Методическая разработка урока по русскому языку для 6 класса "Обобщение по теме "Местоимение""
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Богатько Марина Васильевна

Урок по русскому языку для 6 класса: "Обобщение по теме "Местоимение""

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Обобщение изученного по теме «Местоимение»

 

Цель урока: повторить и систематизировать полученные знания о местоимении.

Задачи урока:

  • соотнести знания о местоимении со знаниями о других частях речи; выделить параметры, по которым местоимение определяют как часть речи;
  • формировать умение правильно пользоваться местоимениями в устной и письменной речи; развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать); вырабатывать умение практического применения полученных знаний;
  • воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка; создавать на уроке положительную культурно-речевую среду и атмосферу комфортного доверительного общения.

Ход урока:

I.Организационный момент

II.Актуализация знаний

Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных разумом и руками человека. Давайте перечислим то, что вы видите вокруг себя:... (Учащиеся называют предметы, которые их окружают.) Это все создано разумом и руками человека.

Но самое поразительное и мудрое, что создало человечество,– это язык, главная задача которого состоит, как вы думаете, в чем? (Предполагаемые ответы детей.) Главная задача языка заключается в том, чтобы помогать нам, понимать друг друга при общении. Общаясь между собой, мы употребляем самые различные части речи. Давайте вспомним и перечислим их… (Учащиеся перечисляют части речи, разграничивая самостоятельные и служебные.) Из шести самостоятельных частей речи каждая что-либо обозначает, и только одна из них не обозначает, а…

– Какова функция местоимения в речи? (Указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.)

Постановка целей урока.Слайд №1

Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания о местоимении и ответим на вопрос: для чего же нужны местоимения?

III.Проверка домашнего задания (фронтальный опрос)

Рассказ учащегося о местоимении.

- Сколько разрядов местоимений по значению и грамматическим особенностям выделяется?

- Перечислите все разряды местоимений?

- Какие группы местоимений выделяют по соотношению с другими частями речи?

- От чего зависят морфологические признаки и синтаксическая роль местоимений в тексте?

- Как часто в нашей речи встречаются местоимения?

(Герб местоимения, подготовленный учащимися заранее)

Перед тем, как начать повторять полученные знания о разрядах местоимения, проведем небольшую разминку.

Разминка.

– Отгадайте, о каких местоимениях идёт речь?

1)В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я)

2)Какие два личных местоимения мешают движению на дорогах? (Я, мы.)

3)Сколько личных местоимений в слове семья? (Семь я)

4)Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь.

Вместе получается слово, обозначающее предмет, который помогает судну удержаться на месте. ( Якорь)

5)Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который

издаёт лягушка. Вместе – овощ. (Тыква)

IV.Повторение

Личные местоимения

- Мы ежедневно встречаемся с ними, их всего восемь, и все они изменяются по падежам и указывают на лица?

- В теме «Глагол» мы знакомились с таблицей личных местоимений, постарайтесь сами воспроизвести эту таблицу?

- Личные местоимения отвечают на вопросы?

- Что добавляется к местоимениям 3-го лица в косвенных падежах после предлога?

- Какую часть речи заменяют личные местоимения?

Слайд №2

Выполняется 1 задание, слайды №3,4

1.Вставьте личные местоимения.

… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

(Слайд, сам.раб. – на карточке)

Возвратное местоимение

- У какого разряда местоимения в арсенале всего одно местоимение? Слайд №5

- Какую часть речи оно заменяет?

- Что оно обозначает?

- Какие морфологические признаки у этого местоимения? Чем является в предложении?

Слайды №6,7

2.Исправьте ошибки:

Я укорял меня за невнимательность.

Он хвастун: всё время хвалит самого его.

(слайд, сам.раб. – на карточке)

Притяжательные местоимения  

Слайд №8

- Теперь вспомним о притяжательных местоимениях. На какой вопрос они отвечают?

- Как они изменяются? Какую часть речи заменяют?

- Какие личные местоимения в форме Р.п. так же используются в значении притяжательных? Исправьте ошибки в употреблении притяжательных местоимений (Слайды №9, 10)

- Назовите синтаксическую роль этих местоимений в предложении?

- Сколько их всего? Мой, твой, ваш, наш, свой.

