Разработка урока по теме: "Правописание предлогов"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Зуева Юлия Александровна

Урок был дан во время аттестации. Особенностями является интеграция двух предметов - русского языка и литературы. Примеры взяты из повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" или касаются данного текста

Скачать:


Предварительный просмотр:

День 2. Урок 3. Правописание предлогов

Цель: формировать умение правильно писать производные предлоги

Задачи:

- познакомить учащихся правописание предлогов В ТЕЧЕНИЕ, В ПРОДОЛЖЕНИЕ, ВСЛЕДСТВИЕ, ВВИДУ, НЕСМОТРЯ НА;

- развивать навыки группового взаимодействия;

- формировать и развивать умение анализировать информацию, изменять способ подачи материала: переводить таблицы-алгоритмы в связный  текст.

Оборудование:

Презентация «Правописание предлогов», рабочие листы для работы в группах, организация рабочих столов для 5 групп.

Ход урока

  1. Организационный момент. (1)

– Присаживайтесь, ребята. Мы продолжаем изучать тему погружения. Какие части речи я только что употребила при обращении к вам?

(гл, сущ, мест.)

- Какие это части речи?

(самостоятельные)

- Всегда ли, составляя предложения, можно обойтись только самостоятельными частями речи?

(нет, часто для связи слов в предложении мы используем и служебные части речи: предлоги, союзы, частицы)

  1. Актуализация изученного. (1)

- Что такое предлог? Для чего он служит? Что мы уже знаем о предлоге?

(слайд 2)

2. Мотивация. (слайд 3)(3)

- Посмотрим на предложения и найдем ответ: Укажите предложение, где выделенные слова пишутся раздельно.

1.  (В)(ТЕЧЕНИЕ) двух последних недель стоят морозы

2.  Минут десять я трачу, (ЧТО)(БЫ) добраться до лицея.

3.  (В)СЛЕДСТВИЕ сильных морозов занятия проходили дистанционно.

– Какие вопросы грамматики, связанные с предлогами,  проверяются в данном задании? (дополнительный вопрос, если не ответят:  Что мы обычно изучаем о той или иной части речи во второй день?) 

(правила написания)

- При правописании предлогов возникает ряд сомнений.  Эти вопросы обсудим сегодня на уроке.

  1. Сформулируем тему и цель урока (слайд 4)

- Итак, сформулируем тему урока и запишем ее в тетрадь

(«Правописание предлогов»)

- А кто уже дома внимательно читал параграф 146 и уже знает, как пишутся некоторые производные предлоги: в течение, в продолжение, вследствие, ввиду, несмотря на.

- Для тебя будет другое задание – пользуясь интернетом, поищи интересную информацию о предлогах, об истории их возникновения или интересные задания по нашей теме.

- Так, а мы в группах давайте определим цель работы.

- научиться правильно писать производные предлоги.

- Как достичь эту цель? Обсудим ход работы на уроке. У вас уже было погружение химии? Ставили опыты? Оказывается опыты можно ставить и при изучении словесности. И мы даже ставили их раньше. Итак, мы пойдем опытным, то есть эмпирическим путем: (слайд 5)

4. Работа в группе 1. (7)

- Для этого будем работать в группах, а потом перемешаемся.

- Итак, на столах лежат рабочие листы. Развернем их 1 раз. Выполните задание. Не зная правил.

- Готово? Теперь разверните лист. Сравните с тем, что на карточке. У вас так? Есть ошибки? Исправьте их.

- А сейчас самое главное. Разверните лист еще раз. Проанализируйте примеры и заполните опорную таблицу.

- Получилось? Приклейте в тетрадь. 6-классники проверьте, точно ваши 5-классники поняли и готовы ли они рассказать свою тему другой группе?

  1. Физкультминутка. (1)

- Немного отдохнем с пандой.

  1. Работа в группе 2.  (10)

- Перемешаем группы так, чтобы в каждой группе оказались эксперты по каждому из 5 правил.

- Всё, рассказываем, помогаем заполнить схему, приводим примеры. А группа оценивает отвечающего. В итоге у каждого в тетради должны быть. А в голове опорная схема. На задание 10 минут

  1. Оценка отвечающих. (1)

- Не забывайте оценить ответ каждого по нашим обычным критериям

     8. Закрепление материала через тренировочное упражнение. Слайды 9-13 

9. Проверка понимания темы урока. (5)

- Вставьте подходящие по смыслу предлоги, проверьте правильность их написания: слайд 14

... теплой погоды сирень быстро расцвела. …лета дети работали в парке. …дождь, туристы продолжали идти. …вечера читали стихи Пушкина. …своей занятости, я редко бывал у брата.

