Методическая разработка урока русского языка "Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий"
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

В материале представлен подробный конспект урока по  теме "Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий" и презентация к уроку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока  русского языка

Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий

Цель урока:

познакомить учащихся  с правописанием отрицательных наречий, с условиями выбора на письме букв Е и И в приставках НЕ- и НИ-. 

Задачи.

Обучающие: 

  • объяснить, какие наречия относятся к отрицательным, как они образуются;
  • показать условия выбора на письме букв Е и И в приставках НЕ и  НИ;
  • научить использовать опознавательный признак данной орфограммы, применять данное правило на письме;
  • формировать умение правильно определять написание приставок не и ни.

Коррекционно-развивающие: 

развивать творческие способности учащихся; расширять словарный запас учащихся за счёт употребления наречий в речи.

Воспитательные: 

воспитывать интерес к изучению предмета.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ход урока.

1. Организационный момент.

(Проверка готовности класса к уроку, обеспечение нормальной обстановки для работы).

II. Актуализация знаний.

– Сегодня на уроке мы продолжаем изучение части речи «Наречие». (Слайд№1).

– Давайте вспомним отрицательные местоимения. Как они пишутся? (Слитно и раздельно; если есть предлог, то раздельно).

– Как они образуются? (Отрицательные местоимения образуются от вопросительных с помощью приставок не и ни – приставка не- всегда ударная, приставка ни-  безударная).

Словарный диктант.


Никого не видел, не (за) что благодарить, нечем заняться, ни(на)что не обращать внимания, не(на)что купить, ни(к)чему не относится, не(от)кого ждать писем, ни(к)кому не опоздал, ни(с)чьей стороны.

– Графически объясните выбранное написание слов.

 Проверка по интерактивной доске (Слайд №2).


- Итак, мы с вами повторили, что в отрицательных местоимениях
НЕ- пишется под ударением, а НИ - без ударения. Приставки НЕ и НИ могут писаться раздельно, если появляется предлог. (Делается вывод о написании отрицательных местоимений).


III. Объяснение нового материала.      

Слово учителя.

Сегодня на уроке мы обращаемся к аналогичной теме: 

Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. (слайд №3).

Цель урока: познакомиться с правописанием отрицательных наречий, научиться правильно определять написание приставок НЕ- и НИ-. (Слайд №4).

Наша задача: узнать, какие наречия относятся к отрицательным, как они образуются, каковы условия выбора букв Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий; уметь применять это правило на письме. (Слайд №5). 

– Объясните, как образованы данные наречия? (Слайд №6). 

Негде           где; некуда, некогда, неоткуда.

Нигде           где; никуда, никогда, ниоткуда.


– От каких наречий образуются отрицательные наречия? (Отрицательные наречия образуются от вопросительных наречий).                                                                                   – С помощью каких морфем образуются отрицательные наречия? (С помощью приставок
НЕ- и НИ- приставочным способом).
– В каких случаях мы пишем в приставке букву Е, а в каких И!                                                                    – Когда же в отрицательных наречиях пишется НЕ, а когда НИ? (В отрицательных наречиях под ударением пишется НЕ, без ударения – НИ).                                                      – От чего зависит выбор букв Е и И? (От ударения).
– Как пишутся всегда приставки
НЕ и НИ в наречиях, в отличие от местоимений? (Слитно). (Слайд №)  
– Почему? (Наречие - неизменяемая часть речи, не может быть предлога).

– По аналогии с отрицательными местоимениями сформулируйте правило о написании отрицательных наречий с НЕ и НИ.                                                    

– А сейчас обратимся к учебнику, откроем §37 на странице 106 (слайд №7).
– Чтение правила.

– Какова же формула образования отрицательных наречий? (Слайд №8).

   Не – (ни -) + вопросительное  наречие  = отрицательное   наречие                        

         

    Не + где = негде                                             ни + куда = никуда

IV. Закрепление изученного материала.

1. Выборочная фронтальная работа (с комментированием). (Слайд №9).

Определите, где отрицательные местоимения, а где отрицательные наречия.

1. Нигде не видно жилья.

2. Ничем не измерить простора полей.

3. Некем тебя заменить.    

4. Никак не удавалось преодолеть эту вершину

Проверка работы.

– Что общего в написании ни и не в отрицательных местоимениях и наречиях?

2. Распределительный диктант. (Выбрать правильное написание). (Слайд №10).

