Методическая разработка урока по русскому языку Тема: «Закрепление изученного. Имя существительное».
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс)
Сегодня особой проблемой для педагогов, работающих с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), является поиск новых способов повышения эффективности урока - и в этом состоит актуальность.
Актуальность заключается в том, чтобы пробуждать у школьников интерес, стремление к постоянному получению знаний.
Интерес умственно отсталых детей к изучению материала, закреплению пройденного всегда поверхностный, узкий, ситуативный.
Учитель должен побуждать обучающихся различными средствами: мотивационный момент, пошаговое закрепление, поощрительные меры: одобрение, похвала, разнообразные формы и методы деятельности, оценка…)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Усть-Абаканская общеобразовательная школа-интернат»
Методическая разработка урока
по русскому языку
Тема: «Закрепление изученного. Имя существительное».
Герасимович Ольга Юрьевна - учитель русского языка.
2024г.
р.п. Усть-Абакан
Тема: Закрепление изученного по теме: «Имя существительное» (7класс)
Актуальность.
Сегодня особой проблемой для педагогов, работающих с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), является поиск новых способов повышения эффективности урока - и в этом состоит актуальность.
Актуальность заключается в том, чтобы пробуждать у школьников интерес, стремление к постоянному получению знаний.
Интерес умственно отсталых детей к изучению материала, закреплению пройденного всегда поверхностный, узкий, ситуативный.
Учитель должен побуждать обучающихся различными средствами: мотивационный момент, пошаговое закрепление, поощрительные меры: одобрение, похвала, разнообразные формы и методы деятельности, оценка…)
Цель: Повторить и систематизировать полученные знания, умения и навыки по теме «Имя существительное» (с учетом индивидуальных способностей каждого учащегося).
Задачи:
- уметь обозначать имя существительное как самостоятельную часть речи, находить существительные в тексте, знать основные грамматические категории имен существительных;
- совершенствовать навыки правописания имён существительных;
- корригировать и развивать речь, внимание, память на основе развивающих упражнений – заданий;
- развивать орфографическую зоркость;
- воспитывать положительную мотивацию к изучаемому предмету.
Ожидаемые результаты:
- уметь правильно определять склонение имен существительных;
- определять способы решения родовых окончаний;
- развивать умения ориентироваться в своей системе знаний;
- формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку;
- развивать умение адаптироваться в сложных ситуациях;
- способствовать проявлению познавательной инициативы;
- создавать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- осуществлять взаимопомощь в выполнении работы;
- развивать умение с помощью учителя определять и формировать тему, цель на уроке;
- проговаривать предполагаемые действия на уроке.
Технологии.
Для организации эффективной учебной работы использовались современные образовательные технологии:
- здоровьесберегающие технологии (упражнение на релаксацию, гимнастика для глаз);
- индивидуальный дифференцированный подход к обучению;
- технология арттерапии (музыкотерапия);
- технология проблемного обучения;
- ИКТ.
Формы работы:
- коллективная;
- групповая;
- индивидуальная;
- фронтальная;
- парная.
Методы работы:
- словесный: речевая инструкция, беседа;
- двигательно-кинестический: гимнастика для глаз, релаксация;
- групповой работы.
Методическое оснащение урока:
- Набор карточек с заданиями по теме: «Имя существительное».
- ТСО (релаксационная музыка, звуки природы; компьютер).
- Карточки для работы в парах.
- Памятки для учащихся «Имя существительное».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Мотивация
Притча. Все в твоих руках.
Жил когда-то один мудрец, который все знал.
Один человек хотел доказать, что мудрец знает не все.
Зажав бабочку в руках, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?»
А сам думает:
«Скажет живая – я ее задавлю. Скажет мертвая – выпущу»
Мудрец подумал и сказал: «Все в твоих руках»
-Верно сказал мудрец, ребята?
- Да, сегодня на уроке вы хозяева, наши педагоги – гости на уроке, поэтому все в ваших руках.
III. Работа в тетрадях
- Прочитайте какое сегодня число, запишите, обращая внимание на «ошибкоопасные места».
- Сегодня мы продолжаем постигать тайны русского языка.
- Скажите, пожалуйста, чем отличается портфель от портфеля, а документ от документа? (Учащиеся говорят, что в портфеле носят документы, а в портфеле документы).
-Молодцы, не забыли!
(на доске записаны слова по культуре речи
Береста, договор, дремота, начался, нефтепровод, столяр, торты, хвоя.