-Выполните задание:

3.Перепишите текст, исправьте ошибки:

И тогда решил я пойти к им в гости. Ихние разговоры мне всегда интересны. Потому что они любят гостей и умеют с ими разговаривать. Я причесался, сделал свои уроки и позвонил в ихнюю дверь. Когда я вошел, она сказала, чтобы я не разувался. В гостиной на столе стоял шикарный пирог, который они испекли, наверно, в ейной духовке. У их мне очень понравилося.

( сам.раб. – переписать в тетрадь с карточки)

Вопросительные  и относительные местоимения

- Пришло время вспомнить о вопросительных и относительных местоимениях. Почему их можно назвать братьями-близнецами?

- В чем их сходство и различие?

 (они абсолютно одинаковы вне предложения, различить их можно, только обратив внимание на их роль в предложении. Если они стоят вначале вопросительного, по цели высказывания ,предложения – вопросительные; если они являются союзными словами в придаточной части сложноподчиненного предложения, являются членами предложения - относительные )

- Какие части речи они заменяют?

- Назовите их морфологические признаки.

-Выполните задание:

4.Подчеркни и подпиши  относительные и вопросительные местоимения, расставь знаки препинания там, где это нужно.

К которому часу ты вернешься? Я пока не знаю к которому часу мне удастся вернуться. Как зовут новенького? Я не успел узнать как зовут новенького. Где ты проведешь каникулы? Пока неясно где я буду отдыхать летом. Чей это котёнок? За все утро я так и не узнал чей это котёнок.

( сам.раб. – на карточке)

Неопределённые и отрицательные местоимения

- У вопросительных местоимений много родственников. Кроме братьев-близнецов, есть ещё много детей и внуков. К ним относятся неопределённые и отрицательные.

- Расскажите поподробней о неопределённых местоимениях? Какие части речи заменяет? С помощью, каких частиц и отчего образуются?

- Среди них есть такие местоимения-существительные, которые не изменяются по падежам, о чем идет речь?

- Пришел черед послушать о местоимениях отрицательных, об их морфологических признаках и синтаксической роли, об их правописании? (Слайды №11, 12, 13)

-Выполнить задание:

5.Найдите отрицательные и неопределённые местоимения, укажите их разряд:

Однажды кто-то зачем-то взял что-то в каком-то месте. Его-то и искали почему-то за кражу чего-то какие-то двое. Искали слева, искали справа по каким-то следам. И узнали, что никогда ни в каком месте никто ничего не брал.

( сам.раб.- на карточке)

Определительные местоимения

- Попробуйте назвать все определительные местоимения?

- Что это за местоимения?

- Какие две части речи они заменяют?

- Каким образом они изменяются и чем являются в предложениях?

6.Два ученика вошли в класс и увидели на доске остатки склонения одного местоимения:

Именительный – са

Родительный – самого

Дательный – самому

Винительный – самого

Творительный – самим

Предложный – о самом

Один утверждал, что это склонение определительного местоимения сам, а другой утверждал, что на доске даны косвенные падежи местоимения самый.

Кто прав?

( сам.раб.- на карточке)

(сам)

(Сам – 1.обозначает, что кто-нибудь лично производит действие или испытывает его; 2.своими силами без помощи со стороны.

Самый – 1.употреб-ся для уточнения при слове этот, тот в значении именно;

2.употреб-ся для уточнения места и времени в значении прямо, как раз)

Указательные местоимения

- Последняя группа местоимений – указательные. (Слайд №14)

- Какие части речи заменяют эти местоимения?

- В каких предложениях мы можем их использовать?

- Местоимения потому, затем, отсюда, оттуда, поэтому и др. пишутся?

- Каким образом изменяется местоимение-числительное столько? (только по падежам)

V.Самостоятельная работа

Последним этапом нашего урока-обобщения, станет самостоятельная работа:

  1. Перфокарты:

Н…сколько                   е

Н…кто                           и

Н…кого                         е

Н…чего                         и

Н…кем                          е

Где…нибудь                 -

Кое…как                       -

Н…который                  е

Как…нибудь                 -

Н… перед чем               и

Сколько…нибудь         -

Н…какой                       и

Н…кто                       е

Кто…то                          -

Какой…либо                 -


  1. Соедини:  

Я, ты, он, вы.                    Отрицательное

Этот, тот, таков.               Неопределённые

Какой-то, что-то.              Возвратное

Никакой, нечто.                Указательные

Мой, наше, их.                  Притяжательное

Себя                                   Личные

3. С кем (нибудь) выб..рать;

   (н..) чего (н..) у кого (не) г..рело;

   какие (либо) р..стения;

   сделать кое(что);

   (н..) перед чем (н..) останавливаться;

   (н..) чего боят..ся;

   гл..деть (н..) на что;

   (н..) чего не находит;

   где(то) пос..деть;

   (не) было (н..) какой опасности.

