Методическая разработка урока по русскому языку Тема: «Закрепление изученного. Имя существительное».
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс)

Герасимович Ольга Юрьевна

Сегодня особой проблемой для педагогов, работающих с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), является поиск новых способов повышения эффективности урока - и в этом состоит актуальность.

Актуальность заключается в том, чтобы пробуждать у школьников интерес, стремление к постоянному получению знаний.

Интерес умственно отсталых детей к изучению материала, закреплению пройденного всегда поверхностный, узкий, ситуативный.

Учитель должен побуждать обучающихся различными средствами: мотивационный момент, пошаговое закрепление, поощрительные меры: одобрение, похвала, разнообразные формы и методы деятельности, оценка…)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_gerasimovich_o.yu_.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Усть-Абаканская общеобразовательная школа-интернат»

Методическая разработка урока

по русскому языку

Тема: «Закрепление изученного. Имя существительное».

Герасимович Ольга Юрьевна - учитель русского языка.

2024г.

р.п. Усть-Абакан

Тема: Закрепление изученного по теме: «Имя существительное» (7класс)

Актуальность.

Сегодня особой проблемой для педагогов, работающих с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), является поиск новых способов повышения эффективности урока - и в этом состоит актуальность.

Актуальность заключается в том, чтобы пробуждать у школьников интерес, стремление к постоянному получению знаний.

Интерес умственно отсталых детей к изучению материала, закреплению пройденного всегда поверхностный, узкий, ситуативный.

Учитель должен побуждать обучающихся различными средствами: мотивационный момент, пошаговое закрепление, поощрительные меры: одобрение, похвала, разнообразные формы и методы деятельности, оценка…)

Цель: Повторить и систематизировать полученные знания, умения и навыки по теме «Имя существительное» (с учетом индивидуальных способностей каждого учащегося).

Задачи:

- уметь обозначать имя существительное как самостоятельную часть речи, находить существительные в тексте, знать основные грамматические категории имен существительных;

- совершенствовать навыки правописания имён существительных;

- корригировать и развивать речь, внимание, память на основе развивающих упражнений – заданий;

- развивать орфографическую зоркость;

- воспитывать положительную мотивацию к изучаемому предмету.

Ожидаемые результаты:

- уметь правильно определять склонение имен существительных;

- определять способы решения родовых окончаний;

- развивать умения ориентироваться в своей системе знаний;

- формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку;

- развивать умение адаптироваться в сложных ситуациях;

- способствовать проявлению познавательной инициативы;

- создавать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- осуществлять взаимопомощь в выполнении работы;

- развивать умение с помощью учителя определять и формировать тему, цель на уроке;

- проговаривать предполагаемые действия на уроке.

Технологии.

Для организации эффективной учебной работы использовались современные образовательные технологии:

- здоровьесберегающие технологии (упражнение на релаксацию, гимнастика для глаз);

- индивидуальный дифференцированный подход к обучению;

- технология арттерапии (музыкотерапия);

- технология проблемного обучения;

- ИКТ.

Формы работы:

- коллективная;

- групповая;

- индивидуальная;

- фронтальная;

- парная.

Методы работы:

- словесный: речевая инструкция, беседа;

- двигательно-кинестический: гимнастика для глаз, релаксация;

- групповой работы.

Методическое оснащение урока:

- Набор карточек с заданиями по теме: «Имя существительное».

- ТСО (релаксационная музыка, звуки природы; компьютер).

- Карточки для работы в парах.

- Памятки для учащихся «Имя существительное».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивация

Притча. Все в твоих руках.

Жил когда-то один мудрец, который все знал.

Один человек хотел доказать, что мудрец знает не все.

Зажав бабочку в руках, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?»

А сам думает:

«Скажет живая – я ее задавлю. Скажет мертвая – выпущу»

Мудрец подумал и сказал: «Все в твоих руках»

-Верно сказал мудрец, ребята?

- Да, сегодня на уроке вы хозяева, наши педагоги – гости на уроке, поэтому все в ваших руках.

III. Работа в тетрадях

- Прочитайте какое сегодня число, запишите, обращая внимание на «ошибкоопасные места».

- Сегодня мы продолжаем постигать тайны русского языка.

- Скажите, пожалуйста, чем отличается портфель от портфеля, а документ от документа? (Учащиеся говорят, что в портфеле носят документы, а в портфеле документы).

-Молодцы, не забыли!

(на доске записаны слова по культуре речи

Береста, договор, дремота, начался, нефтепровод, столяр, торты, хвоя.

Проверка (по цепочке)

- Найдите «лишнее» слово в ленте слов.