Проверка (по цепочке)
- Найдите «лишнее» слово в ленте слов.
- Почему начался? (Глагол)
- А остальные слова? (Имена существительные)
- Да, сегодня мы с вами будем обобщать и систематизировать знания о имени существительном.
Вспомним все грамматические признаки имени существительного.
-Молодцы!
IV. Игра «Правда-неправда» (В группах)
- У каждой пары на столе карточки - тесты с вопросами, которые я буду задавать, а вы должны обвести слово да, если я сказала правильно, правду и слово «нет», если неправду.
#1055;равда ли, что имя существительное – это часть речи? (да, нет)
#1055;равда ли, что существительное обозначает действие предмета? (да, нет)
#1055;равда ли, что существительное обозначает предмет? (да, нет)
#1055;равда ли, что существительные отвечают на вопросы какой? какая? какие? (да, нет)
#1055;равда ли, что у существительных можно определить время? (да, нет)
#1055;равда ли, что существительные изменяются по падежам? (да, нет)
#1055;равда ли, что у существительных нельзя определить род? (да, нет)
8. Правда ли, что имена собственные пишутся с большой буквы? (да, нет)
#1055;равда ли, что к неодушевленным именам существительным относятся животные? (да, нет)
10. Правда ли, что существительные имеют 4склонения? (да, нет)
- А сколько склонений у имен существительных?
V. Повторение о склонении (с мячом)
(кидаю мяч ученику, он объясняет, что степь - она моя ж.р., с мягким знаком на конце 3склонения; ведро, дядя, солнце, моль соль …)
VI. Работа в парах
Непонятно, как случилось,
Только слово заблудилось
Ты ж помоги ему пройти свое склонение найти.
Дочь, олень, соль, моль.
День, пень, дверь, брат. (Работа в парах)
Земля, дядя, сказка, окно.
- По какому признаку объединили слова? (по склонению)
VII. Коллективная работа (1 ученик работает у доски, комментируя все тонкости написания)
По дороге (ж. р., 1скл., в Д.п.)
В озере (ср. р., 2скл., в П.п.).
Над степью (ж. р., 3скл., в Т.п.).
ФИЗМИНУТКА (для глаз)
VIII. Работа по «цепочке»
На краю леса стояла одинокая березка. (синтаксический разбор)
Лесные сказки таятся за дождями и снегами. (выделяют и называют все виды орфограмм в каждой части слова)
IХ.Разбор слов по составу
Сказка, рассказчик, сказочка, сказочник, пересказ, сказочный. (в парах)
Х. РЕЛАКСАЦИЯ (звучит музыка)
- Сегодня, действительно, было все в ваших руках!
-Молодчинки! Я благодарна вам за ваши успехи на уроке!
- А в этой красивой коробке у меня разные подарки, я дарю их вам от чистого сердца.
- Выбирайте себе подарок для души…
- Вы испытывали трудности на уроке?
- У меня в руках необычное дерево, которому вы отдадите все свои трудности, волнения сегодняшнего урока, но при этом дерево подарит вам новые силы, вы получите заряд бодрости. (Дети передают из рук в руки дерево, но при этом задерживают его на мгновение у себя).
ХI. Подведение итогов.
Оценивание:
- правильность ответа по содержанию;
- полнота ответа;
- умение практически применять свои знания;
- последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Формы и методы контроля.
Контроль и учет знаний учащихся осуществляется путем беседы, устного опроса, проверки выполнения письменного задания, проверки работы с карточками, тестовыми заданиями.
Список источников.
#1056;усский язык, 7класс, Н.Г., Галунчикова, Э.В.Якубовская, 9-е издание. – М., «Просвещение», 2024г.
2. Рабочая тетрадь по русскому языку. Состав слова, Н.Г., Галунчикова, Э.В.Якубовская, М., «Просвещение», 2020г.
3. 2. Рабочая тетрадь по русскому языку. Имя существительное, Н.Г., Галунчикова, Э.В.Якубовская, М., «Просвещение», 2020г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку с элементами исследовательской деятельности .Тема:"Несклоняемые имена существительные".
Данная разработка предназначена для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната....

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме «Хочу всё знать об имени существительном» (в форме устного журнала)
Целью данного урока является обобщение и систематизация знаний учащихся 5 класса по теме «Имя существительное». Материал занятия расширит представления учащих...

Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Собственные и нарицательные имена существительные", 5 класс
урок в 5 классе по ФГОСам...
методическая разработка урока по русскому языку "Загадки грамматического рода имен существительных"
технологическая карта урока по ФГОС с применением технологии проблемного обучения...

Методическая разработка урока по русскому языку. Тема "Причастие как часть речи"
Методическая разработка урока по теме :"Причастие". 7 класс...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Разносклоняемые имена существительные"
Данный урок содержит презентацию и конспект урока....
