Урок русского языка в 5 классе "Имя прилагательное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Горлова Ирина Владимировна

Урок изучения нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon imya_pril.zip777.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:   Имя прилагательное как часть речи

Цель урока:

                  1)общеобразовательные: дать понятие об имени прилагательном как части речи,

 сформировать представление о морфологических признаках имени

прилагательного, его роли в предложении;

                    2)развивающие: совершенствовать орфографические и

пунктуационные умения и навыки, развивать логическое мышление,

развивать речь;

                       3)воспитательные: формировать умение сотрудничать при выполнении упражнений, толерантность; воспитывать внимание и уважение к слову.

Оборудование: компьютер, презентация, словари, карточки-задания

Ход урока

Орг. момент

Проверка домашнего задания (Учащиеся представляют свои проекты об имени существительном)

Учитель:  Какой раздел науки о языке изучает имя существительное?  Слайд №1 «Части речи в русском языке».

Мотивационный этап

Учитель читает стихотворение «Сказка про краски». Приложение №1

- Да, действительно, мир наш удивительный и разный. Чтобы описать этот удивительный мир мы часто употребляем слова определенной части речи . Какой?

-Имена прилагательные

- Тема нашего урока: «Имена прилагательные»

А всегда ли мы умело используем в своей речи прилагательные? Признаюсь вам по секрету, я недавно подслушала один разговор имен существительных, когда проверяла ваши сочинения. Это были слова «небо», «снег», «вода». Они высказывали свои обиды, что школьники дали им в «друзья» постоянные прилагательные, от которых они никак не могут отделаться.

- Я во всех сочинениях голубое и безоблачное, - вздыхало Небо.

-А ко мне привязалось слово «чистый», - чуть не плакал Снег.

- Эх, дружок! Тебе еще ничего, тебя хоть иногда глубоким величают. А я всегда или прозрачная или, еще хуже, мутная, - безнадежно промолвила Вода.

- Что тут будешь делать? - вздохнули все вместе.

- Так скажите, зачем же изучать имена прилагательные? Слайд № 3

- Они украшают нашу речь. Делают ее яркой, выразительной.

- Вы, конечно, ждете мой вопрос: что вы знаете о прилагательном? И вы правы,  но перед тем, как его задать, я приглашаю вас на экзамен, на котором ученик по имени Митрофан демонстрирует свои знания.

Сценка  (Отрывок из комедии Фонвизина «Недоросль». Играют ученики 8 класса)

Правдин. Дверь. Например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан.  Дверь, котора дверь?

Правдин. Вот эта

Митрофан.  Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя стоит не навешена, так та покамест существительна.

Правдин (качает головой) Да!?

- Я уверена, что мне не придется так же вздыхать , как этому учителю, слушая ваши ответы о прилагательном.

Актуализация знаний

Так что вы уже знаете об имени прилагательном? Запишите в первую часть таблицы. Слайд №4

Я знаю

Узнал на уроке

 -Сформулируйте цель урока. Слайд №5

Изучение нового материала

-Чтобы привести знания в систему. в порядок, нужен план действий. По какому плану мы будем говорить о части речи?

- 1.Общее значение. Вопрос

2. Морфологические признаки

3. Синтаксическая роль.  Слайд №  6  (демонстрируется после ответов учеников)

Работа в группах . Задание: прочитайте лингвистическую сказку и текст для анализа. Ответьте на данные вопросы. Приложение №2 Слайд № 7- 9

Три человека работают у доски и выписывают словосочетания. Определяют род, число и падеж прилагательных.

Опрос.

- Что такое имя прилагательное? Что оно обозначает и на какие вопросы отвечает?

- Назовите все имена прилагательные, найденные вами в тексте.

- Как изменяются имена прилагательные, с какой частью речи они согласовываются?

Проверка работы у доски.

Голубого стекла(м.р., ед. ч, Р.П)

Дальний лес (м.р., ед. ч, И.П)

Белые свечки(мн. Ч. , В.п.) Слайд № 10

- Можно ли определить род прилагательных во множественном числе?

- Каким членом предложения чаще всего бывает прилагательное?

- Какова роль прилагательных в данном тексте. Слайд №11

Слайд №12 ( План- схема открывается с выводами о прилагательном)

Вы хорошо потрудились, но кому-то эта работа могла показаться однообразной, кому-то трудной. А кому-то в ней было мало новизны. Что ж и за новым дело не станет.

Слайд №13   Прочитайте предложения. Что это записано ? Объясните смысл пословиц.

Не отведав горького. не узнаешь и сладкого.

Корень учения горек, а  плод сладок.

- Близки ли по смыслу эти пословицы?

- А слова горький и сладкий это..?

- Антонимы.

Сравним:

Горького- горек

Сладкого –сладок. Слайд №14  Делают вывод о полных и кратких именах прилагательных.

Разобрать синтаксически предложение №2. Каким членом предложения является прилагательное в краткой форме? (У доски) Проверка: Слайд №15

Выводы. Слайд №16

Самостоятельная работа в группах.

Задание 1 группе: Определите по орфоэпическому словарю, как правильно произносятся следующие имена прилагательные: грушевый. зубчатый, кедровый, красивее, сливовый, кухонный Приложение 3

Задание 2 группе. Проверьте по орфографическому словарю,как пишутся следующие имена прилагательные: (А.о)лмазный. Б..гровый. Б..гряный. Б..рюзовый. Кр..стальный. С..реневый. Л..ловый Приложение 4

Задание 3 группе. Из «Словарика значений морфем» выпишите, при помощи каких суффиксов могут образовываться имена прилагательные. Приложение 5

После выполнения задания группой посылается «делегат» в другие группы , объясняет суть вопроса своим одноклассникам и просит, чтобы они записали.

Еще раз учитель обращает внимание учащихся на правописание прилагательных. Слайд №.17

- А теперь подарите предмету признак

1 гр. – снег

2гр. –вода

3 гр. – небо

Проверка.

Подведение итогов урока по таблице «Узнал новое». Слайд №18

Дом. задание : Упр 578 устно, 577или574.

Рефлексия. Слайд №19

- Оцените себя по 10-балльной шкале.

 -«Я»: как работал на уроке. Допускал ли ошибки?

-«Мы»: насколько мне помогли одноклассники, учитель, а я – им?

-«Дело»: понял ли материал? Узнал ли больше?

-

МОУ «СОШ №1»

Урок русского языка

«Имя прилагательное как часть речи»

5 класс

 

Учитель:  Горлова И.В.

2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.

Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...

Урок русского языка на тему "Деепричастие как часть речи"

Презентация к уроку-экскурсии по родному селу....

Урок русского языка в 7 классе СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Технология естественного обучения Термин "технология естественного обучения" введен Н.Н. Суртаевой и подробно описан в ее диссертационном исследовании (1995). В основу данной технологии положены идеи ...

Урок русского языка по теме "частица как часть речи"

Урок русского языка по теме "частица как часть речи"...

План-конспект и презентация к уроку русского языка по теме :"Прилагательное как часть речи"

Конспект урока разработан с учетом новых требований ФГОС, с указанием ЭОР....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...