Запишите слова с приставкой НЕ- в левый столбик, а с приставкой НИ- – в правый. Обозначьте изучаемую орфограмму (см. образец в рамке).

с приставкой НЕ-

с приставкой НИ-

Ни(не) когда’ не бояться, не’(ни) где остановиться, ни(не) сколько’ не страшно, ни(не)куда’ не спешил, ни(не) ка’к  не ловится, ни(не’) когда говорить, появился ни(не) откуда’, ни(не’)куда идти, ждать ни(не’) откуда.

Проверка по интерактивной доске (Слайд №11).

3. Замените выделенные наречия и глаголы другими, подходящими по смыслу  (слайд №13).


1. Люди
всегда будут помнить о героях Великой Отечественной войны.
2. Окна
везде не были закрыты.
3. Суворовец
всегда должен выполнять приказания офицеров.
4.
Всюду продолжались дожди.
5. Хороший работник
всегда приходит вовремя на работу.


Слова для справок: н..когда (не) забудут, н..где (не) были закрыты, н..когда (не) должен нарушать, н..где (не)прекращались, н..когда (не)опаздывает.

Проверка по интерактивной доске (Слайд №14).

4. Вставьте пропущенные буквы (Е или И). (Слайд №15).

Н…куда поехать - н…куда не выезжать.

Н…где заниматься - н…где не появляться.

Н…когда отдыхать - н…когда не торопиться.

Н…откуда ждать поддержки - н…откуда не ждать помощи.

Проверка по интерактивной доске (Слайд №16).

5. Вставьте подходящие по смыслу отрицательные наречия. Поставьте в них ударения и обозначьте приставки. (Слайд №17).

Приходится вертеться, если ……… деться.

Ум – одежда, которая ………. не  износится, а знание – родник, который ……… не исчерпаешь.

Языком и туда, и сюда, а делами не годится ……….

Смелый человек ……… не пропадет. 

Слова для справок: никуда, некуда, некогда, нигде.

Проверка по интерактивной доске (Слайд №18).

V. Итоги урока. Оценки за урок. (Слайд №19).

-  Какую орфограмму мы сегодня изучали? От чего зависит выбор букв Е – И?

-  В чем различие написания отрицательных наречий и отрицательных местоимений?

- Каковы условия выбора букв Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий?

VI. Домашнее задание.

Карточка № 1.

1. Ленивому всё (н..)когда.

2. С горы – далеко, на гору – высоко, лучше (н..)как.  

3. Хорошие книги (н..)когда не умирают.

4. Успевает всюду тот, кто (н..)куда не торопится.

5. Мне совершенно (н..)когда было идти гулять.

Карточка №2.

Вставьте подходящие по смыслу отрицательные наречия. Поставьте в них ударения и обозначьте приставки. Назовите виды орфограмм на месте пропусков и скобок.

1. Витя заблудился в лесу, но __ __ (не)и..пугался. (Не)сколько групп р..бят пошли на поиски Вит.. . 2. Мальчик р...шил __ __ (не)идти, а ждать, когда наступ..т утро. Сп..шить было __ __, и Витя устро..л себе ночлег. 3. Вит.. всё __ __ было учи(т,ть)ся ор..ентироваться на местност.. . __ __ больше он (не) пойдёт в лес, пока (не)науч..тся находить дорогу.


Для справок: 1) нисколько, несколько; 2) никуда, некуда; 3) некогда, никогда.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НАРЕЧИЕ

Слайд 2

Словарный диктант Никого не видел, не за что благодарить, не чем заняться, не на что купить, ни на что не обращать внимания, ни к чему не относится, не от кого ждать писем, ни к кому не опоздал, ни с чьей стороны

Слайд 3

Буквы Е и И в приставках не- и ни- отрицательных наречий

Слайд 4

Цель урока Познакомиться с правописанием отрицательных наречий, научиться правильно определять написание приставок НЕ- и НИ-

Слайд 5

Задачи урока Узнать, какие наречия относятся к отрицательным, как они образуются, каковы условия выбора букв Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий; уметь применять это правило на письме

Слайд 6

Негде где; некуда, некогда, неоткуда. Нигде где; никуда, никогда, ниоткуда. Как образованы данные наречия?

Слайд 7

В отрицательных наречиях под ударением пишется приставка НЕ- , а без ударения – НИ -! Некогда (под удар.) Никогда (без удар.)

