Диктант-встреча с интересным собеседником.
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) по теме

Пахомова Светлана Иосифовна

Полученная в форме диктанта-встречи информация не только пробуждает личностное начало в подростке, но и стимулирует работу памяти, пробуждает интерес к способам оформления мысли, освобождая от стресса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diktant-vstrecha.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

Диктант-встреча с интересным собеседником. Полученная в форме диктанта-встречи информация не только пробуждает личностное начало в подростке, но и стимулирует работу памяти, обостряет интерес к способам оформления мысли, освобождая от неизбежного для всяческих диктантов-поединков стресса. Диктанты-встречи, нацеленные на активное восприятие текста, могут быть предупреди-тельными, объяснительными, выборочными, творческими. Главное – подобрать материал, дающий толчок к размышлениям. (РЯ № 9, март 1999. Л.Н.Рослякова).

                                               СВЕТ ПРОШЛОГО

Мы жили в стране, где прошлое не только бесконечно переписывали, но и последовательно отнимали у людей, заставляя забывать о своих корнях, об истории своей семьи. Чтобы остаться в институте, чтобы сохранить работу, людей заставляли отрекаться от родителей; и сотни тысяч вынуждены были на это пойти. Но ведь прошлое человека – органическая его часть. Отнимая у людей прошлое, власть превращала их в инвалидов нравственных.

В свое время меня совершенно потрясло то, что одни из первых, кто попал под нож репрессий, были краеведы. Арестованы были практически все, и большинство погибло в лагерях. Но ведь краеведы абсолютно не были связаны ни с политикой, ни с экономикой, ни с внутрипартийной борьбой. У людей пытались отнять свою, местную, особую историю: от Ленинграда до Владивостока должно было существовать одно прошлое, один словарь, одна идеология.

Для любой диктатуры необходима абсолютно однородная, прозрачная среда, чтобы приказ доходил неискаженно и мгновенно. Отличия между людьми, помимо их физических особенностей, заключаются именно в их прошлом.

В самом деле, в будущем они не жили, настоящее бесконечно и вместе с тем мгновенно (оно тут же уходит в прошлое); именно прошлое делает нас людьми.                                                             (По В.Шарову)

МЫ ПОЛУЧАЕМ МИР КАК ПОДАРОК

Я убежден, что большинство людей боится жизни. Мы боимся быть самими собой.

Жизнь связана с риском. Она означает активную вовлеченность. Жизнь – это испачканные руки. Это прыжок в центр толпы. Это падение лицом вниз. Но это и взлет выше головы, к звездам!

Мне нравится такой образ. Когда мы появляемся на свет, то получаем  весь мир в качестве подарка. Огромная коробка с громадной, длиннющей лентой! Однако некоторые люди даже не утруждают себя, чтобы развязать ленту, не говоря уже о том, чтобы раскрыть коробку. Если же они всё-таки открывают ее, то ожидают увидеть там только красоту, чудо и восторг.

К их удивлению, оказывается, что в жизни есть также боль и отчаяние, есть одиночество и сомнение. Всё это – часть жизни. Не знаю, как вы, но я не хочу пройти мимо жизни. Я хочу узнать всё, что есть в этой коробе. Вот эта маленькая коробочка называется Страдание. А вот в этом свертке – Одиночество. И знаете, что будет, когда я его разверну? Я испытаю одиночество. И когда вы мне скажете: «Как мне одиноко», я пойму вас лучше. Я хочу узнать все это! Я знаю, что там есть и Радость, и Восторг! И найду их.

Я всегда восхищаюсь, когда вижу одновременно многих людей. Такие разные лица, удивительные и прекрасные. Мы все уникальны, потому что у каждого есть какое-то послание, которое он должен высказать. Посвятите жизнь его поискам.

                                                        (По Л.Баскалья)

Грамматические задания.

1.Выписать все местоимения (при повторе пропускать), указать разряд. В1 – от начала до конца, В.П – от конца к началу.

2. Выписать по СС на каждый тип связи. В.1 – 3-й абзац, В.П -4-й.

3.Синтаксический разбор  В.1 «Мне нравится такой образ», В.П – «Посвятите жизнь его поискам».

