Технологическая карта урока русского языка "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

   Борискина Галина Георгиевна

Тема урока: Имя существительное как часть речи

Урок «открытия» нового знания

Форма урока: дистанционный

Цели урока:

Деятельностная цель: формирование способности учащегося к новому способу действия определения имени существительного по грамматическим, морфологическим признакам

Образовательная цель: расширение понятийной базы имени существительного за счет включения в нее новых элементов

Коммуникативная: совершенствовать речевую деятельность учащегося.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая  карта  дистанционного урока

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Русский язык

Класс

5

Тема урока

Имя существительное как часть речи

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Умение на практике применять теоретические знания об имени существительном; овладение навыками анализа морфологических признаков имени существительного(умение задавать вопрос, определение категории одушевлённости, рода существительного)

Познавательные: работа с текстом, презентацией, обобщение.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем , умение  слушать собеседника, сочинять  тексты

Регулятивные: постановка учебных задач совместно с учителем, определение затруднений,  сравнение  действия и результата  с готовым образцом (самопроверка)

Осознание социальной, практической и  личностной значимости учебного материала

Решаемые учебные проблемы

Закрепить знания об имени существительном,  сформировывать орфографическую  зоркость учащегося

Основные понятия, изучаемые на уроке

Имя существительное

Вид используемых на уроке средств ИКТ

рабочая тетрадь,

http://piratepad.net/MtTWSQON2l

Скайп

презентация

Оборудование

компьютерная программа — Skype

Операционная система MacBook

электронная  доска tp://piratepad.net/MtTWSQON2l

презентация

   

Образовательные интернет-ресурсы

  http://www.gramota.ru/slovari/dic/,  http://english-kind.blogspot.com.es/search/label/. «Обучаем детей  в Интернете»), («Русский язык в картинках. основные правила»http://www.proshkolu.ru/user/Leman79/file/671663/%0D

Тема урока: Имя существительное как часть речи

Цели урока:

Деятельностная цель: формирование способности учащегося к новому способу действия определения имени существительного по грамматическим, морфологическим признакам

Образовательная цель: расширение понятийной базы имени существительного за счет включения в нее новых элементов

Коммуникативная: совершенствовать речевую деятельность учащегося.

Когнитивные задачи:

- Вспомнить и воспроизвести теоретический материал об имени существительном как части речи

- Развивать умения грамотно и быстро распознавать имя существительное, отличать его от других частей речи

Аффективные задачи:

- формировать позитивное отношение к исследовательской работе,  воспитывать интерес к изучению русского языка.

                     Организационная структура урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

(организационно-мотивационный)

Подготовка к уроку: перед уроком учитель загружает презентацию к уроку,    отправляет учащемуся в Скайпе пронумерованные файлы, необходимые для работы на уроке.

Учитель-координатор

Начало урока: учитель проверяет подготовку к уроку

Учащийся приветствует учителя и  сообщает  о  своем  настрое  и готовности к уроку.

Актуализация знаний

Игра «Третий лишний»

Бег, беговой, лесной, дождливый

Учитель диктует слова

Учитель просит сформулировать тему урока

Учащийся в тетради пишет под диктовку слова,  называет лишнее слово, объясняет

Формулировка темы урока

ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащегося в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

Создание проблемной ситуации

Учитель-навигатор управляет процессом

Ставит проблему, помогает составить план действий

Вопрос: по каким признакам определяем имя существительное как часть речи

Ученик называет морфологические признаки имени существительного, приводя примеры

(При затруднении обращается к интернет-ресурсу по ссылке )

http://www.proshkolu.ru/user/Leman79/file/671663/%0D

ЭТАП 3. Практикум

Учитель-координатор

помогает осуществить план действий

Закрепление изученного материала

Составление схемы или опорной записи:

(1 на какие вопросы отвечает,

2 что обозначает,

3 как определить категорию одушевлённости  

4 род существительного)

-Составить опорную запись «Признаки имени существительного»

В рабочей тетради ученик составляет опорную запись «Признаки имени существительного»

сущ:кто?    что? - предмет

      одуш  неодуш

м.р. - он мой

ж.р. -она моя

ср.р.-оно моё

Самопроверка по презентации (слайд 7,8)

Презентация

Слайд 3

Назвать существительные, доказать их отличие, составить словосочетания

Ученик называет существительные, определяет категорию одушевлённости, составляет словосочетания

Работа по сайту

 «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/e92131e2-85b9-ee62-b9c8-1d8c08dc1b5f/-

Раздел: имена собственные и нарицательные http://school-collection.edu.ru/catalog/res/15548710-77fe-4aae-8ed1-7d908c71ab25/view/

-По каким признакам отличаем собственные и нарицательные существительные?

