Подготовка к ГИА учащихся с низкими учебными возможностями.
статья по русскому языку (9 класс) по теме

В этой работе делюсь опытом работы по подготовке к ГИА учащихся с низкими учебными возможностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx299.76 КБ
Файл material.docx16.35 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тревожные дети. На этапе подготовки. Для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей этой категории приводит только к дезорганизации их деятельности. Задача взрослого — создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. В этом огромную роль играют поддерживающие высказывания: «Я уверен, что ты справишься».

Слайд 2

Неуверенные дети. На этапе подготовки. Очень важно, чтобы неуверенный ребенок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. При работе с такими детьми необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций ("Сначала реши простые задания, а потом переходи к сложным"). Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо дождаться, когда он примет решение ("Как ты думаешь, с чего лучше начать: с простых или сложных заданий?").

Слайд 3

Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации. Психические функции формируются через наличие внешних опор. Поэтому на этапе подготовки очень важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства. Такими средствами могут стать песочные часы, отмеряющие время, нужное для выполнения задания; составление списка необходимых дел (и их вычеркивание по мере выполнения); линейка, указывающая на нужную строчку и т.д. Бесполезно призывать таких детей "быть внимательнее", поскольку это им недоступно.

Слайд 4

Астеничные дети. ГИА требует высокой работоспособности на протяжении достаточно длительного периода времени. Поэтому у астеничных детей очень высока вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости С астеничными детьми очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребенок не сможет соответствовать: "Некоторые выпускники занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал". Ребенок не притворяется, просто таковы его индивидуальные особенности .

Слайд 5

Памятка для учащихся по подготовке к итоговой аттестации. 1.Старайтесь, как можно чаще использовать проверку своих знаний в тестовой форме. 2 Вам необходимо обладать некоторыми знаниями о построении теста . • Проанализируйте тест: для проверки какой области знаний он предназначен; сколько времени выделяется на работу с тестом; как необходимо работать с ним; какие типы заданий он включает; • есть ли необходимость рисовать графики, писать формулы, составлять таблицы или схемы?

Слайд 6

Технология написания изложения. Алгоритм написания (помните, текст изложения читается два раза не вашим учителем , а диктором ): • 1.При первом чтении внимательно слушайте текст, попробуйте определить и сформулировать его главную мысль. • 2.Попробуйте чётко представить, как эта мысль развивается в тексте, сколько ступенек ( микротем ) имеет в своём развитии, а значит, сколько в тексте абзацев. • 3.В перерыве между первым и вторым чтением попробуйте сформулировать эти микротемы , оставив место для исправления и дополнения во время второго чтения.

Слайд 7

Технология написания изложения 4.Во время второго чтения можно делать подробные записи текста, а лучше пытаться фиксировать сразу только главное, что относится к каждой из микротем . 5.После второго чтения в черновых записях исключить лишнее с помощью нескольких способов сокращения текста. 6.Следующий шаг важен и необходим – обязательно напишите черновик сжатого изложения , деля его на абзацы , т.к. текст у вас должен быть другим, по сравнению с исходным текстом изложения.

Слайд 8

Пропедевтические упражнения могут быть нескольких типов. 1.Выделение главной информации предложения ( простого или сложного ). 2.Выделение предложения, в котором заключена главная (основная) мысль микротекста (абзаца ). 3.Выделение детализирующей, объясняющей части микротекста. 4.Сокращение предложения, микротекста за счет исключения деталей , подробностей . 5.Расширение , развертывание предложения, микротекста путем введения деталей, подробностей, объяснений , раскрытия содержания обобщающего слова и т. д ..

Слайд 9

ПРОЧИТАТЙТЕ ТЕКСТ. СОКРАТИТЕ ЕГО, ИСПОЛЬЗОВАВ ИСКЛЮЧЕНИЕ ВТОРОСТЕПЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадежные люди. (По В. И. Курбатову)

Слайд 10

ПРОЧИТАТЙТЕ ТЕКСТ. СОКРАТИТЕ ЕГО, ИСПОЛЬЗОВАВ ЯЗЫКОВОЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ. В нашей семье, по тогдашнему времени считавшейся передовой и либеральной, много говорили о народе, но подразумевали под ним преимущественно крестьян, а о рабочих, пролетариате, говорили редко.__

Слайд 11

СОКРАТИТЕ ТЕКСТ, ИСПОЛЬЗОВАВ ЯЗЫКОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ. Умение завязываться в узлы, лежать на гвоздях, ходить по раскалённым углям, останавливать дыхание и продолжительное время жить без еды и воды – всего лишь внешняя, удивительная для наблюдателя сторона жизни йогов.

Слайд 12

СОКРАТИТЕ ТЕКСТ, ИСПОЛЬЗОВАВ СЛИЯНИЕ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В СЛОЖНОЕ. Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник.

Слайд 13

СОКРАТИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ИСПОЛЬЗОВАВ УПРОЩЕНИЕ (ЗАМЕНУ ). Чтобы получилась чайная ложечка мёда, двести пчёл должны трудиться весь день, собирая нектар с тысяч цветков, а для того, чтобы запасти килограмм, на сбор нектара отправится уже не сотенная, а тысячная армия.



Предварительный просмотр:

Актуальная проблема многих образовательных учреждений на современном этапе развития школы – не потерять, не упустить учащихся с низкими учебными возможностями, а развивать их.    

Обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям, пожалуй, самая сложная задача, стоящая перед учителем. И решить её невозможно без дифференцированного подхода к их обучению. При любом коллективном или фронтальном обучении усвоение знаний и умений происходит индивидуально в соответствии:

  1. с уровнем работоспособности и темпом учащихся;
  2. с особенностями восприятия, памяти, мышления.

Анализ экзаменационных работ показывает, что большая часть выпускников испытывает затруднения при выполнении всех видов заданий ГИА, основными причинами невыполнения заданий можно отметить:

  1. Низкие учебные возможности некоторых учеников;
  2. Невнимательное чтение заданий;
  3. Непосещение консультаций, дополнительных занятий, пропуски уроков некоторыми учениками;
  4. отсутствие системы   знаний у девятиклассников.

Затруднения выполнения учащимися заданий ГИА объясняется преимуществом информационного принципа преподавания над практико-ориентированным подходом к обучению русскому языку в основной школе. Необходимо пересмотреть формы контроля знаний и умений учащихся. Традиционный диктант теряет свою значимость. Оптимальной формой контроля может стать тест, комплексная работа с текстом, творческое сочинение на лингвистическую тему.

Целесообразно знакомить каждого девятиклассника с критериями оценивания изложения и сочинения, что позволяет избежать ошибок в построении текста, выделении микротем, помогает объективно оценивать собственную работу. В процессе подготовки можно предложить учащимся проанализировать варианты экзаменационных работ, выполненных девятиклассниками в предыдущем учебном году, причем допущенные ошибки вынести на поля, но в тексте не пометить. В ходе такой работы возникает понимание того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание. Данный аналитический подход будет полезен как ученику, так и учителю.

Формированию комплекса умений на основе работы с текстом способствует использование метода межпредметной интеграции. На уроках литературы предлагаются такие формы деятельности, как конспектирование, реферирование, составление планов и отзывов. Результаты показывают, что учащиеся, систематически выполняющие данные виды работ, успешнее овладевают речевыми навыками.

 Чтобы организовать  продуктивную деятельность учащихся с низкими учебными возможностями, необходимо работать с ними индивидуально, используя те формы деятельности, которые активизируют их познавательные способности, помогают детям овладеть навыками грамотного письма.

В работе с учащимися с низкими учебными возможностями я использую:

- вопросы и упражнения для воспроизведения теоретического учебного материала (в том числе нового), знание которого необходимо для решения основной задачи;

- задания с наличием образца выполнения;

- задания, в которых учащиеся выполняют только отдельные его части;

- задания со вспомогательными вопросами;

- задания с инструкциями, указаниями, алгоритмом действий.

В системе обучения русскому языку индивидуальный подход к учащимся носит ярко выраженный характер на уроках, посвящённых выполнению работы над ошибками.

При подготовке к уроку работы над ошибками, допущенными в сочинении или изложении, я  выписываю типичные стилистические ошибки, погрешности и  разбираю их в классе вместе с ребятами. Фамилии ребят, допустивших ошибки я не называю. И наоборот, удачные предложения, выражения, места в работах я не только зачитываю в классе, но и называю автора. Таким образом, в ребятах появляется уверенность в своих силах и желание писать лучше.  После анализа сочинений, ребята самостоятельно начинают обычную работу над орфографическими и пунктуационными ошибками.

Использую мини-тесты (на выборку и по методу исключения понятия).  В них наряду с теоретическим материалом содержится несколько вопросов практического плана. Выполненный тест проверяем на этом же уроке, а в течение последующих уроков провожу аналогичные.

        Рекомендации для подготовки к ГИА в 2014 году:

  1. Использовать современные методики преподавания и диагностики учебных достижений учащихся.
  2. Применять задания в тестовой форме в ходе различных видов контроля и промежуточной аттестации.
  3. Каждому педагогу иметь систему заданий для самостоятельной работы учащихся и развития общеучебных умений и навыков.
  4. Разработать проблематику тематических консультаций для выпускников при подготовке к ГИА.
  5. Обеспечить создание эффективной системы образовательного мониторинга.
  6. Оказывать педагогическую помощь выпускникам в объективизации самооценки своих учебных и личностных достижений.

 
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс с учащимися, имеющими низкую мотивацию и низкие учебные возможности в условиях вечерней школы

мастер- класс  показан на основе буклета с учащимися, имеющими низкую мотивацию и низкие учебные возможности в условиях вечерней школы. ...

Индивидуальный образовательный маршрут учащегося с низкими учебными возможностями

Индивидуальный образовательный маршрут учащегося с низкими учебными возможностями...

Проблемы мотивации учащихся с низкими учебными возможностями при подготовке к ОГЭ по математике.

В современных условиях особенно актуально организовать процесс обучения так, чтобы его образовательный результат проявлялся в формировании системы жизненно важных, практически востребованных знаний и ...

Работа с учащимися низких учебных возможностей

Работа с учащимися низких учебных возможностей...

Выступление на методическом объединении: «Организация работы с обучающимися, имеющими низкие учебные возможности»

Выступление на методическом объединении:«Организация работы с обучающимися, имеющими низкие учебные возможности»...

Выступление на методическом объединении: «Организация работы с обучающимися, имеющими низкие учебные возможности» Презентация

Выступление на методическом объединении:«Организация работы с обучающимися, имеющими низкие учебные возможности»Презентация...