Методическая разработка урока по русскому языку 7 класс по теме "Наречие".
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Гориченко Валентина Степановна

Конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narechie_v_7_klasse.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

«Наречие»

7 класс

Санкт-Петербург

2014

Тема урока:   Повторение темы «Наречие».

Цели урока.      Обобщить и систематизировать знания по теме «Наречие».

Задачи:

1) - совершенствовать умения и навыки в нахождении и правописании орфограмм наречия;

    -  формировать умение отличать наречие от других частей речи;

2)Развивать мышление, связную речь, творческие способности;

3)Прививать интерес к русскому языку с целью лучшего овладения навыками грамотного письма; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование. Компьютер, экран мультимедиа, индивидуальная карточка.

Ход урока.

I.        Организационный момент.

Мы закончили изучение темы «Наречие». Сегодня нам предстоит повторить основные орфограммы наречия, подготовиться к контрольному диктанту с грамматическим заданием.

II.        Проверка домашнего задания.

В это время 1 ученик получает индивидуальную карточку и распределяет наречия на смысловые группы, выделяя орфограммы.

Работа у доски.

                     

                     Образ действия:     мало-помалу,       размашисто

Место:     издалека,     направо

Причина, цель:    сгоряча,     нарочно

Время:     засветло

Мера и степень:     надвое,    мало

Вопрос: На какие два разряда делятся эти наречия? (обстоятельные и определительные)

Все остальные учащиеся в это время проверяют домашнее задание (было задано по

группам).

Выписать из учебника литературы предложения:

  1. группа - предложения на правописание наречий с -не-.
  2. группа-слитное, раздельное написание наречий.

3 группа - дефисное написание наречий.

   

     Проверяем устно - фронтальный опрос. Примерные предложения взяты из повести «Тарас Бульба». От каждой группы отвечает один ученик.

1 группа - правописание наречий с-не-.

1)   Через три дни после этого они уже были недалеко (близко) от места, служившего предметом их поездки.

2)        Там принялся он лечить его неутомимо (не употр.) травами и смачиваньями.

3)        «Ты совсем не справедливо попрекнул всё христианское войско» - сказал атаман Кукубенко.

2        группа - слитное и раздельное написание наречий.

1)        Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений.

2)     Сначала никто не мог дать верного ответа.

3)  Скакал без отдыху дни и ночи и привёз его, бесчувственного, в самую Запорожскую Сечь.

3        группа - написание наречий.

1)   Вообще в последние годы он реже являлся предводителем какой-нибудь ватаги, но чаще бродил где-нибудь в уединённом закаулке.

2)... Потом ехали особняком лучшие шляхтичи, каждый одет по-своему.

3)   По   временам   только   в   стороне   еле-еле   синели   верхушки   отдалённого   леса, тянувшегося по берегам.

Вопросы:

  • Как пишутся наречия с-не- ?
  • Когда наречия пишутся через дефис?
  • Когда наречия пишутся слитно и раздельно?
  • Какую роль выполняют наречия в предложениях?

(Украшают, придают образность, точность, являются средством связи)

III. Работа по теме.

Работа с текстом.

Слайд № 1

а) Развитие речи.

  • Подготовка и выразительное чтение текста вслух.
  • Докажите, что это текст.

(Предложения связаны по смыслу и грамматически)

-        Какова тема текста?

(Этот текст рассказывает о том, как нужно ходить по лесу)

-        Какая основная мысль текста?

(Если правильно вести себя, то природа раскроет перед вами все свои богатства и красоты)

-К какому типу речи относится текст?
(Рассуждение)

-Определите стиль те кета?
(Художественный)

-        Объясните значение слов: лог (широкий  и длинный овраг),  натуралист (человек,
занимающийся изучением природы)

б) Орфографическая и пунктуационная работа. Самостоятельная работа в тетрадях.

1)        Выпишите наречия с пропусками, графически объясняя орфограммы.

