Здоровьесберегающие подходы к учебно-воспитательной работе
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме

Варюхина Анна Александровна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 5 классе.

Тема. Обращение.

Тип урока: урок-исследование

Цель урока:

             1) знакомство с обращением как новой коммуникативной единицей;

             2) употребление обращений в устной и письменной речи, выделение обращений в устной и письменной речи;

             3) воспитание умения общаться.

Методы обучения: словесный, наглядный, исследовательский.

Оборудование: компьютер, медиа-проектор, учебник, карточки с заданиями.

Современные образовательные технологии: личностно-ориентированное обучение, информационно-коммуникативные технологии

Структура урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Интрига.
  4. Объявление темы урока.
  5. Новый материал (исследование)
  6. Выступление заранее подготовленного ученика с презентацией «Обращение» (см. распечатки слайдов)
  7. Физкультминутка. Релаксация глазных мышц (комплексные упражнения)
  8. Закрепление темы. Групповая форма работы.
  9. Проверка выполнения заданий.
  10.  Совет поэта В.Солоухина.
  11. Релаксация. Подведение итогов урока.
  12. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент (проверка отсутствующих, рабочей позы  и психологического настроя учащихся, создание рабочей настроенности)
  2.  Проверка домашнего задания.

     1)  Взаимопроверка выполнения домашнего задания.

В случае необходимости учитель консультирует проверяющего и проверяемого. Просмотрев работу товарища, ученик зеленой пастой ставит качественную оценку («отлично», «хорошо», «подумай»)

Учитель читает проверенную учеником работу, оценивает тщательность проверки.

Вывод учителя об уровне взаимопроверки.

2) Проверим эрудицию!

Учиель. На прошлом уроке мы познакомились с обобщающими — родовыми — словами. Выполните следующее задание.

Учитель называет ряд однородных членов, а ученики — обобщающее слово.

Приставка,                                    (морфемы)

корень,

окончание...

Самолет,                                        (воздухоплавательные

вертолет,                                       аппараты)

аэростат...

Сердиться,                                     (гневаться)

топать ногами,

кричать...

Зеленый,                                       (холодные цвета

синий,                                            или цвета весны)

голубой...

Шприц,                                         (медицинские

скальпель,                                     инструменты)

хирургические зажимы...

Вывод (учащиеся проговаривают правило). При однородных членах могут быть слова, которые являются общими по значению для стоящих при них однородных членов. После обобщающего слова перед однородными членами ставится двоеточие.

    III.  Интрига.

Учитель (вроде бы непреднамеренно, проходя по классу).

- Катюша, а у тебя новая прическа! Саша, поздравляю, ты написал интересное сочинение по картине Васнецова! Ну что ж, мои ученики, урок русского языка уже начался!

- Чем интересны были мои реплики, обращенные к вам, с точки зрения строения предложения? Как называют слова, которые мы произносим с целью привлечения к себе внимания собеседника?

    IV. Объявление темы урока.

    V.  Новый материал (исследование).

1.Учитель. К кому мы обращаемся? Вопрос вроде бы простой, но не торопитесь с ответом. Запишем примеры для наблюдений (дети списывают предложения, спроецированные на экран)

Спи, Аленушка, спи, красавица!

Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?

Я люблю тебя, жизнь!

Свет мой, зеркальце, скажи

Да всю правду доложи...

Эти примеры взяты из жизни, художественной литературы, песни. Прочитайте их выразительно. Найдите в примерах слова, которые называют того, к кому обращена мысль, т. е. адресата. Надпишем над обращениями обращение. Обобщите наблюдения: к кому может обратиться человек с речью? (Рядом с примерами напишем: к человеку, к природе, к явлению, к предмету.)

Если мы обращаемся к природе или предметам, то наделяем их способностью чувствовать, думать, страдать, т. е. мы относимся к ним как к живому лицу. Такие обращения называются обращениями - олицетворениями.

Запишем термин, разберем слово олицетворение по составу.

2.В какой форме выражается обращение? Какой частью речи? Смотрим наши примеры:

а) сущ. нариц. и собств. в им. п.;

б) сущ. + прилаг. в им. п. (распространенное обращение).

3.Где стоит обращение в предложении? Это важно для знаков препинания и интонационных пауз.

Приведите из написанных примеров случаи, когда обращение стоит:

а) в начале предложения (Свет мой, зеркальце,...);

б) в середине предложения;

в) в конце предложения.

4. С чем можно спутать обращения? Как различить обращение и подлежащее?

Сравним:

Косой глаз и волка не боится.

