Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме «Хочу всё знать об имени существительном» (в форме устного журнала)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

николаева наиля шамильевна

Целью данного урока является обобщение  и систематизация знаний учащихся  5 класса по теме  «Имя    существительное».  Материал занятия расширит представления учащихся о номинативной, коммуникативной и  эмоционально-выразительной роли имен существительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_russkomu_yazyku_v_5_klasse.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского языка  в 5 классе по теме

«Хочу всё знать об имени существительном» (в форме устного журнала)

Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме  «Имя    существительное»;

Задачи: расширить представления учащихся о номинативной,     коммуникативной и  эмоционально-выразительной роли имен существительных;

закрепить умение находить существительные в тексте;

воспитывать интерес и любовь к изучению русского языка;

Ход урока.

1. Слово учителя.

 - Ребята, посмотрите вокруг себя. Вглядитесь внимательно  в окружающий вас мир. Скажите, что вы видите? Каждое слово, названное вами,  можно отнести к какой-либо части речи. Слов, какой части речи прозвучало больше?

Про эту часть речи придумана такая загадка:

                             Давно живу я в мире этом,

                             Даю названия предметам.

Конечно, речь идёт об имени существительном. Поэтому тема нашего урока звучит так: «Хочу все знать об имени существительном». Перелистывая страницы нашего журнала,  мы с вами повторим уже изученный материал и познакомимся с новыми интересными фактами об имени существительном.

2.Словарная работа. Этимология (происхождение) термина «имя существительное».

 (работа с толковым словарем С. Ожегова)

3. Слово учителя.

 Ученые установили, что имя существительное – самая представительная часть речи по количеству слов: примерно 40% всех слов в русском языке – имена существительные, то есть почти каждое второе слово в нашей речи.

Эпиграфом к нашему  уроку я взяла слова К.Г. Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия».

Эти слова, прежде всего, характеризуют состояние природы. Поэтому наш сегодняшний урок будет посвящен самому прекрасному времени года - весне.

4. Следующая страница поэтическая. (На интерактивной доске картинка весны, при выразительном чтении стихотворения звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. Апрель»).

                                         Шепот, робкое дыханье,

                                        Трели соловья.

                                        Серебро и колыханье

                                        Сонного ручья.

                                        Свет ночной. Ночные тени,

                                        Тени без конца.

                                        Ряд волшебных изменений

                                       Милого лица.

                                                                  А.А.Фет.

А теперь проведем небольшое исследование.

- Понравилось ли вам это стихотворение? О чем оно?

- Сколько слов в стихотворении?  (22)

- Сколько имен существительных? (14)

- Какие еще части речи есть в стихотворении? (6 прилагательных,2 служебных слова)

Вывод:

Поэт сумел передать чудесную картину ночи, ночного пейзажа, используя существительные. В стихотворении нет ни одного глагола, но в нем ощущается движение.

5. Аукцион по теме «Имя существительное».

- На какие вопросы отвечает имя существительное?

- Что обозначают имена существительные?

- На вопрос кто?  отвечают имена существительные…?

- Имена собственные  являются названиями … предметов?

- Имена существительные  изменяются по…?

- Имена существительные относятся к …..?

- Чем являются существительные в предложении?

6. «Весенние перевертыши».

Задание. Превратите нарицательные имена существительные в собственные.

Птица орел  -

Цветок роза -

Воздушный шарик -

Плодородная земля –

7. К вопросу о падежах.

Каких только падежей нет в языках мира! Есть сопроводительный падеж, заступительный,  тождественный,  лишительный,  превратительный, целевой, серединный, поверхностный, верхнеприблизительный, нижнепространственный  и множество других падежей. В английском языке 2 падежа, а в венгерском – 22.

 А сколько падежей в русском языке?  Назовите их.

- Что такое падеж? (Изменение существительных по вопросам).

Учитель: А вот что я узнала из словаря юного филолога – в древнерусском языке существовал седьмой падеж – звательный – братче, старче, отче. Сейчас он слился с именительным падежом.

(инсценировка шуточного стихотворения «Ленительный падеж»)

Я думаю, что вы хорошо знаете падежи и сможете выполнить следующее задание.

Задание. Обозначить окончание существительных, определить их склонение и падеж. 1.Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.

2.В апреле земля преет.

3.Грач на горе — весна на дворе.

4.Солнышко с апрельской горки в лето катится.

5.Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени.

8. Веселая физминутка.

9. О числе  имен существительных.