Здесь, по-утреннему, влево , впереди , мало-мальски , нигде, легче , быстрее,

бесшумнее , недаром (не зря).

Проверка (по цепочке) ученик читает слово, объясняя орфограмму.

Вопрос: Какие орфограммы не встретились?

(0,е после шипящих, ь после шипящих, -н- и -нн-)

2)        Морфемный разбор (удоски).        

Выпишите наречия и разберите по составу:        по-утреннему, быстрее

По-утреннему        ←           утренний    (пр.-суфф.)

   Быстрее                              ←            быстрый     (суфф.)

Вопросы:

  • Почему нет окончания?
    (неизменяемая часть речи)
  • Какими способами образованы слова и от каких частей речи?
    Составьте 2 предложения: через дефис, раздельно (устно).

3)Синтаксический разбор.

Вопросы:

  • Есть ли в тексте предложения с причастием и деепричастными оборотами?
  • Нужно ли ставить знаки и почему?

       

       Лог свернул влево, а впереди открылась очень уютная  поляна, освещённая солнцем.

Характеристику дают устно.

(Сложносочинённое предложение, состоит из двух простых предложений, соединённых сочинительным союзом -а-. Второе предложение осложнено причастным оборотом).

Вопрос:

- Каким членом предложения является наречие? (обстоятел ьством)

Выпишите из предложения 2 словосочетания.

                 «наречие + глагол»                →                 свернул   влево 

                 «наречие + прилагательное»            →       очень   уютная

Объяснение:

В 1 словосочетании наречие зависит от глагола - обозначает признак действия. Во 2 словосочетании - наречие зависит от прилагательного и обозначает признак признака.

Вывод:

-Что может обозначать наречие? (признак действия, признак признака)

Определение – Так что же такое наречие?

4) Игра «Исправь ошибки».

Недавно я в газете прочла интересную заметку, с которой старик Лесовик обращается в комитет по охране природы. Она имеет связь с нашим уроком.

Слайд № 2

Послушайте её (читает учитель):

Вопросы:

-        Что заметили в тексте?
(ошибки)

-На какое правило?

-        В каких частях речи?

         

Давайте исправим ошибки. Запишем все слова в два столбика: с ь и без ь. Над словами пишем часть речи.

  

 Пишется ь                                                                            Не пишется ь

   Ночь                                                                                         Врач

 За полночь                                                                         Хорош

   Молодёжь

  Сплошь

 Ходишь

 Моешь

 Убираешь

 Точь-в-точь

 Навзничь

 Прочь

Вопросы:

  • Когда пишется ь?
  • Когда не пишется ь?
  • Что объединяет два текста?

Тест (по ситуации)

IV. Итог урока

 Ответы на вопросы:

   1.Что делали на уроке?

 2.Какие основные орфограммы мы успели повторить?

     

Выставление оценок.

V. Домашнее задание

  1. Повторить словарные слова по теме «Наречие», подготовиться к словарному диктанту.
  2. Написать сочинение-рассуждение, используя наречия
    «Любить природу - значит любить Родину».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе

Представлена методическая разработка урока для обучающихся общеобразовательных школ в 5 классе...

методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса "Алфавит"

Методическая разработка урока русского языка с подробным алгоритмом действий учителя. Кроме основного учебного материала содержится материал о самой "молодой"  букве русского языка....

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-»

Тема "Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-" достаточно сложная для шестиклассников. Затруднение вызывает определение значения ПРИ- и ПРЕ-, выделение нескольких групп, в которых:1) приставки П...

Методическая разработка урока по русскому языку в 11-ом классе. Тема: «Управление при словах, близких по значению»

Помогает преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми или синтаксическими оттенками. Совершенствует речевые умения учащихся и умение строить свои выска...

Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе.

Урок подготовки к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. 9-й класс....

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Урок развития речи.Письмо.5 класс"

Уроки по развитию речи в пятом классе дают широкие возможности совмещения освоения учебного программного материала с привлечением дополнительного материала (в том числе со здоровьесберегающей тематико...