Ученик работает по электронному тренажёру,

отвечает на вопрос, самостоятельно проверяет по тренингу,

 составляет предложение со словами, объясняет правописание собственных существительных

tp://piratepad.net/MtTWSQON2l

Работа с текстом.

Выборочный диктант

Ос…нью лес молчит. Такая Тиш…!  Слышно, как уб…гает мыш… по сухим лист…ям.  Ум…лкают птицы. Ни звука. В такую пору особую радость приносит рабоч… музыка дятла. Кажется, не по дер...ву, а по тугой струне стучит м…лоток.

На электронной доске прочитать текст, озаглавить, объяснить орфограммы, выписать имена существительные,указать род,  указать  роль существительных в тексте

Учащийся выписывает имена существительные, объясняет, доказывает

ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Учитель -эксперт

подводит итоги  деятельности ученика

  Творческая работа

сочинение-миниатюра на тему «Лес»

 Написать сочинение -миниатюру по иллюстрации из презентации, используя имена существительные

Учащийся сочиняет текст, используя имена существительные, записывает его в тетрадь, читает, называет имена существительные

ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание

Рефлексия

Осознание социальной, практической и  личностной значимости учебного материала

Учитель просит ученика доказать важность изучения данной темы урока

Учащийся говорит о роли имени существительного в тексте и в жизни человека

Домашнее задание:

 1 повторить падежи имён существительных

2 составить кластер на тему «Имя существительное»

Учитель отправляет файл в Скайпе ученику с домашним заданием

Учитель, выставляя и комментируя оценку за урок, говорит о предметных и метапредметных планируемых результатах, как, в какой степени были решены  учебные проблемы



Предварительный просмотр:

Технологическая  карта  дистанционного урока

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Русский язык

Класс

5

Тема урока

Имя существительное как часть речи

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Умение на практике применять теоретические знания об имени существительном; овладение навыками анализа морфологических признаков имени существительного(умение задавать вопрос, определение категории одушевлённости, рода существительного)

Познавательные: работа с текстом, презентацией, обобщение.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем , умение  слушать собеседника, сочинять  тексты

Регулятивные: постановка учебных задач совместно с учителем, определение затруднений,  сравнение  действия и результата  с готовым образцом (самопроверка)

Осознание социальной, практической и  личностной значимости учебного материала

Решаемые учебные проблемы

Закрепить знания об имени существительном,  сформировывать орфографическую  зоркость учащегося

Основные понятия, изучаемые на уроке

Имя существительное

Вид используемых на уроке средств ИКТ

рабочая тетрадь,

http://piratepad.net/MtTWSQON2l

Скайп

презентация

Оборудование

компьютерная программа — Skype

Операционная система MacBook

электронная  доска tp://piratepad.net/MtTWSQON2l

презентация

   

Образовательные интернет-ресурсы

  http://www.gramota.ru/slovari/dic/,  http://english-kind.blogspot.com.es/search/label/. «Обучаем детей  в Интернете»), («Русский язык в картинках. основные правила»http://www.proshkolu.ru/user/Leman79/file/671663/%0D

Тема урока: Имя существительное как часть речи

Цели урока:

Деятельностная цель: формирование способности учащегося к новому способу действия определения имени существительного по грамматическим, морфологическим признакам

Образовательная цель: расширение понятийной базы имени существительного за счет включения в нее новых элементов

Коммуникативная: совершенствовать речевую деятельность учащегося.

Когнитивные задачи:

- Вспомнить и воспроизвести теоретический материал об имени существительном как части речи

- Развивать умения грамотно и быстро распознавать имя существительное, отличать его от других частей речи

Аффективные задачи:

- формировать позитивное отношение к исследовательской работе,  воспитывать интерес к изучению русского языка.

                     Организационная структура урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

(организационно-мотивационный)

Подготовка к уроку: перед уроком учитель загружает презентацию к уроку,    отправляет учащемуся в Скайпе пронумерованные файлы, необходимые для работы на уроке.