Многие существительные в русском языке изменяются по числам, но также есть существительные, которые имеют форму только единственного или только множественного числа.

Задание.

1.В апреле ясные ночи кончаются заморозками.

2.Весною сутки мочит, а час сушит.

3.Марток — надевай двое порток.

4.Готовь сани с весны, а колеса с осени.

10.Орфоэпия.

- Какой раздел науки о языке называется орфоэпией?

Я хочу рассказать вам о мальчике Пете, с которым произошла вот такая история.

(Стихотворение «Рассказ школьного портфеля»  Ю. Тимянский)

Задание. Расставить ударение в  словах, заранее написанных на доске

Магазин, стаканы, свёкла, портфель, алфавит, каталог, километр

12.  Сделаем вывод по уроку.

- Для чего нужны имена существительные?

1.Имена существительные играют важную роль в предложении, в речи.

 Имя существительное обозначает предметы в широком смысле слова, оно может быть любым членом предложения.

2.Без имен существительных невозможно понять текст, речь человека. Это действительно значимая часть речи.

 13. Домашнее задание.

Какое значение приобретут слова даль, блок, вена, десна, клин, лист,   роман, если их написать с большой буквы?

Какие морфологические признаки существительных при этом меняются?

Составьте предложения с полученными словами.

Приложение. 

1. Шуточное стихотворение «Ленительный падеж».            

 

Спросили Лежебокина:

- А ну-ка расскажи,

За что так ненавидишь ты,

Не любишь падежи?

Давным-давно все школьники

Их знают назубок.

Их за три года выучить

Лишь ты один не смог.

Ответил он рассеяно:

- В том не моя вина.

Пусть им сперва учёные

Изменят имена.

Ведь я падеж Творительный

Нарочно не учу:

Трудиться,

А тем более

Творить

Я не хочу.

Такой падеж, как Дательный

Я с детства не терплю:

Давать, делиться чем-нибудь

С другими не люблю.

Предложный ненавижу я:

Чтоб не учить урок,

Приходится придумывать

Какой-нибудь предлог.

А на падеж Винительный

И вовсе я сердит:

Отец во всякой шалости

Всегда меня винит.

- Да, переделка, кажется,

Серьёзная нужна.

А сам ты смог бы новые

Придумать имена?

- Давно придумал:

Взятельный,

Лежательный,

Грубительный,

Ленительный

И, наконец, простительный!

                                 (Г. Граубин)

2.Стихотворение «Рассказ школьного портфеля» (из книги Л. Т. Григорян «Язык мой – друг мой»):

Знакомьтесь. Петя. Мой сосед.

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор

Не «коридор», а «колидор».

«Дилектор входит в кабинет…»

«Закрой магазин на обед…»

«Хозяйка моет стаканы…»

«Секёт свёклу…»

«Пекёт блины…»

И до меня дошёл черёд:

Портфель он «портфелем» зовёт.

Но мне не зря «родную речь»

Судьбой заверено беречь.

И я придумал не шутя:

Пусть и его зовут Петя.

                       - Петя! – несётся со двора, -

                       - Тебе домой идти пора!

                       - Не трогай малыша, Петя,

                        Ведь ты большой, а он дитя!

                       «Петя» обижен на ребят:

                       - Скажите, в чём я виноват?

                        Я не ругался, не грубил

                        И никого не оскорбил.

                       За что же среди бела дня

                       Отняли имя у меня?   (Ю. Тимянский)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс.

Методическая разработка (конспект урока) по русскому языку 3 класс по программе VII вида.Конспект урока.Русский язык. Тема урока:  Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака...

Методическая разработка урока по русскому языку 5 класс «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 115%; widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Calibri",sans-serif; font-size: 11pt; }P.cjk { font-family: "Ti...

Методическая разработка урока по испанскому языку (6 класс) на тему: Географические открытия

Методическая разработка урока по испанскому языку (6 класс) на тему:  Географические открытияМетодическая разработка предназначена для обучающихся 6 классов школ с углубленным изучением испанског...

Технологическая карта урока по русскому языку 5 классе "Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными"

Цель урока: Открытие правила «Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными» и формирование навыка его использованияЗадачи урока: Образовательные: применение правила о право...

Методическая разработка урока по русскому языку 6 класс «Публичное выступление. Подготовка к созданию монолога-рассуждения»

Предлагаемая методическая разработка урока позволяет сформировать у шестиклассников представление об особенностях монолога-рассуждения, дать начальное представление о публичном выступлении. Тема...