Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Наречие. Обобщение изученного. 7класс"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Титова Любовь Алексеевна

Тип урока: комбинированный (интегрированное изучение русского языка и литературы)

 

Цель урока: обобщение изученного о наречии, повторение орфографических правил, развитие речи учащихся, освоение лексических и грамматических норм русского языка, развитие логического мышления, эстетическое и патриотическое воспитание.

 

Технологии урока: игровые формы, диалоговый метод, создание проблемной ситуации, эвристическая подача материала, групповая, парная, индивидуальная работа, интегрированное изучение русского языка и литературы.

 

Оборудование урока: презентация, раздаточный материал, карточки для ребуса, карточки с заданием для орфографической разминки.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по русскому языку в 7 классе.

Ерохина Л.А., учитель русского языка и литературы, к.ф.н.

Тема: «Наречие: обобщение изученного» (раздел «Морфология»)

 (Учебник «Русский язык. 7 класс» под ред. М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и др.)

Тип урока: комбинированный (интегрированное изучение русского языка и литературы)

Цель урока: обобщение изученного о наречии, повторение орфографических правил, развитие речи учащихся, освоение лексических и грамматических норм русского языка, развитие логического мышления, эстетическое и патриотическое воспитание.

Технологии урока: игровые формы, диалоговый метод, создание проблемной ситуации, эвристическая подача материала, групповая, парная, индивидуальная работа, интегрированное изучение русского языка и литературы.

Оборудование урока: презентация, раздаточный материал, карточки для ребуса, карточки с заданием для орфографической разминки.

Ход урока (план-схема).

  1. Вступительное слово учителя.

Физ. минутка, выполнение упражнений для концентрации внимания.

Задействованы регулятивные УУД.

  1. Орфографическая разминка. Работа в группе.

Повторение правил правописание наречия, изученных в 7 классе. Отработка навыков нахождения ошибкоопасных мест в слове и аналитической работы с орфограммами. Корректирование орфографических ошибок.

Задействованы познавательные и коммуникативные УУД. Элементы соревновательной технологии. Групповая работа.

  1. Девиз урока.

Решение ребуса, содержащего девиз урока. Формирование осмысленного целеполагания в изучении русского языка. Пропедевтический этап в работе на уроке.

Метод создания проблемной ситуации. Обучение целеполаганию.

  1. Наречия в творчестве А.А. Ахматовой.

Комплексное повторение наречия как части речи. Художественно-выразительный потенциал наречия. Наречие в поэтической речи. Фрагменты литературоведческого анализа поэтического текста.

Интегрированное изучение русского языка и литературы. Метод эврестической беседы. Поисковая технология. Работа в паре. Работа в группе.

  1. Подведение итогов урок. Самооценивание, рефлексия.

Обобщение полученных в ходе урока результатов. Формулирование вывода. Рефлекторная оценка проделанной работы. Самооценивание.

Задействованы УУД самодиагностики и самоконтроля. Технология обратной связи.

  1. Домашнее задание.

Постановка задачи для самостоятельного выполнения дома. Самоконтроль усвоения материала.

Задействованы УУД самодиагностики и самоконтроля. Технология дифференцированного обучения.

Технологическая карта урока.

Этап урока

Действия учителя

Действия ученика

УУД

Вводный

Вступительное слово. Постановка целей и задач, озвучивание регламента урока. Озвучивание и проведение упражнений для физ. минутки, упражнений на концентрацию внимания

Слушание. Саморегуляция. Психологическая подготовка. Выполнение разминочных и активизирующих внимание и память упражнений.

УУД регулятив-ные, познавательные.

Орфографическая разминка

Постановка задания. Контроль выполнения. Коррекция ошибок. Оценивание работы.

Групповое выполнение задания: комментирование, самоконтроль.

познавательные и коммуника-тивные УУД, соревновательная технология

Девиз - ребус

Постановка задания. Моделирование проблемной ситуации. Контроль выполнения.