Эй, косой глаз, ты и волка не боишься?

 

(Обращение можно спутать с подлежащим, т. к. оба слова стоят в им. п. Подлежащее является главным членом предложения и действует вместе со сказуемым, а обращение — служебное слово, не является никаким членом предложения.)

    VI.Выступление заранее подготовленного ученика с презентацией «Обращение» (см. распечатки слайдов).

    VII. Физкультминутка. Релаксация глазных мышц (комплексные упражнения)

     VIII. Закрепление темы. Групповая форма работы (класс разбивается на несколько групп с учетом уровня подготовленности учащихся; каждая группа выбирает определенное задание и выполняет его сообща)

Уровень сложности № 1.

Задание 1. Выполнение упр. № 213. Прочитайте сказку по ролям, найдите в тексте обращения; выпишите их.

Лисица от собак бежала, бежала да под пенек в норку и ушла. Залезла в нору, отдышалась и начала спрашивать:

— Глазки, глазоньки, что вы делали?

— Мы смотрели, чтоб собаки лисоньку не съели.

— Ушки, ушки, что вы делали?

— Мы слушали, чтоб собаки лисоньку не скушали.

— Ножки, ноженьки, а вы что делали?

— Мы бежали, чтоб собаки лисоньку не поймали.

— А ты, хвостище, что делал?

— Я по пням, по кустам цеплял да тебе бежать мешал. Рассердилась лиса на хвост и высунула его из норы.

— Нате, собаки, ешьте мой хвост!

Собаки ухватили лису за хвост и вытащили ее из норы.

Уровень сложности № 2.

Задание 2 (на карточке). 

Найдите во фрагментах из писем А. С. Пушкина обращения, выделите запятыми. Измените конструкции предложений (поставить обращение в начало или конец предложения). К подчеркнутым словам устно подберите однокоренные.

Поздравляю вас почтенный Сергей Иванович с...

Виноват Ваше сиятельство кругом виноват...

Друг мой жёнка на прошедшей почте...

Безалаберный полно писать глупости...

Что значит слово безалаберный?

► Что можно сказать об авторе этих строк по использованным им обращениям?

 IX. Проверка выполнения заданий. Рассуждения учащихся. Вывод учителя.

        X. Совет поэта В.Солоухина. Один учащийся работает у доски.

1.Выразительно прочитайте совет.

2.Перечитайте текст со всеми знаками препинания.

3.Найдите в 1-м сложном предложении: границу между простыми; распространенное обращение; однородные члены, связанные перечислительной интонацией и бессоюзной связью.

4.Сделайте схему однородных сказуемых в последнем предложении

(то О, то О)

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Учитель. Поэт дал нам совет «подумать, не спешить», обращаясь к кому-то. Я же его дополню: всегда помните, что обращение — это слово, произнесенное с учетом возраста, степени близости с адресатом и его положения.

Книга о культуре поведения во времена Петра I называлась «Юности честное зерцало». Вот наказ юношам: Вежливому быть на словах, а шляпу держать в руках не убыточно, а похвалы достойно, и лучше, когда кто про кого говорит: «Он есть вежлив, смиренный кавалер и молодец», нежели про кого скажут: «Он есть спесивый болван».

     XI. Релаксация. Подведение итогов урока. Оценка деятельности  учащихся на уроке.

Мы познакомились с обращением как необходимым явлением нашей речи. Чем полезен был для вас этот урок?

Размышления учащихся

Вывод (учитель). Обращение — вещь тонкая, связанная с нашей общей культурой, воспитанием, образованием. Оно характеризует не столько того, к кому мы обращаемся (адресата), сколько нас самих.

     XII. Домашнее задание: параграф 42, упр.215. Комментарий учителя  к выполнению домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу ...

Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе

Современные теоретические, методические подходы к формированию здоровья учащихся в педагогическом процессе и в повседневной жизни. Принципы здоровьесбережения.Технологии оптимальной организации учебно...

«Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе»

Использование основных здоровьесберегающих технологий в  учебно-воспитательном процессе...

Комплексный подход к учебно-воспитательной работе с детьми девиантного поведения

Презентация к семинару "Комплексный подход к учебно-воспитательной работе с детьми девианетного поведения"...

Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе школы

Данное практическое пособие поможет учителю проанализировать урок с точки зрения создания здоровьесберегающих условий. Указана продолжительность домашних занятий для каждого класса. Даны практические ...

«Здоровьесберегающий режим в учебно-воспитательной работе».

laquo;Здоровьесберегающий режим в учебно-воспитательной работе». Выступление на заседании МО...