Главные вкладки

    Проблемы мотивации учащихся с низкими учебными возможностями при подготовке к ОГЭ по математике.
    статья по математике (9 класс) на тему

    Волкова Ольга Владимировна

    В современных условиях особенно актуально организовать процесс обучения так, чтобы его образовательный результат проявлялся в формировании системы жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, что позволит учащимися адаптироваться к жизни и относиться к ней активно и творчески. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Проблемы мотивации учащихся с низкими учебными возможностями при подготовке к ОГЭ по математике.

             Результаты ОГЭ зависят не только от интеллектуальных способностей, но и от личностного развития: желания познавать новое, мотивации, ценностных ориентаций, способности к самообразованию и т. д. Сейчас ни для кого не секрет, что успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько его желанием учиться, то есть мотивацией. Для успешного овладения каждой деятельностью необходим определенный уровень интеллекта; дальнейший же успех обусловливается не интеллектом, а другими индивидуально-психологическими особенностями. Известна также масса случаев, когда дети, обладающие блестящими умственными способностями, имели слабую успеваемость и, наоборот, дети-отличники отличались вполне посредственными способностями.

     Мотивация – это побуждение к действию, динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. Таким образом, мотив – это смысл поведения и деятельности человека. Однако ученик не может быть замотивирован на успешную сдачу ОГЭ, если ранее у него не было мотивации к изучению предмета. Поэтому работу по повышению мотивации у школьников к изучению математики необходимо начинать с самых первых уроков в 5 классе. Известно, что развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, которая   вызывает положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным, усиливающим роль положительных эмоций. Однако по мере вхождения ребенка в подростковый период происходят существенные изменения в характере, в его учебно - познавательной деятельности. Учеба перестает быть ведущей деятельностью, и активность подростка в большей степени направляется на общение со сверстниками, на внеклассные виды деятельности. В этом возрасте особенно важно сформировать у школьников позитивную и устойчивую самооценку личности, уверенность в собственных силах, веру в возможность достижений и в собственную состоятельность.

    Педагогические методы и приёмы стимулирования и мотивации учения. Итак, мотивация-это самая сложная проблема, с которой приходится работать, но и самая интересная. На уроках математики я использую ряд упражнений и педагогических приёмов, позволяющих формировать и развивать мотивацию. Некоторые из них я предлагаю вашему вниманию.

     1. Создание ситуации успеха  позволяет замотивировать ребят на активную работу во время урока. Приучаю во время фронтального опроса отвечать, начиная словами: “Я знаю, что…”.

     2. Безусловно, освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля – сильное мотивирующее средство. Заблаговременно оговариваю, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания.

     3. Оценка – не отметка. Отмечаю вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

     4. Кредит доверия. В некоторых случаях ставлю отметку “в кредит”. Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Для меня важно дать понять, что я верю в него, есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.

     5. Закрепление правил в игре с мячом. Закрепление происходит быстрее (когда бросают мяч, возникает состояние конфузного транса, т.е. сознание занято контролем за движениями и ловлей мячика). Сразу понятно, кто как освоил тему.

    6. В начале урока: – Сядьте те, кто доволен своей домашней работой. – А что тебя огорчило? Чем ты недоволен? (Радуюсь и огорчаюсь вместе с ребятами.) – Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня решать без ошибок… – Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски…

     7. “Оратор”. За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

    Пути повышения мотивации

     1. Применяю наглядность как средство развития интереса к урокам. Считаю, что использование наглядности на уроках математики способствует формированию четких представлений о правилах и понятиях, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике.

     2. Использую на уроках современные информационные технологии, которые, с одной стороны, способствуют повышению учебной мотивации учащихся, формированию ключевых компетенций, а с другой – организуют работу учащегося и учителя. Компьютер используется с самыми разными целями: как средство обучения, источник информации, способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство контроля и оценивания качества обучения, для проведения интегрированных уроков.

     3. Мыслительные задачи. Это также один из приёмов, используемых мною для развития интереса к занятиям по математике. Когда ученик видит, для чего он вместе с учителем производит сложную работу, требующую от него напряжения умственных сил, у него возникает интерес к учебным занятиям.

