рабочая программа по русскому языку для 9 класса
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме

Поцелуева Ирина Григорьевна

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса с пояснительной запиской и календарно - тематическим планированием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus._9.docx277.81 КБ

Предварительный просмотр:

 Пояснительная записка.

 Рабочая программа по русскому языку создана на основе федерального компонента государственного стандарта общего среднего образования, программы по русскому языку М.: Просвещение, 2008, авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский, из расчета 2 часа в неделю, 68 часа в год.

     Программа включает разделы:

1) Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения;

2) Основные содержательные линии программы;

3) Требования к уровню подготовки оканчивающих курс 9 класса;

4) Содержание программы с примерным распределением учебных часов по разделам курса;

5) Календарно-тематическое планирование.

     Общая характеристика учебного предмета.

Владение русским языком, умение обращаться добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения учащегося школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ученика, развивает его абстрактное мышление, память, воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку    на базовом уровне, как и на предшествующем этапе, структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим развивается и совершенствуется коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях обращения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащегося средней школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как о знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии функционировании, общих сведений о лингвистике как науке: владение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи уч-ся; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В основу программы положена идея личностного ориентированного когнитивно-коммуникативного обучения русскому языку. Рабочая программа ориентирована на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащегося средней школы.  

На базовом уровне, прежде все решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающимися и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, базовая школа обеспечивает общекультурный уровень человека.

                                              Цели и задачи.

Свободное владение родным русским языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности.

Учебный предмет «Русский язык» имеет познавательно-практичекую направленность, т. е. дает знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Специальными целями преподавания русского в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащегося.

А также применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике: повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения.

                                                 Методы.

Основными методами при реализации программы является следующее; проблемно-поисковый подход и исследовательский; усиление практической направленности обучения русскому языку в школе требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыком; усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов  языка, при проведении всех видов разбора, которые, прежде всего, следует использовать для объяснения условий выбора орфограммы и знаков препинания, а также для выработки навыков самоконтроля; важнейшим направлением является формирование навыков грамотного письма. Важно обеспечить закрепление орфографических и пунктуационных ошибок навыков при изучении без исключения разделов и тем школьного курса русского языка, тем самым создавая непрерывность в совершенствовании навыком правописания.

Место предмета в Федеральном базисном учебном плане.

Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне в 9 классе в объеме 68 часов в год (2 часа в неделю). 1 четверть – 17 ч., 2 четверть – 16 ч., 3 четверть – 18 ч., 4 четверть – 15ч.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.

Направленность на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения учащийся получает возможность совершенствовать общеучебные умения и навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и  развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для уч-ся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку).

Методическое обеспечение.

1. Учебник Бархударов С. Г., Крючков С. Е., Максимова Л. Ю. и другие. Русский язык 8 кл., М.: Просвещ., 2008 г.;

 2. Е. В. Петрова. Рабочая тетрадь к учебнику С. Г. Бархударова и др. «Русский язык» 8 кл., М.: Экзамен, 2008 г.;

3. Л. А. Кулюкина, А. А. Позднякова. Дидактические материалы по русскому языку  8 кл. к учебнику С. Г. Бархударова и др., М.: Экзамен, 2008 г.;

4. Тестовые задания по русскому языку 8 кл. А. Б. Малюшкин, М.: Творческий центр. Сфера, 2009г.;

5. В. В. Бабайцева, М. И. Сергиенко Русский язык. Рабочая тетрадь. 8 кл., М.: Дрофа, 2007 г.;

6. Е. И. Орлик. Тесты, Развивающие логику и мышление. 5-9 кл. М.: Грамотей, 2005 г.;

8. Г. И. Блинов, Антохина В. А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации 5-9 кл. М.: Просвещение, 2008 г.;

9. П. Ф. Ивченко Обучающие изложения, 5-9 кл. М.: Просвещение, 2005 г.;

10. Материалы журналов «Русский язык» с приложением; таблицы, раздаточный материал.

Основные требования к уровню подготовки уч-ся за курс 9 класса.