Решение ребуса. Осмысление и обсуждение девиза. Формирование осмысленного усвоения учебного материала.

коммуника-тивные, познавательные, регулятивные, поисковые УУД.

«Наречие в творчестве А.А. Ахматовой»

  1. Морфемный и лексический анализ слова

Постановка задания повторительного характера. Создание проблемной ситуации.

Выполнение морфемного анализа слова, анализ его происхождения и освоенности в современном русском языке 

коммуника-тивные, познавательные, регулятивные УУД.

  1. Объяснительный монолог

Введение понятия «язык художественной литературы, авторский стиль». Указание лексико-морфологических особенностей творчества А.А. Ахматовой

Учебное слушание

коммуника-тивные, познавательные, регулятивные, поисковые УУД.

  1. Поисковая и аналитическая работа в паре.

Постановка задачи для лексико-грамматического анализа текста, частичного литературоведческого анализа.

Письменное выполнения задания. Поиск и классификация речевых единиц. Определение соотнесенности формы и содержания.

коммуника-тивные, познавательные, регулятивные, поисковые УУД.

  1. Орфографическая работа с текстом

Постановка задания. Контроль выполнения.

Поиск и классификация ошибкоопасных мест, графическое оформление работы.

коммуника-тивные, познавательные, регулятивные, поисковые УУД.

Подведение итогов. Рефлексия. Самооценка.

Проведение блиц опроса по итогам урока. Сопровождение рефлекторного этапа. Комментарий самооценивания.

Формулирование выводов по теме. Рефлексия. Самооценивание.

УУД самодиагности-ки и самоконтроля

Домашнее задание

Комментарий к дифференцированному домашнему заданию.

Выбор варианта домашнего задания.

УУД самодиагности-ки и самоконтроля

Конспект урока.

  1. Вступительное слово учителя:

Ребята! Сегодняшний урок завершает серию занятий, в ходе которых мы познакомились ещё с одной самостоятельной частью речи, с наречием. Сегодня мы постараемся обобщить теоретические сведения о наречии, его грамматических значениях, потренируемся в правописании наречий, а также расширим свои филологические знания о поэтическом языке.

Но прежде чем приступить к учебным занятиям, создадим благоприятный настрой, активизируем внимание, сосредоточенность и память.

«Колосок». Вытянуть руки вверх, сцепить в замок, не сгибая ноги в коленях, наклонить тело сначала в одну сторону, затем вернуться в и.п., потом – в другую сторону. (Повышение активности организма)

Массаж висков. Начиная от висков пальцами рук синхронно, с обеих сторон, с силой, медленными круговыми движениями произвести массаж до углов челюсти – по 20 раз в каждую сторону. (Улучшение мозгового кровообращения)

«Зрительные шашки». Задача – проследить перемещение фишки, не записывая ходы и не делая никаких помет.

http://upgradememory.ru/pic/img_003.jpg

«Лабиринт» Сначала глазами, потом при помощи карандаша проследить каждый путь.

http://upgradememory.ru/pic/img_093.jpg

        

(Ключ к заданию: 1-Г; 2-Б; 3-В; 4-А)

Теперь, когда мы получили положительный заряд энергии и сконцентрировали своё внимание, приступим к основной части урока.

  1. Орфографическая разминка

Правописание наречий – один из самых сложных вопросов русской орфографии, но и он нам по плечу. Проверим, как мы усвоили орфографические правила. Разделимся на три команды. Нашим жюри сегодня будут… (двое учащихся будут выступать в качестве экспертов, проверяющих работы команд). Каждая из команд получит лист со словосочетаниями. В некоторых наречиях в них допущены орфографические ошибки. В течение пяти минут участники команды должны найти и исправить допущенные ошибки. После выполнения задания эксперты проверят, какие ошибки были найдены, а какие нет.

Карточка 1.

ещо в полях белеет снег

до темна гуляет

зловеще шепчет

досыто кормит

на лево поворачивает

не искусно преподаёт

накалить до красна

снова не понимает

доверчива смотрит

не считая поновому

Карточка 2.