Диктант-встреча.

ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ САМИМ СОБОЙ?

Строго говоря, есть два необходимейших условия жизни высоконравственного человека: умение видеть другого, особенного страдающего другого, и умение видеть себя без прикрас.

Внимание к себе особенно свойственно юному возрасту. Кто мы? Похожи друг на друга – огорчаемся: хочется отличиться. Отличаемся – тоже нехорошо, вроде как белая ворона. Кем быть? Каким быть?

Самим собой. Это единственно верный совет. Он прост, но дорога к себе сквозь чужое, ложное, ненужное, быть может, самое трудное на свете.

Строительство личности начинается с внимания к себе, а заканчивается состраданием к другим, милосердием к другим, ответственностью перед другими.

Какими будем мы, такой будет и наша жизнь. Каждый должен выковать свою позицию в процессе каждодневного выбора, каждодневного размышления.

И все же одно дело – судить других, а иное – начинать с себя. Судить, рассуждать, понимать. Понимание - важнейший момент в размышлениях о судьбах людей.

Разбираясь в хитросплетениях частной   и общей жизни, интеллигентный человек приходит к такому выводу: понимать других, а счет предъявлять себе. Интеллигент не тот, кто непременно получил высшее образование, а тот, кто всем существом своим постиг истинные нравственные ценности и уж не примет поддельную стекляшку чьей-то болтовни за подлинный бриллиант.    

                                                   (По О.Кучкиной)

Диктант-встреча.

СОХРАНИ СВОЮ МЫСЛЬ.

Как ни жалка твоя жизнь, гляди ей в лицо и живи ею, не отстраняясь от нее и не проклиная ее. Она не так плоха, как ты сам. Она кажется всего беднее, когда ты всего богаче. Придирчивый человек и в раю найдет, к чему придраться. Люби свою жизнь, как она ни бедна.

Не хлопочи так усиленно ни о новых друзьях, ни о новых одеждах. Вещи не меняются, это мы меняемся. Продай свою одежду, но сохрани мысли. Бог позаботился о том, чтобы ты не остался одинок.

Пусть каждый займется своим делом и постарается быть тем, кем он рожден быть. К чему это отчаянное желание преуспеть? Если человек не шагает в ногу со своими спутниками, может быть, это оттого, что ему слышны звуки иного марша? Пусть же он шагает под ту музыку, которая ему слышится, хотя бы и замедленную, хотя бы и отдаленную. Зачем ему превращать свою весну в лето?

Зачем ему превращать свою весну в лето?

Не стремись непременно подвергнуться множеству влияний – все это суета. В смирении, как во тьме, ярче светит небесный свет. Если бедность ограничивает твои возможности, если тебе, например, не на что купить книг и газет, тебе остаются более важные жизненные дела. Ты пробуешь жизнь возле самой косточки, где она всего вкуснее, тебе не дают терять время зря. На лишние деньги можно купить только лишнее. А то, что необходимо душе, за деньги не купишь.

                                                                    (По Г.Торо)

Диктант-встреча.  КНИГИ КАК ЛЮДИ.

Книги – это не просто памятники культуры. Это самые живые и верные друзья, самые безотказные и мудрые собесед-ники, утешители, помощники. О книгах сказано много добрых слов, но мне кажется, что и самых восторженных слов сказано недостаточно. Я думаю, что жизнь вокруг нас такая плохая оттого, что мы читали наши любимые книги мало, недостаточно, плохо.

Долгое время нам внушали, что наша страна – самая читающая в мире. Если это и правда по каким-то статистическим выкладкам, то, значит, читали мы не те книги или читали не так, как нужно читать.

Я никогда не поверю, что из тех, кто в детстве с волнением, сопереживанием, сочувствием читал Гюго, Марка Твена, Диккенса, Сервантеса, могут вырасти подлецы и насильники.

Я не понимаю, как можно читать Пушкина, любить Пушкина и быть равнодушным к добру и красоте, немилосердным, недоброжелательным.

Значит, читали мы, не понимая того, что читаем, не отзываясь душой, не согласовывая со своей жизнью, читали, как невежды, как дураки.

