Главные вкладки

    Методическая разработка урока по русскому языку 5 класс «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»
    методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

    Королева Ирина Михайловна

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по ФГОС

    5-й класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zachetnaya_rabota._kursy_fgos_371_shk._k71 КБ

    Предварительный просмотр:

     ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

    5-й класс

    Тема урока: «Правописание  проверяемых безударных гласных в корне слова»

    Тип урока: комбинированный

    Цель урока: повторить правописание безударных гласных в корне слова; закрепить умения правильно выделять морфемы в слове, находить ударения, подбирать однокоренные слова, пользоваться словарями; совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.

    Технологии:

                         - поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

                         - обучение умению обоснованно развертывать суждение, самостоятельно подбирать конкретные примеры;

                         - обучение публичным выступлениям, умение работать в группах.

                         - игровые технологии.      

    Формы организации деятельности:  закрепление и развитие знаний, развитие речи.

    Опорные понятия: «орфография», «орфограмма», «орфоэпия», « корень слова», «однокоренные слова», «лексическое значение слова».                    

    Новые понятия: «морфемика», «морфема», «морфемный разбор», «корни-омофоны».

     Межпредметные связи:

                         - русский язык – литература  (во всех литературных произведениях встречаются слова с безударной гласной в корне слова);

                         - русский язык – история («устаревшая» лексика как часть современного русского языка, в которой встречаются архаичные корни);

                         - русский язык – топонимика (названия населенных пунктов, улиц, в которых встречаются слова с безударной гласной в корне      

                         слова; связь топонимики с историей страны).

    Образовательные ресурсы:

                          - электронный репетитор «Русский язык» (система обучающих тестов);

                          - сайт ФИПИ;                        

                          - справочники и пособия, созданные ФИПИ.

    Этап урока

    Деятельность учителя

    (применяемые технологии, приёмы)

    Деятельность учащихся

    (формы организации деятельности)

    Формируемые УУД

    (зависит от целевой установки, типа и структуры урока)

    Организационный момент

    Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

    Создает рабочую обстановку, привлекает учащихся к открытию новых знаний

    Подготовка к работе.

    Самоопределение к деятельности.

    Погружаются в рабочую атмосферу. Настраиваются на продуктивную деятельность

    Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, понимание, ради чего осуществляется учение;

    Регулятивные: организация учащимися своей учебной деятельности;

    Познавательные: готовность к получению новых знаний;

    Коммуникативные: готовность к сотрудничеству.

    Актуализация знаний и фиксация затруднений

    Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

    На примере предложенного текста в качестве домашнего задания проверяется умение отличать данную орфограмму от других видов орфограмм.

    .

    Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции, учебные навыки.

    Диктант «По следам выполненных упражнений» с заданием: графически обозначить данную орфограмму».

    Личностные: осознание необходимости данной работы;

    Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к преодолению трудностей;

    Познавательные: общеучебные:поиск и выделение необходимой информации;

    Логические: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

    Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

    Постановка учебной задачи.

    Мотивация познавательной деятельности.

    Анализирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.

    Языковая игра «Найди лишнее слово в каждом ряду», в которой все слова каждого ряда будут с безударной гласной, а одно слово на другую орфограмму.

    Ставят цели. Уточняют/формулируют тему урока.

    Пытаются сформулировать тему урока, опираясь на полученные результаты игры.

    Личностные: осознание учащимся в необходимости получения данных знаний;

    Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; 

    Коммуникативные: постановка вопросов для совместного поиска и сбора информации;

    Познавательные: общеучебные:выдвижение гипотез и их обоснование, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

    Логические: восполнение недостающих компонентов.

    Построение проекта выхода из затруднения.

    (Изучение нового материала)

    Организует учащихся к исследованию проблемной ситуации, поиску решения.

    Организует работу по подбору не только родственных слов, но и показу системных связей, существующих в языке между корнями различных частей речи.

    Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритмы, модели и др.). Исследуют ситуацию.

    Работа по составлению собственной таблицы, включающей словосочетания со словами, в составе которых есть корни-омофоны, например: запевать песню – запивать лекарство, поседеть от горя – посидеть на лавочке, слезать с лестницы – слизать сметану, развевающееся знамя – развивающееся государство  и т.д.

    Личностные: смыслообразование: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения и тем, ради чего учение осуществляется;

    Регулятивные: планирование – определение последовательности промежуточных действий с учетом конечного результата; 

    Познавательные: общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретной ситуации; моделирование результата; смысловое чтение; 

    Логические: структурирование фактов, построение логической цепи рассуждения, доказательство: 

    Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

    Первичное закрепление

    Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

     Обращает внимание учащихся на единообразное произношение корней, но разное их написание в зависимости от лексического значения слова.

    Решают типовые задачи (с проговариванием алгоритма вслух, действиями по образцу и т.п.).