10. Выявление трудностей в теме урока. (1)

- Сопоставьте все вопросы, которые обсуждались на уроке. Отметьте, на ваш взгляд, самый сложный предлог. Проголосуйте за него своим жетоном.  Слайд 15

11.  Итоги урока. (4)

- Что нового о предлоге мы узнали сегодня? Слайд 16

- Какую цель мы ставили?

- Удалось ли достичь цели урока? Каким путем это произошло?

- Составим синквейн?  А потом сравним.   Слайд 17

Предлоги

Производные, трудные

Думать, проверять, запоминать

Предлоги важно отличать от существительных.

Помощники

 12. Рефлексия. (1) Слайд 18

Продолжи фразу:      Сегодня на уроке я

  • Вспомнил…
  • Узнал новое…
  • Научился…
  • Самым трудным на уроке было…
  • Самым интересным на уроке было…

 13. Домашнее задание. (на перемену)

- На перемене подумайте, как пишутся предлоги: вместо, наподобие, насчет, навстречу (слайд 19)

- Спасибо за работу!

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ (для проверки)

Задание для группы № 1.

Предлог В ТЕЧЕНИЕ

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Помните, что предлог В ТЕЧЕНИЕ надо отличать от существительного В ТЕЧЕНИИ. Как вы это будете делать?

(В) течени… трех дней я читал повесть «Капитанская дочка».

(В) течени… Ангары несколько сложных поворотов.

Очнувшись, я (в) течени… некоторого времени не мог опомниться и не понимал, что со мною сделалось. Я лежал на кровати, в незнакомой горнице, и чувствовал большую слабость.

Карта для самопроверки

В  течениЕ (предлог)  трех дней я читал повесть «Капитанская дочка».

В  течениИ (имя сущ.)  Ангары несколько сложных поворотов.

Очнувшись, я в течениЕ  некоторого времени не мог опомниться и не понимал, что со мною сделалось. Я лежал на кровати, в незнакомой горнице, и чувствовал большую слабость.

Опорная таблица с пропусками

Предлог

Существительное

  1. Нельзя поставить вопрос
  1. Можно поставить вопрос
  1. Синоним предлог В ПРОДОЛЖЕНИЕ
  1. Нет синонима, значение прямое
  1. Значение предлога – временное (когда?)
  1. Полнозначное лексическое значение существительного

Задание для группы № 2.

Предлог   В  ПРОДОЛЖЕНИЕ

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Помните, что предлог В ПРОДОЛЖЕНИЕ надо отличать от существительного В ПРОДОЛЖЕНИИ. Как вы это будете делать?

(В) продолжени… 13-ти недель в году мы погружаемся в словесность.

(В) продолжени… повести я бы рассказал о жизни Маши и Петра.

(В) продолжени… каникул мы каждый день ходили на каток .

Карта для самопроверки

В   продолжениЕ 13-ти недель в году мы погружаемся в словесность.

В  продолжениИ повести я бы рассказал о жизни Маши и Петра.

В  продолжениЕ каникул мы каждый день ходили на каток .

Опорная таблица

Предлог

Существительное

1. Нельзя поставить вопрос

1.Можно поставить вопрос

  1. Синоним предлог В ТЕЧЕНИЕ

2.Нет синонима, значение прямое

3.Значение предлога – временное (когда?)

  1. Полнозначное лексическое значение существительного

Задание для группы № 3.

 Предлог ВСЛЕДСТВИЕ

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Помните, что предлог ВСЛЕДСТВИЕ надо отличать от существительного В СЛЕДСТВИИ. Как вы это будете делать?

(В) следстви… сильной непогоды мы сбились с пути.

(В) следстви… по делу Пугачева была поставлена точка.

(В) следстви… моей болезни Марья Гавриловна от меня не отходила.

Карта для самопроверки

ВследствиЕ сильной непогоды мы сбились с пути.

В  следствиИ по делу Пугачева была поставлена точка.

ВследствиЕ  моей болезни Марья Гавриловна от меня не отходила.