Слайд 8

Не-(ни-) + вопросительное наречие = отрицательное наречие Не + где = негде Ни + куда = никуда Формула образования отрицательных наречий

Слайд 9

Наречия или местоимения? Нигде не видно жилья . Ничем не измерить просторы полей . Никак не мог решить задачу. Некем тебя заменить. наречие наречие местоимение местоимение

Слайд 10

Распределительный диктант

Слайд 11

С приставкой НЕ- С приставкой НИ- Ни(не) когда ’ не бояться, не ’( ни) где остановиться, ни(не) сколько ’ не страшно, ни(не)куда ’ не спешил, ни(не) ка ’ к не ловится, ни(не ’ ) когда говорить, появился ни(не) откуда ’ , ни(не ’ )куда идти, ждать ни(не ’ ) откуда.

Слайд 12

Проверь себя! с приставкой не- с приставкой ни- никогда не бояться негде остановиться нисколько не страшно некогда говорить никуда не спешил некуда идти никак не ловится ждать неоткуда появился ниоткуда

Слайд 13

Замените выделенные наречия и глаголы другими, подходящими по смыслу 1. Люди всегда будут помнить о героях Великой отечественной войны. 2. Окна везде не были закрыты. 3. Суворовец всегда должен выполнять приказания офицеров. 4. Всюду продолжались дожди. 5. Хороший работник всегда приходит вовремя на работу.

Слайд 14

Проверь себя! Люди никогда не забудут о героях Великой отечественной войны. Окна нигде не были закрыты. 3. Суворовец никогда не должен нарушать приказания офицеров. 4. Нигде не прекращались дожди. 5. Хороший работник никогда не опаздывает на работу.

Слайд 15

Вставьте пропущенные буквы (Е или И) Н…куда поехать - н…куда не выезжать. Н…где заниматься - н…где не появляться. Н…когда отдыхать - н…когда не торопиться. Н…откуда ждать поддержки - н…откуда не ждать помощи.

Слайд 16

Проверь себя! Некуда поехать - никуда не выезжать. Негде заниматься - нигде не появляться. Некогда отдыхать - никогда не торопиться. Неоткуда ждать поддержки - ниоткуда не ждать помощи. Проверь себя!

Слайд 17

Вставьте подходящие по смыслу отрицательные наречия Приходится вертеться, если ……… деться. Ум – одежда, которая ………. не износится, а знание – родник, который ……… не исчерпаешь. Языком и туда, и сюда, а делами не годится ……… Смелый человек ……… не пропадет. Слова для справок: никуда, некуда, некогда, нигде.

Слайд 18

Проверь себя! Приходится вертеться, если некуда деться. Ум – одежда, которая никогда не износится, а знание – родник, который никогда не исчерпаешь. Языком и туда, и сюда, а делами не годится никуда. Смелый человек нигде не пропадет.

Слайд 19

Итоги урока. - С какой орфограммой сегодня познакомились? - От чего зависит выбор букв Е – И? Каковы условия выбора букв Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий?

Слайд 20

Спасибо за урок! До новых встреч!

Слайд 21

(Не)доброе слово, (не)выполненное поручение, взлететь (не) высоко, задание (не)выполнено, (не)сделанные вовремя уроки, (не)ряшливо одетый человек, (не)живёт рядом, друзья в (не)счастье познаются, (не)теряя ритма, (не)правда, совсем (не)весёлое настроение, (не)настный день, прыгнуть (не) высоко, а низко, вовсе (не) интересно. Орфографическая разминка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)

Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком,  литературой,  ИЗО  и  музыкой.  При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" (УМК Разумовская)

Данная методическая разработка относится к разделу "Лексика", изучаемому в 5 классе, поэтому конспект урока может быть использован педагогами, работающими по другим УМК....

Методическая разработка урока русского языка "Жемчужины" русского языка"

Предлагаемый урок по теме «Жемчужины» русского языка» разработан для учащихся 6 класса (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская «Русский язык» 6 класс). Урок  рассчитан на 1 академический час. Данный...

Методическая разработка урока русского языка с использованием ИКТ по теме: «Буквы А и О на конце наречий»

Правописание наречий – один из наиболее сложных разделов орфографии. Данный урок знакомит учащихся с правилом написания наречий. В ходе занятия рассматривается правило выбора суффиксов О/А на конце на...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Приставки пре и при"

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся с написанием гласных в приставках пре- и при-; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитани...

Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)

В разработке  представлен  опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения  количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...