     4. Игровые технологии, которые, безусловно, развивают интерес к урокам математики. Их я использую в основном в 5-6-ых классах. Это связано с тем, что пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов.

     5. Использую на уроках разгадывание или составление кроссвордов. Составление кроссвордов может играть роль итогового задания. Составление кроссворда требует отбора слов в соответствии с изучаемой темой. Выполняя такую работу, ученики должны обращаться к учебнику, справочнику, чтобы набрать необходимое количество терминов, уточнить определение понятия.

     Существенную роль в обеспечении успешности обучения играет контроль над учебной деятельностью учащихся. В своей практике я использую различные формы контроля: устный опрос, письменные контрольные работы, индивидуальные карточки, тесты, творческие задания,  учитывая их влияние на всестороннее развитие учащегося и на дальнейший ход процесса усвоения знаний.  Постоянно развиваю у учащихся способность к самооцениванию.

     Очень важной формой обучения является индивидуализированное обучения, т. е. такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными. Она предполагает проектирование учебной деятельности на основе индивидуальных качеств ребенка (интересов, потребностей, способностей, интеллекта и др.)  В учебной деятельности чрезвычайно важно то, насколько самостоятелен учащийся в усвоении знаний, формировании умений и навыков. Самостоятельность в учебной деятельности прямо связана с самостоятельностью мышления, осознанным выбором вариантов решения познавательной задачи, критической самооценкой всего воспринимаемого. Индивидуализированная форма обучения предоставляет большие возможности для самостоятельной деятельности школьников. В своей повседневной работе в течение длительного времени я изучаю своих учеников, для того чтобы обоснованно индивидуализировать учебные задания. Большую помощь в работе оказывают дополнительные занятия с учащимися после уроков. Здесь можно уделить внимание каждому ученику, ответить на его вопросы, а также отследить, понимает ли он тему занятия и справляется ли он с заданиями. Есть возможность дать практические рекомендации по выполнению тестовых заданий по всем частям ОГЭ. Обязательно использование во время работы справочных  материалов, таблиц и схем, алгоритмов.

             Итак, ведя кропотливую работу по повышению мотивации у школьников к изучению математики, начиная с 5 класса, в 9 классе, непосредственно приступая к процессу подготовки школьников к ОГЭ , я уже могу прогнозировать результат, учитывая индивидуальные способности каждого ученика. И могу быть твёрдо уверенной, что мои ученики уже имеют мотивацию на успешную сдачу ими ОГЭ.

             Таким образом, постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по математике помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний. Мною представлена только часть той работы, которая ведется по подготовке к ОГЭ и успешной сдаче экзамена. Самое главное, на мой взгляд, в любой методике, в любой работе – это желание, осознание важности такой работы самим учащимся, кропотливая деятельность вместе с учителем. В современных условиях особенно актуально организовать процесс обучения так, чтобы его образовательный результат проявлялся в формировании системы жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, что позволит учащимися адаптироваться к жизни и относиться к ней активно и творчески. «Трудности – это то, что делает жизнь интересной, их преодоление - содержательной».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРОГРАММА «Работа с учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию»

    2.1. Актуальность программы.        Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.  Основная пробл...

    Подготовка к ГИА учащихся с низкими учебными возможностями.

    В этой работе делюсь опытом работы по подготовке к ГИА учащихся с низкими учебными возможностями....

    Мастер- класс с учащимися, имеющими низкую мотивацию и низкие учебные возможности в условиях вечерней школы

    мастер- класс  показан на основе буклета с учащимися, имеющими низкую мотивацию и низкие учебные возможности в условиях вечерней школы. ...

    Индивидуальный образовательный маршрут учащегося с низкими учебными возможностями

    Индивидуальный образовательный маршрут учащегося с низкими учебными возможностями...

    «Организация индивидуальной работы с учащимися с низкой учебной мотивацией на уроках физики»

    Сообщение на совещании при директоре на тему «Организация индивидуальной работы с учащимися с низкой учебной мотивацией на уроках физики»....

    Работа с учащимися низких учебных возможностей

    Работа с учащимися низких учебных возможностей...