Конечно, если так читать, то лучше и совсем не читать, жить так, как жили до сих пор, без смысла, без света.

Книги как люди. Мы ведь не со всеми дружим, не в каждого или в каждую влюбляемся. Но только пусть в общении с книгой, в дружбе с ней непременно участвуют голова, сердце, душа. Только тогда будут смысл и польза. (По Б.Чичибабину)

Задания. 1.Выписать причастия из абзацев 1,2, указать разряд.

2.Выписать прилагательные в совершенной форме в 1 абз.

3.Найти и указать служебные части речи в последнем и предпоследнем абзацах.

4. Графически указать СПП с несколькими видами придаточных, указать вид соподчинения, вид придаточных.  

5. Указать  метонимию, метафору, сравнение, антонимы.

Диктант-встреча.

МНОГОТРУДНАЯ ЛЮБОВЬ.

Есть выражение – многотрудная любовь. Многотрудность любви заключается в том, что любить – значит доставлять радость другому. Любовь требует таких же больших усилий, нравственных и волевых, как творчество, как воспитание детей.

Мелочность – вот страшный враг любви. Мелочность проявляется там, где люди, вступая в брак, не принесли собой ничего, кроме молодости и желания беззаботно наслаждаться радостями любви.

Правильная оценка самого себя – вот основа взаимопонимания и чуткости. Известно, что чуткий человек всегда относится к себе критически, что он знает свои сильные и слабые стороны. А потому ему удается понять, угадать, что творится в душе любимого, в чем тот нуждается – в слове утешения или, может быть, в молчании.

Нечуткому человеку бывают порой непонятны молчаливость, замкнутость, холодность или раздражительность любимого. Он просто не умеет откликнуться на беду ближнего.

Там, где есть чуткость, никогда не возникнут размолвки по мелочному поводу, потому что чувства не тратятся впустую.

Есть люди, которые, любя в человеке хорошее, закрывают глаза на плохое, ничего не делают, чтобы это плохое исчезло. Это неправильно.

Если я вижу, что мой избранник глубоко переживает мои недостатки, мне становится радостно от его участия, от его заботы о моем будущем. И я стараюсь стать лучше.

                                                              (По В.Сухомлинскому)

Задания. 1. Указать разряды местоимений последнего абзаца.

2.Определить морфологическую принадлежность выделенных слов.

3.Указать вид придаточных и способ соподчинения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе "Будем талантиливыми собеседниками"

На примере специально подобранных текстов дети учатся говорить правильно (верно образуя формы слов, расставляя ударения), точно (без слов- "пустышек", слов-паразитов), выразительно (стараясь распростр...

Задачник-собеседник о вреде курения

Название ЦОР: «Задачник-собеседник для учащихся 5-6 кл о вреде курения»;Рекламно-техническое описаниеПредмет: математика;Уровень образования: пропаганда здорового образа жизни;Тип ресурса: ЦОР с...

Воспитательный час "Как стать интересным собеседником"

Быть хорошим собеседником - не значит красиво и речисто говорить самому, пересыпать свою речь неумными остротами и анекдотами. Вас сочтут приятным собеседником, если вы будете говорить меньше, давая в...

"Как вести конструктивный диалог с англоговорящими собеседниками"

При общении россиян с англоговорящими собеседниками возникают определенные трудности.  Важно понять, что  отличия их речевого поведения связаны с расхождениями в трактовке вежливости, а вежл...

Проверочная работа по теме:"Межличностное общение. Традиционные способы выражения различного рода просьб, вопросов, предложений и мнений с англоязычным собеседником".

Данная работа содержит  задания, предназначенные для проверки усвоения учащимися правила формирования вопросительных конструкций, просьбы, предложения, выражения своего мнения с англоязычным собе...

Индивидуальный педагогический проект учителя английского языка «Мои учащиеся- интересные собеседники и успешные конкурентно-способные граждане своей родной страны».

В своем проекте учитель подробно описывает результаты своего проекта и делится методами достижения результатов.Результаты: уровень мотивации в изучении языка возрос в среднем за 5 лет с 43% до 78%. Из...