Методическая разработка урока по русскому языку 7 класс по теме "Наречие".
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
«Наречие»
7 класс
Санкт-Петербург
2014
Тема урока: Повторение темы «Наречие».
Цели урока. Обобщить и систематизировать знания по теме «Наречие».
Задачи:
1) - совершенствовать умения и навыки в нахождении и правописании орфограмм наречия;
- формировать умение отличать наречие от других частей речи;
2)Развивать мышление, связную речь, творческие способности;
3)Прививать интерес к русскому языку с целью лучшего овладения навыками грамотного письма; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование. Компьютер, экран мультимедиа, индивидуальная карточка.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Мы закончили изучение темы «Наречие». Сегодня нам предстоит повторить основные орфограммы наречия, подготовиться к контрольному диктанту с грамматическим заданием.
II. Проверка домашнего задания.
В это время 1 ученик получает индивидуальную карточку и распределяет наречия на смысловые группы, выделяя орфограммы.
Работа у доски.
Образ действия: мало-помалу, размашисто
Место: издалека, направо
Причина, цель: сгоряча, нарочно
Время: засветло
Мера и степень: надвое, мало
Вопрос: На какие два разряда делятся эти наречия? (обстоятельные и определительные)
Все остальные учащиеся в это время проверяют домашнее задание (было задано по
группам).
Выписать из учебника литературы предложения:
- группа - предложения на правописание наречий с -не-.
- группа-слитное, раздельное написание наречий.
3 группа - дефисное написание наречий.
Проверяем устно - фронтальный опрос. Примерные предложения взяты из повести «Тарас Бульба». От каждой группы отвечает один ученик.
1 группа - правописание наречий с-не-.
1) Через три дни после этого они уже были недалеко (близко) от места, служившего предметом их поездки.
2) Там принялся он лечить его неутомимо (не употр.) травами и смачиваньями.
3) «Ты совсем не справедливо попрекнул всё христианское войско» - сказал атаман Кукубенко.
2 группа - слитное и раздельное написание наречий.
1) Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений.
2) Сначала никто не мог дать верного ответа.
3) Скакал без отдыху дни и ночи и привёз его, бесчувственного, в самую Запорожскую Сечь.
3 группа - написание наречий.
1) Вообще в последние годы он реже являлся предводителем какой-нибудь ватаги, но чаще бродил где-нибудь в уединённом закаулке.
2)... Потом ехали особняком лучшие шляхтичи, каждый одет по-своему.
3) По временам только в стороне еле-еле синели верхушки отдалённого леса, тянувшегося по берегам.
Вопросы:
- Как пишутся наречия с-не- ?
- Когда наречия пишутся через дефис?
- Когда наречия пишутся слитно и раздельно?
- Какую роль выполняют наречия в предложениях?
(Украшают, придают образность, точность, являются средством связи)
III. Работа по теме.
Работа с текстом.
Слайд № 1 |
а) Развитие речи.
- Подготовка и выразительное чтение текста вслух.
- Докажите, что это текст.
(Предложения связаны по смыслу и грамматически)
- Какова тема текста?
(Этот текст рассказывает о том, как нужно ходить по лесу)
- Какая основная мысль текста?
(Если правильно вести себя, то природа раскроет перед вами все свои богатства и красоты)
-К какому типу речи относится текст?
(Рассуждение)
-Определите стиль те кета?
(Художественный)
- Объясните значение слов: лог (широкий и длинный овраг), натуралист (человек,
занимающийся изучением природы)
б) Орфографическая и пунктуационная работа. Самостоятельная работа в тетрадях.
1) Выпишите наречия с пропусками, графически объясняя орфограммы.
Здесь, по-утреннему, влево , впереди , мало-мальски , нигде, легче , быстрее,
бесшумнее , недаром (не зря).
Проверка (по цепочке) ученик читает слово, объясняя орфограмму.
Вопрос: Какие орфограммы не встретились?