по хорошему человеку

вернуться за светло

договаривается за просто

по товарищески

по-дружеским рукопожатиям

начнём сызново

до срочно завершаешь

действовать не решительно

по-своему не понимая

улыбаться по прежнему

Карточка 3.

слышится из далека

вытирать досухо

сначало не понимал

не смотри в лево

издавно знакомы

рассуждает обще

не связно отвечает

извилисто спускается

не разрешив сново

дочиста отмыть

(Эксперты при проверке заполняют анкету: образец)

1 команда

2 команда

3 команда

Количество внесенных исправлений

8      

7

8

Количество правильных исправлений

8

6

5

Количество неверных исправлений

0

1

3

Количество пропущенных ошибок

0

1

0

Оценка за выполнение работы

«5»

«4»

«3»

Победителем нашего орфографического квеста становится… (номер команды)

  1. Девиз-ребус

Перед нами ребус. За замочками скрываются слова девиза к нашему уроку. Чтобы открыть их, нужно вспомнить все характеристики наречия как части речи.

  1. Самостоятельная часть речи.
  2. Отвечает на смысловые вопросы (как? где? куда? откуда? когда?).
  3. Обозначает признак действия.
  4. Не изменяется, но имеет степени сравнения: сравнительную и превосходную.
  5. В предложении выполняет функцию обстоятельства.

Открытые слова нужно расставить в правильном порядке, чтобы получилась стихотворная строка из произведения знаменитого поэта ХХ века. Запишем результат, расставляя необходимые знаки препинания.

РЕЧЬ     СБЕРЕЖЕМ     РУССКАЯ     ТЕБЯ      МЫ

(Ключ: Мы сбережем тебя, русская речь!)

Вопросы для эврестической беседы по девизу:

- Почему поэт обращается к нам с таким призывом?

- Почему важно беречь родной язык?

- Что нам необходимо для этого делать?

  1. Наречия в творчестве А.А. Ахматовой
  1.  Морфемный анализ.

Слова девиза к нашему уроку принадлежат Анне Андреевне Ахматовой, представительнице «серебряного» века русской поэзии. Говоря о ней, я не случайно применила слово «поэт», а не «поэтесса». И тому есть свои объяснения. Сама Анна Андреевна настаивала на том, что она «поэт», а не «поэтесса». Попробуем разобраться, почему.

Для этого выполним морфемный анализ слова «поэтесса», а также поговорим о его происхождении.

В каких ещё словах встречается суффикс -есс- ? (баронесса, принцесса, виконтесса, стюардесса и др.)

Что объединяет эти слова? (все иностранного происхождения, все обозначают лиц женского пола)

Сделаем вывод: почему А.А. Ахматовой было не по душе слово «поэтесса»? Как это соотносится со строчкой-девизом сегодняшнего урока? (Примерный ответ: Ахматова хотела закрепить за собой статус серьёзного профессионального поэта, а также боролась за «очищение» русского языка от засилья иностранных слов)

  1.  Объяснительный монолог.

Анна Андреевна всегда была истинным патриотом своей Родины, и значение её творчества для сохранения чистоты русского языка, раскрытия его богатств и возможностей трудно переоценить. Её творческую манеру отличает лаконичность формы и даже некоторая аскетичность в выборе речевых украшений стиха. Наблюдая за морфологическими особенности поэтического языка Ахматовой, исследователи обратили внимания на то, каким частям речи поэт отдаёт предпочтение. Одной из самых частотных частей речи в её творчестве стало наречие. Вот ещё одна причина, по которой на сегодняшний урок мы заочно пригласили Анну Андреевну Ахматову.

  1.  Поисковая и аналитическая работа в паре.