Опорная таблица

Предлог

Существительное

1. Нельзя поставить вопрос

1.Можно поставить вопрос

  1. Синоним предлог ИЗ-ЗА

2.Нет синонима, значение прямое

3.Значение предлога – причинное (почему?)

  1. Полнозначное лексическое значение существительного

Задание для группы № 4.  

Предлог ВВИДУ

Раскройте скобки. Помните, что предлог ВВИДУ надо отличать от словосочетания ИМЕТЬ В ВИДУ. Как вы это будете делать?

(В) виду того, что в наше время никто не сомневался в необходимости пытки, ни судьи, ни подсудимые, приказание коменданта никого из нас не удивило и не встревожило.

Марья Гавриловна сразу поняла, что  я имел (в) виду.

В эту ночь я не спал и не раздевался, (в) виду намерения отправиться на заре к крепостным воротам, откуда Марья Ивановна должна была выехать, и там проститься с нею в последний раз.

Карта для самопроверки

Ввиду того, что в наше время никто не сомневался в необходимости пытки, ни судьи, ни подсудимые, приказание коменданта никого из нас не удивило и не встревожило.

Марья Гавриловна сразу поняла, что  я имел в  виду.

В эту ночь я не спал и не раздевался, ввиду намерения отправиться на заре к крепостным воротам, откуда Марья Ивановна должна была выехать, и там проститься с нею в последний раз.

Опорная таблица (с пропусками)

Предлог

Словосочетание

1. Нельзя поставить вопрос

1.Нельзя поставить вопрос

  1. Синоним предлог ИЗ-ЗА

2. Синонимом частично может служить фразеологизм зарубить себе на носу.

3.Значение предлога – причинное (почему?)

  1. Переносное лексическое значение существительного

Задание для группы № 5.

Предлог НЕСМОТРЯ НА

Раскройте скобки. Помните, что предлог НЕСМОТРЯ НА надо отличать от деепричастия с частицей НЕ СМОТРЯ НА. Как вы это будете делать?

(Не)смотря на все наши предосторожности, весть о появлении Пугачева разнеслась по крепости.

Я  ехал молча, (не) смотря на Савельича.

Тоска взяла меня; я отошел от окошка и лег спать без ужина, (не)смотря на увещания Савельича.

Карта для самопроверки

(Не)смотря на все наши предосторожности, весть о появлении Пугачева разнеслась по крепости.

Я  ехал молча, (не) смотря на Савельича.

Тоска взяла меня; я отошел от окошка и лег спать без ужина, (не)смотря на увещания Савельича.

Опорная таблица

Предлог

Словосочетание

1. Нельзя поставить вопрос

1.Можно поставить вопрос

  1. Синоним союз ХОТЯ

2. Синонимом частично может служить деепричастие НЕ ГЛЯДЯ

3.Значение предлога – обстоятельство уступки (вопреки чему?)

  1. Прямое лексическое значение деепричастия


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме:"Правописание приставок на з- и с-"

Методическая разработка урока  по теме: «Правописание приставок на -з,  -с». 5 класс. Используемые технологии: ИКТ-технологии (презентация, мультимедийный проектор)....

Методическая разработка урока по теме «Правописание частиц и их употребление в речи.» (Обобщение).

Методическая разработка урока по теме «Правописание частиц и их употребление в речи.» (Обобщение).Одной из самых сложных тем в курсе 7 класса является тема «Частицы».Обобщение по данной  теме ...

Разработка урока по теме "Правописание имен числительных"

Данный урок может быть использован для проведения урока русского языка по теме "Правописание имен числительных" в 6 классе....

Повторительно-обобщающий урок по теме «Правописание производных предлогов» (УМК «Русский язык» /М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова) 7 класс

На данном этапе мы закрепляем полученные сведения о правописании производных предлогов, совершенствуем умение употреблять производные предлоги в своих и "чужих" текстах...

Методическая разработка урока по теме "Правописание не с наречиями"

Обобщающий урок по данной теме в игровой форме разработан полностью мной и показан для председателей ШМО учителей русского языка и литературы во время педагогического семинара по теме "Современные фор...

Разработка урока по теме "Правописание НЕ с причастиями"

Урок русского языка по теме "Правописание НЕ с причастиями" Тип урока : урок открытия новых знанийКласс : 7Цели урока:Образовательные:-Сформировать у учащихся представление о правописании НЕ с причаст...

Презентация к уроку по теме "Правописание производных предлогов".

Презентация содержит теоретический и практический материал....