           1.Учащиеся должны знать изученные сведения о языке, определения основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновать свои ответы, приводя нужные примеры.                                                                                                                               2. К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:                      - производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;                                                                                                           - составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;                                                                                    - определять стиль и тип текста;                                                                                                                                                               - соблюдать все основные нормы литературного языка.                                                                                   По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.  По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать свой выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов. Правильно писать изученные в 5-9 классах слова с непроверяемыми орфограммами.                                          По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи). Писать сочинения публицистического характера. Писать заявление, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковые ошибки в своем тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.

Содержание программы.

Тема

Часы

1.

Международное значение русского языка.

Тема: Повторение пройденного в 5-8 классах.

1

7+2

1.1.

Фонетика.

1

1.2.

Лексика и фразеология.

1

1.3.

Словообразование и морфемика.

1

1.4.

Морфология.

1

1.5.

Синтаксис словосочетание и простого предложения.

2

1.6.

Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного в 5-8 классах».

1

1.7.

Рр Сочинение по картине В. М. Васнецова «Баян».

2

1.

1.1.

Раздел. Сложное предложение. Культура речи.

Тема «Сложное предложение».

2+1

1.1.1.

Основные виды сложного предложения

2

1.1.2.

Рр. Способы сжатого изложения текста.

1

1.2.

Тема «Сложносочиненные предложения».

3+1

1.2.1.

Основные группы ССП по значению и союзам. Знаки препинания.

1

1.2.2.

Рр. Рецензия.

1

1.2.3.

Сложносочиненные предложения.

2

1.3.

Тема «Сложноподчиненные предложения.

22+5

1.3.1.

Строение сложноподчиненного предложения и пунктуацию в нем.

1

1.3.2.

Сложноподчиненные (ССП) с придаточными определительными.

2

1.3.3.

ССП с придаточными изъяснительными.

2

1.3.4.

ССП с придаточными обстоятельственными.

1

1.3.5.

Придаточные предложения образа действия и степени.

2

1.3.6.

Придаточные предложения места.

1

1.3.7.

Придаточные предложения времени.

2

1.3.8.

Повторение придаточных определительных, изъяснительных, обстоятельственных места и времени.

1

1.3.9.

Придаточные предложения условные.

1

1.3.10.

Придаточные предложения причины.

1

1.3.11.

Придаточные предложения цели.

1

1.3.12.

Придаточные предложения сравнительные.

2

1.3.13.

Придаточные предложения уступительные.

1

1.3.14.

Придаточные предложения следствия.

1

1.3.15.

СПП с придаточными  присоединительными.

1

1.3.16.

Основные виды ССП с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них.

1

1.3.17.

Рр. Деловые бумаги.

1

1.3.18.

Рр . Изложение с элементами сочинения (или сжатое).

2

1.3.19.

Зачетный урок по теме «ССП и СПП».

1

1.3.20.

Рр. Сочинение о жизни молодежи.

1

1.3.21.

Рр Сочинение на лингвистическую тему (у.)

1

1.4.

Тема Бессоюзное сложное предложение.

6+2

1.4.1.

Бессоюзные сложные предложения.

1

1.4.2.

Двоеточие в БСП.

1

1.4.3.

Тире в БСП.

1

1.4.4.

Двоеточие, тире, запятая и точка с запятой в БСП.

1

1.4.5.

Зачетный урок по теме «БСП и пунктуация в них».

1

1.4.6.

Контрольный диктант по теме «Сложные предложения».

1

1.4.7.

Рр. Реферат.

2

1.5.

Тема «Сложные предложения с различными видами связи».

5+2

1.5.1.

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.

2

1.5.2.

Знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях.

2

1.5.3.

Рр Сочинение о выборе профессии.

2

1.5.4.

Авторские знаки препинания.

1

1.6

Раздел 2. Общие сведения о языке.

Тема «Общие сведения о языке.

3

1.6.1.

Русский литературный язык и его стили.

1

1.6.2.

Наука о русском языке и ее разделы. Ученые – лингвисты.

2

3.

3.1.

Раздел. Повторение изученного в 5-9 классах.

Тема «Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи.

4+2

3.1.1.

Текст. Тема. Основная мысль.

1

3.1.2.

Правописание различных частей речи.

2

3.1.3.

Итоговый контрольный диктант.

1

3.1.4.

Рр Сочинение морально-этического характера.

2

Итого:

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...