- Почему начался? (Глагол)

- А остальные слова? (Имена существительные)

- Да, сегодня мы с вами будем обобщать и систематизировать знания о имени существительном.

Вспомним все грамматические признаки имени существительного.

-Молодцы!

IV. Игра «Правда-неправда» (В группах)

- У каждой пары на столе карточки - тесты с вопросами, которые я буду задавать, а вы должны обвести слово да, если я сказала правильно, правду и слово «нет», если неправду.

#1055;равда ли, что имя существительное – это часть речи? (да, нет)

#1055;равда ли, что существительное обозначает действие предмета? (да, нет)

#1055;равда ли, что существительное обозначает предмет? (да, нет)

#1055;равда ли, что существительные отвечают на вопросы какой? какая? какие? (да, нет)

#1055;равда ли, что у существительных можно определить время? (да, нет)

#1055;равда ли, что существительные изменяются по падежам? (да, нет)

#1055;равда ли, что у существительных нельзя определить род? (да, нет)

8. Правда ли, что имена собственные пишутся с большой буквы? (да, нет)

#1055;равда ли, что к неодушевленным именам существительным относятся животные? (да, нет)

10. Правда ли, что существительные имеют 4склонения? (да, нет)

- А сколько склонений у имен существительных?

V. Повторение о склонении (с мячом)

(кидаю мяч ученику, он объясняет, что степь - она моя ж.р., с мягким знаком на конце 3склонения; ведро, дядя, солнце, моль соль …)

VI. Работа в парах

Непонятно, как случилось,

Только слово заблудилось

Ты ж помоги ему пройти свое склонение найти.

Дочь, олень, соль, моль.

День, пень, дверь, брат. (Работа в парах)

Земля, дядя, сказка, окно.

- По какому признаку объединили слова? (по склонению)

VII. Коллективная работа (1 ученик работает у доски, комментируя все тонкости написания)

По дороге (ж. р., 1скл., в Д.п.)

В озере (ср. р., 2скл., в П.п.).

Над степью (ж. р., 3скл., в Т.п.).

ФИЗМИНУТКА (для глаз)

VIII. Работа по «цепочке»

На краю леса стояла одинокая березка. (синтаксический разбор)

Лесные сказки таятся за дождями и снегами. (выделяют и называют все виды орфограмм в каждой части слова)

IХ.Разбор слов по составу

Сказка, рассказчик, сказочка, сказочник, пересказ, сказочный. (в парах)

Х. РЕЛАКСАЦИЯ (звучит музыка)

- Сегодня, действительно, было все в ваших руках!

-Молодчинки! Я благодарна вам за ваши успехи на уроке!

- А в этой красивой коробке у меня разные подарки, я дарю их вам от чистого сердца.

- Выбирайте себе подарок для души…

- Вы испытывали трудности на уроке?

- У меня в руках необычное дерево, которому вы отдадите все свои трудности, волнения сегодняшнего урока, но при этом дерево подарит вам новые силы, вы получите заряд бодрости. (Дети передают из рук в руки дерево, но при этом задерживают его на мгновение у себя).

ХI. Подведение итогов.

Оценивание:

- правильность ответа по содержанию;

- полнота ответа;

- умение практически применять свои знания;

- последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Формы и методы контроля.

Контроль и учет знаний учащихся осуществляется путем беседы, устного опроса, проверки выполнения письменного задания, проверки работы с карточками, тестовыми заданиями.

Список источников.

#1056;усский язык, 7класс, Н.Г., Галунчикова, Э.В.Якубовская, 9-е издание. – М., «Просвещение», 2024г.

2. Рабочая тетрадь по русскому языку. Состав слова, Н.Г., Галунчикова, Э.В.Якубовская, М., «Просвещение», 2020г.

3. 2. Рабочая тетрадь по русскому языку. Имя существительное, Н.Г., Галунчикова, Э.В.Якубовская, М., «Просвещение», 2020г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку с элементами исследовательской деятельности .Тема:"Несклоняемые имена существительные".

Данная разработка предназначена для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната....

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме «Хочу всё знать об имени существительном» (в форме устного журнала)

Целью данного урока является обобщение  и систематизация знаний учащихся  5 класса по теме  «Имя    существительное».  Материал занятия расширит представления учащих...

методическая разработка урока по русскому языку "Загадки грамматического рода имен существительных"

технологическая карта урока  по ФГОС с применением технологии проблемного обучения...

Методическая разработка урока по русскому языку. Тема "Причастие как часть речи"

Методическая разработка урока по теме :"Причастие". 7 класс...