковые числительные.
  2. Особенности склонения дробных числительных
  3. Просклонять числительные 289, 695, 7453, девятеро, оба малыша в Р.Д.Т.П.п

Билет №5

  1. Имя числительное как часть речи. Разряды. Особенности правописания, склонения.
  2. Просклонять числительные 895, 376, 2011-ый год, пятеро, 3/7 яблока

Билет №6

  1. Определить часть речи: два, тройной, дважды, пятитонный, утроить, шестьдесят пять.
  2. Особенности склонения составных количественных числительных. Показать на примере.
  3. Просклонять 428, 684, четверо, 569-ый, 3/8 пути, обе ученицы.

Билет №7

  1. Расскажите о дробных числительных.
  2. Особенности употребления собирательных числительных.
  3. Подчеркните числительные как члены предложения 

Семь и семь – четырнадцать.

Семеро ребят отправились в поход.

Первый луч солнца разбудил девочку.

Солнце всходит на Венере всего два раза в году.

Прибавьте к десяти шесть.

Билет №8

1. Продолжите предложения

1. Все числительные по значению  делятся на разряды:  ….

2. Среди количеств. числительных выделяются следующие разряды: …

3. Количественные  числительные по составу бывают..

2. Записать пример словами:

к 289 + 890,  

к 785 + 35,

от 985- 78,

от 654- 69

Билет №9

  1. Расскажите о синтаксической роли числительных. Примеры запишите.
  2. Определите часть речи: тройной, дважды, восемнадцатый, семеро, удвоить, семидневный
  3. Напиши поздравление с праздниками, правильно употребляя числительные.

Билет 10

  1. Особенности правописания числительных от 50 до 80, от 500 до 900.
  2. Разряды количественных числительных
  3. Просклонять числительные 498, 538, 689-ый, трое, 2987.
  1. Итоги урока.
  2. Д/зад. 1)Сочинить сказку фантастическую с употреблением числительных.

                       2) занимательный текст с числительными по географии.

       

МЕРЫ ДЛИНЫ

Сажень-(2,134 м)
Локоть–(54 см.)
Пядь – (17,78 см)
Вершок –(4,4 см)
Аршин – (71 см)

Оценочный лист

Зачета по теме «Имя числительное»

Дата: 14.03.11.

Кол-во уч-ся 6 кл: 10

Отсутствующие:

Фамилии уч-ся

№ билета

Вопрос №1

Вопрос №2

Вопрос №3

Итоговая отметка

1

Вахрушев Роман

2

Елгина Кристина

3

Корикова Ксения

4

Костина Ксения

5

Лубсанов Буянто

6

Никитенко Мария

7

Нороева Цырма

8

Потехин Дмитрий

9

Тагарова Татьяна

10

Соболев Денис

Итоги:

«5»-

«4»-

«3»-

«2»-

Ср. балл:

Кач-во:

Успев-ть:

СОУ:

Учитель: Жигмитова С.Б./__________/

Ассистент: Халбаева А.К./__________/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-зачет "Синтаксис и пунктуация" 5 класс

Урок в форме игры по станциям.Цель: обобщить и закрепить знания по теме;проверка сформированности знаний по теме (контроль за сформированностью умений и навыков)1 стол  Словосочетание. Слов...

Урок-зачет по теме "Прокариоты" 7 класс

Данный материал содержит разнообразные тестовые задания для проверки усвоения знаний по теме "Прокариоты"...

Применение игровой формы в обучении математике на примере урока-зачета по геометрии в 8 классе.

Статья о применении игровой формы работы на итоговом уроке-зачете по геометрии в 8 классе, с методической разработкой данного урока....

Разработка урока-зачета по физике для 8 класса по теме - Тепловые явления.

Разработка урока-зачета по физике для 8 класса по теме - Тепловые явления....

Урок-зачет по теме "Числительное". 6 класс

Урок-зачет по билетам разработан для проверки знаний учащихся по теме "Числительное"....

Урок-зачет по физике в 7 классе (1 полугодие)

Одной  из  форм  организации  контроля  знаний,  умений  и  навыков  учащихся  является  урок-зачет.  Основная  цель  его  со...

Урок-зачет по физике в 8 классе (1 полугодие)

Одной  из  форм  организации  контроля  знаний,  умений  и  навыков  учащихся  является  у...