Как стать интересным собеседником?
классный час по теме

Беседа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_stat_interesnym_sobesednikom.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа на тему

“Как стать интересным собеседником”

Задачи: познакомить учащихся с основными требованиями, предъявленными к культуре речи

Ход подготовки.

1.Учащимся предлагаются следующие задания:

-прислушайтесь к речи окружающих людей.

Попытайтесь по речи окружающих людей социальное положение, профессию, уровень образованности и культуры.

-прислушайтесь к своему языку и тому, как говорят вами товарищи. Много ли грубых слов и слов-сорняков используется в речи?

Как ваша речь отражается на настроении и самочувствии окружающих людей?

-оцените свое умение слушать собеседника с помощью вопросов: легко ли я отвлекаюсь во время разговора? Не делаю ли я вид, что слушаю? Часто ли перебиваю собеседника? Получали вы удовлетворение от разговора, получил ли удовольствие ваш собеседник?

2. Провести собеседование с учащимися по  вопросам: какими качествами на ваш взгляд должен обладать собеседник? Легко ли вы находите общую тему в разговоре с родителями, товарищами, одноклассниками? Придерживаетесь ли вы требований речевого этикета в общении с людьми?

3.Для плакатов высказывания:

“Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык-это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этими могущественными орудием» (И.С.Тургенев) «Нет на свете оружия сильнее слова. Недаром говорят, что словом человеческим можно сдвинуть гору с места. Словами сражаются, словами любят, словами ненавидят, словами убивают, словами творят величайшие дела в истории человечества» (К.С. Станиславский).

«Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться  к тому, как он говорит» (Д.С. Лихачев).

Русские народные пословицы о вежливости и воспитанности: «Учись вежливости у невоспитанного», «Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани», «Умей обойтись с глупым, а умный сам с тобой обойдется».

4. В классном уголке красочно оформить и повесить требования к культуре речи. Содержание требований:

«Стремись свои мысли выражать кратко, точно, и понятно, избегая пустословия, повторения одного и того же».

Избегай ненужных слов: «знаете», «значит» др. Не употребляй вульгарных слов и выражений. Будь в словах также вежлив, как в поступках. Никогда не давай прозвище и клички товарищам. Это унижает человеческие достоинства. Культура человека выражается не только в умении говорить, но и слушать».

План-конспект беседы.

  1. Какой он хороший собеседник?

Учащиеся делятся своими наблюдениями, отвечают не вопросы, предложенные в ходе подготовки.

Пояснение учителя.

Быть хорошим собеседником – не значит красиво и речисто говорить самому, пересыпать свою речь неумными остротами и анекдотами.

Вас сочтут приятным собеседником, если вы будете говорить меньше, давая возможность высказаться другим, и внимательно выслушивая их. Известен такой случай: Однажды к Б. Шоу один из его знакомых обратился  вопросам: «Госпожа Х. писала мне, что вы чудесный собеседник и прирожденный рассказчик. Что вы ей рассказывали?» Шоу ответил: «Я молчал, рассказывала она».

  1. «Я говорю, мы говорим».

Учащимся предлагается проиграть различные виды разговоров между людьми (деловой, дружеский, с родителями, учителями, одноклассниками и др.)

1) «Встреча двух друзей». Два одноклассника встречаются у входа в кинотеатр. Один из них только что посмотрел интересный кинофильм.

-Ты откуда?

-Из кино.

-Хорошая была картина?

-Ух, и здорово!

-Что же здорово?

-Да понимаешь, так здорово! Сначала, значит, он вдруг узнает, а потом понимает. Ну и ну и пошло… Он ему как даст, а тот раз и в машину. Тут началось погоня. Машина раз, и перевернулась. Тот  вскочил и в речку…   Ну, в общем здорово!.. Понимаешь?

-???  

2) «Как дела в школе?» Сын приходит из школы. «Как дела в школе?» - спрашивает мама. «Нормально», - буркнул он. «Как написал контрольную по математике?» «Нормально…» «Ты поел в школе?»- интересуется мама. «Угу, нормально,- бросая сумку в угол прихожей, уже почти за дверью кричит сын.- Я пошел гулять».

3) «Несостоявшийся разговор». У меня зазвонил телефон. Я снял трубку. «Кто?»- кратко и без предисловий громыхнула мембрана. – С кем я говорю?» Тронутый простотой общения, я несколько растерялся, и не подумал, как следует, брякнул первое, что обычно приходит в голову при встрече. «Здрасьте,- сказал я и добавил: А вам кто нужен?» «Что?- переспросила трубка, в свою очередь, оторопев от моей бестактности. – Куда я попал?». «Здравствуйте, товарищ!- окончательно взорвавшись, повторил я. – А куда вы хотели попасть?»

 Не в силах выносить издевательства, жертва моего телефонного куража, не нарушая краткости стиля, в сердцах назвала направление, которое вряд ли значится хоть в одном адресном столе мира, и в панике бросила трубку…

Упражнения, направленные на формирование навыков ведения и управления беседой.

Упражнение 1. Разделившись на группы по 3-4 человека, начните разговор на любую тему. Через 3-5 минут обсудите следующие вопросы: кто был инициатором начала беседы? Кто предложил тему разговора? Кто активно участвовал в разговоре, кто отстранился от него?

