Методическая разработка урока по теме "Правописание не с наречиями"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Стебенева Татьяна Николаевна

Обобщающий урок по данной теме в игровой форме разработан полностью мной и показан для председателей ШМО учителей русского языка и литературы во время педагогического семинара по теме "Современные формы и методы оценки качества знаний на уроках русского языка и литературы". Особенность урока в том, что учащиеся сами оценивают свои знания на уроке. Представлены конспект урока и раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока17.2 КБ

Предварительный просмотр:

          Конспект урока по теме «Правописание не с наречиями»

Цели:

1.Закрепление умения писать наречия слитно, раздельно.

2.Закрепление умения подбирать синонимы к наречиям (расширение словарного запаса).

3.Закрепление умения различать наречия и омонимичные словоформы.

4.Умение разбирать наречия по морфемам и определять их синтаксическую роль.

5.Формирование умения оценивать себя в течение урока.

Оборудование: ромашка с пятью лепестками, жетоны, ключи (5 красных, 5 желтых, 5 синих, 5 зеленых, 5 коричневых), 25 красных ручек, текст (25 штук), тест (5 штук), опросный лист (25 штук), магнитная доска

                                            Ход урока

1.Теоретическая разминка «Ромашка»

        К магнитной доске прикреплена ромашка. За каждым лепестком скрывается вопрос, на который нужно ответить. Первого ученика вызываю сама. Он отрывает лепесток, отвечает на вопрос и передаёт слово другому ученику. Другой оценивает его ответ и выходит к доске. Ответивший верно получает один жетон, равный одному баллу. Жетон сохраняется до конца урока.

        Вопросы на лепестках:

1)Когда «не» с наречиями на о-е пишется слитно?

2)Когда «не» с наречиями на о-е пишется раздельно?

3)Почему наречия «не по-товарищески, не по-русски, не по-новому» пишутся раздельно?

4)Почему наречия «не больше, не меньше, не хуже всех, не лучше всех» пишутся раздельно?

5)Почему наречия «не сразу, не всегда, не вдруг» пишутся раздельно?

2.Формулировка темы урока

Давайте на основе этой игры сформулируем тему урока. Какая тема урока?

Тема урока: Правописание не с наречиями

Запишите тему в опросном листе.

3.Ключ

Закрепление теоретических знаний на практике.

Учащиеся сидят в группах по 5 человек (по желанию). Всего 5 групп.

Задание: каждый возьмите себе лист с текстом, прочитайте внимательно задание к тексту и выполните его. Время – 5-7 минут. (На возникшие вопросы не отвечаю.)

На столе лежат 5 ключей разного цвета.

Задание: возьмите себе любой ключ и ручку красного цвета. Переверните ключ и по нему сверьте ответы. Неправильный ответ зачеркните красной ручкой. Подсчитайте количество правильных ответов и запишите в «Опросный лист» в графу «Ключ». (1 правильный ответ – 1 балл)

Задание: прочитайте текст вслух (1 ученик).

Какова основная мысль текста? (1 жетон ответившему)

Объясним правописание не с наречиями. Объясняем по цепочке, надписывая синонимы над словами. (1 ответ – 2 жетона) (Первого выбираю сама, потом ответивший передаёт слово другому.)

Синонимы:

недоверчиво – подозрительно

неаккуратно – грязно, небрежно

незамедлительно – сразу, быстро

необыкновенно – бесподобно, удивительно, очень

непосредственно – напрямую (без посредников)

невнятно – малопонятно

несвязно – путано

4. Тест

Посмотрите, какого цвета у вас ключ и сядьте за стол по цвету ключа.

(Теперь ученики сидят в группе с одинаковыми по цвету ключами)

Решите тест группой. Правильный ответ обводите красной ручкой.

Время – 5-7 минут.

Проверка теста по очереди. Какая группа отвечает, определено в тесте цветом.

Тест

1.Г – без не не употребляются

2.А – раздельно, потому что наречие не на о-е, есть слово «вовсе», противопоставление с союзом а.

3.А – вопрос как? задаётся от глагола – это наречие, а во втором предложении вопрос каково? задаётся от существительного – это краткое прилагательное.

4.Б – в доме (каком?) напротив – это определение.

5.Г – называет по порядку разбор с комментариями

(Если все 5 тестов решены верно, поставьте себе 5 баллов в опросный лист у графы «Тест». Вычитайте 1 балл за каждый неправильный ответ.)

Тот, кто объясняет за группу, получает 2 жетона.

После этого проверяется орфограмма в наречиях. (1 ответ- 1 жетон)

(не)глубоко? – синоним «мелко»

не_всегда? – наречие не на о-е пишется раздельно

(не)милосердно? – синоним «жестоко, бессердечно»

(не)годующе? – без не не употребляется

5.Подведение итогов

Подсчитайте количество жетонов и занесите в «Опросный лист» в графу «Ромашка».

Подсчитайте количество баллов, заработанных на уроке.

22 балла и выше – 5+

19 - 21 балл – 5

18 -19 баллов – 4

15 – 17 баллов – 3

Меньше 15 баллов – 2

Напишите в «Опросном листе», что усвоили хорошо, над чем надо поработать. Нарисуйте смайлик, соответствующий вашему настроению.

Написали в «Опросном листе» Ф.И. и сдали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Наречие. Обобщение изученного. 7класс"

Тип урока: комбинированный (интегрированное изучение русского языка и литературы) Цель урока: обобщение изученного о наречии, повторение орфографических правил, развитие речи учащихся, освоение л...

Методическая разработка урока по теме "Наречие"

Вводный урок по теме Наречие. Знакомство со смысловыми группами наречий....

Методическая разработка урока по русскому языку Прогулка по городу "Наречие" ( Повторение и обобщение)

Методическая разработка урока. Повторение и обобщение по теме "Наречие"...

Методическая разработка урока русского языка с использованием ИКТ по теме: «Буквы А и О на конце наречий»

Правописание наречий – один из наиболее сложных разделов орфографии. Данный урок знакомит учащихся с правилом написания наречий. В ходе занятия рассматривается правило выбора суффиксов О/А на конце на...

Методическая разработка урока русского языка "Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий"

В материале представлен подробный конспект урока по  теме "Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий" и презентация к уроку...


 

Комментарии

Шектыбаева Татьяна Биржановна

Татьяна Николаевна, замечательный урок! Я тоже люблю устраивать такие уроки по группам или по командам, в конце четверти, для обобщения. Очень хороший вариант с ключами. Вы молодец!

Стебенева Татьяна Николаевна

Спасибо, Татьяна Биржановна. Буду рада, если кто-то возьмёт себе на заметку. Работу с ключами придумала сама. Главное, что ребятам нравятся такие уроки.