    Выполнение морфемного разбора слов с корнями-омофонами, самостоятельное формулирование на данных примерах орфограммы «Безударные проверяемые гласные в корне слова».

    Личностные: понимание учащимся значения данной деятельности;

    Регулятивные: контроль в форме сопоставления способа действия и его результата с законным эталоном для обнаружения отклонений от него;

    Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, смысловое чтение, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

    Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    Самостоятельная работа (с самопроверкой по эталону)

    Организует  деятельность учащихся по применению новых знаний

    Знакомит с графическим обозначением орфограммы «Проверяемые безударные гласные в корне слова», предлагает ответить на вопросы:

    1.Почему обязательно нужно поставить ударение в слове?

    2.Как графически обозначается данная орфограмма?

    Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном

    Игра «Кто больше?» (каждая колонка учащихся подбирает слова с частотными корнями: -сад-, -вод-(существительные) и -вод- (глагол), -нос- (существительное) и нос-(глагол), -зем-/-земл- и т.д.

    После этого на экране учащиеся проверяют получившиеся варианты и выявляют «колонку-победителя», где оказалось больше всего правильно записанных слов.

    Личностные: оценивание усваиваемого содержания с нравственно-этических позиций;

     Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

    Познавательные: общеучебные: смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации; применение; методов информационного поиска, умение структурировать знания, установление причинно-следственных связей

    Коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    Этап продуктивного использования полученных знаний

    Организует  деятельность учащихся по применению новых знаний в других условиях

    Задаёт вопросы: 1. В каком городе мы живём? (Санкт-Петербург); 2. Какие другие названия имел город? (Петроград, Ленинград); 3. Какие закономерности с точки зрения орфографии вы нашли в названиях нашего города?

    Самостоятельная / групповая работа

    Ответ на вопрос № 3; самостоятельный подбор названий городов, где орфография слова связана с данной орфограммой, например: Волгоград, Днепропетровск, Северодвинск, Зеленогорск и т.д.

    Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция в случае расхождения ожидаемого результата и того, что получилось;

    Личностные: оценивание результатов учебной деятельности;

    Познавательные: общеучебные: умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной формах,  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

    Логические: синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; установление причинно-следственных связей;  решение проблем творческого и поискового характера;

    Коммуникативные: управление поведением партнёров - контроль, оценка, коррекция действий партнёров; продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

    Рефлексия деятельности

    (итог урока)

    Организует рефлексию.

    Дает творческое задание: создать мини-текст на тему «Я и мой город», используя как можно больше слов на данную орфограмму.

    Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

    Создают свой мини-текст на тему «Я и мой город», используя как можно больше слов на данную орфограмму. Обсуждают получившиеся тексты, выявляя сложности в подборе слов на изученную орфограмму, так как лексический запас пятиклассников невелик, и им бывает трудно подобрать проверочное слово.

    Личностные: смыслообразование, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания;

    Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка;

    Познавательные: рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности; 

    Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. 

    Домашнее задание

    Инструктирует учащихся

    Предлагает учащимся из рассказа И.С.Тургенева «Муму» выписать слова с орфограммой «Безударные проверяемые гласные в корне слова» на тему «Жизнь в доме барыни» и ответить на вопрос: «Как данные слова помогают понять содержание произведения?»

    Анализируют и выявляют степень готовности

    Вспоминают содержание произведения, так как оно было в списке книг для чтения летом и убеждаются в том, что они могут выполнить данное задание.

    Личностные:  осмысление предложенного задания;

    Регулятивные: оценивание качества и уровня своей подготовки

    Коммуникативные:  прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности

    Познавательные: закрепление умения грамотно строить свое высказывание в письменной форме речи


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока русского языка для 5 класса. Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»

    Разработка урока русского языка  для 5 класса. Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением» Предметные цели:Знать виды орфограммы безударная гласная в корне сло...

    Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Чередующиеся безударные гласные в корне слова"

    В 5 классе дети с удовольствием играют.Тема "Чередующиеся гласные в корне слова " позволяет помочь ребятам в форме игры овладеть умением делать выбор правильного написания корней....

    Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе "Чередование безударных гласных в корне. Обобщение".

    Материалы содержат конспект урока по теме "Чередование безударных гласных в корне. Обобщение" и презентацию к уроку....

    Проверочная работа по русскому языку по теме «Безударные гласные в корне слова" для учащихся 5-х классов

    Задания проверочной работы включают: подбор недостающих букв, однокоренных слов, являющихся другой частью речи, подбор проверочных слов и др....

    Разноуровневые карточки по русскому языку по темам: "Безударные гласные в корне слова", "Правописание предлогов и приставок", "Состав слова", 5 класс

    Задания составлены на репродуктивном, конструктивном и творческом уровнях Каждый последующий уровень включает в себя параметры предыдущего и имеет свои, отличающиеся от предыдущего. На основании этих ...