Упражнение 2. Группа ребят ведет какой-то разговор. К ним подходит одноклассник и пытается вступить в разговор. Ситуация проигрывается несколько раз. Насколько тактичным и уместным было включение в разговор? и т. д.

Упражнение 3. Вы знаете, что у вашего одноклассника есть интересная книга. Но вы никак не можете взять у него книгу, т. к. товарищ очень жадный и корыстный. Попытайтесь так провести беседу с этим товарищем, чтобы он не смог отказать вам. Ситуация проигрывается несколько раз и обсуждается наилучший вариант.

 По тому, как говорит человек, как общается с людьми, можно легко и просто определить степень его интеллигентности, способности к чуткому и заботливому отношению к людям. «По настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен. Что его слово и так весомо», - пишет в своей книге «Письма о добром и прекрасном» академик Д.С. Лихачев.

 С чего начинается разговор? Поводом для беседы может быть прочитанная книга, статья, телепередача и др. В некоторых случаях лучше начать с маленького вступления, спросить друг друга о здоровье, о каких-то известных вам проблемах собеседника. Это создает доверительную обстановку.

 Тактичная шутка, юмор оживляют любую беседу, а порой помогают разрядить обстановку, облегчить общение. Избегайте самоуверенных интонаций в разговоре. Чаще оскорбительным является именно тон разговора.

 Для установления взаимопонимания с человеком в ходе беседы важно знать особенности его характера. Различают собеседника доминантного и недоминантного, мобильного  и ригидного, экстраверта и интроверта. Каждому из них присущи свои особенности входить в контакт с людьми, вести беседу и др.

4. Умеем ли мы слушать?

Вопросы учащимся: вспомните случаи, когда непонимание собеседника, конфликты возникали из-за невнимательности к словам собеседника, неумения слушать. С кем вы предпочитаете общаться: с тем, кто умеет слушать или с тем, кто умеет говорить? Какие качества нужны человеку для того, чтобы внимательным слушателем быть?

Игры и упражнения на развитие сосредоточенности, внимательности к звучащим словам, избирательности в восприятии звучащей речи.

1.Что слышите, что видите. Прислушаемся к окружающим нас звукам. Какие звуки слышны? Что является источником шума? Вообразим, что мы находимся в лесу. Что «слышите», что «видите»? кто больше «услышит» звуков?

2. Кто самый внимательный? 1. Укажите,  в каком из слов:  портной, подвал, труба, канал, антракт, есть буква «д».  2.  В перечне слов рот, кот, мот, год, крот вторым стоит слово мот. Правильно? 3. Мама дала папе поручение: купить мясо, масло, мыло, спички. Он купил масло, сало, спички и мясо. Что папа забыл купить?

 Пояснения учителя. Непонимание материала, пройденного на уроке, своего собеседника, товарища, выступающего на собрании, во многом зависит от того, что мы не умеем внимательно слушать, сосредоточиться. 80% времени бодрствования у большинства людей уходит на различные формы общения, а половина этого времени приходится на слушание. Однако исследования показали, что мы используем  около 25% нашей способности слушать.

Слушанию может мешать: чрезмерная заинтересованность внешностью собеседника или выступающего, обдумывание каких-то проблем, повышенная внимательность к каким-то недостаткам говорящего и др. Слушая, необходимо забыть личные предубеждения против собеседника, не пытаться мешать и одновременно делать еще два- три дела.

Существуют следующие правила эффективного слушания:

Во время лекции или в разговоре с людьми настройте себя на волну внутренней заинтересованности в предстоящей теме беседы. Слушая, выделите для себя главные мысли, постарайтесь правильно понять их.

Сопоставляйте полученную информацию с собственной. Отметьте, что нового вы узнали. Мысленно формулируйте вопросы к выступающему или собеседнику (обязательно задайте их).

Не прерывайте собеседника. Дайте высказать мысль до конца. Надо научиться выслушивать до конца даже то, что кажется вам абсурдным, ошибочным или оскорбительным.

Помните, что кризисы внимания приходятся на 15-ю и 30-35 минуты. Для концентрации внимания полезно мысленно проделать упражнения: ((2-3)*5)2 и др.

Литература.

Мудрик. О воспитании старшеклассников.

Порташик. Вульфов. Педагогические ситуации.

Бадмаев. Выступление, беседа - всегда общение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Лингвистические исследования учащихся- это интересно"

Статья обобщает опыт работы учителей иностранных языков гимназии №105 Выборгского района г. Санкт-Петербурга по организации исследовательской деятельности учащихся. Описываются основные задачи и ...

Интересная статья по вопросу о статусе слов поэтому, потому.

Мне показался интересным этот материал, т.к. в 9-11 классах постоянно сталкиваюсь с неверной характеристикой сложных предложений, содержащих данные слова во второй части....

Статья "Как сделать урок интересным"

Размышления о том, как поддержать интерес учащихся на уроке...

Воспитательный час "Как стать интересным собеседником"

Быть хорошим собеседником - не значит красиво и речисто говорить самому, пересыпать свою речь неумными остротами и анекдотами. Вас сочтут приятным собеседником, если вы будете говорить меньше, давая в...

Статья"Обучение математике может быть интересным"

Хорошо известно, что одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат, как говорят психо...

Статья «Фотосинтез, 6 класс: интересно и легко». (Из опыта работы)

Статья содержит сценарий открытого урока «Фотосинтез»....