Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Приставки пре и при"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Саенко Ксения Андреевна

Педагогические задачи:

создать условия для ознакомления обучающихся с написанием гласных в приставках пре- и при-; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs.docx24.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей

поселка городского типа Афипский

МО Северский район

Муниципальный этап краевого конкурса методических разработок

 «Технологии ФГОС в преподавании филологических дисциплин»

Методическая разработка урока русского языка в 6 «А» классе

на тему: «Гласные в приставках пре- и при-»

Ксения Андреевна Саенко

Учитель русского языка и литературы

МАОУ лицей пгт Афипского

2015

К.А. Саенко

МАОУ лицей пгт Афипского МО Северский район

учитель русского языка и литературы

Урок русского языка на тему: «Гласные в приставках пре- и при-».

Тип урока: решение частных задач.

Педагогические задачи:

создать условия для ознакомления обучающихся с написанием гласных в приставках пре- и при-; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.

Планируемые результаты:

  1. Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приёмами работы с книгой, со словарём; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц.
  2. Метапредметные:
  • Познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и её передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;
  • Регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;
  • Коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

  1. Личностные: понимают, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского языка, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств  для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения,  проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Образовательные ресурсы: таблицы, стихотворение, мультимедийная презентация.

Организационная структура урока.

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

  1. Повторение пройденного материала.
  1. Работа с таблицей.

Приветствие. Слайд 1.

Слайд 2.

Гласные после приставок

и

ы

Слова

Раз..скивать

Сверх..дейный

Без..скусный

Сверх..интересный

С..грать

Меж..нститутский

Под..грать

Учащиеся выполняют задание по таблице: вставляют пропущенные буквы, объясняют выбор написания.

Используют таблицу для решения учебно-практических задач.

  1. Работа с текстом.

Слайд 3.

- Рассмотрите предложения.

Ну, право, взял бы Никиту. Богом тебя прошу.

Вот как банный лист пристала. Ну куда я его возьму.

-Найдите в тексте повествовательное, побудительное и вопросительное предложения.

-Расставьте нужные знаки препинания. Как вы поняли, что перед вами диалог?

-Найдите и подчеркните фразеологизм. Объясните морфемный разбор слова пристала

Выполняют задание.

Отвечают на вопрос. Сверяют с ответом на слайде.

Объясняют значение фразеологизма. Выполняют морфемный разбор. Сверяют с ответом на слайде.

Владеют способами конструктивного взаимодействия. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

  1. Постановка учебной задачи

Слайд 4-5.

-Тема нашего урока «Гласные в приставках пре- и при-.» Цель урока: знать о зависимости написания гласных в приставках пре- и при- от их лексического значения.

2) уметь определять лексическое значение приставки при- со значением «приближения».

Внимательно слушают, совместно с учителем формулируют цели урока.

Принимают и сохраняют учебные задачи.

  1. Работа по теме урока.
  1. Игра «Не спутай кармашки»

Слайд 6.

-Перед вами таблица. Вам необходимо распределить слова по кармашкам.

присоединение

приближение

близость

Неполное действие

Прикрепить, прийти, пришить, приморье, присесть, привокзальный, прибежать, приоткрыть, приклеить, приехать, привстать, пришкольный.

Учащиеся выполняют задание.

Сверяют с ответами на слайде.

Используют таблицу для решения учебно-практических задач. Формулируют ответы на поставленные вопросы. Осуществляют логические операции.

Слайд 7.

-Что общего у всех этих слов?

-Назовите четыре значения приставки при-

-Рассмотрите таблицу на с.111 учебника и сформулируйте правило о написании приставки пре-. Сравните его с правилом в учебнике на с.112.

Отвечают на вопросы.

Сверяют ответы со слайдом.

  1. Выполнение задания «Подбери слово»

Слайд 8.

-Догадайтесь, какое слово с приставкой при- или пре- соответствует каждому словосочетанию. Запишите его.

Пуговица к пальто, участок рядом со школой, чуть-чуть открыть, край у моря, гвоздь к стене, очень красивый, на самолете в Сочи, нарушитель закона.

Учащиеся выполняют задание. Сверяют с ответами на слайде.

Принимают и сохраняют учебные задачи. Осуществляют поиск средств их решения.

  1. Домашнее задание.

Слайд 9,10.

Записывают домашнее задание:

§ 31;

На выбор:

1. Сочинить сказку, используя как можно больше слов с изученной орфограммой.

2. Напишите заметку «Посадка деревьев» по опорным словам (8-9 предложений): пришкольный, привезли, прекратили, прибежали, принесли, приступили, предовольные.

3. Упр. 202.

Записывают задания, задают уточняющие вопросы.

Принимают и сохраняют учебные задачи. Осуществляют поиск средств их решения

  1. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

Слайд 11.

-Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги.

-Выполнили мы поставленные цели? Молодцы!

-Что дал вам сегодняшний урок?

 -Поделитесь своими впечатлениями. А для этого прошу вас продолжить фразу: «Сегодня на уроке…»

-Ребята, можно и мне закончить эту фразу.

 -Сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами.

Осталось поставить оценки.

Формулируют итоги урока.

Принимают и сохраняют учебные задачи. Осуществляют поиск средств их решения

                                                                          Лист контроля

Критерии  оценки устных ответов:

«5» - полное, правильное изложение материала с обоснованием своих суждений;

«4» -одно-два недочета в последовательности и языковом оформлении материала;

«3» - излагает материал неполно, непоследовательно, допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Критерии  оценки письменных заданий:

«5» - работа выполнена без ошибок;

«4» - допущены одна-две ошибки;

«3»- допущены 3-4  ошибки;

«2» - допущено 5 или более ошибок.

Критерии выполнения морфемного разбора:

«5»- нет ошибок;

«4»-1 ошибка;

«3»- 2 ошибки:

«2»- 3 или более ошибок

Список использованной литературы.

  1.   Богданова, Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1998.-176 с.
  2.   Граник, Г.Г. Секреты орфографии: Кн. для учащихся/ Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая.-М.: Просвещение, 1994. -222 с.
  3. Русский язык: учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.-М.: Просвещение, 2008.-254 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия

Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.

Цель урока:            1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...

Методическая разработка урока русского языка в классе - комплекте

Урок разработан в технологии модульного обучения....

Методическая разработка урока русского языка 5 класс «Диалог»

разработка урока русского языка "Диалог"...

Методическая разработка урока русского языка "Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий"

В материале представлен подробный конспект урока по  теме "Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий" и презентация к уроку...