Учитель-координатор

Начало урока: учитель проверяет подготовку к уроку

Учащийся приветствует учителя и  сообщает  о  своем  настрое  и готовности к уроку.

Актуализация знаний

Игра «Третий лишний»

Бег, беговой, лесной, дождливый

Учитель диктует слова

Учитель просит сформулировать тему урока

Учащийся в тетради пишет под диктовку слова,  называет лишнее слово, объясняет

Формулировка темы урока

ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащегося в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

Создание проблемной ситуации

Учитель-навигатор управляет процессом

Ставит проблему, помогает составить план действий

Вопрос: по каким признакам определяем имя существительное как часть речи

Ученик называет морфологические признаки имени существительного, приводя примеры

(При затруднении обращается к интернет-ресурсу по ссылке )

http://www.proshkolu.ru/user/Leman79/file/671663/%0D

ЭТАП 3. Практикум

Учитель-координатор

помогает осуществить план действий

Закрепление изученного материала

Составление схемы или опорной записи:

(1 на какие вопросы отвечает,

2 что обозначает,

3 как определить категорию одушевлённости  

4 род существительного)

-Составить опорную запись «Признаки имени существительного»

В рабочей тетради ученик составляет опорную запись «Признаки имени существительного»

сущ:кто?    что? - предмет

      одуш  неодуш

м.р. - он мой

ж.р. -она моя

ср.р.-оно моё

Самопроверка по презентации (слайд 7,8)

Презентация

Слайд 3

Назвать существительные, доказать их отличие, составить словосочетания

Ученик называет существительные, определяет категорию одушевлённости, составляет словосочетания

Работа по сайту

 «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/e92131e2-85b9-ee62-b9c8-1d8c08dc1b5f/-

Раздел: имена собственные и нарицательные http://school-collection.edu.ru/catalog/res/15548710-77fe-4aae-8ed1-7d908c71ab25/view/

-По каким признакам отличаем собственные и нарицательные существительные?

Ученик работает по электронному тренажёру,

отвечает на вопрос, самостоятельно проверяет по тренингу,

 составляет предложение со словами, объясняет правописание собственных существительных

tp://piratepad.net/MtTWSQON2l

Работа с текстом.

Выборочный диктант

Ос…нью лес молчит. Такая Тиш…!  Слышно, как уб…гает мыш… по сухим лист…ям.  Ум…лкают птицы. Ни звука. В такую пору особую радость приносит рабоч… музыка дятла. Кажется, не по дер...ву, а по тугой струне стучит м…лоток.

На электронной доске прочитать текст, озаглавить, объяснить орфограммы, выписать имена существительные,указать род,  указать  роль существительных в тексте

Учащийся выписывает имена существительные, объясняет, доказывает

ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Учитель -эксперт

подводит итоги  деятельности ученика

  Творческая работа

сочинение-миниатюра на тему «Лес»

 Написать сочинение -миниатюру по иллюстрации из презентации, используя имена существительные

Учащийся сочиняет текст, используя имена существительные, записывает его в тетрадь, читает, называет имена существительные

ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание

Рефлексия

Осознание социальной, практической и  личностной значимости учебного материала

Учитель просит ученика доказать важность изучения данной темы урока

Учащийся говорит о роли имени существительного в тексте и в жизни человека

Домашнее задание:

 1 повторить падежи имён существительных

2 составить кластер на тему «Имя существительное»

Учитель отправляет файл в Скайпе ученику с домашним заданием

Учитель, выставляя и комментируя оценку за урок, говорит о предметных и метапредметных планируемых результатах, как, в какой степени были решены  учебные проблемы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Имя существительное - часть речи удивительная"

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по учебнику Е.А.Быстровой - обобщение изученного об имени существительном...

Технологическая карта урока «Имя существительное”

Технологическая карта урока «Имя существительное”...

Технологическая карта урока "Несклоняемые существительные" (6 класс. Программа Т.А. Ладыженской)

Тема урока: урок овладения новыми знаниями по теме «Несклоняемые существительные», тип урока - комбинированный....

Конспект открытого урока по русскому языку "Существительное", 7 класс

Конспект открытого урока по русскому языку "Существительное", 7 класс...