(0,е после шипящих, ь после шипящих, -н- и -нн-)
2) Морфемный разбор (удоски).
Выпишите наречия и разберите по составу: по-утреннему, быстрее
По-утреннему ← утренний (пр.-суфф.)
Быстрее ← быстрый (суфф.)
Вопросы:
- Почему нет окончания?
(неизменяемая часть речи) - Какими способами образованы слова и от каких частей речи?
Составьте 2 предложения: через дефис, раздельно (устно).
3)Синтаксический разбор.
Вопросы:
- Есть ли в тексте предложения с причастием и деепричастными оборотами?
- Нужно ли ставить знаки и почему?
Лог свернул влево, а впереди открылась очень уютная поляна, освещённая солнцем.
Характеристику дают устно.
(Сложносочинённое предложение, состоит из двух простых предложений, соединённых сочинительным союзом -а-. Второе предложение осложнено причастным оборотом).
Вопрос:
- Каким членом предложения является наречие? (обстоятел ьством)
Выпишите из предложения 2 словосочетания.
«наречие + глагол» → свернул влево
«наречие + прилагательное» → очень уютная
Объяснение:
В 1 словосочетании наречие зависит от глагола - обозначает признак действия. Во 2 словосочетании - наречие зависит от прилагательного и обозначает признак признака.
Вывод:
-Что может обозначать наречие? (признак действия, признак признака)
Определение – Так что же такое наречие?
4) Игра «Исправь ошибки».
Недавно я в газете прочла интересную заметку, с которой старик Лесовик обращается в комитет по охране природы. Она имеет связь с нашим уроком.
Слайд № 2 |
Послушайте её (читает учитель):
Вопросы:
- Что заметили в тексте?
(ошибки)
-На какое правило?
- В каких частях речи?
Давайте исправим ошибки. Запишем все слова в два столбика: с ь и без ь. Над словами пишем часть речи.
Пишется ь Не пишется ь
Ночь Врач
За полночь Хорош
Молодёжь
Сплошь
Ходишь
Моешь
Убираешь
Точь-в-точь
Навзничь
Прочь
Вопросы:
- Когда пишется ь?
- Когда не пишется ь?
- Что объединяет два текста?
Тест (по ситуации)
IV. Итог урока
Ответы на вопросы:
1.Что делали на уроке?
2.Какие основные орфограммы мы успели повторить?
Выставление оценок.
V. Домашнее задание
- Повторить словарные слова по теме «Наречие», подготовиться к словарному диктанту.
- Написать сочинение-рассуждение, используя наречия
«Любить природу - значит любить Родину».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе
Представлена методическая разработка урока для обучающихся общеобразовательных школ в 5 классе...
методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса "Алфавит"
Методическая разработка урока русского языка с подробным алгоритмом действий учителя. Кроме основного учебного материала содержится материал о самой "молодой" букве русского языка....
Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-»
Тема "Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-" достаточно сложная для шестиклассников. Затруднение вызывает определение значения ПРИ- и ПРЕ-, выделение нескольких групп, в которых:1) приставки П...
Методическая разработка урока по русскому языку в 11-ом классе. Тема: «Управление при словах, близких по значению»
Помогает преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми или синтаксическими оттенками. Совершенствует речевые умения учащихся и умение строить свои выска...
Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе.
Урок подготовки к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. 9-й класс....
Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Урок развития речи.Письмо.5 класс"
Уроки по развитию речи в пятом классе дают широкие возможности совмещения освоения учебного программного материала с привлечением дополнительного материала (в том числе со здоровьесберегающей тематико...
Методическая разработка урока по русскому языку в 8 классе на тему: Итоговая контрольная работа (мониторинг) в соответствии с требованиями по ФГОС для учащихся 8 класса
Работа с текстом: выполнение работы по заданиям к тексту (работа с перспективой на сдачу ОГЭ части C в 9 классе)...