Чтобы убедиться в правильности выдвинутых гипотез, выполним поисково-аналитическую работу. У вас перед глазами одно из стихотворений А.А. Ахматовой, на текст которого был написан романс. Мы послушаем его исполнение. Пока звучит музыка ваша задача найти в тексте наречия и выписать словосочетания, в состав которых эти наречия входят. Для правильного выполнения задания вспомним, от какой части речи зависят наречия? (от глагола, т.к. обозначают признак действия). Работу будем выполнять в паре.

Текст для работы:

Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться Богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи

И никнет гроздь рябины желто-красной,

Слагаю я веселые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь

Пушистый кот, мурлыкает умильней,

И яркий загорается огонь

На башенке озерной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь

Крик аиста, слетевшего на крышу.

И если в дверь мою ты постучишь,

Мне кажется, я даже не услышу.

Ключ к выполнению:

Жить просто

Жить мудро

Бродить долго

Мурлыкает умильней

Прорезывает изредка

Вопросы для обсуждения:

- Сколько словосочетаний вы нашли?

- Какое словосочетание отличается от остальных? Почему?

- Можно ли сказать, что в творчестве Ахматовой наречия встречаются часто? (Для сравнения дан текст из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»)

- Подумайте, почему наречия встречаются в поэтической речи реже, чем другие самостоятельные части речи?

  1.  Орфографическая работа с текстом.

Завершим работу с текстом, выполнив небольшую орфографическую задачу:

  1. Найдите слова с чередованием гласных в корне, объясните правописание

  1. Найдите слова с орфограммой «не с разными частями речи»

  1. Найдите слова с орфограммой «ь после шипящих»

  1. Подведем итог.

Итак, подытожим наш урок.

Блиц опрос.

Наречие – это… (самостоятельная часть речи, которая отвечает на смысловые вопросы, обозначает признак действия)

Не изменяется, но… (имеет степени сравнения: сравнительную и превосходную)

В предложении является… (обстоятельством)

В наречиях необходимо проверять:1)… 2)… (1)слитное, раздельное, дефисное написание приставок; 2) правописание суффиксов)

В поэтической речи наречия встречаются…, но способны служить … (редко; средствами художественной выразительности)

Пожалуйста, заполните анкету самодиагностики, выставив себе баллы по пятибалльной шкале по каждому пункту.

  1. Теоретические представления о наречии

  1. Нахождение наречий в тексте, определение их грамматических значений

  1. Знание правил правописания наречий.

  1. Практическая грамотность работы на уроке.

  1. Активность работы на уроке.

  1. Оценка за урок в совокупности

  1. Домашнее задание.

Вы можете выбрать вариант для выполнения домашнего задания:

Стандартное: с. 125 упр. 272.

Повышенной сложности: с.125-126 упр. 273,274.

Творческое: Выписать словосочетания с наречиями из стихотворения; определить, какое настроение позволяют создать наречия; о чем это стихотворение. Выучите стихотворение наизусть.

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

              Навеки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе

Представлена методическая разработка урока для обучающихся общеобразовательных школ в 5 классе...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Урок развития речи.Письмо.5 класс"

Уроки по развитию речи в пятом классе дают широкие возможности совмещения освоения учебного программного материала с привлечением дополнительного материала (в том числе со здоровьесберегающей тематико...

Методическая разработка урока по русскому языку для 6 класса "Обобщение по теме "Местоимение""

Урок по русскому языку для 6 класса: "Обобщение по теме "Местоимение""...

Методическая разработка урока по русскому языку Прогулка по городу "Наречие" ( Повторение и обобщение)

Методическая разработка урока. Повторение и обобщение по теме "Наречие"...

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе "Чередование безударных гласных в корне. Обобщение".

Материалы содержат конспект урока по теме "Чередование безударных гласных в корне. Обобщение" и презентацию к уроку....

Методическая разработка урока по русскому языку Происхождение и употребление лексики современного русского языка

Методическая разработка урока по русскому языку предназначена для проведения занятия у студентов первого курса, обучающихся специальностям СПО при повторении раздела «Лексика и фразеология&raqu...