VI. Итог по уроку

- Подведем итог, ответив на вопросы, поставленные еще в начале урока:

Для чего нужны местоимения?

Нужно ли учиться их разграничивать и писать грамотно? (Слайд №15)

Выставление оценок.

VII. Домашнее задание

Подготовка к написанию контрольного диктанта.

Упражнение № 682.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщение по теме «Местоимение» Учитель русского языка и литературы Богатько М.В.

Слайд 2

Личные. Я ТЫ ОН ОНА ОНО ОНИ МЫ ВЫ

Слайд 3

Вставьте личные местоимения . … нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

Слайд 4

Вставьте личные местоимения . Я нарисую ёлочку. А ты что будешь рисовать? Когда он приедет? Завтра мы пойдём на речку. Кого вы ждёте? Почему они улетают?

Слайд 5

Возвратное СЕБЯ

Слайд 6

Исправьте ошибки. Я укорял меня за невнимательность. Он хвастун: всё время хвалит самого его.

Слайд 7

Исправьте ошибки. Я укорял себя за невнимательность. Он хвастун: всё время хвалит самого себя .

Слайд 8

Притяжательные « Слушать я уже устал ейные упреки. Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут, И такая дребедень происходит кажный день.» И у нас во дворе слышал я однажды, Как ребята говорят: « ихний », « ейный », « кажный », Чтобы вы никогда не попали в лужу, ИХ, ЕГО, и ЕЁ говорить вам нужно. Пели мы про поросят, Намекали на ребят. То, что можно поросятам, Непростительно ребятам.

Слайд 9

Евонный ихние ейные кажный

Слайд 10

Евонный – его ихние – их ейные – её кажный – каждый

Слайд 11

Отрицательные мягкое НЕЧТО злая НИЧТО скромное НЕСКОЛЬКО решительное НИСКОЛЬКО застенчивое НЕКОГДА безжалостное НИКОГДА

Слайд 12

Вставьте пропущенные буквы в отрицательные местоимения Н..чт о н .. что н..ск о лько н .. сколько н..когд а н .. когда н..ког о н .. кого

Слайд 13

Вставьте пропущенные буквы в отрицательные местоимения Н и что н е что н и сколько н е сколько н и когда н е когда н и кого н е кого

Слайд 14

Указательные ЭТОТ ТОТ ТАКОЙ ТАКОВ СТОЛЬКО ЭДАКИЙ ОНЫЙ СЕЙ ЭКИЙ

Слайд 15

Соедини Я, ты, он, вы. Отрицательное Этот, тот, таков. Неопределённые Какой-то, что-то. Возвратное Никакой, нечто. Указательные Мой, наше, их. Притяжательное Себя Личные

Слайд 16

Соедини Я, ты, он, вы. Личные Этот, тот, таков. Указательные Какой-то, что-то. Неопределённые Никакой, нечто. Отрицательное Мой, наше, их. Притяжательное Себя Возвратное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе

Представлена методическая разработка урока для обучающихся общеобразовательных школ в 5 классе...

методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса "Алфавит"

Методическая разработка урока русского языка с подробным алгоритмом действий учителя. Кроме основного учебного материала содержится материал о самой "молодой"  букве русского языка....

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-»

Тема "Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-" достаточно сложная для шестиклассников. Затруднение вызывает определение значения ПРИ- и ПРЕ-, выделение нескольких групп, в которых:1) приставки П...

Методическая разработка урока по русскому языку в 11-ом классе. Тема: «Управление при словах, близких по значению»

Помогает преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми или синтаксическими оттенками. Совершенствует речевые умения учащихся и умение строить свои выска...

Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе.

Урок подготовки к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. 9-й класс....

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс.

Методическая разработка (конспект урока) по русскому языку 3 класс по программе VII вида.Конспект урока.Русский язык. Тема урока:  Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Урок развития речи.Письмо.5 класс"

Уроки по развитию речи в пятом классе дают широкие возможности совмещения освоения учебного программного материала с привлечением дополнительного материала (в том числе со здоровьесберегающей тематико...